Айфоны и планшеты, вай-фай и постоянный выход в интернет, мобильные телефоны и СМС… Благодаря им мы теперь всегда на связи, всегда в курсе событий, можем в одну минуту найти нужную нам информацию. Однако, как говорили Ильф и Петров, вот уже и радио изобрели, а счастья всё нет и нет. Скорее напротив. Из наших мыслей и чувств всё больше и больше куда-то уходят глубина и неторопливость. Мы всё меньше читаем, зато всё больше общаемся. Всё меньше думаем, зато всё больше говорим. У нас уже не произведения, а одни тексты. Не мысли, а информация и посты. Которые попадают в соцсети и там очень скоро навсегда пропадают, погребенные новыми горами подобных высказываний. Попробуйте найти в Фейсбуке хотя бы свои слова годичной давности. Обилие церковных сайтов и споры православных блогеров в соцсетях – как к этому относиться? Всё это на пользу, или это, напротив, Троянский конь, который изнутри подтачивает и портит наше сознание?
Вопрос о технике принадлежит к вечным философским темам. Некоторые мыслители и философы считали и считают, что техника сама по себе не благо и не зло. По их мнению, она лишь инструмент, средство. Ее польза или вред зависит от того, как ее применять. Лопатой можно вскопать поле картошки, а можно – и яму, чтобы спрятать труп. Или вообще рубануть ею по чьей-нибудь голове. Но сама лопата в этом не виновата. Виновен или невиновен тот, кто в данном случае держал ее в руках.
Наивно утверждение, что техника сама по себе не благо и не зло
Взгляд этот, при всей его казалось бы трезвости и разумности, на самом деле весьма наивный, страдает рассудочной непроницательностью. Одно дело – лопата, другое – ядерные бомбы и коммуникационные гаджеты, производимые в гигантских масштабах. В них реализуются человеческие страсти – желание иметь побольше, быть еще быстрее, видеть и слышать, что хочешь и когда хочешь. Техника с этой точки зрения не невинна, поскольку является отражением человека. То, во что он вложился и через что видно, чего он на самом деле хочет.
Где-то за последние 30 лет эволюция техники совершила качественный скачок. Теперь технический прогресс уже напрямую взялся за человеческое сознание и общение в информационных технологиях. Если раньше влияние было более опосредованным (скажем, скорость поездов и самолетов устраняла само понятие дали, раз за 24 часа можно добраться в любую точку земного шара), то теперь компьютеры и коммуникационные гаджеты уже напрямую влияют своей скоростью и вездесущестью на наше мышление и сознание, на их операционные возможности и способности.
Чтобы продемонстрировать «не невинность» техники, для начала не собственно коммуникационной, показать, что она не просто средство связи, я хочу сослаться на один сюжет из истории русской философии, когда философ и филолог Алексей Федорович Лосев практически предал анафеме всего лишь привычный нам электрический свет. Он усмотрел в нем нечто, совершенно противоречащее церковному быту и сознанию. При всей парадоксальности и, казалось бы, провокативности подобного взгляда, у него есть серьезные основания.
Почему философ Лосев был против лампочек в церкви
“Квартиры, в которых нет живого огня – в печи, в свечах, в лампадах, – страшные квартиры”
«Нельзя молиться при электрическом свете, а можно только предъявлять вексель. Едва теплящаяся лампадка вытекает из православной догматики с такой же диалектической необходимостью, как царская власть в государстве или как наличие просвирни в храме и вынимание частиц при Литургии. Зажигать перед иконами электрический свет так же нелепо и есть такой же нигилизм для православного, как летать на аэропланах или наливать в лампаду не древесное масло, а керосин. Нелепо профессору танцевать, социалисту бояться вечных мук или любить искусство, семейному человеку обедать в ресторане и еврею – не исполнять обряда обрезания. Так же нелепо, а главное нигилистично для православного – живой и трепещущий пламень свечи или лампы заменить тривиальной абстракцией и холодным блудом пошлого электрического освещения. Квартиры, в которых нет живого огня – в печи, в свечах, в лампадах, – страшные квартиры».
Эти слова взяты из «Диалектики мифа» Лосева, вышедшей в 1930-м – за год до его ареста (за эту безоглядно смелую книгу автора и арестовало НКВД). Они могут показаться несерьезной игрой в мракобесие, странными причудами полусбрендившего православного философа. Действительно, разве может современный человек отказаться от электрического света, от новинок техники и технического прогресса? Как уже мы можем сегодня жить, например, без холодильника, телевизора, мобильного телефона и компьютера? Сам Лосев что, свои книги при свете свечи писал?
