Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Гость сегодняшней программы – актер и продюсер Евгений Вернер – из коренного еврейского рода. Его путь обретения Христа лежал через иудаизм. О том, как Спаситель его позвал – в прямом смысле этого слова – и о так называемых «национальных» религиях, является ли современный иудаизм продолжателем ветхозаветных традиций и что такое Каббала, – его беседа с отцом Георгием.
Отец Георгий: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в студии Евгений – человек творческий: актер, продюсер. Евгений, насколько я знаю, хотя в детстве вы получили некоторые представления о христианстве, но уже в более зрелом возрасте стали ассоциировать себя с иудаизмом. Не могли бы вы рассказать, как всё происходило?
Евгений Вернер: Действительно, в детстве я много что узнал от своей бабушки. Она мне рассказала о Православии, католицизме и лютеранстве – что их отличает друг от друга. Сама она была православной, хотя происходила из коренного еврейского рода.
Отец Георгий: Видно, она была человеком очень осведомленным, потому что не каждая бабушка может внуку объяснить такие нюансы.
Евгений Вернер: Да. Теперь, став старше, я всё чаще вспоминаю ее. Вспоминаю те наши разговоры. Тогда я их мало понимал, но сейчас уже осознал, что она мне говорила и к чему пыталась меня привести.
А в юношеском возрасте я как-то вообще от Бога ушел, был занят мирским. Обращение к Богу произошло позже, в 2003 году, – мне было 23 года.
Отец Георгий: В то время вы как себя идентифицировали: как христианина или как иудея?
Евгений Вернер: Сложно сказать, потому что я был тогда на пути поиска. А уже пять лет спустя я был в больнице, а там на лечении находился иеромонах Михаил из Костромской области. Мы с ним познакомились, и прямо в той же больнице у меня было крещение. Он меня крестил. Я увидел, что он действительно духовный человек. Вот тогда я начал себя считать православным человеком. Но уже в конце 2008 года произошло мое падение. Будучи сам из еврейского рода, я общался с евреями, и им удалось как-то постепенно сбить меня с пути. Я начал посещать синагогу – сначала редко, потом чаще. Начал соблюдать шаббат – вы знаете, что это важное предписание в иудаизме. И при всем этом я начал спиваться и даже сам не заметил, как это произошло. А кончилось тем, что в 2010 году у меня уже практически нигде не было съемок.
Тогда же произошел такой случай: после очередной запойной посиделки у меня украли барсетку с деньгами и документами. Соответственно, пришлось возвращаться домой. И когда я приехал домой, там, на одной из речушек, у меня была клиническая смерть. Я помню, что видел души. Там блаженство, там хорошо. Окно. И голос. Услышав который, я испугался. Испугался наказания, потому что прекрасно понимал, что последние года два я жил неправильно – произошел отход от Христа.
Отец Георгий: Вы помните, что сказал тот голос?
Голос сказал: «За тебя отмолено, и тебе отведено время. Мы с тобой, иди и не греши больше»
Евгений Вернер: Первое предупреждение было насчет «зеленого змия». Что пить алкоголь мне нельзя категорически. Мне было рассказано о сути моей жизни. И, слава Богу, там я это всё услышал. И женский голос мне сказал: «За тебя отмолено, и тебе отведено время. Мы с тобой, иди и не греши больше». А когда я очнулся, то увидел, что рядом находится церковь. Я понял, куда меня привели. И удивительно, что, когда я туда зашел попить воды, в этот небольшой деревянный храм, меня там все встретили так, как будто меня знали.
Отец Георгий: Сразу удалось бросить пить? Или была какая-то борьба?
Евгений Вернер: Нет, абсолютно никакой борьбы не было. То вразумление быстро помогло взять себя в руки. Я прекрасно осознаю, что если, не приведи Господь, вновь вступлю на тот путь – то Он заберет меня из этой жизни сразу.
Отец Георгий: А как отношения с иудаизмом?
Евгений Вернер: Знаете, спустя определенный период времени, в 2011 году, зимой, вернувшись в Москву, я пошел в синагогу уже с другой целью. С проповедью.
