Рейтинг: 8.9|Голосов: 72
Елена Лебедева
Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах.
Рейтинг: 9.1|Голосов: 164
Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 209
Церковь св. Димитрия Солунского в Москве находилась на Тверской улице на углу с Тверским бульваром, там, где сейчас стоит серый дом с магазинами «Армения» и «Дары моря». Стояла церковь так: сама церковь на месте магазина «Армения» и музея-квартиры Коненкова на Тверском бульваре, а шатровая колокольня – на месте кондитерской на Тверской улице.
Рейтинг: 8.6|Голосов: 96
В старой Москве имелось множество церквей, освященных во имя святой великомученицы Екатерины - ныне действующие, закрытые, разрушенные, домовые (в том числе в домах старообрядцев), больничные, монастырские и обыкновенные приходские.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 226
Великолепная приходская церковь во имя Тихвинской иконы находится поблизости от гостиницы «Космос» на возвышенности, названной красивым старомосковским именем «Церковная горка» – по храму. Своей архитектурой она напоминает знаменитую церковь Троицы в Никитниках близ Варварки, построенную в те же времена.
Рейтинг: 6.5|Голосов: 118
Самая известная в Москве Всехсвятская церковь находится на Славянской площади близ Солянки. Одна из древнейших в нашем городе, она была основана, по преданию, великим князем Дмитрием Донским: вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, он немедленно приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения.
Рейтинг: 9.4|Голосов: 16
Подвиг святых Кирилла и Мефодия — создание в 863 году славянской азбуки — дало нам не только письменность, но и возможность совершать богослужения и читать Священное Писание на родном языке. Само становление русской государственности совпало с рождением славянской азбуки. Кирилло-Мефодиевские торжества в России и Москве второй половины XIX века можно отчасти сравнить с пушкинскими торжествами — они были таким же осмыслением истоков национального самосознания и русской идеи в свете подвига солунских братьев.
Рейтинг: 4.5|Голосов: 101
Традиция чествования в Москве великих побед над иноземными врагами менялась с течением времени. В древности национальную победу отмечали церковным торжеством, при Петре I появились государственные триумфы, позднее создавали гражданские памятники и воинские мемориалы, но на протяжении веков сохранялся устойчивый символ победного праздника – благодарственные и памятные храмы.
Рейтинг: 7.1|Голосов: 72
Ранним утром 17 октября 1837 года из Алексеевского монастыря в Красное Село через весь город отправился огромный крестный ход с молебным пением, святыми иконами и хоругвями. У врат Крестовоздвиженской церкви шествие встретил святитель Филарет в голубом облачении и совершил первую на новом месте литургию. Верующие стекались со всего города помолиться в новых стенах обители.
Рейтинг: 5.7|Голосов: 14
Уникальная гимназия Франца Креймана, куда принимали всех исключенных из казенных гимназий учеников, стоит особняком среди московских гимназий как самый оригинальный педагогический эксперимент. Она задумывалась и как образовательное, и как воспитательное заведение, призванное подготовить к самостоятельной жизни достойного «человека-христианина» и гражданина, полезного для общества и приученного школой к труду, хотя бы и на скромном поприще. А ключ к такому воспитанию, прежде всего, религия: «сначала должно научиться быть людьми, а потом уже учиться быть полезными гражданами».
Рейтинг: 8.5|Голосов: 6
Указом от 25 февраля 1705 года в Москве была учреждена школа пастора И.-Э. Глюка, вошедшая в историю как первая московская гимназия. Дореволюционное гимназическое образование дает пример уникального опыта в отечественном просвещении, не утратившего ценности и актуальности и в наши дни.
Рейтинг: 4.7|Голосов: 3
25 января 2010 года исполняется 255 лет со дня основания Московского университета. История и символика его зданий запечатлела все этапы развития главного вуза России, в котором решалась судьба отечественного просвещения.
Рейтинг: 7.7|Голосов: 32
300 лет назад, 18 декабря 1709 года, родилась императрица Елизавета Петровна. Воспоминания о ней современников и оценки ее личности учеными последующих поколений весьма противоречивы, но она была «последней русской императрицей» и самой московской из всех правителей петербургского периода.
Рейтинг: 7.2|Голосов: 40
Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.
В 2010 году будет полностью восстановлен дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который современники называли «восьмым чудом света». Многие считают ненужным восстановление утраченных памятников истории. Между тем дворец в XVII веке увенчал «русскую идею» Коломенского и остался апофеозом гражданского деревянного зодчества средневековой Москвы.
Рейтинг: 7.8|Голосов: 20
120 лет назад, 17 октября 1889 года, скончался Н.Г. Чернышевский, вождь революционных демократов и создатель самой известной русской социалистической утопии. Менее известно, что он начинал свой путь верующим человеком.
Рейтинг: 4.8|Голосов: 24
Идея Московского Кремля как алтаря традиционно видится в его соборах и храмах. Между тем, царский дворец имел самостоятельное значение в эсхатологической модели Московского Кремля, символизируя национальную идею «Москва – Третий Рим».
Рейтинг: 7.2|Голосов: 50
Как архитектор он был всеохватен. Помимо светских зданий возводил и старообрядческие, и лютеранские, и православные храмы и часовни. Работа со старообрядцами открыла католику Шехтелю дорогу к русскому стилю, который он воплотил в своем модерне и который в конце концов привел его к Православию. В 1915 году, когда Первая мировая война была в разгаре, поволжский немец Шехтель перешел в Православную Церковь с именем Федор.
Рейтинг: 8|Голосов: 8
70 лет назад открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, памятная многим под более поздним названием – ВДНХ. Она была основана для демонстрации успехов колхозного строя, но стала архитектурным образом коммунистической утопии. К советскому «парадизу» вела «святая дорога» Москвы, по которой путники с древности ходили на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Ее спешно перестроили согласно новому назначению: снесли храм Адриана и Наталии, выстроенный в память венчания царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, сломали две водонапорные башни на Крестовской заставе, имевшие историческую ценность, придали 1-й Мещанской улице парадный вид.