Тем не менее это не просто игра в парадоксы. За разными лосевскими примерами невозможного в храме и вокруг храма чувствуется некая единая, связующая нить. В конце концов, Алексей Федорович не хуже нас видел, что современную жизнь нельзя себе представить без технических изобретений и электрического тока. Так почему же он все-таки был против электрических лампочек в храме? Так сказать, воевал с очевидностью и неизбежностью технического прогресса?
Лосев был очень последовательный мыслитель, его критика электрических лампочек в церкви тоже была логична. Для него, как диалектика, все явления связаны друг с другом разнообразными связями. Неотрывно связанными друг с другом частями единого целого Лосев считал дух какой-либо культуры, ее основные идеи и материальные условия этой культуры, ее производственные отношения. Кстати, другой замечательный русский мыслитель, Константин Леонтьев (1831–1891), говорил, что напрасно многие легкомысленно относятся к одежде, к ее разным стилям. В одежде тоже выражаются определенный дух, определенные настроения. Одно дело, скажем, фрак, который Леонтьев ненавидел как вообще общеевропейский и нивелирующий стиль одежды, и, например, совсем другое – богатая оттенками и своеобразием одежда средневековых вельмож. Каждому укладу жизни соответствует свой способ одеваться (и определенная музыка). Значимые изменения во внешних формах быта, – считал Леонтьев, – верный признак тектонических сдвигов во внутренней духовной жизни народа.
С этой точки зрения, например, совсем не выглядит странным то, что советская власть 40 лет назад ожесточенно пыталась бороться с джинсами и рок-музыкой. И можно себе представить, что тот же Леонтьев сказал бы о современном стиле одеваться, о джинсах и футболках, в которых стали неотличимы друг от друга люди разных государств и даже континентов.
Своя мифология у голубого бездонного неба, и своя – у ньютоновского трехмерного бесконечного черного пространства
Для Лосева материальное и идеальное тоже были неотрывно переплетены как две стороны одного – единого – типа культуры. И для него Церковь и христианское мировоззрение в эпоху их расцвета и наивысшего цветения, когда они были доминирующими в обществе, были неотделимы от феодализма как общественного строя, от материальных обстоятельств и условий средневекового общества. Подлинное церковное христианство, христианское мировоззрение получает, по Лосеву, свое выражение именно в этом: в теплящейся лампадке, иконах, церковных песнопениях, царской власти, средневековом воинстве, но никак не в фокстроте или рок-н-ролле, машинах, газетах, парламентаризме и электрическом свете (и тем более современных гаджетах). Ведь каждая вещь или явление, даже всякое понятие, по Лосеву, не просто какой-то объект или нейтральное нечто. Они всегда личностно окрашены, за ними и в них всегда есть какой-то миф. Своя мифология у голубого бездонного неба, и своя – у ньютоновского трехмерного бесконечного черного пространства и т.д.
Как говорил Лосев в «Дополнениях к “Диалектике мифа”», Церковь и христианство несовместимы с капитализмом и социализмом ни логически, ни в социальном смысле. Он тем самым поставил огромную проблему, которая имеет для всех нас большое значение: насколько подлинное церковное христианство совместимо с капитализмом и буржуазным обществом? Со стилем современной жизни?
Духовное ядро буржуазного общества – индивидуализм, неотъемлемые права личности: сознание своих прав и самого права на существование. Но, спрашивал Лосев, какие вообще права у человека могут быть перед Богом? «Христианин (в особенности средневековый и в особенности византийский) мыслит себя не имеющим никакого права на существование. Христианин мыслит себя прахом, пылью, абсолютным ничто перед божественными совершенствами. Только неизреченная любовь Божия воззвала это ничто к бытию, даровала ему бытие, вдунула душу живую. Какие тут права!»
С этого малюсенького и вроде бы незначительного представления «я имею право на существование» в эпоху Возрождения начинается, по Лосеву, история Нового времени с его последующими секуляризмом, отпадением от Церкви и атеизмом.
