Из Священного Кинота пришло распоряжение: более милостыню не раздавать
Ровно 112 лет тому назад, 3 сентября (21 августа по старому стилю) 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне произошло незаметное для мира событие. В этот день братия в последний раз должна была раздать у монастырских ворот милостыню убогим монахам-сиромахам (странствующим по Афону «без определенного места жительства»), паломникам и странникам. В последний раз – потому что из Священного Кинота (святогорского правительства) пришло распоряжение: более милостыню не раздавать. Это неэффективно. Это развращает шатающихся из монастыря в монастырь иноков, здоровых и еще не старых, но склонных жить за чужой счет, вместо того, чтобы трудиться и творить послушание... (Не правда ли, знакомая ситуация? Сколько встречаешь бомжей – не на Афоне, а в московском метро, на улицах – и каждый раз нравственная проблема: дать или не дать? Особенно, когда очевидно: человек пропьет «милостыню», и ничего, кроме вреда, твоя «помощь» вроде бы не принесет).
Инок Гавриил увидел на фотографии фигуру Женщины, смиренно получавшей укрух хлеба
Но судьба афонских бездомных и нуждающихся резко изменилась под влиянием одной фотографии. Раздачу милостыни в тот день запечатлевал инок Гавриил. Проявив негатив, он, к своему величайшему удивлению, увидел на черно-белой фотографии фигуру бедно одетой Женщины, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Новость быстро распространилась по обители, передавали, что один пустынник также несколько раз видел во время раздачи милостыни у монастырских ворот благолепную Жену. Нечего и говорить, что после этого о запрете раздавать милостыню было забыто.
Явления Божией Матери на Святой Горе – события нередкие. Раз или несколько раз в жизни, во сне или наяву, Ее видят многие афонские подвижники. Но когда Богородица оставляет видимый знак своего присутствия – это означает некое послание: предупреждение, вразумление, явление милости. Так было со знаменитой Ватопедской иконой Божией Матери, так произошло и на сей раз. Фотография инока Гавриила в увеличенном виде висит сейчас на стене Свято-Пантелеимонова монастыря, к месту явления подведен источник, зафиксированы случаи облегчения в болезнях после принятия воды из него. Родился из этой истории и новый, Светописанный образ Богородицы. Однако негатив фотографии был утерян, а после многочисленных потрясений (в т.ч. пожаров), испытанных обителью в XX веке, не было надежды вернуть его.
И вот в начале этого года негатив был найден при работе с монастырскими архивами. Нынешний игумен Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) расценил событие как проявление милости Пресвятой Владычицы, свидетельствующее о том, что «Игумения Афонская благоволит к обители и принимает посильный подвиг ее насельников»[1]. Думается, подвиг не только молитвенный, иноческий, но и подвиг благотворения, помощи другим, любви, явленной в делах. Еще в 1885 г. игумен русской обители на Афоне старец Иероним (Соломенцов) писал в своем завещании:
«Вам известно, как долго испытывал Господь обитель нашу великой бедностью и даже тяжкими долгами, ибо до Крымской войны она не имела состояния раздавать милостыню бедным. Но когда в то бедственное время монастырь наш с полным самоотречением решил поделиться с голодавшими сиромахами последним своим хлебом, то с того времени замечено было, что из всех стран России начала присылаться в Руссик изобильная милостыня, при помощи которой в то бедственное время обитель наша не имела нужды в содержании и еще многих бедных пропитывала. Столь боголюбезна добродетель общения и благотворения».
Таково значение явления Божией Матери более чем столетней давности для самого монастыря и проживающих в нем иноков. Но, думается, история эта выходит за рамки Афона и монашества, а что-то говорит и нам, обычным православным христианам, не подвижникам и не боговидцам.
Ведь на Афоне всего лишь с большей силой, чем в нашей обычной жизни, проявляются общие законы христианского бытия. Все, кто там побывали, рассказывают об удивительных явлениях Промысла Божия и Пречистой обо всех, даже бытовых нуждах паломников.
Участвует Пресвятая Богородица в нашей жизни? Да, конечно. И на Святой Горе это просто более очевидно, чем где-либо; Ее забота там «висит в воздухе». Смиренна Божия Матерь? Да, более, чем все Святые. Мы, не святые, знаем об этом из богословия, из Предания, из богослужения – тому есть множество свидетельств. А вот автора этих строк наиболее впечатлило совсем малоизвестное и «неканонизированное»: одна боголюбивая душа, сподобившаяся явления Божией Матери, рассказывала: «Она смотрела на меня так, словно это не Она, а я – царица мира».
