Рейтинг: 9.9|Голосов: 810
Имя Константин как нельзя более соответствует образу мысли и жизни нашего профессора – постоянного в исповедании православной веры, в подвиге служения людям, в готовности делиться сокровищами премудрости.
Рейтинг: 10|Голосов: 103
Олег Стародубцев
Как же это заманчиво: приехать к старцу, который по воле Господа может открыть тебе, неразумному и запутавшемуся, что надо делать, какое решение принять в сложной ситуации.
Рейтинг: 10|Голосов: 38
Святейший Патриарх Алексий II управлял самой крупной Поместной Церковью в течение восемнадцати лет. Эти годы вместили и перестройку страны, и возрождение церковной жизни.
Рейтинг: 10|Голосов: 39
Преподаватель Сретенской духовной академии Олег Стародубцев впервые оказался в Лавре в 90-е годы, когда только-только начинался процесс ее возрождения.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 591
Верим и надеемся, что на пути восхождения к Богу его душу сопровождают святые отцы, которых он любил всей душой, прославлял своими трудами и стремился подражать им своей жизнью изо всех сил.
1917 год в истории нашего Отечества был одним из самых драматичных, политически бурных и в определенной мере положил начало новому государственному устроению.
Рейтинг: 8.9|Голосов: 109
«В архитектуре необходимо уловить искренность старины и подражать ей не копированием, а созданием новых форм, в которых бы выражалась так искренне, так красиво, как в старину, идея места общения людей с Богом», – писал А.В. Щусев.
Рейтинг: 9|Голосов: 164
Началась повсеместная перестройка храмов – в угоду идеям классицизма. Убиралось позакомарное покрытие, растесывались старые и прорубались новые окна, что существенно меняло и внешний облик, и внутреннее – сакральное – пространство церквей.
Рейтинг: 7.8|Голосов: 248
В храмостроительстве этого времени наиболее заметно слияние старого и нового, русской традиции и заимствованных западных новаций. При этом доминирующей часто оказывается «государственная идея».
Верно ли хранить дома просфорки и земельку и молиться только перед определенными иконами?
Рейтинг: 9.5|Голосов: 251
Книга пророка Даниила и ее исторический контекст; три чуда с Навуходоносором; Даниил во рву со львами, три благочестивых отрока в огненной печи; рождение иудейской апокрифической апокалиптики; Манифест Кира об освобождении пленников; возвращение Иудеев из плена и строительство Второго храма; последние пророки – Аггей, Захария и Малахия. Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 46
Цикл лекций Сретенского монастыря «Мир Веры». Лекция шестая: «Ангелы и демоны». Лекцию прочёл Олег Стародубцев. ВВЦ, 19 ноября 2013.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 221
Один из старейший московских священников так описал владыку Алексия: «Он тратит каждую минуту ЗДЕСЬ, чтобы созидать ТАМ!»
Рейтинг: 9.1|Голосов: 40
Слушая песнопения Успенского богослужении, верующие имели возможность мистическим образом осознать себя участниками событий праздника, вспомнить или, может быть, заново открыть незыблемые доктринальные положения православной веры, прочувствовать их нравственный посыл, вознести хвалебную, просительную или благодарственную молитву Богоматери, зная об особом Ее присутствии в храме в этот день.
Рейтинг: 6.3|Голосов: 23
В период Смуты русские монастыри регулярно оказывали государству денежную помощь. Так, Соловецкая обитель дважды пересылала в Москву денежные средства, общая сумма которых превысила 17 тысяч рублей. Спасо-Прилуцким монастырем была пожертвована вся казна, а Троице-Сергиев монастырь в разное время внес в государственную казну более 65 тысяч рублей. Но не только деньгами помогали монастыри государству в это тяжелое время.
Рейтинг: 6.9|Голосов: 14
Искусство Церкви родственно мирскому искусству, имеет связь с ним, во многом возросло на его исторической почве. Но, используя и в определенной степени возрастая на опыте светского искусства, с древнейших времен Церковь вносила в свое искусство духовность, наполняя его высоким содержанием. Красота – в христианском понимании категория сугубо онтологическая, она неразрывно связана со смыслом бытия. Основа красоты и гармонии берет свое начало от Самого Бога, и вся красота земная есть только образ, в большей или меньшей степени отражающий Первоисточник.
Рейтинг: 10|Голосов: 11
Сегодня молодой человек, закончивший семинарию, должен быть не только человеком глубоко верующим, знающим историю, догматическую и литургическую жизнь Церкви. Он должен уметь общаться, говорить и проповедовать в любой аудитории, но, кроме того, он должен, вернее – уже обязан разбираться и в церковном искусстве, должен уметь объяснять произведения церковного искусства, которые всегда являлись частью литургической жизни Церкви.
Рейтинг: 7.3|Голосов: 6
Сретенская семинария, молодая духовная школа, взяла от Московской самое главное – доброе отношение к людям. Ведь никакие богословские и гуманитарные знания, пусть даже самые твердые, никогда к Богу не приблизят, если человек будет расти без любви. Поэтому пастырское попечение, человеческая, семейная забота в семинарии просто необходимы. Без них невозможно.