Кстати, с социализмом у Лосева получилось всё сложнее. Арестованный и отправленный в лагерь именно за «Диалектику мифа», за содержащуюся в ней острую и проницательную критику мифологии диалектического материализма, он, вернувшись с женой через два года (в 1932-м) из ссылки, затем вполне вписывается в советскую жизнь. Да, он жил, что называется, во внутренней эмиграции, но при этом служил, был профессором, выпустил множество научных книг и статей, даже получил Государственную премию за многотомную «Историю античной эстетики». Лосев постоянно цитировал в своих книгах Маркса, Энгельса и Ленина. Причем знал труды «классиков» получше многих профессиональных марксистов-ленинцев. Похоже, для Лосева буржуазное общество с его культом индивидуализма и либерализмом было все-таки гораздо неприемлемее социализма. В последнем он видел хоть какие-то рамки и «скрепы», которые так или иначе удерживали человеческое «я» от чрезмерной индивидуальной свободы и произвола. Понятно, что советский социализм для Лосева никак не мог являться даже слабым подобием внутренне искомого им феодализма, однако, например, его автобиографическая во многом повесть «Из разговоров на Беломорканале» – это не только описание ужасов сталинизма, но и – парадоксальным образом – его апология, оправдание диктатуры пролетариата и даже олицетворявшего ее тогда Сталина. В марксизме Лосев видел в том числе черты, которые объединяют его с русской религиозной философией – при всей их антагонистичности. Это, в частности, их объективизм, жажда объективности и страстное, всепоглощающее искание правды.
Но возвратимся к электрическому свету. Лосев не принимал его потому, что за ним для него тоже стоит буржуазное общество с его культом «я» и отрицанием Бога, его дух и его мифология. Для Лосева это «мертвый, механический свет. Он не гипнотизирует, а только притупляет, огрубляет чувства. В нем есть ограниченность и пустота американизма, машинное и матерое производство жизни и тепла. Его создала торгашеская душа новоевропейского дельца, у которого бедны и не тонки чувства, тяжелы и оземлянены мысли… В нем нет благодати, а есть хамское самодовольство полузнания… нет теплоты и жизни, а есть канцелярская смета на производство тепла и жизни; не соборность и организм, но кооперация и буржуазный по природе социализм. Электрический свет – не интимен, не имеет третьего измерения, не индивидуален. В нем есть безразличие всего ко всему, вечная и неизменная плоскость; в нем отсутствуют границы, светотени, интимные уголки, целомудренные взоры. В нем нет сладости видения, нет перспективы. Он принципиально невыразителен. Это – таблица умножения, ставшая светом, и умное делание, выраженное на балалайке… Нельзя любить при электрическом свете; при нем можно только высматривать жертву».
Гаджеты и человеческий дух
А теперь посмотрим на современные чудеcа IT, на интернет и коммуникационные гаджеты, благодаря которым наше общение стало гораздо более удобным и доступным. Действительно, казалось бы, теперь мы можем в любой момент почитать и узнать что-нибудь интересное, поговорить с кем угодно и о чем угодно. Почти мгновенная скорость получения информации и ее неограниченные объемы – разве это не здорово? Или, например, в интернете разные благотворительные организации могут собирать на своих сайтах пожертвования на свою деятельность при помощи электронных платежей. Или те же инвалиды могут теперь благодаря компьютеру и интернету читать любые книги и СМИ и общаться с миром, не выходя из дома. Разве всё это не благие дела и последствия?
Скорость общения и получения информации обратно пропорциональна силе и глубине впечатлений и знаний
Конечно, благие. И всё же, всё же, всё же… Удобства – это еще не всё. Более того, именно эти удобства своей оборотной стороной имеют то, что можно назвать ослаблением человеческого духа в целом – его глубины и силы. Скорость общения и получения информации обратно пропорциональна силе и глубине получаемых впечатлений и знаний. Для мышления нужно время, сказал кто-то.
Добавим от себя: в том числе и чтобы хорошенько запомнить и усвоить ту или иную мысль или факт. А быстрый калейдоскоп постов, фраз, реплик и разных отрывочных сведений в соцсетях – это как мелькающие картинки в окне быстро несущегося поезда. А ну попробуй рассмотри и пойми с огромной скоростью проносящиеся один за другим пейзажи… Это количество, которое не даст сбыться качеству. Раньше человек неторопливо путешествовал или пролистывал страницы книг, и глубина мысли и чувств была совсем другой. Совсем не то сейчас. Кстати, не только дети уже почти перестали читать книги, но и взрослые. Обратите внимание: теперь в метро мало кого увидишь с книгой, как раньше. Теперь все едут, уткнувшись в мерцающие экраны своих смартфонов, и внешнего мира, едущих рядом ближних для них как будто не существует.