Рейтинг: 10|Голосов: 1
Высшим благом для России Забелин считал патриотизм ее граждан, высшим злом – потерю национального духа и нравственности. Понятно, как он отнесся к антироссийской проповеди утопического моралиста Льва Толстого. А более всего он ненавидел космополитизм и дешевый либерализм, которые стремятся «привести все русское в омерзение». «Не верим в Бога – и служим молебен Иверской», – скорбно замечал он.
Рейтинг: 5|Голосов: 7
В этом году исполнилось 100 лет со дня смерти Ивана Егоровича Забелина. Создатель Исторического музея на Красной площади и официальный историограф Москвы, он известен как крупнейший историк московской старины. Между тем Забелин был и оригинальным русским мыслителем, создавшим собственное учение об истории России.
Рейтинг: 10|Голосов: 2
В память этой исключительной роли почившего императора в создании первой железной дороги России Александр II приказал переименовать ее в Николаевскую, что было исполнено в сентябре 1855 года. Дальнейшее хорошо известно. В марте 1918 года на Николаевский вокзал прибыло советское правительство во главе с Лениным. Имя Николая продержалось по инерции несколько лет. В феврале 1923 года приказом наркома путей сообщения Ф.Э.Дзержинского вокзал вместе с дорогой был переименован в Октябрьский — в память о роли «колыбели революции». Через год не стало Ленина и Петрограда. Оттого и Октябрьский вокзал был переименован в Ленинградский.
Рейтинг: 5.4|Голосов: 7
Петербург зарождался в Москве – об этом свидетельствует история Лефортова, которое празднует свое 310-летие. Этот район стал не только градостроительной лабораторией, где начался петровский европейский эксперимент, но и прообразом северной столицы. Оттого с ним было связано много Петропавловских храмов.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 314
5 лет назад, в июне 2004 года, мощи святителя Филарета (Дроздова) были перенесены в восстановленный храм Христа Спасителя. На Московскую архиерейскую кафедру святитель Филарет был назначен летом 1821 года. Почти полвека Москва жила под попечением великого пастыря. Многое из наследства, которое оставил святитель столице, сохранилось до наших дней.
Рейтинг: 8.5|Голосов: 11
В июне 1880 года в Москве открывали памятник А.С. Пушкину. Первое общенародное торжество в честь поэта превратилось в грандиозный спор о будущем России, свидетельствовавший о глубоком общественном кризисе и надвигавшейся на Россию революции.
Рейтинг: 5.8|Голосов: 4
Правительство, вводя в 1895 году винную монополию, прекрасно понимало, что для восстановления народного здравия мало казенной водки хорошего качества – нужна пропаганда здоровой жизни и организация трезвого отдыха и времяпрепровождения. Оттого одновременно с введением винной монополии учреждались попечительства о народной трезвости, на которые выделили казенные средства.
Рейтинг: 9|Голосов: 9
На протяжении веков продажа алкоголя в России питала национальный бюджет и являлась предметом особенного государственного интереса. Многие века насчитывает и история борьбы за трезвость, которая началась с принятием Древней Русью христианства. Государство же то поддерживало ее, то сводило к нулю все усилия. Уникальный же опыт последней винной монополии и трезвенного движения в дореволюционной России не утратил значимости и в наши дни
Рейтинг: 8.4|Голосов: 7
К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в доме на Никитском бульваре в Москве наконец-то создан мемориальный музей. Надеемся, он оправдает ожидания большинства москвичей и поклонников писателя. Так увенчалась и московская «эра Гоголя», которая началась во времена его первой славы.
Рейтинг: 5.2|Голосов: 5
Патриарх Никон был убежден, что государство, как и Церковь, призвано служить Богу, то есть хранить Православие и обращать своих подданных ко Христу. При этом обязанность государства не сводится только к соблюдению неприкосновенности православного вероучения. Государство должно деятельно проповедовать христианство, руководствуясь Божественным законом и идеалом Церкви, и соучаствовать с ней в воцерковлении народа.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 4
В феврале 2009 года исполнилось 420 лет со дня интронизации первого русского патриарха Иова. Деятельность предстоятелей всегда была тесно связана с русской государственностью. Созидание державы, национальная политика, просвещение, печалование о народе – вот сущность служения русских патриархов государству Российскому.
Рейтинг: 7.8|Голосов: 18
70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. Ее педагогическое наследство не изжито до сих пор, и именно его пытаются преодолеть введением ОПК. Советская школа никогда не была «светской», напротив, она строилась как мощнейший очаг пропаганды коммунистической религии.
Рейтинг: 10|Голосов: 47
Многие думают, что в Москве только одна церковь посвящена святой Татиане – та, что при Московском университете. Но в столице есть и другой Татианинский храм, тоже домовый. Храм этот, основанный в XIX веке, запечатлел в себе драматичную историю русского милосердия.
Рейтинг: 8.2|Голосов: 11
Первое подворье Свято-Троицкого Сергиева монастыря c древности находилось в Кремле, и именно оно оставило имя Троицкой башне. Главный храм подворья был освящен в честь Богоявления Господня. В начале XIX века на его месте было выстроено первое здание для музея Оружейной палаты, а в советское время – Дворец съездов.
Рейтинг: 9.1|Голосов: 82
«Гудят спокойные и важные колокола трех Никол… Слушай звон колоколов Арбата… Плачь с плачущими. Замерзай с замерзшими и голодай с голодными. Но не гаси себя и не сдавайся плену мелкой жизни, мелкого стяжательства, ты, русский, гражданин Арбата… И Никола Милостивый, тихий и простой святитель, покровитель страждущих, друг бедных и заступник беззаступных, распростерший над твоею улицей три креста своих, три алтаря своих, благословит путь твой и в метель жизненную проведет», – писал арбатский житель Борис Зайцев.
Рейтинг: 8.6|Голосов: 75
В сентябре 1631 года царь Михаил Федорович основал на Старом государевом дворе Знаменский монастырь, наделил его романовскими землями и угодьями, принадлежавшими инокине Марфе, и подарил новоустроенной обители родовые палаты. На первых порах соборным храмом стала домовая холодная церковь Знамения времен Никиты Романовича. В нее поместили главную святыню Романовых – родовую Знаменскую икону XVI века.