Пречистая смиренно принимает «полагающийся» Ей кусок хлеба, как одна из нищих и убогих. В этой ситуации Она, всем Своим поведением, буквально реализует евангельские слова: «что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ср. Мф. 25:40). Своим вхождением в эту обыденную человеческую ситуацию Пресвятая являет Свою власть, полученную от Божественного Сына, – власть обнимать сердцем всю вселенную. Подвижники объясняют: чем больше человек совершенствуется в добродетели, шествуя путем Креста, тем более приближается к христоподобному и крестному состоянию – способности максимально соединиться с Богом (вертикаль) и ближними (горизонталь). И вот Матерь Божия достигла в этом совершенства, уступающего лишь совершенной и абсолютной любви Самого Бога. Для Нее каждый – ближний.
И потому наша земная логика, наши бухгалтерские расчеты – кому «полезна» наша помощь, а кому нет, когда эта помощь «эффективна», а когда нет, – все это совершенно переворачивается логикой Бога и Пречистой, логикой святости. Тем святые и отличаются от нас – своей решимостью постоянно ходить по водам, жить «Божьей логикой», абсолютно абсурдной для этого мира. Мы знаем эти признаки истинной святости – знаем до боли, потому что каждый из нас чувствует, в какой момент он «сошел с дистанции»: перестал «ходить по водам» или, скорее, так и не сделал первый шаг. И потому, чтобы ободрить нас, Пречистая позволяет нам оказать Ей благодеяние: подать кусочек хлеба. Сделать для кого-то, кто рядом, малое дело любви[2]. Кто знает – быть может, этот «кто-то рядом» окажется Богородицей.
В заключение приведем трогательный рассказ одного из святогорских иноков.
«Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери “Честнейшую”. В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. “Что же я принесу в дар Царице и Владычице?” – эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же наконец приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: “Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, что бы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою Честнейшую?” Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел. Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: “Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету”. Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок»[3].
Тропарь явлению Светописанного Лика Пресвятой Богородицы
Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себя Покрову Твоему.
Кондак явлению Светописанного Лика Пресвятой Богородицы
Неизреченнаго и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой светоявленный и самоизображенный свидетельство явися Твоея неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.
Упокой Господи душу усопшего раба Твоего Георгия (коль скоро это так, как сказано ранее).
К вашему сведению, "святые образа" относятся к новому виду изобразительного (живописного) искусства- иконописи.
Раннее христианское искусство строилось по единым античным образцам, а великое искусство Византии рождалось на стыке двух культур - традиций позднеэллинистической культуры и искусства Сирии, Египта, Ирана, постепенно одухотворяясь. Так осуществлялся переход к иконописи в Восточной Церкви, где изобразительное искусство является неотъемлемой частью Православия - христианства как религии Богочеловека, воплотившегося в материальном мире.О различиях в храмовом искусстве Западной и Восточной Церквей разговор другой.
В одном храме повесили объявление о том, что давать деньги профессиональным попрошайкам не благословляется, т.к. это не милостыня, угодная Богу, а развращение людей грехом тунеядства. В другом - просто запретили попрошайничать (равно как и сорить и пр.) на прилегающей к храму территории.
Как-то по совести надо поступать. По молитве. По благословению.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Пресвятая Богородица, спаси нас!
/«В каждом периоде Церкви есть свои особо почитаемые произведения искусства"/
разве Церковь почитает произведения искусства? В Католической - возможно, а Православная чтит святой образ.
Описанное событие на Афоне удивительное по красоте и поучительное. У Бога нет бесполезных чудес.
Просиял на Афоне! И вновь
Лик Твой скромный и попечительство,
Воссиял, как Твоя Любовь!
Пресвятая Владычице милая –
Мати, всех вопиющих к тебе.
Обогрей мою душу унылую,
Будь предстательницей в судьбе!
Велика Твоя помощь Владычице,
И безмерная милость в веках!
Ты – Царица! Твоё покровительство
Придает мне и силы… и страх.
04.09.2015
(родилось стихотворение после прочтения статьи)
Пресвятая Богородице, спаси нас!- http://www.stihi.ru/avtor/nadija5005
ты постоянно на земле!постоянно спасаешь нас
постоянно молишь Господа о нас !
блаженны те кто ежедневно читает акафист Матери Божией
и мыслями постоянно с Нею и с Господом
прости нас Пречистая Преблагословенная
я буду стремиться к такому обычаю жизни
...и вы не сомневаясь решили, что ваше видение было истинным.
Пресвятая Богородице, Царица Небесная, спаси нас!
Этой же ночью было мне видение Богородицы у врат Небесного Иерусалима. Она сказала буквально следующее (я записала): «В каждом периоде Церкви есть свои особо почитаемые произведения искусства". ...(тут, к сожалению, выскочило из памяти). "Да простит Господь Бог анализирующих христиан, попирающих в злобе своей святыни православия».
Через некоторое время, подойдя к месту этого магазина, я увидела, что его больше там нет, он совсем исчез из нашего города. Женщину я тоже больше не видела.