Коммуникативная техносреда отучает человека от молчания
Чрезвычайная доступность коммуникации и любой информации обладает многими чертами соблазна. Это возбуждает, провоцирует на многословие и повышенную эмоциональность, затягивает в себя и не дает выпутаться из сетей (соцсетей); учит поспешности чувств, мыслей и слов. Что очень важно, коммуникативная техносреда всё более и более вымывает из жизни современного человека духовную концентрацию, сосредоточенное внимание и молчание, которое философ Василий Розанов назвал ангелом-хранителем души человека.
Поэтому доступность коммуникации и общения в виртуальной среде, его быстрота и удобство в обращении оборачиваются не сразу заметным и поэтому весьма опасным, соблазнительным духовным злом. Причем происходит настоящее переформатирование того, что марксисты называют общественным сознанием: стандарты знания и общения начинают всё больше ориентировать на поверхностность, мгновенную пользу и удобства, нетребовательность и забвение цельного видения.
Пора осознать, что для христиан вопрос о технике имеет прямое отношение к спасению души
Все эти размышления, конечно, бессильны остановить идущую в глобальных масштабах «гаджетизацию». Наверно, сейчас речь может идти лишь об индивидуальных попытках жить в обществе, будучи свободным от него: чтобы бороться с этими силами духовного рассеяния и рассредоточения, попытаться установить хотя бы слабое подобие индивидуальной медиа-аскезы. Читать книги и гулять в свободное время, а не сидеть в интернете. В соцсети заходить лишь по делу и на ограниченное время. Вообще осознать, что для христиан вопрос о технике имеет прямое отношение к спасению души.
С атомной бомбой все сложнее. Однозначно можно сказать, что она сама по себе есть зло, когда ей владеет только одно государство. А вот две атомных бомбы у разных сверхдержав уже вполне себе сдерживающий фактор.
И с мобильными гаджетами тоже самое. Детей всему надо учить. В том числе правильно пользоваться айфонами. Чтобы ребенок не зависал в игрушках.
Тупая массовая культура все равно найдет способ, как сожрать вашего ребенка. Не через гаджеты, так через общение в школе и т.д.
Что касается достижений НТП, то ведь это никак не влияет на греховную сущность души человека, человек-то остаётся таким же, каким и был после грехопадения в раю. Т.е. борьба продолжается.
И здесь, кстати , есть на что обращать внимание: например, у христианина не должно быть пиратского программного обеспечения или книг.
Собственная мысль никуда не денется, ибо это неотъемлемое свойство человеческого естества. Другое дело, что слишком интенсивный поток информации оставляет мало времени на обдумывание, что немало способствует свободному проникновению всякого рода соблазнов. Это одна из ловушек цивилизации и ничего тут в глобальном масштабе уже не поделаешь, только на личностном уровне. Можно ведь ограничиваться действительно потребной информацией, например по направлениям:
-православный календарь;
-здоровье;
-ремесло;
-транспорт;
-дела домашние (продукты, одежда, ремонт и т.п.).
Хорошо бы, конечно, удалиться куда ни будь в Сибирь, где только тайга, река и медведь, да навыки жизни в условиях натурального хозяйства за 3...4 поколения успешно утрачены.
Кстати, во множественном числе -еще лучше: ГАД ЖЕ ТЫ!
Только что сказал своему ребёнку: Зачем тебе эта игра? Иди лучше на улицу погуляй, на турники, в активные игры. А он в ответ говорит, что наулице с теми детьми играют, у кого лучший смартфон и игры.
Иногда замечаю, дети сидят под подъездом и скопом играют на смартфонах или стоят вокруг одного и смотрят, как он играет"
О да!!! Я уж 20 лет зарабатываю программированием, сам было дело "зависал" в компьютере и т.д. Был однажды озадачен темой: что же противопоставить этому общему поклонению смартфонам? Ну хоть на персональном уровне? Сделал то, чего не делали соседи: увел сына в лес с пневматической винтовкой и учил его стрелять, научил кататься на велосипеде, на мопеде... Не было "нельзя", было: "это с папой". Сработало. Ну не в городских масштабах, но кое-что получилось. Слава Богу! Жена ругала про "дорого", но боюсь, что смартфонное увлечение может дороже обойтись. Надо дать детям более увлекательную игрушку, дать другую игру -- получится обязательно. Скажу по секрету: самой увлекательной игрой для мальчишки и самым гаджетным гаджетом может стать... папа!
