- Владыка, разрешите начать с достаточно личного вопроса – о чем чаще всего в последнее время Ваши молитвы? О чем Вы говорите в своих пастырских обращениях, что Вас больше всего волнует в сегодняшней жизни страны, церкви, прихожан?
Митрополит Антоний: Конечно, все мы сегодня возносим молитву за мир в Украине. Война убивает и калечит людей, война обескровливает нашу страну, ложится тяжелым бременем на плечи всего украинского народа. Потому мы просим, чтобы Господь вразумил всех нас и открыл нам путь к прочному миру в Украине. Сегодня для нас очень важно не пускать в свое сердце злобу, ненависть, агрессию. Христианин должен побеждать все эти страсти силой веры и молитвой.
- Чем живет сегодня Украинская Православная Церковь? Насколько ее коснулись драматические события в Украине? Как Церковь переживает их вместе со страной?
Митрополит Антоний: Церковь – это люди, объединенные общей верой. Церковные люди живут в обществе, потому все те испытания, которые выпали на долю Украины за последние полтора года, в полной мере разделила и Церковь. В зоне вооруженного конфликта оказались пять епархий нашей Церкви. Это более тысячи храмов и сотни тысяч верующих. Война нарушила привычную жизнь приходов в Донецкой и Луганской области. В ходе боевых действий было разрушено около десятка храмов, еще более 70 храмов получили разного рода повреждения. Три священника нашей Церкви погибли на Донбассе. Многие наши прихожане стали вынужденными переселенцами. Так что, Церковь испивает чашу человеческого горя вместе со всем народом Украины. Тем не менее, Церковь продолжает совершать свое служение. Мы несем миру весть о Христе. Сегодня, как никогда, наш народ жаждет услышать слово Истины. Ведь во время тяжких испытаний душа человека с особой силой стремится к Богу, душа ищет ответов на самые фундаментальные вопросы бытия. Церковь должна сегодня прийти к человеку со словом мира и утешения.
- В последнее время на себя обращают внимание новости о конфликтах вокруг храмов УПЦ, гонениях на священников. Насколько сегодня это серьезная и масштабная проблема?
Митрополит Антоний: Действительно, за последние полтора года около тридцати храмов нашей Церкви оказались в составе так называемого "Киевского патриархата". При чем только в трех из тридцати случаев речь шла о добровольном выходе религиозной общины из состава Украинской Православной Церкви. Во всех остальных случаях имели место захваты храмов в пользу "Киевского патриархата". Это крайне печальная тенденция. Вы спрашиваете, насколько эта проблема масштабна? Сегодня в состав нашей Церкви входит более двенадцати тысяч приходов. Так что три десятка общин – это менее одного процента от общего количества приходов нашей Церкви. Более того, на протяжении 2014 года в Украинской Православной Церкви было открыто более 400 новых приходов. Так что, несмотря на сложную ситуацию, количество общин нашей Церкви все равно возрастает. Но в данном случае мы оперируем не просто статистическими данными. Мы имеем дело с живыми людьми, которые незаконно лишены возможности посещать родные для них храмы.
При чем совершается это беззаконие при попустительстве, а порой даже и при участии местных органов власти, при бездействии милиции. Наша Церковь стремится не отвечать насилием на насилие. Мы стараемся решать возникающие конфликты исключительно законным путем. Поэтому по факту захватов или попыток захватов храмов мы подаем заявления в органы внутренних дел и настаиваем на беспристрастном расследовании конфликта. Например, не так давно суд признал незаконным переход в пользование "Киевского патриархата" Успенского храма в селе Птичья Дубенского района Ровенской области. Надеемся, что и в случаях с другими захваченными храмами нам удастся добиться беспристрастного рассмотрения этих дел в суде.
- Вы долгое время входили в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с Украинской автокефальной церковью и рабочей группы по подготовке диалога с представителями так называемого "Киевского патриархата". Каким Вы видите этот диалог? Возможен ли он в каком-то обозримом будущем, если речь идет о "Киевском патриархате"?
Митрополит Антоний: Это крайне сложный вопрос. Не так давно Блаженнейший митрополит Онуфрий в одном интервью сказал, что мы открыты для диалога и с УПЦ КП, и с УАПЦ, но только это должен быть честный и открытый диалог, который исключает язык силы и ультиматумов. Сегодня, когда представители "Киевского патриархата" прямо участвуют в захватах храмов нашей Церкви, крайне сложно говорить о диалоге. Увы, за последние полтора года наши отношения с "Киевским патриархатом" заметно ухудшились. Потому пока что начать диалог так и не удалось.
- Взрывы гранат сегодня убивают уже не только на Донбассе, но и в центре Киева, под стенами Верховной Рады. Какой, на Ваш взгляд, может быть дорога к миру?
Митрополит Антоний: Трагедия возле парламента — только одно из проявлений страшного эха войны на Донбассе. Конфликт калечит человеческие души и обнажает свой чудовищный оскал даже, казалось бы, в мирной обстановке. С регулярной частотой публикуются новости о самоубийствах тех, кто прошел АТО. На детских площадках взрываются брошенные или потерянные в суматохе боя боеприпасы. Неоднократно мы слышим и о происшествиях с военной техникой, в результате которых гибнут гражданские. Подобных примеров очень много. Все они — так или иначе — являются "спутниками" войны, к завершению которой вот уже длительное время призывает Украинская Православная Церковь. Надеюсь, что с приходом мира на нашу землю мы больше не будем слышать о таких трагедиях.
Военного решения ситуации на Донбассе не существует. Принимая во внимание данный факт, нам нужно направить все усилия на поиск путей, которые однозначно приведут к установлению прочного и незыблемого мира.
Во-первых, необходимо начать с преобразования своего сознания и отношения к происходящему. Если мы не отойдем от навешивания ярлыков на своих оппонентов, а также от обобщения всего и вся, никакие дипломатические договоренности на любых уровнях не принесут желаемых результатов. "Укропы", "колорады", "на Донбассе все преступники", а "на западе Украины живут сплошные бандеровцы" — все эти стереотипы и штампы должны остаться в прошлом. Не преодолеем данный барьер, не будем жить в едином и процветающем государстве. Более того, взаимная ненависть и нарастающее неприятие друг друга могут вообще поставить будущее Украины на край пропасти.
Во-вторых, очень важным моментом является прощение. Для этого возможно понадобятся годы, однако альтернативы данному пути нет. Совсем недавно Предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий отметил, что если бы Восток и Запад Украины простили, а также приняли бы друг друга такими, какими они есть, без дополнительных взаимных требований и обвинений, то война в ту же секунду бы закончилась. И мы бы вместе — плечом к плечу — начали строить будущее нашей общей Родины. Отсекая в этом процессе все то, что приводит нас к конфликтам и нежеланию быть вместе. В-третьих, нужно возложить все свои надежды на Бога. Многим кажется, что в нынешних условиях прощение и единение внутри нашего общества нереальны. Нереальны, потому что на их пути стоит кровь, насилие, ненависть и взаимная вражда. Однако, что невозможно человеку, возможно Богу. Сегодняшних противников может примирить общая молитва. Ведь всем хочется мирного неба над головой и счастливого будущего для своих семей. Сейчас наступило именно то время, когда нужно все отбросить в сторону и идти в храм. Покаянием мы спасем и свои души, и будущее нашего народа, а также нашего Отечества.
Фотографии предоставлены Центром информации УПЦ
Беседовал Кирилл Вышинский