Рейтинг: 9.2|Голосов: 62
13 ноября 1730 года, в день, когда Православная Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, родился Александр Васильевич Суворов. В Москве, родном городе Суворова, много мест, связанных с именем полководца, который был и остается одной из загадок России.
Рейтинг: 6.8|Голосов: 26
1 сентября 1910 года, в годовщину совета в Филях, на средства московского общества хоругвеносцев рядом с Кутузовской избой была заложена часовня архистратига Михаила, освященная в честь небесного хранителя русской армии и в память именин М.И. Кутузова. На закладке были сказаны знаменательные слова: «Пусть созидаемый храм будет служить памятником, что Россия спаслась не наукою и не оружием, а верою народною».
Рейтинг: 7.8|Голосов: 27
Великий князь Иван III, собиратель Русской земли вокруг Москвы, основал в ней первый Покровский монастырь. За свою многовековую историю обитель трижды меняла свое местоположение, оставляя после себя приходские храмы. В наши дни Покровский монастырь действует как женская обитель за Таганскими воротами и прославлен во всем православном мире.
Рейтинг: 5.4|Голосов: 581
Перевод Евангелий и трактовка их смысла сделаны Толстым, этим выдающимся мастером слова, нарочито упрощенно и грубо. Думается, что это художественный прием: нарочитая грубость и простота выражает презрение к окружающей «ложной жизни», намеренно опрощая суть христианской истины и демонстрируя всю простоту и ясность жизни по ней в противовес сложному мистическому церковному вероучению.
Рейтинг: 7.1|Голосов: 29
Новый каменный собор, средства на который по обету дал боярин Федор Волконский, потомок святого князя Михаила Черниговского, пострадавшего за христианскую веру в ставке Батыя в 1246 году, в Заиконоспасской обители был заложен в 1660 году. Через несколько лет в Заиконоспасском монастыре открылась первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия. Спасский собор стал ее домовым храмом.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 48
В арке огромного сталинского «дома с фигурами», стоящего на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка, виден красивый ампирный особнячок. В XIX веке он принадлежал генералу Хитрово, имя которого оказалось запечатленным в названии печально известной Хитровки. Церковь же была домовым храмом при этой усадьбе со времен Петра Великого. За свою историю она несколько раз переосвящалась.
Одна из первых, сохранившаяся до нашего времени Ильинская церковь появилась в 1518 году на посадской улице близ Кремля при Новгородском подворье и стала соборной церковью Ильинского монастыря, основанном еще в XV столетии рядом с главным московским торгом.
Рейтинг: 7.4|Голосов: 38
Влахернская церковь в усадьбе Кузьминки была специально выстроена для семейной реликвии первых владельцев Кузьминок Строгановых – списка с чудотворной Влахернской иконы Божией Матери, некогда защитившей от вражеского нашествия Константинополь. Список был пожалован Строгановым за верную службу царем Алексеем Михайловичем.
Рейтинг: 6.5|Голосов: 18
Судьба этой церкви во имя святых апостолов Петра и Павла уникальна. Созданная как образец русского стиля и поставленная в бывшем увеселительном имении князя Дурасова, она не погибла в революцию, а лишь покинула Москву и действует до сих пор.
Рейтинг: 8.2|Голосов: 21
Современники в восхищении писали, что мысль открыть Странноприимный дом опередила свой век. Церковь же при детище графа Шереметева именовали вертоградом Божиим. Шереметева прозвали «графом Милосердовым»: кроме Странноприимного дома, он построил храмы и больницы в Москве, Петербурге, Ростове. Уходил из дома с крупной суммой денег раздавать милостыню и возвращался без копейки. И напоминал сыну в завещании, что не знатность и не славу, а лишь благие дела можно взять с собой за двери гроба.
Рейтинг: 7.9|Голосов: 43
Возвращенный Вознесенский храм стал центром почитания государя Николая II задолго до его канонизации. Здесь пребывала и мироточивая икона царя, написанная до прославления и прежде хранившаяся в доме одной москвички. 10 августа 2000 года по благословению Святейшего Патриарха в Вознесенском храме прошла особо торжественная панихида по членам царской семьи в ожидании их канонизации на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
Рейтинг: 9.1|Голосов: 41
Царь Алексей Михайлович хорошо знал этот район Москвы и, вероятно, бывал в старом Никольском храме. Здесь жили родственники его первой жены Марии Ильиничны Милославской, которые были прихожанами Николы в Столпах. Здесь же жил и ближайший друг детства царя боярин Артамон Матвеев. Он-то, по преданию, и попросил царя построить новую Никольскую церковь, ибо прежняя обветшала и не радовала глаз.
Рейтинг: 7.7|Голосов: 11
Рейтинг: 8.3|Голосов: 22
Арбатский храм Бориса и Глеба был местом особенного царского богомолья перед военными походами, так как располагался на главном, западном, направлении. По обычаю, государи шествовали в него из Кремля с крестным ходом, со свитой, духовенством и воинством, слушали в нем обедню, затем служили молебен и получали напутственное благословение. У этого же храма и встречали государей, возвращавшихся из великих походов.
Устройство Распятской церкви, Голгофы с Гробом Господним и Воскресенского храма символизировало в Кремле, в чертогах государя Третьего Рима, «священную топографию Иерусалима», подобие Святой Земли, на которое нисходила благодать Первообраза. Сюжетная линия ансамбля развивается от темы страстей и смерти Господней к Светлому Христову Воскресению. Это был апогей православной градостроительной идеологии в Кремле.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 32
Уникальная Благовещенская церковь находилась до революции в легендарном доме Апраксиных-Трубецких на Покровке. С ним были связаны судьбы многих великих людей России, возносивших свою молитву под сводами этого храма.