Думается, что ошибка состоит в точке приложения внимания к проблеме.
1. Технику создает человек и вкладывает в нее свою душу вместе со всеми страстями. Потому и техника иной раз получается: атомные бомбы, зарин, испанский сапог, дыба и т.п. Тут мысль автора совершенно точна. Здесь проблема 1.
2. Если же техника имеет иное назначение, то проблему представляет именно способ ее применения. Что Господь говорил про любовь к миру сему и всему, что в нем? А гаджеты и есть часть мира. Отказаться от них совсем -- ерунда. Пользоваться ими... Именно! Надо ими пользоваться, а не делать из них культ. Пользоваться для достижения каких-то целей, а не ради пользования. Тогда пользование гаджетами будет на пользу или во вред, в зависимости от целей, которые мы, с помощью техники, ускоренно достигаем. А пользование гаждетами ради них самих в лучшем случае просто бесполезно. Здесь проблема 2.
Смешивать эти 2 проблемы и пытаться дать ответы на проблему 2, рассматривая проблему 1 -- только путать людей.
"Интернет и гаджеты - зло!"
И сами же пользуетесь интернетом.
Всё в точку! Интернет и гаджеты - зло!
Сведите к минимуму пользование ими!
Вы ничего не потеряете, а только приобретете!
Лучше читать книги и общаться вживую.
так нам осуждать секты, ждущие в лесах конца света, или они правы?
А что касается информации, то "Многознание уму не научает" - говорил Гераклит
«Истинный мудрец не тот, кто много знает, а тот, кто эффективно использует знания, находит им новое применение, совершенствуя и расширяя их».
У Церковь, други моя! Только выключайте мобильники на входе. А на выходе и трава окажется реально зеленая, и небо не ядовито синее, как на заставке Виндовс, которую реже и реже захочется видеть.
1. Чтение толкование священного писание святых отцов (Play книги, через Play маркет).
2. Чтение Псалмов где бы на находился, если есть возможность держать телефон в руках.
3. Чтения благодарственных молитв после Таинства Причащения.
4. Соц. сети, скайп, вайбер - "Кто прославит меня того и Я прославлю", то есть миссионерство.
5. Googl ok, только скажешь кусочек из священного писание, и тебе тут разу предлагается на выбор толкование из святых отцов. Раньше 4 тыс. км люди шли, что узнать толкование допустим из Ветхого Завета для одного из стиха.....
И времени для использовать гаджит на развлечение уже и не остается, и для спасение оно и не нужно )).
Теперь такая возможность появилось как духовно расти, так и помогать другим людям в какой точке мира они бы не находились.
Славо Богу за все )))
Так все-таки индивидуализм - это хорошо или плохо?
Известно, что преп. Антонию Великому было открыто духовное видение земли, сплошь покрытой сетями диавола. И что спасительно в этих условиях смиренномудрие.
Архимандрит Ефрем из Ватопеда, привозивший в Россию Пояс Пресвятой Богородицы, сказал, что с появлением интернета понял, как именно Евангелие будет проповедано по всей земле.
По поводу антихриста, встречалась версия, что воцарение его состоится по всей земле, кроме России, где будет православный царь в это время.
Об электричестве в храмах. Теперь уже не это воспринимается как лишнее, а скорее, микрофоны и динамики, которые дают неживой, преобразованный звук. В каких-то случаях (если храм большой и много прихожан) это оправданно, но случаются переборы, когда в угоду миссионерской цели утрачивается сам молитвенный дух богослужения. И вряд ли стоит устанавливать аппаратуру в алтаре. Святая святых, а мы туда со своими микрофонами лезем. Архимандрит Рафаил Карелин справедливо полагает, что тайные молитвы иерея на то и тайные, чтобы их никто не слышал. А мы вовсю приземляем небесное, еще и гордимся этим. (Хотя до включения аудиозаписей в храмах дело вроде пока не дошло).
Господи, прости, вразуми.
Чтение электронных книг тоже, многие говорят, отличается от чтения бумажных.
О статье.