Сегодня у искусства лицевого шитья, наряду с безусловными успехами и достижениями в восстановлении древних традиций, есть и немало серьезных проблем. Порождены они, «обмельчанием», если можно так выразиться, искусства в целом, его «технологизацией». Но разве может швейная машина заменить руку мастера?
Рейтинг: 6.5|Голосов: 20
Наряду с каменным храмостроительством, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела.
Рейтинг: 4.9|Голосов: 145
Настоящее исследование представляет собой попытку возрождения церковно-научного метода изучения искусства. Цельная картина тысячелетней (X—XX вв.) культуры Русской Церкви охватывает все области церковного искусства: храмостроительство, иконопись, монументальную и религиозную живопись, книгопечатание, ювелирное и прикладное искусство, скульптуру, лицевое шитье и археологию. Книга рассчитана на широкий круг читателей и может быть использована в качестве учебного пособия для духовных учебных заведений.
Рейтинг: 7.2|Голосов: 27
Зараженный ересью жидовствующих, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, распространенным в XV веке на Руси. Кроме того, он очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства. Но, по иронии судьбы, именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, озвучил жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится Новым Константинополем.
Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Но, говоря о христианской символике, следует помнить, что понимание ее вне Церкви невозможно в принципе.
Иоанн Павел II оставил своим преемникам свободу во всем, кроме одного. Им отныне придется действовать под прицелом телекамер и в присутствии огромных толп народа. Чтобы не утратить авторитет Католической Церкви, почивший папа вынужден был внести в свою деятельность, как сейчас принято говорить, «элементы шоу». И нынешней Церкви для свершения каких-либо радикальных изменений придется выбирать между всегда обманчивой «любовью толпы» и осознанным следованием Христовым заветам.
Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).
Византийская иконопись изначально отказывается от пережитков античного искусства и облекается глубоким спиритуализмом. Эта главная особенность иконописи характеризуется, прежде всего, наличием в ней духовного начала и так называемого молчаливого созерцания. Физическая красота, перед которой преклонялись в античном мире, для иконописца утрачивает всякую прелесть. Главное внимание иконописец-аскет переносит на религиозно-нравственное начало, ставит перед собой цель раскрытия духовной красоты.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 127
Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенской Духовной Семинарии кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.
Жизнь Церкви, как и ее искусство – надмирно, течет выше всего земного, беспокойного, изменчивого, своенравного. «Золотное шитье» несет в себе образ, отрешенный от материальности, вещественности, чисто земной красивости. Он кажется простым, но ведь и образ Божественного Основателя Церкви бесконечно прост, а перед ним пало в прах все, что до него считалось мудрым, могучим, благородным и красивым.
Рейтинг: 9.1|Голосов: 13
Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен был образ Пресвятой Богородицы именуемый «Федоровский». Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой, однако, неизвестно кем и когда принесена она была в русские земли.
Рейтинг: 10|Голосов: 4
Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенского высшего православного училища кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.
Как весь строй богослужебной жизни, так и все, что находится в храме и сам храм, имеет свой установившийся временем канон (устав). Вся церковная архитектура, монументальная живопись и иконопись, объединяются воедино особым изобразительным каноном. Священные изображения охватывают собой весь круг церковного года, все события церковной жизни, выражают всю полноту христианской веры и учительства.
Рейтинг: 8.7|Голосов: 56
Древняя икона Православной Церкви представляет собой особое явление в мире изобразительного искусства. Для многих по сей день православный образ остается загадкой, многое в нем вызывает непонимание, многим кажется более близким и привлекательным написанное, «как живое».
Рейтинг: 9.8|Голосов: 15
Среди множества российских духовных миссий, безусловно, особой самобытностью отличается православная миссия в Японии. Во многом это обусловлено личностью ее основателя и многолетнего руководителя – святого равноапостольного Николая (Касаткина). В русской церковной истории святитель Николай по праву получил наименование апостола Японии.
Рейтинг: 9.1|Голосов: 112
Из поколения в поколение православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением храмов в честь Ее, церковными праздниками в память бесчисленных Ее благодеяний. Дивную и непостижимую картину для благоговейного взора представляют явленные и чудотворные иконы и нескончаемые чудотворения, совершающиеся по молитвам перед этими иконами Пресвятой Богородицы.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 250
Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен образ Пресвятой Богородицы именуемый «Смоленской». Со времени первого упоминания об этой иконе и до настоящего времени эта икона остается верной хранительницей русских земель на ее западных рубежах.
Рейтинг: 7.8|Голосов: 24
Сегодня мы становимся свидетелями создания иконографий святых нового времени. При канонизации каждому святому пишется икона, но для многих новомучеников еще не найдено общепризнанного образа. А некоторые уже написанные иконы не всегда удовлетворяют каноническим и художественным требованиям, в частности, это можно сказать и о некоторых образах иконографии «Царственных мучеников».
Рейтинг: 4.1|Голосов: 37
Страшные потери и чудовищные разрушения принесла нашему Отечеству война 1941-1945 гг. В течение первых же месяцев войны многие русские православные святыни были превращены в груды битого кирпича. Впервые в истории разрушения проводились преднамеренно и планомерно.