Рейтинг: 8.3|Голосов: 12
140 лет назад, 16 (29 по н. ст.) марта 1868 года, родился Максим Горький. Символ русской революции, он, явив собой образ отречения от Бога, воплотил в своем творчестве своеобразную антихристианскую триаду – человекобожество, антирелигия, утопия.
Рейтинг: 8.6|Голосов: 45
В построенную в XVII веке в Замоскворечье Мароновскую церковь люди шли и за исцелением телесным, и за укреплением духа. Она пережила наполеоновское разорение Москвы, большевистские гонения. Храм несколько раз закрывали, но он возрождался. И сегодня в старинном храме вновь возносятся благодарения Богу и молитвы и за тех, кто некогда послужил храму, и за всех православных.
Рейтинг: 7.9|Голосов: 23
«Утоли моя печали» – так, не по месту своего явления или прославления, но по тем дарам и милостям, которые ниспосылает Царица Небесная людям, с верою молящим Ее о помощи, назван один из чудотворных образов Божией Матери. По именованию этого образа называлась и известнейшая в России община сестер милосердия. Сестры общины в голод и холод, под пулями и при ужасах холеры несли свое подвижническое служение, облегчая недужным страдания телесные и душевные.
Рейтинг: 7.5|Голосов: 26
Недавно восстановленный Богоявленский собор в Китай-городе – все, что осталось от древнего Богоявленского монастыря, история которого теснейшим образом связана с историей Отечества. Обитель славилась и своим особенным, благочестивым богослужением. Ее любили москвичи «за благочинное и неспешное богослужение, за внятное чтение и пение, в особенности за умиленное пение стихир».
Рейтинг: 9.1|Голосов: 240
Единственная в Москве церковь, освященная во имя святителя Спиридона Тримифунтского, до революции стояла на одноименной улице между Тверским бульваром и Садовым кольцом - раньше она называлась Спиридоньевской. В безумное советское время храм был разрушен, а Спиридоньевскую в 1945 году переименовали в улицу Алексея Толстого, так как «красный граф» жил здесь свои последние годы.
Рейтинг: 9.2|Голосов: 46
Святителю Николаю, особо почитаемому на Руси, посвящено немало московских храмов. Один из них – замечательная церковь рядом со знаменитым домом Пашкова. До революции этот храм был домовой церковью первого публичного музея Москвы и первой общедоступной библиотеки. Под его сводами молились некогда Н.В.Гоголь и И.В.Цветаев.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 33
Святой Георгий Победоносец издревле считался покровителем Москвы. В первопрестольной существовало множество посвященных ему храмов, был и Георгиевский монастырь, ставший первым родовым монастырем дома Романовых.
Рейтинг: 8.6|Голосов: 72
11/24 ноября престольный праздник замечательной церкви Максима Блаженного в Китай-городе. Ее судьба непроста – от домовой церкви древних московских купцов до храма, посвященного первому московскому юродивому.
Рейтинг: 7.4|Голосов: 58
Покровский собор в Измайлове имеет удивительную судьбу. Построенный в уникальной царской резиденции в далеком XVII веке, он запечатлел в себе, словно каменная летопись, все самые славные и самые трагические эпохи русской истории.
Рейтинг: 8|Голосов: 58
В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года состоялась Куликовская битва. В память этого события и во славу Божией Матери в Москве среди других благодарственных храмов был основан и Рождественский женский монастырь.
Рейтинг: 6.5|Голосов: 66
Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах - одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути - на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки – по-московски кривые улочки и переулки.
Рейтинг: 5.6|Голосов: 28
Один из древнейших московских храмов, сохранившихся до нашего времени, - шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви и был заложен в 1529 году по повелению бездетного Василия III неподалеку от Коломенского в селе Дьякове с молением о даровании великому князю наследника престола.
Ровно 60 лет назад, 7 сентября 1947 года Москва праздновала свой 800-летний юбилей. Это было второе торжество в честь русской столицы за всю ее многовековую историю. Конечно, сталинская эпоха наложила на празднование свой отпечаток. А для Русской Православной Церкви подготовка к юбилею началась с отвоевывания «пядей».
Рейтинг: 9.5|Голосов: 42
Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице – Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина – также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты».
Рейтинг: 6.9|Голосов: 232
Успенский собор Московского Кремля был символом единства Руси, сплоченной вокруг стольного града Москвы. В местном чине иконостаса стояли иконы, привезенные из удельных княжеств, и наиболее почитаемые образа.
Рейтинг: 9|Голосов: 37
Преображенская церковь украшала когда-то одноименную площадь в Москве. Она начинала свою историю как первая полковая церковь знаменитого лейб-гвардии Преображенского полка, а завершила – как кафедральный храм московских митрополитов. Этой церкви было суждено пасть одной из последних в черную годину богоборчества.
В трагическом июле 1918 года вместе с царской семьей был расстрелян доктор Евгений Сергеевич Боткин. Последний русский лейб-медик, он был одним из представителей большой купеческой фамилии, сыгравшей заметную роль в истории и культуре России XIX – начала XX века. Такие семьи – «золотой фонд» русской нации.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 13
Божедомка – старинный московский район, издавна связанный с бедными и убогими: сначала здесь находили последний приют люди «безродные и безвестные», потом была построена Мариинская больница для бедных. Парадокс истории: именно это место стало родиной Ф.М. Достоевского, сострадателя «униженных и оскорбленных». Домовая церковь во имя апостолов Петра и Павла Мариинской больницы была первым приходским храмом писателя. У недавно возрожденного храма сегодня престольный праздник.
В конце июня 1472 года из Рима в Москву торжественно отправилась в путь византийская принцесса Софья Палеолог: она ехала на свадьбу с великим князем Иваном III. Этой женщине суждено было сыграть важную роль в исторических судьбах России.
С эстакады Садово-Самотечной улицы хорошо видна небольшая красно-белая церковка, стоящая на крутом пригорке. Эта чудом уцелевшая Троицкая церковь была приходским храмом подворья Троице-Сергиевой лавры и связана с именами многих известных в отечественной истории лиц.
