Рейтинг: 8.4|Голосов: 8
Валерий Лепахин
В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она — обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета.
Рейтинг: 8.4|Голосов: 35
Приближение 1000-летия России в 1862 году усилило в стране интерес к тем, кто стоял у истоков славянской грамоты. Именно тогда было много сделано для прославления святых Кирилла и Мефодия. Епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров) составил в память Кирилла и Мефодия новое последование всей службы, при этом он бережно сохранил древний первоначальный текст. Эту службу включили в майскую Минею. Служба была отпечатана тиражом 35 тыс. экземпляров, включена в дополнительную Минею и была разослана по российским церквам, а также по храмам других славянских народов, которые использовали тогда русские богослужебные книги.
Понятие «Святая Русь» в разных жанрах русской литературы, в русской философии и историософии имеет множество разных оттенков; оно богато по своему внутреннему содержанию, оно многогранно, подчас неопределенно, во всяком случае, допускает несколько как взаимодополняющих, так и противоречащих друг другу определений.
В первой XIXстолетия происходит новое открытие Святой Руси. Славянофилы заметно активизируют собирание фольклора, и тогда читающая публика начинает замечать довольно частое употребление в былинах, в народных песнях выражения «Святая Русь». О Святой Руси начинают писать: славянофилы с сочувствием, придавая этому выражению характер исторического и историософского понятия, западники же — с насмешкой или с издевательством, что встречается и ныне.
Нельзя забывать, что павший Константинополь был не только Вторым Римом, но и Новым Иерусалимом. Русь приняла также и «иерусалимское» измерение своего нового призвания: Третий Рим был призван хранить Новый Иерусалим. И если отождествлять идею Святой Руси с какой-либо другой — близкой ей по духу и по содержанию — идеей, то таковой может быть как раз идея Нового Иерусалима.
«В Россию можно только верить» — сказал однажды Тютчев. Поэт имел в виду не только историческую Россию, но и ее давний идеал Святой Руси. Действительно ли ум должен здесь сдаться, поскольку ему нечего сказать о Святой Руси? Данная статья посвящена уточнению самого понятия «Святая Русь», ведь почти все писавшие о Святой Руси вкладывали в это словосочетание свое содержание, особый смысл, вносили в него дополнительные оттенки — религиозные, философские, историософские, поэтические и даже обыденные.
Эволюция образа врага в сознании русского человека продолжалась. Кристаллизовалось понимание, за что главным образом воин сражается, за какие ценности готов пролить свою кровь. Здесь в числе приоритетов вера, храмы, Отечество и государь – князь или царь, военачальник. В период Великой Отечественной войны – генералиссимус. Роль личности, незримо предводительствующей всем воинством, в русском самосознании очень важна.
В древнерусской литературе прослеживается мотив совмещения и отождествления креста и меча, как оружия и орудия победы. С древних сказаний начинает вырисовываться полная, завершенная мировоззренческая и даже философская картина отношения к врагу, как к Господнему наказанию, от которого можно избавиться, только начав жить по-христиански. Тогда же формируется и понимание гибели на поле боя, как мученической кончины, и другие глубоко укорененные в народном сознании представления, которые сказываются на протяжении всей истории России.
На Руси издавна особый почет был воину, чье подвижническое служение сравнивалось с монашеским. Не напрасно «ратай» – и воин, ратник, и поборник веры Христовой. О развитии представлений о военном деле и образе воина можно проследить по древнерусской литературе и иконописи.