Отец Георгий: Вы там о христианстве стали говорить?
Это был характерный знак для меня: ты приходишь, говоришь о Христе – а тебя гонят
Евгений Вернер: Да. О человеческих ценностях, идеалах и непосредственно о Христе. Так вот, человек, который является там правой рукой главного раввина, подошел ко мне и сказал: «Тебе необходимо покинуть это место, потому что ты раскольник». Это был характерный знак для меня – что ты приходишь, говоришь об Истине, о Христе непосредственно, а тебя гонят отсюда. Покинув синагогу, я шел по улице, и мне было так хорошо и легко, потому что я чувствовал, что и на мне сбылись слова Иисуса Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). И от этого ты ощущаешь, что Он стоит рядом с тобой, прямо сейчас. И тогда, слава Богу, моя жизнь стала налаживаться.
Отец Георгий: Насколько я понимаю, когда вас привлекли в синагогу, одним из основных аргументов был такой: «Если кто еврей, то это его. Он должен быть здесь».
Евгений Вернер: Да. На самом деле это точно так же, как происходит в мире ислама. Мол, если ты родился татарином, то обязан быть мусульманином. В принципе, в иудаизме та же самая идея. Естественно, они начали говорить: «Ты обязан делать то, необходимо делать это…» В том числе и про тфилин.
Отец Георгий: Для наших зрителей объясним, что это такие коробочки, которые во время молитвы иудеями налагаются на руку, внутри этих коробочек размещены небольшие свитки с изречениями из Торы.
Евгений Вернер: Когда тфилин повязывают на руку, ты повторяешь определенные имена. И вот в момент клинической смерти, когда я пережил видения, я понял, почему Иисус отменил тфилин. Он ведь сказал, что только чистые сердцем Бога узрят. А значит, если твое сердце нечисто и твой дух никчемный, то никакой тфилин тебе не поможет.
Истина не может быть связана с национальностью
Отец Георгий: Здесь еще надо обратить внимание на то, что ошибочна сама эта идея о том, что если человек татарин, то он должен быть обязательно мусульманином, а если человек еврей, то должен быть обязательно иудеем. Равно как и идея, что христианство – это только для русских, греков, сербов и грузин. Потому что истина не может быть связана с национальностью.
Евгений Вернер: Конечно.
Отец Георгий: Не может быть, что истина только для определенных национальностей. Истина, если она есть, – она для всех людей. И конечно, мы знаем, что Церковь в Иерусалиме – это самая первая Церковь. И она не пресекалась со времен апостолов. Но и в более поздние времена были люди, которые имели еврейские корни, но были христианами и даже становились святыми в Церкви. Вспомним святителя Епифания Кипрского, преподобного Романа Сладкопевца… Или вот, например, преподобный Константин Синадский. Он был из иудейской семьи, жил в IX веке. Обратился ко Христу и, кстати, тоже проповедовал своим соплеменникам Христа. Всё это показывает нам христианство как путь, который открыт и для евреев. Это подтверждается и тем, что происходило в Российской империи.
Конечно, тема евреев, ставших христианами, для иудеев очень болезненная. Они говорят: «Ну да, были такие случаи…» А еврейская энциклопедия пишет: около 100 000 евреев в Российской империи в XIX веке перешли в православное христианство. Иудеи возражают, что это, мол, всё было вынужденно, что якобы их заставляли. Но ваш пример – и не только ваш – показывает, что на самом деле это может быть следствием прямого свободного выбора человека и следствием его отношений с Богом, со Христом.
Евгений Вернер: Я знаю немало людей, и не только из мира иудаизма, но и из мира ислама, перешедших в Православие. Они себя здесь чувствуют свободными, они чувствуют: душа тянется сюда – значит, надо быть здесь.