Рейтинг: 9|Голосов: 49
В старой Москве в Кремле стояла замечательная церковь – в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской. Церковь связана с многими славными страницами русской истории, однако судьба ее сложилась трагически: церковь стала редким, но печальным примером неподобающего отношения к памятникам старины, случавшегося и в дореволюционной Москве.
Вознесенский женский монастырь простоял в Кремле около шести столетий. Основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, он прожил с Москвой самые славные и тяжкие страницы ее истории.
Праздник Похвалы Богородицы стал историческим днем рождения Москвы. В канун этого церковного праздника, в пятницу 4 апреля 1147 года, суздальский князь Юрий Долгорукий принимал у себя «на Москве» князя новгород-северского Святослава Ольговича. Это событие попало в летопись. А через какое-то время в Московском Кремле появились и храмы, посвященные «престольному празднику» города.
Успенский собор в Кремле закрыли, храм Христа Спасителя захватили обновленцы, и кафедра местоблюстителя была перенесена в дорогомиловский Богоявленский храм. Он строился по образу храма Христа Спасителя, был вторым после него по величине, и там была преданная паства, не запятнанная участием в революциях и не склонявшаяся к обновленцам.
В честь Богоявления Господня в старой Москве был возведен храм, прошедший исторический путь от приходской церкви местных ямщиков до кафедрального патриаршего собора. Он был построен по образу храма Христа Спасителя и разделил с ним его судьбу, оставив после себя много загадок.
Рейтинг: 9|Голосов: 102
Известно, что в старой Москве храмы во имя святителя Николая Чудотворца по количеству уступали лишь храмам, посвященным Пресвятой Богородице. В Замоскворечье сохранился один из таких древних храмов – скромная Никольская церковь с великой судьбой. История ее отмечена многими чудесами.
8/21 ноября святая Церковь совершает празднование в честь Собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. В этот день престольный праздник отмечает и один из недавно вернувшихся к жизни московских храмов – во имя святого архангела Михаила, что при клиниках на Девичьем поле.
Рейтинг: 8|Голосов: 20
Домовая церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» существовала до революции при Яузской больнице, расположившейся в бывшей усадьбе горнозаводчиков Баташевых. Церковь, завершившая формирование этого исторического ансамбля, все еще входит в число не действующих храмов, но есть надежда, что может быть восстановлена и она.
Знаменитая, потрясающая своей красотой церковь Покрова в Филях лишь недавно вернулась к церковной жизни. Возведенная во времена Петра I, она стала настоящим символом русской истории и московской культуры. Однако и в наши дни она переживает нелегкие времена, оставаясь наполовину закрытым храмом.
8 / 21 сентября престольный праздник в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, одной из древнейших и самой легендарной церкви Москвы, связанной с именами преподобного Сергия Радонежского, Димитрия Донского и героев Куликовской битвы. Именно с нее начал свою историю великий Симонов монастырь, уничтоженный после революции. А в наше время она была первым московским храмом, возвращенным Церкви.
8 сентября, в великий для Москвы и России праздник Сретения Владимирской иконы Богоматери, Православная Церковь чествует и память святых Адриана и Наталии. Известный храм, посвященный им, стоял до революции на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира). Он хранил в себе отголоски целых эпох русской и московской истории, под его сводами совершилось немало знаменательных событий.
Самая знаменитая приходская церковь старой Москвы, освященная в честь Успения Божией Матери, стояла до революции на Покровке. Прозванная «восьмым чудом света», она была таким же национальным символом Москвы, как Андреевская церковь для Киева или храм Илии Пророка для Ярославля.
Сегодня престольный праздник в Новоспасском монастыре, который относится к старейшим обителям Москвы, ибо ведет свою родословную от самого первого московского монастыря. За свою долгую и трудную историю он сменил три адреса, но был первым в истории Москвы посвящен Спасителю и празднику Преображения.
Одна из старомосковских церквей во имя Спаса Всемилостивого была освящена в XIX веке при городском работном доме, находившегося в Большом Харитоньевском переулке. История же этого владения, овеянного легендами и тайнами, началась во времена Ивана Грозного.
Эта церковь – самый маленький из действующих храмов Московского Кремля – зримое напоминание о том великом чуде Богоматери, после которого христианство стало распространяться на Руси.
«Замечательная благолепием» церковь святых апостолов Петра и Павла стояла до революции в Петровском-Разумовском, в парке Петровской сельскохозяйственной академии, ныне носящей имя К. А. Тимирязева. За свою долгую, интересную, но и трагическую историю церковь была и вотчинной, и приходской, и мученически погибла при советской власти.
Безвозвратно потерянная Тихвинская церковь, что в Малых Лужниках, до революции стояла на месте Центрального стадиона. Все два века своей жизни скромная церквушка мучилась от бедности и скудости прихода, хотя история отметила ее на страницах своих летописей, и судьба ее оборвалась трагически.
Свой престольный праздник отмечает замечательная церковь Всех Святых, что на Соколе (в бывшем селе Всехсвятском). Она много повидала на своем веку и не только уцелела в советское время, но и в числе немногих московских храмов была вновь открыта вскоре после восстановления патриаршества, в 1946 году.
Удивительная церковь Живоначальной Троицы, что в Листах, находится на Сухаревской площади. За свою долгую, полную драмы жизнь эта изящная, уютная старомосковская красавица-церковь не только стала свидетельницей и участницей эпохальных событий русской истории, но и была адмиралтейским храмом Москвы.
Гениальная церковь Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве. А в градостроительной модели средневекового «Третьего Рима» Коломенское было символом той самой Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне.
Ныне вновь действует уникальная церковь Николая Чудотворца на Болвановке, на Таганской площади. Знаменитый литературный критик Аполлон Григорьев писал, что не увидеть Таганки и Замоскворечья – не увидеть Москвы. Каким-то загадочным образом эти местности оказались связаны и в истории.
Почти все московские Воскресенские церкви отмечают престольный праздник 13/26 сентября, потому что они освящены в честь Воскресения словущего, то есть праздника Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме – события, совершившегося в 355 году. И только три из них освящены в честь Светлого Христова Воскресения. Чудом они дожили до наших дней.
