Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Нужно различать традиционный ислам и фанатичный

Христиане Африки, несмотря на бедность и непрекращающиеся вооруженные конфликты, не оставляют попыток наладить диалог с исламским миром. О сложном положении православных жителей Египта, о вызовах религиозного фундаментализма, о благотворительной деятельности в самых бедных странах Африканского континента, а также об отношениях с Русской православной церковью и о ситуации на Украине рассказал в интервью РИА Новости патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, совершивший в конце августа паломничество по России. Беседовал Алексей Михеев.

    

- Ваше святейшество, вы частый гость Русской православной церкви. Каковы ваши впечатления от нынешнего паломничества по России?

— Для меня большая радость снова находиться в России. Прошло уже 30 лет с тех пор, как я впервые приехал в вашу страну. Я прожил здесь 10 лет. Как известно, я патриарх всей Африки, всех православных людей континента. Скоро я отправлюсь в Южный Судан и перед тем, как начать этот долгий путь, я приехал в Россию, чтобы набраться сил. Я был на Соловецких островах, в том месте, где погибли 40 тысяч гонимых сталинским режимом человек. Там я молился за людей, которых сейчас убивают и преследуют на Востоке.

- У Александрийской и Русской православных церквей богатый исторический опыт сотрудничества и взаимной поддержки. В свое время вы пять лет пробыли экзархом Александрийского патриархата в Русской церкви. Каковы сейчас отношения двух церквей и как вы оцениваете перспективы развития этих отношений?

— Каждый раз, когда я приезжаю в Россию, я вижу, как сближаются церковь и люди. За прошедшие годы произошли очень большие изменения. Молодые люди все больше интересуются христианством, и я считаю, что они отдыхают внутренне, живя жизнью православной церкви.

Для меня это образец. Для меня, который денно и нощно ходит пешком по Африке, посещая все ее народы. Наша церковь строит в Африке школы, чтобы местные жители могли хоть как-то получать образование. Мы открыли 3 тысячи врачебных пунктов, чтобы людям оказывали хотя бы минимальную медицинскую помощь. Я не могу говорить о каком-то миссионерстве, о какой-то проповеди, если я сначала не смогу хоть немного изменить к лучшему жизнь этих людей. Мы навещаем их в их жилищах и понимаем, что они никогда в жизни не видели мыла. Они фактически живут в земле. Совсем недавно я был на Мадагаскаре и видел 2 тысячи маленьких детей, которые меня окружали, — и ни один из них не был обут.

Вы можете понять, в каких сложных условиях мы живем. И я хотел бы от всего сердца поблагодарить Русскую православную церковь, которая оказывает нам всю посильную помощь, невзирая на то, что во всем мире сейчас кризис.

- Мы много слышим о тех притеснениях, которые терпели христиане в Африке и на Ближнем Востоке в последнее время. Каково сейчас положение вашей паствы в мусульманских странах Африки? Удается ли найти общий язык, наладить взаимоотношения с мусульманским большинством – и каким образом? Чувствуется ли поддержка православных церквей и всего христианского мира?

— Мы видим очень большую опасность, исходящую от фанатиков, и видим очень большую проблему в распространении идей джихада (священной войны против неверных – ред.). Я хотел бы подчеркнуть, что следует различать ортодоксальный, традиционный ислам и ислам фанатичный. Я встречаюсь со многими мусульманами в Египте и за его пределами, и они являются настоящим источником благородства и доброты. Мы общаемся очень дружественно — я рассказываю им о Евангелии, они мне рассказывают о Коране, и мы находим точки соприкосновения. Они уважают мою веру, и я уважаю их веру. Поэтому мы вместе ведем борьбу, вместе работаем для того, чтобы сделать будущее наших народов лучше. Еще раз хочу напомнить — есть хороший ислам и есть фанатичный ислам, который приносит проблемы везде, где он существует.

Это настоящая опасность и настоящая проблема для нас, патриархов Востока – глав православных церквей Александрии, Антиохии и Иерусалима. Поэтому время от времени мы собираемся, чтобы понять, что мы могли бы сделать, чтобы улучшить жизнь христиан. И я также, как могу, помогаю нашей братской Коптской церкви, в которой очень много пострадавших от мусульманских фанатиков. Мы очень дружим с Коптским патриархом. Как и меня, его зовут Феодор Второй, и это очень добрый человек. Мы вместе живем в Египте, и между нами настоящее христианское сотрудничество. Также мы сотрудничаем с духовным предводителем мусульман Египта — достойнейшим и благороднейшим человеком, который всегда осуждает фанатиков.

- Как вы считаете, что должно произойти и может ли вообще что-то произойти, чтобы конфликты на религиозной почве на Востоке прекратились?

— Я не думаю, что они прекратятся, к сожалению. Потому что есть люди из других стран, поддерживающие и использующие фанатиков в своих целях. Это политический план – развязать войну между народами, чтобы продавать оружие.

- Наверное, вы слышали о том, что на Украине сейчас фактически идет гражданская, братоубийственная война…

— Сегодня я сослужил патриарху Кириллу и слышал молитву о мире на Украине, которая читается на каждой Божественной литургии. Я жил на украинской земле, в Одессе, я хорошо знаю украинский народ и хорошо знаком с верующими на Украине. Мое сердце болит, когда я вижу, что там люди воюют, что два народа, между которыми всегда была дружба, разделены политическим конфликтом. И это настоящий грех, это настоящее бедствие, когда между братскими народами создаются такие проблемы. Я делаю все возможное, чтобы донести эту мысль до политических и религиозных деятелей.

- В украинском конфликте страдают и верующие Украинской православной церкви, причем не только в зоне боев, но и на мирной, подконтрольной киевским властям территории. Раскольники при поддержке боевиков-националистов препятствуют богослужениям, захватывают православные храмы. Церковь пытаются вовлечь в политический конфликт, заставить поддержать ту или иную сторону. Что бы вы могли сказать в поддержку канонического православия на Украине?

— Для меня, как для Александрийского патриарха, каноническим главой Украинской церкви является блаженнейший митрополит Онуфрий. Я очень близко его знаю, знаю, насколько он духовный человек.

К сожалению, приходят какие-то люди извне и навязывают украинскому народу эти противоречия. Как православный патриарх, я прошу верующих на Украине оставаться под омофором канонического главы Украинской церкви — митрополита Онуфрия.

- Сейчас в России "Основы православной культуры" разрешается включать в общеобразовательный курс средней школы. А как узнают о вере и как приходят к ней члены Александрийской церкви? Есть ли какая-то катехизация, духовное образование в Александрийской церкви и какова его система? Где проходит учебу будущее духовенство?

— Мне очень радостно, что дети могут узнавать о своей вере – таким образом, они смогут осознанно выбрать путь, по которому им предстоит идти. Но очень важно, чтобы они узнали именно о любви и помощи Божией. Это главное, что сможет помочь им в жизни.
У нас примерно 4 тысячи школ. В строгом смысле они не являются церковными. Мы преподаем грамоту, учим детей писать и читать. У нас есть светские университеты. А катехизация происходит в храмах. Мы даем людям уроки веры, чтобы они могли найти Бога внутри себя. В Африке люди верят в духов и идолов, верят в магию. Их сердца неспокойны, и мы стараемся им помочь.

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×