И Ангелу Русской Церкви напиши...

К празднованию памяти апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского

Апостол Иоанн Богослов и святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси Апостол Иоанн Богослов и святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
    

Когда апостол Петр уже утвердил Церковь Божию в Риме своим свидетельством, а Павел основал Церкви по всему Средиземноморью, когда утихли споры об обрезании и свободе, когда почти все «очевидцы и свидетели Слова» (Лк. 1:2) были убиты – тогда изрек слова апостол Иоанн:

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа…

[И увидел Сына Человеческого], и Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв и се, жив во веки веков… и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего…» (Откр. 1: 9; 17–19).

Апостол Иоанн вообще загадочная личность. Его Евангелие самое сложное для понимания, самое «богословское», словно взгляд на всем известные события, но только – с высоты птичьего полета. Как сумел он взять эту высоту? Церковь объясняет нам: он черпал «токи Богословия» на груди Иисуса. Человек тонкой и чуткой души, он полюбил Учителя и стал пристально всматриваться в Его внутренний мир, вслушиваться в Его слова и внутреннее свидетельство Духа в своем сердце.

Плодом этого внимания к Логосу стало четвертое Евангелие. А затем, в конце его долгой жизни, закончившейся почти вместе со столетием, Иоанну были показаны судьбы Церкви в истории…

«И Ангелу Ефесской церкви напиши: …знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое… Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:1–4).

Не нужно думать, что написанное конкретной общине I века нашей эры относится только к ней. Это послание всякой общине и любой Церкви, больше того – каждому христианину. И в разные моменты истории-жизни к нам может относиться то или иное слово, обращенное к «семи церквам» Апокалипсиса.

Задумываясь о судьбе Церкви Русской, видишь многочисленные параллели с тем, что писал в I веке апостол Иоанн

Задумываясь об исторических судьбах Церкви Русской, не можешь не увидеть многочисленные, бьющие в точку параллели с тем, что писал в I веке апостол Иоанн.

«И Ангелу Смирнской Церкви напиши: …знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 8–10).

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, побывал и под арестом, и под судом. Возможно, он был бы рад испытать и большее, чтобы не оказываться в лучшем положении, чем его собратья-мученики. Но Господь уготовал ему другой венец: исповедничества и пророчества.

Пророческим предвидением началось и закончилось его первосвятительское служение. Узнав об избрании в патриархи в 1918 году, Тихон, митрополит Московский, сказал в ответ на поздравления:

«Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: “Плач, и стон, и горе” – и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2: 10; 3: 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских, и предстоит умирание за них во вся дни. А сим кто доволен даже и из креплих мене! Но да будет воля Божия!»

Это был взгляд в будущее – подобный тому, которым обозревал его Иоанн Богослов

Это был орлиный взгляд в будущее – подобный тому, которым обозревал его Иоанн Богослов. К избранному в условиях гражданской войны и большевистского террора патриарху как нельзя лучше относились слова Иезекииля:

«И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: “так говорит Господь Бог!” Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы» (Иез. 2:3–7).

А на пороге смерти Патриарх сказал келейнику: «Теперь я засну. Крепко и надолго. Ночь будет темной и длинной». Между началом и концом его служения – бессонные ночи, молитвы, волнения и безмолвное мученичество, закончившееся для Патриарха Тихона 7 апреля 1925 года, в день Благовещения.

И слышится (пусть и не сказанное и не начертанное):

«И Ангелу Русской Церкви напиши: “Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Тихон…”» (ср.: Откр. 2:12).

Павел Смирнов

9 октября 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Тихое мужество патриарха Тихона Тихое мужество патриарха Тихона
Георгий Великанов
Тихое мужество патриарха Тихона Тихое мужество патриарха Тихона
Георгий Великанов
Святитель Тихон был «слушающей» властью. И это было «слушание» не только противоречивых человеческих голосов, но прислушивание к путям Промысла Божия.
Апостол Любви Апостол Любви
Иером. Иов (Гумеров)
Апостол Любви Апостол Любви
Слово в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси
Иеромонах Иов (Гумеров)
Ему усвоено имя Апостола Любви. Он прошел долгий благодатный путь, не иссякая именно в этой добродетели. (MP3 файл. Продолжительность 19:21 мин. Размер 14 Mb)
Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона
Архим. Иоанн Крестьянкин
Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христианства, и звено последнее — святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле?
Комментарии
Людмила Владимировна 20 ноября 2017, 18:34
Прошу помочь найти художника, который написал патриарха Тихона идущим в полный рост без спутников. Фон серо-голубой, вроде - видела только раз этот портрет. Хочу найти и распечатать
евгений 9 октября 2016, 18:09
Спасибо за прекрасные,проникновенные слова о Св. Тихоне. Какая удивительная парраллель проведена,объеденив память обоих Святых,в этот день празднуемую. Утешили+++++++++++++++++++++
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×