В наше время была возвращена к жизни замечательная церковь с драматической историей и судьбой. На ее историю решающе повлияла окружающая местность, где она появилась, которая хранит в себе немало загадок.
Во имя святого Алексия, человека Божия, ныне освящен придел в нижней Преображенской церкви храма Христа Спасителя, устроенной в память об Алексеевском монастыре, прежде стоявшего на этом месте. И хотя нижняя «стилобатная» церковь — детище исключительно нашего времени, она оказалась устроена в духе традиций храма Христа Спасителя и продолжила его повествование о Богохранимой России.
Рейтинг: 3.4|Голосов: 9
Книга Елены Лебедевой «Город храмов и палат» по¬священа московским церквям и монастырям, их истории, архитектурным особенностям, культурному контексту, в котором протекало их бытие. Книга построена по календарному принципу: рассказ о каждом храме приурочен ко дню его престольного праздника. В первой части помещены непереходящие праздники, связанные с определенным днем года, во второй — праздники переходящие, связанные с пасхальным циклом.
Почти все Рождественские храмы столицы освящены в честь Рождества Богородицы. И накануне революции только три приходские церкви в центральной Москве, как и храм Христа Спасителя, были посвящены Рождеству Христову. Две из них не пережили советское время, а третья ныне справляет свой престольный праздник.
Рейтинг: 9.4|Голосов: 14
130 лет назад родился А.В. Луначарский. Заложенные им основы и традиции социалистического просвещения сохранились в большинстве до самого конца советской эпохи. Многие его ранние идеи были скрыты и оставались неизвестными, между тем он выразил суть будущего задолго до революции. Вот лишь штрихи к портрету «профессорского наркома»…
Ровно 95 лет назад умер Лев Толстой. Он оставил после себя не только художественные сочинения, но и вполне развитое учение о будущем России и человечества. Знаменитый постулат о «непротивлении злу насилием» был не единственным и не главным в идее Толстого о Царствии Божием на земле. Толстой лишь подтвердил общую закономерность — отход от истинного христианства и Церкви порождает Утопию.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 58
Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается как государственный праздник. Церковное торжество воедино слилось с национальным: ведь победу 1612 года историки сравнивают только с 1812 годом и с 1941 годом. Смута опалила Москву своим пламенем, но в столице сохранились места и памятники, ставшие свидетелями тех далеких и страшных событий, когда Москва превратилась в гигантское поле битвы за Россию.
Вскоре на Мясницкой распахнет свои двери знаменитый магазин «Чай-Кофе». Уже открылся великолепно отреставрированный фасад «китайской лакированной шкатулки», как его называли в старой Москве. Не всем известно, что восстановление этого исторического дома в наши дни осуществила потомок его создателя, и что о том было ходатайство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Идея «Москва — Третий Рим» окончательно сложилась в XVI веке. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами. Но в 1453 году Константинополь — Второй Рим — все же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет православия, стала Москва.
Рейтинг: 2|Голосов: 1
Совсем недавно Москва триумфально отпраздновала свое 850-летие. Последний раз подобные московские торжества проводились лишь при Сталине, когда празднование 800-летия столицы было и чествованием ее победы над фашизмом. Однако и до революции однажды отмечали круглую дату в истории Москвы - в 1847 году. Этот юбилей, словно в зеркале истории, отразил русское общество и его трагический раскол.
В старой Москве были два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой — в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, то уникальный замосквореченский храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему суждено было сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы-Третьего Рима.
Дома-коммуны как первое детище революции были прообразом будущего и имели строго «научную» идеологическую основу. А именно: марксистский постулат об отмирании в коммунистическом строе института семьи и брака и обобществления собственности.
Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. В 1933 году церковь передали под нужды Метростроя. Ради него и снесли храм, приурочив его гибель к 1 мая 1935 года От церкви не осталось ничего, кроме памяти – даже в местной топонимике нет ее следа.
Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади - в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.
24 июля Церковью установлено празнование Ржевской иконы Пресвятой Богородицы. Этот образ назван по месту своего чудесного явления – близ города Ржева в деревне Клочки Оковецкой волости. В мае 1539 году там случилось чудо: в Духов день местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом на другой сосне чудесно помещалась икона Богоматери.
Рейтинг: 6.2|Голосов: 5
Ровно 70 лет назад, 10 июля 1935 года, был принят печально знаменитый Генеральный план социалистической реконструкции Москвы. Его можно назвать планом монументальной пропаганды, развивавшим и воплощавшим ленинскую идею красной столицы как центра мирового коммунизма. Традиционно считается, что этот план был призван всецело подчинить город главному детищу красной Москвы - Дворцу Советов. Однако в своей сути он преследовал более глубокие цели: создать идеологический и градостроительный образ новой Москвы, построенный на антитезе исторической русской столице, и превратить ее в столицу мировой утопии.
30 мая 1220 года родился св. благоверный князь Александр Невский. Он прожил всего 43 года, но его короткая земная жизнь была подвигом во славу Божию и на благо России, за который Православная Церковь причислила его к лику святых. При жизни святой князь-воин был защитником православного Отечества. И после смерти он почитаем великим небесным хранителем России. Как же чтили его память в старой Москве?
Рейтинг: 6|Голосов: 4
В июне 2004 года у истока Москвы-реки под Можайском была освящена часовня иконы «Живоносный источник», возведенная по проекту архитектора Н. Васнецова, потомка знаменитого художника. Теперь она осеняет воду главной реки Москвы, которую издревле пили москвичи. Ее сооружение позволяет иначе посмотреть на всю многовековую, полную тайн историю московской воды. Все ее источники ныне оказались освящены Церковью.
На тихой Волхонке рядом с музеем притаилась скромная древняя церковь Антипы Мученика. Ее судьба оказалась связана с трагическими и славными страницами летописи русской истории. Веками москвичи возносили в ней молитвы, и, возможно, скоро под ее сводами благодатная традиция возобновится – пока же это один из храмов, до сих пор не открытых с советских времен.