Современный иудаизм не имеет храма и священства. Есть синагоги, но синагоги – это не храм. Есть раввины, но раввины – не священники
Отец Георгий: Еще нужно отметить, что современные иудеи стараются представить себя наследниками и даже прямыми продолжателями ветхозаветной традиции. Но это не соответствует действительности, потому что когда мы открываем Ветхий Завет, то видим: там есть Иерусалимский храм. Мы видим прямые указания от Бога, что жертвы нужно совершать в Иерусалимском храме – и только там они действенны. Жертвы – это единственный способ очищения, который предполагается Ветхим Заветом. И, соответственно, все те, кто пытались приносить жертвы вне Иерусалимского храма, объявлялись совершающими грех – своего рода раскольниками. Но после того, как пришел Господь Иисус Христос, храм Иерусалимский был упразднен, и современный иудаизм не имеет храма. Иудеи заменили его синагогами, но синагоги – это не храмы.
И еще: в Ветхом Завете было священство, установленное Богом. А сейчас священства фактически нет. Есть раввины, но это совсем другое, это люди, назначившие сами себя. Они не происходят из священнических родов, как это благословлялось Богом в Ветхом Завете.
Та часть еврейского народа, которая избрала современный иудаизм, с точки зрения Ветхого Завета находится под грехом, неочищенная
А раз нет храма, нет священников – нет жертвоприношений. Нет жертвоприношений – нет очищения от грехов, потому что это было в Ветхом Завете единственным средством очищения от грехов. И получается, что та часть еврейского народа, которая избрала современный иудаизм, с точки зрения Ветхого Завета находится под грехом, неочищенная. Собственно, уже после завоевания Иерусалима римскими войсками в I веке фарисеи стали создавать вот эту, скажем так, новую версию иудаизма. На руинах того, что осталось от Ветхого Завета. Новая версия, где вместо храма оказывается синагога, вместо священника оказывается раввин, а вместо Торы оказывается Талмуд, который сформировался уже после Христа.
Евгений Вернер: Да. И помимо Талмуда очень сильно процветает Каббала, которую они проповедуют. А что такое Каббала – известно многим, я думаю.
Отец Георгий: Мистическое учение в иудаизме. Также неизвестное в Ветхом Завете.
Каббалу не просто читают – по ней действуют. Фактически это колдовство
Евгений Вернер: Это учение изложено в книге. И они не просто читают ее – они по ней действуют. И, кстати, это плохо оканчивается. Поскольку фактически это колдовство.
Отец Георгий: Каббалисты предполагают, что овладение контролем над духовными силами, над сокровенными именами Бога дает им какую-то власть над этим миром. Но в действительности, конечно, любое колдовство совершается злыми духами. О том, насколько это всё правда, а насколько – пыль в глаза, которую люди пытаются пустить, чтобы набить себе цену, – уже сложно определить. Но то, что в каббалистической традиции присутствует элемент магических практик, – это факт. Ну и само каббалистическое учение… Хотя оно позиционируется как якобы очень древнее, как якобы неотъемлемая часть иудаизма, но в действительности первые книги Каббалы появляются только в средние века. Это довольно позднее учение, которое даже позже Талмуда появилось. В настоящее время оно становится популярным благодаря целенаправленному продвижению.
Евгений Вернер: Туманят мозг людям.
Сейчас еще другая тенденция есть. Евреи больше стали переходить в христианство, так что на самом деле иудаизм как таковой еврейским народом нищает. Но он обогащается другим народом. В иудаизме есть такая практика – гиюр: это когда раввинская семья занимается человеком любой нации, приучая его полностью к иудейской вере и культуре. И если это мужчина, то ему делается обрезание, дается другое имя. После этого он выставляется уже как член иудейской общины. Так что люди делают разный выбор. В Евангелии Иисус Христос говорит, что зерна будут отделены от плевел. Это сейчас и происходит. И дай Бог, конечно, чтобы люди, которые нас смотрят, сделали правильный выбор.
Отец Георгий: Действительно, человек, живущий в России или в любой другой православной стране, должен, скажем так, задуматься о том, почему Господь дал ему родиться именно здесь. Конечно, здесь живут люди разных религий, и свободу воли никто не отменяет, но здесь легче всего узнать о христианстве. И здесь легче всего быть христианином по-настоящему.