В ней присутствует тонкое лукавство. Не знаю, хотел этого автор, или так вышло... Феодализм и средневековье - это именно то, что уготовано нам, простым смертным не обличенным властью и богатством, по результатам глобализации. Зависимость от вассала, отсутствие образования, медицины, натуральное хозяйство, преимущественно ручной труд. Автор призывает отречься от прогресса, мотивируя читателей тем, что так мы станем более духовными. При этом подкрепляя свои аргументы выдержками, которым можно дать характеристику "большАя ученость доводит тебя до сумасшествия"(с).
Поэтому вывод: уважаемый автор! Проблематично затолкать пасту обратно в тюбик. К прогрессу нужно приобрести правильное отношение, а от Вас читатели ждут дельный совет... К слову, что прикажете делать людям спустя еще тысячелетие?
По ряду причин люди всегда подозрительно относились к переменам и техническим новинкам, всегда с тоской думали о прошлом и с недоверием к настоящему. Первые высказывания, что молодёжь плоха и времена уже совсем не те, что раньше, относятся к античным временам. И всё ещё продолжают быть актуальными. И хотя я полностью разделяю всё, написанное в статье, но всё же мне начинает казаться, что мы все попали в замкнутый круг этих убедительных аргументов и с древних времён не можем из этого круга выбраться. Либо это беспокойство по поводу технических избретений является универсальным свойством человеческого ума, либо мы не можем решающий аргумент найти в этой древней дискуссии. Ещё раз спасибо за статью!
В Интернете опасно размещать подобные материалы. Сегодня размещаем, завтра - расходится на цитаты по блогам и каналам нейтральных и враждебных к Церкви пользователей. Зачем придумывать средства антицерковной пропаганды, когда мы их сами щедро раздаём?
Однако заявленная проблема существует. Райян Холидей в книге "Верьте мне - я лгу!" делится секретами современной медиа-кухни. Один из них состоит в том, что череда мелькающих ярких картинок и бесполезных интересных фактов вызывает стойкое привыкание, разрушающее мозг, т.н. наркотизирующая дисфункция. Пользователь садится за компьютер на пять минут, а встаёт через два часа. Это знакомо каждому интернет-зависимому. Чем больше поражение мозга, тем более стойкое привыкание. Человек тупеет.
На себе ощущаю данный эффект. Если я - взрослый, приобрёл компьютер только в ВУЗе и не могу сопротивляться, что будет с детьми, которым мамаши суют цветные экраны гаджетов с пелёнок?
Насчёт помех в общении не согласен. Люди, которые не умеют двух слов связать в сети и в разговорной речи скучны.
Огромная переписка? Это тоже не проблема. В XIX веке грамотные люди писали целые тома писем. Святитель Феофан, например.
Так и здесь - гаджет плохой, свет плохо светит!
Можно так рассуждать и дойти до того, что я на службы в храм не хожу потому, что они не в то время проводятся - утром слишком рано, а вечером я работаю, да и дома дел полно, так что нужно переносить службы на удобное время.
В случае с гаджетом: "Зачем ходит в храм, если я себе "закачал" видео(аудио)запись и слушаю их по два раза на дню".
Всегда есть добро и зло.
На то людям и свобода выбора: стараться быть с Господом или отвернуться от него.
Священнослужители, подвижники бывает впадают в прелесть не важно с гаджетом или нет.
Нужно больше обращаться к себе, искать в себе причины того, почему я пользуюсь этими орудиями (гаджетами) для развлечений, удовольствий, наслаждений или еще чего не хорошего. Я не могу нормально поесть - я обжираюсь, не думаю, что в это виноваты производители еды.
Нужно самим исправляться, а не искать на стороне виновников моих грехов.
Адаму было конечно трудно добывать хлеб свой в поте лица, но он не платил налогов, жил где хотел и все, что давала земля принадлежало его семье. Аврааму было уже труднее. Мой прапрадед уезжал в Сибирь на пустые плодородные земли.
Сейчас- другое. Все поделено (кроме тундры). Конкуренция. Детей учим выжить. Гаджеты ненавистны, но необходимы... Вас возьмут на работу без номера мобильника? Роботизированный комбайн пришел на смену крестьянской лошадке! Скорость. Себестоимость. Эффективность. Электролампочка, чай в пакетиках, пиво в бутылках, растворимый кофе, еда из микроволновки.
Думаю, как и мне, многим все это не очень нравиться.