12 апреля 1918 года был принят знаменитый ленинский план монументальной пропаганды. Он надолго стал главной директивой политики в отношении «памятников республики», в том числе и доставшихся в наследство. Насколько же советская традиция памятников отличалась от дореволюционной?
Рейтинг: 8.4|Голосов: 5
Менее 150 лет тому назад было отменено крепостное право. В честь знаменательной победы русской свободы было запланировано возведение собора на Миусской площади. Строительство сильно затянулось из-за многочисленных трудностей, но все же, ценой огромных усилий, оно состоялось. Однако благодарственный собор Александра Невского разделил судьбу храма Христа Спасителя. C той только разницей, что о его восстановлении речи нет.
Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм Московского университета. Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг.
Никольский монастырь стоял на посаде Москвы уже в конце XIV века, когда еще не было стены Китай-города, и прилегающая к восточной стене Кремля территория называлась «посадом» – у подножия городской крепости «садились», то есть селились ремесленники и торговцы. Возможно, именно этот монастырь оставил историческое имя Никольской улице, хотя по другой версии оно произошло от надвратного образа св. Николая, находившегося на одноименной Никольской башне московского Кремля.
Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году. По приказу Ивана III в 1478 году в монастыре взамен деревянной церковки был возведен новый пятиглавый собор во имя св. Иоанна Златоуста. В 1848 году от чудотворного образа Знаменской иконы в Троицкой церкви монастыря произошло чудесное исцеление, и с этого времени вплоть до революции обитель процветала.
Самая известная в Москве церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" находится в Замоскворечье, на Большой Ордынке, в старинном купеческом районе Москвы. Название улицы произошло от проходившей здесь в далекой древности дороги в Орду. Прежде здесь и жили "ордынцы" - по одной версии татары, выходцы из Золотой Орды, а по другой - выкупленные из Орды московскими князьями русские пленные, которые селились в этом районе после освобождения.
Казанский собор был построен на Красной площади в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году.
Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Список с чудотворного Иверского Образа был написан иконописцем Иверского монастыря специально по просьбе московского царя. Москвичи всегда очень любили свою часовню. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих".
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.
Архангельский собор в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. Каменный собор был построен точно на месте прежде существовавшего деревянного Архангельского храма. В 1988 году Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил Дмитрия Донского к лику святых, а 28 мая 1991 года Патриарх Алексий II провел богослужение над мощами св. Димитрия.
Знаменитая, несохранившаяся до нашего времени церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» находилась до революции близ Смоленского бульвара, на Новом Конюшенном дворе и оставила названия местных Неопалимовских переулков. Она была первым и единственным в Москве храмом, освященным во имя этого образа Богоматери.
Церковные богослужения, колокольные звоны, крестные ходы не только обязательно сопровождали праздники усадьбы, но и сами были ее праздниками. На день Спаса Всемилостивого за Литургией следовало водоосвящение: когда священник погружал крест в воду, гремел пушечный салют, а специальная яхта посреди пруда мгновенно распускала праздничные разноцветные флажки.
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля.
Праздник святого Пантелеимона был московским торжеством. Каждый год 27 июля (9 августа) крестный ход отправлялся из часовни к Богоявленскому монастырю. Богомольцами была запружена Никольская, и чтобы все молящиеся могли поклониться и приложиться к чудотворным иконам, образы выносили в этот день на улицу и ставили под особый шатер.
Церковь св. Марии Магдалины при московском Императорском Вдовьем доме была освящена по тезоименитству его создательницы, императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Однако инициатива создания благотворительного заведения для вдов принадлежала августейшей свекрови Марии Федоровны, императрице Екатерине Великой. Именно она предложила обширную государственную программу по созданию как сиротских приютов, так и домов призрения для вдов.
Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом опального митрополита под строжайшей охраной отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова – главный опричник задушил его подушкой.
Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским. Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов – самая поздняя из них.
Ныне полуразрушенная, это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма.
В старой Москве стояло множество Троицких церквей, связанных с выдающимися делами и именами русской истории. Святой Троице посвящены главные престолы многих московских храмов, известных по приделам, например, в Сергиевской церкви Рогожской слободы или в Никольской церкви на Берсеневке.
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре известна с 1625 года и была основана при Романовых. В ней хранилась древняя икона св. евангелиста Иоанна Богослова, подаренная еще царем Михаилом Федоровичем. Память святого апостола Иоанна Богослова совершается 21 мая (8 мая ст. ст.).
Знаменитая церковь "Большое Вознесение" у Никитских ворот – самая известная московская церковь не только среди других Вознесенских храмов столицы, но и во всем городе. Любимое москвичами "Большое Вознесение" непременно входит во все экскурсионные маршруты, учебники по москвоведению, путеводители, юбилейные издания.
Девять мучеников, оказавшиеся в Кизике из разных областей, были убежденными христианами и ревностно исповедовали истинную религию, обличая язычество. По приказу местного правителя проповедников заточили в темницу и пытками заставляли отречься от Христа, обещая взамен свободу. Ничего не добившись, власти приговорили их к смертной казни, которая состоялась около 284–292 г.г. – всем мученикам отсекли головы и похоронили близ города.
Во имя св.Стефана Пермского, просветителя зырян, в старой Москве был освящен домовый храм при знаменитой 1-й мужской гимназии на Волхонке, от которой ныне уцелело лишь здание. Освящение этого гимназического храма имело глубокий символический смысл.
В старой, дореволюционной Москве было несколько храмов, освященных во имя св. Георгия. Часть из них уцелели до нашего времени.
В Москве во имя св. Марфы и Марии освящена маленькая больничная церковь при одноименной обители на Большой Ордынке в Замоскворечье, основанной незадолго до революции св. Елизаветой Федоровной, родной сестрой св. императрицы Александры Федоровны. Обитель, чудом пережившая годы советской власти, отмечает свой престольный праздник в день святых жен-мироносиц.
Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.
