Когда апостол Петр уже утвердил Церковь Божию в Риме своим свидетельством, а Павел основал Церкви по всему Средиземноморью, когда утихли споры об обрезании и свободе, когда почти все «очевидцы и свидетели Слова» (Лк. 1:2) были убиты – тогда изрек слова апостол Иоанн:
«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа…
[И увидел Сына Человеческого], и Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв и се, жив во веки веков… и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего…» (Откр. 1: 9; 17–19).
Апостол Иоанн вообще загадочная личность. Его Евангелие самое сложное для понимания, самое «богословское», словно взгляд на всем известные события, но только – с высоты птичьего полета. Как сумел он взять эту высоту? Церковь объясняет нам: он черпал «токи Богословия» на груди Иисуса. Человек тонкой и чуткой души, он полюбил Учителя и стал пристально всматриваться в Его внутренний мир, вслушиваться в Его слова и внутреннее свидетельство Духа в своем сердце.
Плодом этого внимания к Логосу стало четвертое Евангелие. А затем, в конце его долгой жизни, закончившейся почти вместе со столетием, Иоанну были показаны судьбы Церкви в истории…
«И Ангелу Ефесской церкви напиши: …знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое… Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:1–4).
Не нужно думать, что написанное конкретной общине I века нашей эры относится только к ней. Это послание всякой общине и любой Церкви, больше того – каждому христианину. И в разные моменты истории-жизни к нам может относиться то или иное слово, обращенное к «семи церквам» Апокалипсиса.
Задумываясь о судьбе Церкви Русской, видишь многочисленные параллели с тем, что писал в I веке апостол Иоанн
Задумываясь об исторических судьбах Церкви Русской, не можешь не увидеть многочисленные, бьющие в точку параллели с тем, что писал в I веке апостол Иоанн.
«И Ангелу Смирнской Церкви напиши: …знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 8–10).
Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, побывал и под арестом, и под судом. Возможно, он был бы рад испытать и большее, чтобы не оказываться в лучшем положении, чем его собратья-мученики. Но Господь уготовал ему другой венец: исповедничества и пророчества.
Пророческим предвидением началось и закончилось его первосвятительское служение. Узнав об избрании в патриархи в 1918 году, Тихон, митрополит Московский, сказал в ответ на поздравления:
«Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: “Плач, и стон, и горе” – и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2: 10; 3: 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских, и предстоит умирание за них во вся дни. А сим кто доволен даже и из креплих мене! Но да будет воля Божия!»
Это был взгляд в будущее – подобный тому, которым обозревал его Иоанн Богослов
Это был орлиный взгляд в будущее – подобный тому, которым обозревал его Иоанн Богослов. К избранному в условиях гражданской войны и большевистского террора патриарху как нельзя лучше относились слова Иезекииля:
«И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: “так говорит Господь Бог!” Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы» (Иез. 2:3–7).
А на пороге смерти Патриарх сказал келейнику: «Теперь я засну. Крепко и надолго. Ночь будет темной и длинной». Между началом и концом его служения – бессонные ночи, молитвы, волнения и безмолвное мученичество, закончившееся для Патриарха Тихона 7 апреля 1925 года, в день Благовещения.
И слышится (пусть и не сказанное и не начертанное):
«И Ангелу Русской Церкви напиши: “Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Тихон…”» (ср.: Откр. 2:12).