Внимание ребенка в такси привлекла веточка чертополоха. Я объяснила ему, что это такое и что стоит она тут «для красоты» (как мне очень хотелось верить), но таксист неожиданно пустился в долгий монолог о сугубо практическом назначении растения. Разговор из области ботаники перетек немного в другое русло.
«В нашем деле без такой веточки никуда… Столько народу разного каждый день в своей машине бывает! И все ведь разные… Батюшку одного возил, так он меня отругал: мол, во что ты веришь-то? А я ведь крещеный, православный. Убрал я на месяц чертополох. Так одни черти, одни черти!» Конечно, я не стала вдаваться в подробности, каким образом он заметил наличие нечистой силы у себя в машине. Больше поразило другое. После разговора со священником таксист повесил крест: «Пусть и то, и то будет!» Извечное наше «авось чего поможет»…
Вы думаете, случаи подобного поведения единичны? Или они характерны только для людей, далеких от жизни Церкви? К сожалению, сплошь и рядом приходится наблюдать обратное.
Однажды в паломнической поездке стала свидетелем, как человек, усердно помолившись почитаемому святому в храме, тут же пошел привязывать ленточку на дерево, чтобы «желание сбылось». А для чего кидают монетки в святые источники? Чтобы вернуться? Или в виде жертвы на храм?
В нашей епархии на территории собора установили памятник небесному покровителю города. Кто-то несет цветы к подножию памятника, но таких меньшинство. Зато копеек, конфет и печений хоть отбавляй. Хорошо, хоть стакана с хлебом нет, вот честно.
Помню, когда я только начинала ходить в Церковь, попала на праздник Воздвижения Креста Господня. И после помазания раздавали всем по небольшой астре, которые, видимо, остались от букета-украшения Креста. Так вот один знакомый мне долго и подробно рассказывал, что эту астру непременно нужно заварить в чай в каких-то там пропорциях, как-то по-особому пить и т.п. А в голове моей всплывали детские воспоминания, как подружки уверяли меня съесть сирень с пятью листочками на счастье. И еще Новый год, когда уже родственники уверяли, что если сжечь бумажку с написанным на ней желанием, то оно непременно сбудется. В православном исполнении есть вариация на тему: съесть песочек с могилки старца.
Так что же, форма меняется, а суть нет? Нам что-то нужно, и, чтобы это получить (работу, здоровье, квартиру…), нужно съесть что-либо / бросить монетку / привязать ленточку? Не абсурдно ли?
Причем заметьте: в подобных просьбах-желаниях, на почве которых чаще всего распространяются суеверия, превалируют сугубо земные ценности. Не будешь же просить у Бога избавления от гордости и завязывать ленточку на дереве. Ты прекрасно понимаешь, каких усилий с твоей стороны потребует это прошение…
Вместо спокойного доверия Богу мы мечемся из стороны в сторону, то ставя свечки в Церкви, то гадая на кофейной гуще
Можно, несомненно, объяснить подобное явление тем, что в неофитском пылу практически всё в Церкви нам кажется святым и бесспорно подлежащим исполнению. И когда тебе доказывают, что левой рукой свечку передавать – ни-ни! – ты в это свято веришь. В Церкви ведь плохому не научат, не соврут! Мы же не в суетном мире с его бреднями… А потом копишь и копишь эти «знания» о количестве бесов на крашеных ногтях, о запрете мыться неделями после Причастия и прочие прелести народного фольклора… Выход же из этого печального состояния один – путь постоянного саморазвития и самообразования, путь отделения зерен от плевел. Свернешь с него –непременно скатишься на путь многих и многих предрассудков, не имеющих к Церкви абсолютно никакого отношения.
Но вот уж вроде и в храм человек давно ходит, и с церковной жизнью познакомился… «Да, я, конечно, помолился, но делать-то что-то надо!!!» – примерно так мне однажды сказал знакомый, столкнувшись с серьезной болезнью. И дальше по списку: бабки, сглазы, старцы… Видимо, в понятие «что-то делать» поход к врачу, прием лекарств или необходимая операция не входят. И вместо спокойного доверия Богу мы начинаем метаться из стороны в сторону, то ставя свечки в Церкви, то гадая на кофейной гуще, только бы хоть как-то увериться в дальнейшем благополучном течении нашей жизни.
Страшно же жить без подпорок…
Что может какая-то красная нитка на руке против благодатной силы Таинства? Когда уже было "дунуто и плюнуто", и сатана был посрамлен и изгнан вон. Раньше храмы строили на месте идольских капищ, и демоны разбегались, не в силах вынести обжигающей энергии Божества...
Простите меня.