Свет свечи, огонь камина стали роскошью, не на каждый день...
Не у всех вообще есть камины, поэтому на лампочки мы иногда одеваем абажуры.
Про церковь- отдельная тема, не люблю когда в храме включают магнитофон с фонограммой песнопений, на Афоне служат при свечах и это гораздо приятнее. Никогда не читал Библию на айпеде, думаю это уже перебор. Много летаю, вожу с собой. Уверен, что в церкви можно обойтись без прогресса. Греки в основном обходятся.
Для начала пара вопросов:
а. Кто такой этот господин Лосев и чем он лучше некоего господина Пузикова?
б. Кто сказал, что если что-то логично, то оно неприменно истинно? Надо бы сперва доказать правильность постулатов, только без ссылок на Лосевых и Пузиковых.
Теперь по топику.
Если уж взялись говорить о вреде гаджетов, то почему молчок о том, что гаджет:
1. это идеальное подслушивающее устройство?
2. может стать инструментом контроля над личностью (стоит только отказатся от наличных денег в пользу электронных)?
3. это поток соблазна, что врывается в сознание через зрение, слух, а в недалёком будущем и осязание?
Не надо приписывать электронному устройству неких, если угодно, магических свойств ибо там обычное естествознание. Другое дело, кто контролирует производителей программного обеспечения и глобальные информационные сети. Только ради этого разговора нужна другая публикация, например, на тему "Что такое информационная война".
Иногда замечаю, дети сидят под подъездом и скопом играют на смартфонах или стоят вокруг одного и смотрят, как он играет. Вот такое новое время с новыми увлечениями.
Конечно, сгущать краски не стоит, но есть над чем задуматься. Больша вина в этом и моя, как родителя.
Буду стараться реже бывать в Фейсбуке, и почаще к Вам заглядывать!
Лучше пусть мои дети читают и ищут нужную им информацию в гаджетах, чем слушают сплетни. Почему сразу Вы думаете о людях плохо: раз гаджет, значит, соцсети? Вижу в основном читающих людей, а не пишущих.
Пугают больше пьяные компании, многочасовые посиделки с разговорами ни о чем.
Простите, но в гаджеты можно закачать тексты с www.predanie.ru, и Вашу статью многие прочитали на гаджетах. Лучше много читать о православной вере, чем много трендеть о ней, не прочитав, что это такое.
Техника - это всегда здорово и полезно. И вызывают уважение и восхищение церковные люди, которые умело и правильно с нею обращаются.
Меня нет ни в одной социальной сети, но это не значит, что я спасла свою душу. Скажу больше - такая добровольная изоляция не всегда адекватна.
P. S. Кстати, в храмах использует электричество просто для общего освещения, а перед иконами зажигают живой свет.
Слава Богу за этот удивительный развивающийся мир и умных делателей, созидающих во славу Божию!
Дорогие И. и А.!
Вы пользуетесь всякими техническими изделиями, которые изобрел человек не без Бога. Ибо Господь однозначно сказал: "Без Меня не можете творити ничесоже".И компьютер - это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано: "Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные книги или святоотеческую литературу, то человек этим спасается. А если использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает. Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого - в погибель.Умудри Вас Бог!
Вот интересно, знаком ли был сам философ с термином "сталинизм"?
Печально, что люди в большинстве своем опошлились в наше скудное время...стали такими же банальными и неинтересными, пустыми как и электрический свет, который они так отстаивают. Не знаю - чья это больше СМИ ли, американизации с глобализацией...
Искусственно навязанный (в тч якобы ради экологии) псевдо-прогресс очень усилился в Европе.
Видимо, отец Андроник (в миру А.Ф. Лосев) был не знаком с постановлением Святейшего Правительствующего Синода, который в конце девятнадцатого века определил, что электричество - это новый дар Бога человечеству, и допустил электрический свет в храмы.
любой человек, кто не просто звонит, а любит покопаться в нутре техники, знает, что ВСЕ приложения в этом "гаде", без ведома владельца, тайно делают снимки с фронтальной камеры, определяют местоположение, считывают все ваши личные контакты и сведения, записыват звук и пр., а потом могут эти сведения передать кому-то.
Опытные, блокируют эти "полезные" функции спецприложениями, заклеивают фронтальную камеру, но на каждое спецприложение для этой операционной системы, нужно второе дополнительное спецприложение, которое блокирует первое, а первое второе. Потому как и сами спецприложения грешат против пользователя смартфона вышеперечисленными полезностями. Эдакий порочный круг.