Связанных воинов поставили в ледяной воде местного озера в страшную стужу, а в издевку на берегу растопили баню, предлагая отречься от христианской веры. Ночь они провели в воде, молясь Богу, но один все-таки не выдержал. Как только он переступил порог горячей бани, то упал замертво. А мучеников все равно осталось сорок, - наблюдавший за этим язычник, тюремный сторож по имени Аглай увидел, как над головами воинов появился чудесный свет.
Ныне полуразрушенная, это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию.
Знаменитая, но не сохранившаяся до нашего времени церковь во имя св. Василия Кесарийского, одна из самых роскошных и богатых в старой Москве, стояла до революции на углу 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улиц. Ее основание в древней Тверской слободе московских ямщиков обычно связывают с именем великого князя Василия III и его тезоименитством, хотя есть версия, что церковь построили переселенцы из Пскова, которые освятили ее в память о храме св. Василия Кесарийского, стоявшего в их родном городе с 1377 года.
Единственная в Москве церковь во имя Святителя Петра, Митрополита Московского, находится на Петровке, в Высоко-Петровском монастыре, по преданию, основанном самим святителем незадолго до своей смерти. От этого монастыря улица и получила историческое название.
Единственная в Москве церковь, освященная во имя святителя Спиридона Тримифунтского, до революции стояла на одноименной улице между Тверским бульваром и Садовым кольцом - раньше она называлась Спиридоньевской. В безумное советское время храм был разрушен, а Спиридоньевскую в 1945 году переименовали в улицу Алексея Толстого. Церковь же стояла на углу Спиридоновки и Большого Спиридоньевского переулка, где сейчас возвышается громоздкий жилой дом сталинской архитектуры с барельефами на фасаде.
Одна из самых красивых в Москве церквей, единственная освященная во имя этого святого, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка. Уникальный памятник русской истории и архитектуры с «пряным, восточным привкусом», как характеризуют его современные специалисты, храм был закрыт в советское время, но его старинный облик сохранился с давних времен.
Единственная в Москве церковь во имя св. Харитония Исповедника стояла до революции в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитония, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября (11 октября) 1645 года царь Алексей Михайлович венчался на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство.
История иконы «Целительница» ведет свое начало с IV века от Рождества Христова. Она находится в грузинской местности Карталинии, в Цикланском храме, а в Москве чудотворный список с этого образа хранился в Алексеевском женском монастыре. На иконе Богоматерь изображена стоящей у одра больного. Сюжетом «Целительницы» стало древнее церковное предание о чудесно исцеленном самой Царицей Небесной человеке.
Единственный в Москве монастырь, освященный во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех, и самый известный из церковных памятников, разрушенных большевиками, до революции находился в Кремле на Ивановской площади – теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом. А в старину этот грандиозный московский монастырь даже назывался «Великой Лаврой».
В старой, дореволюционной Москве было два храма, освященных во имя преподобного Пимена Великого – «Старый», уничтоженный большевиками, и «Новый», что в Сущеве близ Новослободской. Обе церкви были исторически связаны между собой и являлись приходскими храмами слободы московских воротников – стражников, охранявших ворота крепостных стен Москвы.
В 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествия «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы.
В старой Москве было выстроено огромное количество храмов, освященных во имя светлого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Москву издревле считали «Домом Богородицы» - городом, посвященным Царице Небесной. И поэтому главный храм Москвы, основанный в Кремле еще в XIV веке, был освящен во имя Успения Богородицы.
Замечательный московский монастырь, освященный во имя Страстной иконы Божией Матери и варварски уничтоженный большевиками, стоял до революции на Тверской улице, там, где сейчас сквер перед кинотеатром «Россия». Его колокольня была точно на том месте, где ныне стоит памятник Пушкину.
Преображенских церквей в старой Москве было великое множество и почти все они овеяны легендами. Первую из них - деревянный собор Спаса-Преображения-на-Бору - поставил в Кремле еще во второй половине XIII века великий князь св. Даниил Московский. Это был второй московский храм, основанный в нашем городе, - после церкви Рождества Иоанна Предтечи.
В старой Москве существовало множество церквей с приделами, освященными во имя чтимого на Руси св. мученика Иоанна Воина, почитавшегося покровителем в битвах за Отечество. И только один- единственный московский храм, что на Большой Якиманке, был построен в честь этого святого.
Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после "Большого Вознесения" у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции.
В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая "Большой Крест", стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века.
В Москве святым Борису и Глебу строили много храмов и освящали во имя князей-страстотерпцев множество церковных приделов. Одна из таких церквей стояла на Поварской улице. Именно этот скромный московский храм был связан со многими выдающимися деятелями русской истории и культуры.
Князь Даниил стал первым великим князем Москвы и "родоначальником московского княжеского дома", а при его правлении Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством.
В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя Трех Святителей Вселенских - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Дожившая до наших дней Трехсвятительская церковь находится между Покровским бульваром и Солянкой. Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Еще одна Трехсвятительская церковь, разрушенная большевиками, находилась на Садово-Спасской улице у Красных ворот в Старых Огородниках. Именно в ней крестили новорожденного Михаила Лермонтова и отпевали "белого генерала" Михаила Скобелева.
Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом опального митрополита под строжайшей охраной отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова - главный опричник задушил его подушкой.
Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного.
Единственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище. Оно было устроено здесь в 1771 году во время страшной эпидемии чумы в Москве. На кладбище освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого. А в 1824 году возвели ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего, а также часовню. Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм.
Рейтинг: 7.6|Голосов: 26
Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.
В сентябре 2002 года одна из старейших московских больниц - Городская клиническая больница №1 им. Н.И.Пирогова - празднует свой двухсотлетний юбилей. Она являет собой уникальный образец частной дворянской и государственной благотворительной деятельности в России. 22 ноября 1990 года Патриарх Алексий освятил первый православный храм в стенах государственного учреждения - больничную церковь св. царевича Дмитрия, а в 1992 году здесь открылось первое православное женское медицинское училище.
Рейтинг: 8.4|Голосов: 69
Впервые церковь св. Флора и Лавра появилась в Москве не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта – там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей.