Рейтинг: 10|Голосов: 2
Викентий Фрадински
Жизнь преп. Нила служит ярким примером того, сколь великая польза бывает для общества от одного истинного подвижника, монаха-аскета. Ведь подлинный христианский аскет служит светочем всему обществу; своим нравственным влиянием он может способствовать духовному возрождению общественной жизни на вечных принципах справедливости, мира и любви.
Рейтинг: 10|Голосов: 1
Индивидуальные добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и общественная справедливость, известные еще в эпоху Гомера, приобрели у преп. Нила Синайского религиозные и чисто христианские черты. По силе своей и своему значению и смыслу они поставлены в связь с главными богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 5
Религиозно-нравственное развитие человека и его уподобление Богу представляет собой, с одной стороны, глубокий внутренний процесс, а с другой – сложную и непрестанную борьбу по преодолению различных препятствий. Об этих препятствиях преп. Нил говорит подробно, обнаруживая глубокие познания самых сокровенных сторон людской души.
Рейтинг: 10|Голосов: 3
Особое внимание преп. Нил уделяет отречению от привязанности к земным, тленным благам, как-то: к богатству, к славе, к земной мудрости и к плотским удовольствиям. Отношение преп. Нила к материальным благам логически проистекает из его общего взгляда на земную жизнь как на время подготовки к жизни вечной. В сравнении с этой последней, земная жизнь со всеми ее радостями и скорбями является лишь «сонным мечтанием», одним мгновением, теряющимся в бесконечности жизни потусторонней.
По своему телу человек принадлежит к миру видимому, тогда как с невидимым, духовным миром он связан «живой и разумной душой», которая есть дыхание Божие и как таковая содержит в себе отблеск Божественного совершенства. Человеческая душа, нося в себе образ Творца, приближает человека к существам бесплотным и воздвигает его на ступень, на которой он «умален малым чим от ангел» (Пс. 8, 6)
Рейтинг: 4|Голосов: 1
Письма преп. Нила свидетельствуют об огромном авторитете, которым он пользовался в широких кругах современного ему общества. Поэтому на VII Вселенском Соборе при решении вопроса о почитании икон обе спорящие стороны в своих диспутах искали поддержку в трудах преп. Нила, которого все ценили.
Трактаты о монашеской жизни написаны преп. Нилом в живом и искреннем тоне. Излагая свои мысли, он прибегает к удачным сравнениям, придающим его аргументации яркость и убедительность. Особое внимание обращает на себя удивительное сравнение анахорета с горлицей, отпускающей своих птенцов на свободу, а людей, живущих в городе, – с голубем, который, вскормив своих голубят, отдает их людям на заклание.
Св. патриарх Фотий (IX век) в своем труде под названием «Библиотека» дает богословским трудам преп. Нила краткую, но весьма похвальную оценку, говоря об их совершенстве. И действительно, сочинения преп. Нила отличаются чистотой и пластичностью языка, правильным и живым слогом и ясностью мысли. Они проникнуты пламенной верой в Бога и преданностью святой Церкви.
Редакция сайта Православие.Ru предлагает вниманию читателей впервые переведенный на русский язык труд профессора богословского факультета Белградского университета Викентия Фрадински – исследование о жизни и учении преподобного Нила Синайского. Автор, эмигрировавший из России после Октябрьской революции, написал эту работу в 1930-е годы в Сербии.