После обряда я была ответственная за то, чтобы родители заполнили документы (имя крещеных, родителей и т.д.), и я упомянула матери, что нитку надо срезать. Мать прижала ребенка к себе и неуверенно сказала: "да, дома снимем, та женщина, которая завязывала, сама должна это сделать". Через несколько минут я ей опять ненавязчивым тоном, с улыбкой протягивая ножницы, сказала, что малыша покрестили, и нитка тут ни при чем. Она опять отказалась, уже с небольшой ненавистью в глазах. Я конечно уверена, дома они нить не срезали, и бедный мальчик так до сих пор с ней и ходит, не получив пользы от Крещения...
Спасибо за ответ.
Дааа, "крутая" Вы православная и храм ваш "крутой". А вот у нас в монастыре владыка и блины ел, и куличи любил (особенно домашние), и жаворонки; и берёзки, вербы на ряду с пальмовыми ветвями освящал, и куличи, и яблоки, и мёд... И мы вместе с ним! (Царствие ему Небесное и Вечная память!). Простите!
Блины на масленицу не пеку и не ем. Церковь не обязывает меня есть блины на масленицу, она обязывает меня не есть их в пост, а посты я соблюдаю неукоснительно.
Куличи к Пасхе тоже не пеку, разве что покрашу яички, а кулич в крайнем случае могу купить в магазине или в храме. Против жаворонков, берёзок на Троицу, ёлок на Рождество и вербы в праздник Входа Господня в Иерусалим ничего не имею, потому что здесь есть определённая символика, хотя без них обойтись тоже можно. (Кстати, в нашем храме верб нет, а есть пальмовые ветви в соответствии с Евангелием.)
"Вот я как-то после литургии Великого Четверга спросила одну нашу прихожанку, придёт ли она вечером на Двенадцать Евангелий. На что она твёрдо ответила: "Нет! Ведь печь-то когда?!" (в смысле -- иначе некогда печь куличи).
Это как?"
По мне - так не верно! (Хотя ведь не исключено, что она сама прочитывает Евангелия. Или её домашние целый год ждут тех самых её куличей и ей приходится жертвовать).
Я пеку как раз между Литургией и Двенадцатью Евангелиями (ранняя к 10ч заканчивается, и с 11 до 16ч хватает времени испечь куличи). Но не понятно вот что: куличи-то Вы к чему относите? Надо их печь и освящать или нет? Да и про блины, берёзки, ёлки и "жаворонков" Вы так и не ответили...
Теперь воду освящают в храмах, а на водоёмы идут купаться. Между тем многие священники говорят и пишут, что это искушение Бога, откуда у вас уверенность, что ваше купание в крещенские морозы пройдёт благополучно?
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа мы погружаемся в воду один раз в жизни -- а дальше исповедуем едино крещение во оставление грехов. Сам Господь Иисус Христос посылал Своих учеников крестить все народы во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, а купать людей Он никого не посылал.
Это как?
"А крещенские купания -- разве не суеверие?"...
Нет, конечно же! Например, в монастыре, после Всенощной 18января, в 12ночи освящантся вода в реке (пруду) и все желающие, в т.ч. монахи, окунаются в прорубь. А 19 молятся на Литургии и Причащаются. (И я так делаю. А если ночью не получается - то окунаюсь 19 после Литургии).
Традиция? да, может быть, но не суеверие...
И вот интересно: а прихожане и священники вашего храма блины на масленицу едят? Храм на Троицу берёзками и травой украшают? Ёлки на Рождество ставят? "Жаворонков" на 40 Севастийских мучеников пекут?
Согласна, что надо четко различать веру и суверия; веру и традиции. Но если суеверия и традиции не мешают вере - кому от этого плохо? Ну верит человек, что чай именно с этой астрой поможет ему излечиться от астмы - да пусть пьёт на здоровье, может, Господь через эту астру по ВЕРЕ и излечит. (Помните притчу с лисичкой и молоком из блюдца?).
16:41
"А крещенские купания -- разве не суеверие?"
Если народ на машинах или так пришел на речку(пруд,озеро,источник)-на Иордань,для того чтобы весело матерясь под водочку окунуться в прорубь и получить здоровье на год вперед до следующего раза,то -да, суеверие.
А если после Великого освящения воды,неважно когда ,18-ого,19-ого,да хоть 21-ого января человек,испросив благословение у священника, придёт и окунётся в прорубь троекратно во имя Отца и Сына и Святого Духа,до погружения спев тропарь Богоявления,а после кондак,и сделает это в память о том что Господь наш Иисус Христос крестился на Иордане от Иоанна,веруя (и м.б. опытно зная) в то что Вода Великого освящения дает человеку благодать исцеления и т.д. (почитайте или внимательно послушайте молитвы на освящение воды)-то где же здесь суеверие? Различайте духов,внимательно прочитайте комментарий Н.А.:2015-09-28
15:36.