Евгений Вернер: И особенно стоит подчеркнуть, что речь об истинном христианстве, о Православии. Если мы посмотрим на Европу, то там католицизм, протестантизм. Соответственно, истины там нет. Я даже проводил сравнения, и, например, Евангелие протестантов уже отличается от православного, от того, которое ближе ко Христу.
Отец Георгий: Есть синодальный перевод, и некоторые протестанты используют в России синодальный перевод, но многие имеют какие-то свои. У свидетелей Иеговы, например, вообще искаженный перевод Библии. В других тоже есть искажения, потеря смысла.
Евгений Вернер: Большие. Я в руках подержал Евангелие, которое раздают баптисты, – оно сильно отличается от православного. Дай Бог, чтобы люди смогли разобраться. Сейчас я, слава Богу, вижу, что много людей, которых Всевышний пробуждает. Очень хочется, чтобы Истина восторжествовала.
Отец Георгий: Как мы знаем, Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь Истина» (Ин. 14: 6). И дай Бог, чтобы и другие наши зрители могли найти свой путь ко Христу, как и вы. Ваш пример показывает, что Господу ничего не жалко, чтобы помочь нам прийти к Нему. И если кому-то нужно, чтобы ему книга попала в руки, – Господь ему посылает книгу; кому нужен хороший друг-христианин – Он посылает ему такого друга; кому нужно чудо или даже какое-то откровение прямое – Он и это посылает, как в вашем случае. Но за человеком всегда сохраняется выбор. Конечно, человек может и говорить: «Нет, я этого не хочу», но тогда потом он не сможет сказать: «Я не знал, мне не предлагали».
Евгений Эдуардович, спасибо большое Вам за рассказ, за ваше свидетельство. Желаю Вам дальше укрепляться в христианстве и в Ваших отношениях с Господом Иисусом Христом.
Дмитрий: Здраствуйте.
Буду признателен, если Вы дадите ссылку на скачивание данного видео. Хочу аккуратно подарить этот фильм нашему 70 летнему генеральному директору, еврею.
Пришлите мне, пожалуйста, на мою почту.
С уважением, Дмитрий."
Вы можете скачать с ютуба видео сами, если поставите себе программу Download Master, она позволяет скачать видео прямо по ссылке с ютуба.
Буду признателен, если Вы дадите ссылку на скачивание данного видео. Хочу аккуратно подарить этот фильм нашему 70 летнему генеральному директору, еврею.
Пришлите мне, пожалуйста, на мою почту.
С уважением, Дмитрий.
много у меня знакомых евреев, все они люди мирные, и тем привлекают, только увлекаются чрезмерно навальным надеюсь, Истина православия и их скоро посетит.
А причем здесь Навальный? Это сугубо политические взгляды, к вере они отношения не имеют.
А интервью понравилось.
К сожалению, у меня есть обратные примеры среди знакомых из традиционных еврейских семей - потерянности, дезориентации. Просто беседы, убеждения не помогают. Например, человек высокого интеллектуального и культурного развития, способный на поступки в высшей степени жертвенные даже по христианской мере, очень мужественные, не принимает Православия. Прекрасно зная иудаизм, заявляет о себе как об атеисте; в то же время проявляет интерес к христианству, может вдруг заплакать, читая стихи Есенина о Христе, или вспоминая какие-то выдержки из Булгакова, но с Церковью - никак...Недоверие именно к Церкви, к священству. Это самое трудное. Тут только молиться и надеяться на чудо. И я радуюсь тому, что Господь держит этого человека, видя его путь, его добрые дела, и не пресекает эту жизнь. И, может быть, еще есть надежда.
А есть пример отторжения христианина с еврейскими "корнями", буквально выстрадавшего путь в Православие, теми, кто, казалось бы, должны были его поддержать, как братья, пример, к несчастью, закончившийся трагедией. К сожалению, и я в тот момент не понимала ни того, насколько ужасно то, что происходило, ни того, что не всякое "авторитетное мнение" правильно.
Это так меня впечатляет - я ведь себя хорошо знаю. Уж если Господь даже такую паршивую овцу, как я спасает - велика милость Его и человеколюбие. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков! Аминь.