Владислав Петрушко
С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктор церковной истории Владислав Петрушко
Рейтинг: 9.8|Голосов: 151
Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал об итогах недавно состоявшегося визита Константинопольского патриарха Варфоломея в Киев.
Рейтинг: 9|Голосов: 12
Идея создания Киевского униатского патриархата впервые была выдвинута в период подготовки Брестской унии, в 1570—1580-е гг. Данный проект задумывался как средство вовлечения в унию православных Речи Посполитой, но реализовать его тогда так и не удалось[1]. К плану создания Киевского патриархата католическая сторона обратилась вновь в связи с попытками диалога между православными и униатами Речи Посполитой в 1620—1640-х гг., обусловленного стремлением обеих сторон преодолеть острое межрелигиозное противостояние, причиной которого стала Брестская уния.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 1282
Митрополит Антоний (Паканич), В. Петрушко, А. Дворкин, А. Рогозянский, К. Молчанов, Е. Дьяченко.
Јуриј Пушчајев
Томос из 1686. године о предаји Кијевске митрополије под омофор Московске патријаршије од стране Цариградске Православне Цркве и околности ове предаје у последње време су постали предмет оштре дискусије.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 628
О том, как Церковь на Руси разделилась на Киевскую и Московскую митрополии, какие исторические события предшествовали томосу 1686 года, о претензиях и обидах Константинополя и идее великой Византии – беседа с историком Церкви.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 194
Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 9.4|Голосов: 353
Львовский Собор 1946 года провозгласил ликвидацию Брестской унии. Католики решения Собора на признали, считая их принятыми под нажимом советских властей. Как в действительности обстояли дела? И верно ли оценивать Собор с точки зрения канонов Католической церкви?
Рейтинг: 9.4|Голосов: 269
Выдающиеся иерархи: Петр, Алексей, Киприан, Фотий; Кормчая книга; духовная литература; путешествия на Восток; отношение к Флорентийской унии в России. Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 9
Мы попросили рассказать о том, что, с христианской точки зрения, происходит на Украине профессора кафедры Истории Русской Церкви ПСТГУ, шеф-редактора интернет-портала «Седмица.Ru» Владислава Петрушко.
Рейтинг: 8.3|Голосов: 48
Воссоединению Киевской митрополии с Московским Патриархатом в конце XVII века, а также обстоятельствам, предшествовавшим этому эпохальному событию, посвящена статья доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктора Церковной истории, кандидата исторических наук В.И. Петрушко.
Рейтинг: 10|Голосов: 2
«Дни России в странах Латинской Америки» открылись в Гаване 18 октября. Организатором «Дней России» выступил Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (Росзарубежцентр). Мероприятие проходит при поддержке Министерства иностранных дел и Министерства культуры России, а также - Русской Православной Церкви.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 13
Во 2-й половине XVI в. в Киевской митрополии сложилась кризисная ситуация. Ее причинами стали, прежде всего, сложные условия существования Православной Церкви в Польско-Литовском государстве, где господствующим вероисповеданием был католицизм.
Рейтинг: 9|Голосов: 11
После того, как Никон стал Патриархом, его богато одаренная натура смогла, наконец-то, проявиться в полной мере. Молодой царь благоговел и преклонялся перед Никоном, во всем доверял ему и советовался по всем важнейшим вопросам. Отъезжая из столицы, Алексей Михайлович регулярно переписывался с Патриархом. Отношения Первосвятителя и царя были исключительно близкими: царь Алексей Михайлович называл Патриарха своим "собинным другом".
Рейтинг: 7.2|Голосов: 45
Никон был личностью богато одаренной, человеком кипучей энергии. Однако до сих пор продолжаются споры о том, на что были израсходованы эти колоссальные усилия и каковы итоги Патриаршества Никона. Историки, как светские, таки и церковные, зачастую дают ему прямо противоположные характеристики. Одни (причем, не обязательно старообрядцы) считают Никона повинным в возникновении раскола и едва ли не всех последующих бедах России вплоть до ХХ столетия. Другие, наоборот, считают Патриарха-реформатора величайшей фигурой русской истории XVII века.
Рейтинг: 7.7|Голосов: 17
Образование могло в то время возвратиться на Русь лишь в своем западном обличье. И только пройдя испытания петровских реформ, екатерининского "просвещения" и последующие трудности синодального времени, русская православная мысль смогла отделить зерно от плевел и вернуться к своим святоотеческим истокам.