Не хочу петь панегирики ,но я считаю ,что этот комментарий стоит всей статьи,а по содержанию/сути-гораздо лучше неё.
Игумен Нектарий (Морозов)
http://www.pravoslavie.ru/put/73330.htm
Слава Богу за всё!
раб Божий иоанн
Или я не права и чего-то не понимаю?
Отсюда и суеверия, что распространители их не ленятся, а другие просто спокойно по-человечески без осуждения поговорить при виде их проявлений считают заранее бесполезным. Может, если поговорить, и ленточки окажутся знаком не суеверия, а веры, как цепочки, серьги, кольца и пр. у икон знак благодарности. На улице не станут же золото и жемчуга оставлять, чтоб не соблазнять, а платок или ленту никто не унесет. Не утверждаю, что это так, но не исключаю, что такое возможно, все люди разные.
15:36
Полностью поддерживаю,прошу прощения,но Ваш ответ хочу забрать в личку и распечатать . ИМХО-лучше не скажешь.
14:37 "если поставишь свечку надо ее зажечь и погасить (чтоб потом ее зажгли во время службы), а то вдруг ее зажжет человек с худыми помыслами и мне будет худо."-если Вам так это прокомментировали, то да- предрассудок. А вообще,свечки маленькие и если человек пришел загодя и зажёг свечку ,то до начала службы она просто не достоит,а хочется,чтоб и твоя свеча ,хоть какое-то время горела вместе с остальными-это же хорошо,когда все вместе,правда? А зажигать(опалять фитиль), потом гасить-это для того ,чтобы свечу потом бабушки/женщины на послушании у подсвечников,быстрее зажгли . Быстрее загорается уже опаленный фитилёк-ферштейн? Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате ,если её там нет. Это чисто практичные вещи.Ещё важно то ,какое содержание человек вкладывает в то или иное действие. Не спешите осуждать.;-)
12:07"Вообще было бы полезно выпустить небольшую книжку со всеми "православными приметами и предрассудками"...
"Предрассудки вместо веры? Откуда берутся околоцерковные суеверия" Составитель: Алла Добросоцких Издательство: Даниловский Благовестник 2013 г. Страниц-272стр.Мягкая обложка.
Не исчерпывающе ,конечно,но...К сожалению, книжка уже библиографическая редкость.
Борьба с суевериями не должна превращаться в небрежное обращение со святыней.
Спросите, например, в Дивееве, зачем паломникам раздают земельку со Святой Канавки? Зачем подушечки делают с травой с Канавки? Зачем вещи батюшки Серафима выставлены в храме?
Может, поймете тогда про астры и чай. Про благодать освящения. Про бережное и благоговейное отношение верующих людей к освященным предметам. (Кстати было бы и спросить у афонских монахов, почему они называют "благословениями" предметы, подаренные им почитаемыми старцами, будь то часть одежды или даже изъеденный муравьями зефир. Почитайте у преп. Паисия Святогорца о старце Тихоне Русском).
Если и существуют какие-то околоцерковные суеверия, то протестантизация Православия (с отрицанием мистики в угоду логике) ничуть не лучше. Корень обоих явлений - маловерие. От которого все страсти, по мнению Святых Отцов.
Помощи Божией всем в борьбе со страстями. Будем молиться, чтобы Господь просветил нас на всех путях нашей жизни.
После прочтения захотелось отослать эту статью всем своим друзьям и знакомым. Конечно же, увидела и себя прежнюю, и страшно стало, что вдруг смаловерничаю, и, упаси Господи, снова наступлю на те же грабли.
Единственное "НО"... пока сам человек к этому не придет, никто его в обратном не убедить. И будет он и чай заваривать из астр, и одной рукой воду святую набирать, а другой ленточку на дерево вязать, и думать с какой ноги зайти в церковь - с левой или с правой, вместо того чтобы сказать слова молитвы входящего в храм Божий.
Удивительно, себя менять не хотим, не хотим бороться со своими страстями, а чуда ждём...
Ведь вести подлинно христианскую жизнь, вырабатывать в себе подлинно христианское отношение к Богу и людям - это тяжелейший труд. Лишь очень немногие способны к такой жизни.
Но и вести чисто материалистическую жизнь безо всякой связи с духовным миром тоже очень тяжело, поскольку противоестественно.
Гораздо проще жить как живётся, как все живут, но в трудных случаях прибегать к защите и помощи потусторонних сил, не особо вникая в их природу.
Мы, люди - слабые существа, и как писала игумения Арсения Себрякова, жесток для нас путь спасения, жестоко бывает и слово сказанное о нём. Мало кто готов добровольно терпеть эту спасительную жестокость, и велик соблазн заменить её всякими веточками, тряпочками и монетками, брошенными в источник.