Это ещё цветочки, а плоды новых технологий и современных игр заключаются в многомиллионной армии людей сидящих за онлайн и просто играми.
Кстати, некоторые читают книги с помощью смартфона, поэтому человек со смартфоном в метро - не всегда попусту тратит время. Другое дело, что дети видя пример родителей - копируют их поведение. Ребёнок не видит в руках родителей настоящей книги и это нехорошо.
Спасибо за статью, было очень интересно. Пожалуй, стоит почитать Лосева :-)
1. Я очень условно православная, как многие. Крестилась, знаю две молитвы, праздную Пасху. Все! Но я взяла за правило каждое утро стараться читать православный ресурс. По-немногу. По одной статье. Во-первых, это настраивает на правильный лад. Во-вторых, я хоть что-то стала понимать в вере, в ее постулатах. Глядишь, такими темпами и в церковь начну ходить, книжки правильные читать.. Ну разве это плохо? По-моему интернет - это сейчас единственное, что может привести современных людей (в их большинстве) к церкви. Поверхностное суждение? Возможно! Но мы сейчас все поверхностные стали. Сразу и глубоко копнув, отпугнешь добрую половину мирян.
2. Автор призывает читать книги, он против гаджетов. Очень было бы интересно узнать мнение автора по поводу электронных книг. Что это? Все еще книга или уже развлекательный гаджет?
Одна из формул м-л диалектики гласит: "материя-это объективная реальность данная нам в ощущение".
Когда то, будучи студентом, я задал вопрос: "А Кто дал нам её в ощущение, и Кто дал нам возможность ощущать?"
Реакция была ужасающей.
Э. свет или свет от свечи - материален. Верно!? 300 000 км/сек., фотоны и т.д.
Любой свет, включая слово "фотон", дан нам Подателем.
Однако свободное право выбирать способ и форму освещения молитвы остается за человеком, равно как и последствия этого выбора принадлежат человеку.
Хирург, оперирующий при свече при наличии "юпитера" есть конченный негодяй, ибо знает о последствиях.
Коммуникации, трафик, виртуальный мир...- это материя или нет??? !!!
Очевидно, что это некая грань духовного мира и материального. Если вообще их можно делить.
Цивилизация приближает нас к духовному миру, к Богу или сатане. Выбор за нами. По словам Апостола есть спасаемые и погибающие. Каждый из них делает свой выбор.
Когда ветхозаветный народ захотел, чтобы был у них царь, то Бог сказал, что они отвергли Его, о чём написано в Книге Первая царств.
***
Автор:"насколько подлинное церковное христианство совместимо с капитализмом и буржуазным обществом?"
Это серьёзно?
То есть до 1917 года подлинного христианства не было, а как марксисты стали крушить храмы, то началось подлинное христианство?
Спасибо за то, что статьёй обратили внимание на это!
Далее... Зачем гипнотизировать в христианстве? «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13, 35) Христианство не в лампадках и не в юбках-платочках-бородах, а в любви к Богу и ближним.
С уважением,
Димитрий
Вот только одно "но"... У нас, как раз, канун Преображения, которое напоминает нам о том, что мы призваны не только преображать себя, но и всю вселенную. А это значит, что мы можем всё в ней исполнять своими смыслами и духом Божьим, создавать контекст и достоинства вещам, отличные от задумки создателей и их благочестия.
Крест Христов орудие унижения и смерти или орудие спасения?... Если смотреть глазами распинающих -- это орудие смерти и позора, если глазами Христа -- орудие спасения. Так и со всем, что есть в мире. Если жить нетворчески, соглашательски, бездумно поглощая всё вокруг, "пожирательски", то скорее всё вокруг "поглотит" своими смыслами, а если по-христиански, то и окружающие нас вещи будут исполняться иными смыслами и достоинствами, будут создавать, по Лосеву, свою "мифологию", а также обаз и меру использования этих вещей.
А каким боком царская власть имеет отношение к подлинном церковному христианству? Получается, по Лосеву, никогда подлинного церковного христианства уже не будет, раз царя нет.
По сути статьи - не согласен с автором. Далеко не во всем согласен с цитируемым им А.Ф.Лосевым - пусть он и был очень последовательным мыслителем.