Рейтинг: 8.1|Голосов: 34
Патриарх Иосиф не был особо ярким и выдающимся иерархом, но его здраво-консервативная позиция была достаточно правильной, наиболее учитывавшей благо Церкви. Поэтому едва ли можно согласиться с авторами, оценивающими Иосифа как вяло-безучастного и старчески бездеятельного Предстоятеля Русской Церкви. По сути, он не по своей воле был оттеснен от важнейших церковных дел кружком, который сформировался при молодом царе. Возвышение царства в ущерб Патриаршеству делало возможным решение многих церковных вопросов в обход Патриарха – через государя и его ближнее окружение.
Рейтинг: 9.2|Голосов: 47
В период Патриаршества Филарета (Романова) внешнее и внутреннее положение Российского государства стабилизировалось и укрепилось. Кризис, вызванный смутой, в целом был преодолен. Новая династия Романовых прочно воцарилась на Российском престоле. В то же время за годы смуты и в последующую эпоху Филарета невероятно возросли значение и авторитет Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля. Церковь была ведущей силой, объединившей вокруг себя народ в борьбе с интервентами, а затем способствовала преодолению последствий смуты.
Рейтинг: 8.1|Голосов: 67
14 июня 1619 г. Москва торжественно встречала Митрополита Московского и всея Руси Филарета. Давно было решено, что именно Филарет (Романов) станет новым Патриархом, и по этой причине нового Предстоятеля Русской Церкви так и не выбрали после воцарения Михаила Феодоровича Романова. Избрание Филарета Патриархом при сыне-царе должно было обеспечить максимальное соработничество властей светской и церковной в преодолении последствий смуты и послужить укреплению новой царской династии.
Рейтинг: 8.5|Голосов: 64
Патриотические настроения среди русского духовенства и монашества в годы смуты и последующее время восстановления Российской державы были очень сильны. Это, в первую очередь было обусловлено тем, что в Смутное время русский народ столкнулся не только с интервенцией чисто военной, но и с интервенцией религиозной, с духовной экспансией. Разорение храмов и монастырей, насилие над священнослужителями – все это воспринималось не только лишь как обычные издержки военного времени, но и как духовное насилие над Русским Православием, которое иноверцы творили по религиозным мотивам.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 150
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, был уморен голодом. Он скончался в заточении 17 февраля 1612 года. Героический Предстоятель Русской Церкви, подвигом которого во многом определялась победа над поляками, был погребен в Чудовом монастыре, служившем ему темницей. Позднее, мощи святителя были перенесены в Успенский собор Кремля и положены рядом с другими Митрополитами и Патриархами Московскими и всея Руси.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 41
Промыслом Божиим у истоков Русского Патриаршества был поставлен человек исключительных духовных и умственных дарований, замечательный и яркий, несмотря на свое весьма простое происхождение: св. Иов (в миру – Иоанн) был из посадских людей города Старицы. Родился он в середине XVI в., в царствование Иоанна Грозного. Смолоду был связан со Старицким Успенским монастырем, где обучался в монастырской школе. Его духовным наставником был архимандрит Старицкого монастыря Герман. Здесь же будущий Патриарх стал послушником, а затем и монахом.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 326
Возникновение идеи Московского Патриаршества тесно связано с установлением автокефалии Русской Церкви.
Рейтинг: 8.5|Голосов: 116
Католичество издавна пытается утвердиться на Западной Украине, многие века большинство жителей Галичины сохраняли верность Православию. В настоящее время католическая экспансия захватывает и Восток Украины. Недавно первоиерарх УГКЦ кардинал Гузар недавно заявил о том, что Украинская греко-католическая церковь, как следует из ее названия, является не каким-то там локальным исповеданием галичан, а церковью всей Украины.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 29
Т.н. "Всеукраинский собор", проведенный при поддержке большевистской власти украинскими раскольниками в 1921 году с грубейшим нарушением канонов Православной Церкви, положил начало существованию т.н. "Украинской автокефальной православной церкви" (УАПЦ). В течение всего ХХ столетия он был и поныне остается краеугольным камнем в идеологии раскольников-автокефалистов. Большинство народа церковного расценило этот лжесобор как вопиющее беззаконие: он получил устойчивое прозвание "самосвятского" по причине неканонического рукоположения раскольничьей "иерархии".