Коммуникационная техника как враг духа

    

Айфоны и планшеты, вай-фай и постоянный выход в интернет, мобильные телефоны и СМС… Благодаря им мы теперь всегда на связи, всегда в курсе событий, можем в одну минуту найти нужную нам информацию. Однако, как говорили Ильф и Петров, вот уже и радио изобрели, а счастья всё нет и нет. Скорее напротив. Из наших мыслей и чувств всё больше и больше куда-то уходят глубина и неторопливость. Мы всё меньше читаем, зато всё больше общаемся. Всё меньше думаем, зато всё больше говорим. У нас уже не произведения, а одни тексты. Не мысли, а информация и посты. Которые попадают в соцсети и там очень скоро навсегда пропадают, погребенные новыми горами подобных высказываний. Попробуйте найти в Фейсбуке хотя бы свои слова годичной давности. Обилие церковных сайтов и споры православных блогеров в соцсетях – как к этому относиться? Всё это на пользу, или это, напротив, Троянский конь, который изнутри подтачивает и портит наше сознание?

Вопрос о технике принадлежит к вечным философским темам. Некоторые мыслители и философы считали и считают, что техника сама по себе не благо и не зло. По их мнению, она лишь инструмент, средство. Ее польза или вред зависит от того, как ее применять. Лопатой можно вскопать поле картошки, а можно – и яму, чтобы спрятать труп. Или вообще рубануть ею по чьей-нибудь голове. Но сама лопата в этом не виновата. Виновен или невиновен тот, кто в данном случае держал ее в руках.

Наивно утверждение, что техника сама по себе не благо и не зло

Взгляд этот, при всей его казалось бы трезвости и разумности, на самом деле весьма наивный, страдает рассудочной непроницательностью. Одно дело – лопата, другое – ядерные бомбы и коммуникационные гаджеты, производимые в гигантских масштабах. В них реализуются человеческие страсти – желание иметь побольше, быть еще быстрее, видеть и слышать, что хочешь и когда хочешь. Техника с этой точки зрения не невинна, поскольку является отражением человека. То, во что он вложился и через что видно, чего он на самом деле хочет.

Где-то за последние 30 лет эволюция техники совершила качественный скачок. Теперь технический прогресс уже напрямую взялся за человеческое сознание и общение в информационных технологиях. Если раньше влияние было более опосредованным (скажем, скорость поездов и самолетов устраняла само понятие дали, раз за 24 часа можно добраться в любую точку земного шара), то теперь компьютеры и коммуникационные гаджеты уже напрямую влияют своей скоростью и вездесущестью на наше мышление и сознание, на их операционные возможности и способности.

Чтобы продемонстрировать «не невинность» техники, для начала не собственно коммуникационной, показать, что она не просто средство связи, я хочу сослаться на один сюжет из истории русской философии, когда философ и филолог Алексей Федорович Лосев практически предал анафеме всего лишь привычный нам электрический свет. Он усмотрел в нем нечто, совершенно противоречащее церковному быту и сознанию. При всей парадоксальности и, казалось бы, провокативности подобного взгляда, у него есть серьезные основания.

Почему философ Лосев был против лампочек в церкви

Молитва. Фото: Гурий Балаянц / Expo.Pravoslavie.ru Молитва. Фото: Гурий Балаянц / Expo.Pravoslavie.ru
    

“Квартиры, в которых нет живого огня – в печи, в свечах, в лампадах, – страшные квартиры”

«Нельзя молиться при электрическом свете, а можно только предъявлять вексель. Едва теплящаяся лампадка вытекает из православной догматики с такой же диалектической необходимостью, как царская власть в государстве или как наличие просвирни в храме и вынимание частиц при Литургии. Зажигать перед иконами электрический свет так же нелепо и есть такой же нигилизм для православного, как летать на аэропланах или наливать в лампаду не древесное масло, а керосин. Нелепо профессору танцевать, социалисту бояться вечных мук или любить искусство, семейному человеку обедать в ресторане и еврею – не исполнять обряда обрезания. Так же нелепо, а главное нигилистично для православного – живой и трепещущий пламень свечи или лампы заменить тривиальной абстракцией и холодным блудом пошлого электрического освещения. Квартиры, в которых нет живого огня – в печи, в свечах, в лампадах, – страшные квартиры».

Эти слова взяты из «Диалектики мифа» Лосева, вышедшей в 1930-м – за год до его ареста (за эту безоглядно смелую книгу автора и арестовало НКВД). Они могут показаться несерьезной игрой в мракобесие, странными причудами полусбрендившего православного философа. Действительно, разве может современный человек отказаться от электрического света, от новинок техники и технического прогресса? Как уже мы можем сегодня жить, например, без холодильника, телевизора, мобильного телефона и компьютера? Сам Лосев что, свои книги при свете свечи писал?

Алексей Федорович Лосев Алексей Федорович Лосев
    

Тем не менее это не просто игра в парадоксы. За разными лосевскими примерами невозможного в храме и вокруг храма чувствуется некая единая, связующая нить. В конце концов, Алексей Федорович не хуже нас видел, что современную жизнь нельзя себе представить без технических изобретений и электрического тока. Так почему же он все-таки был против электрических лампочек в храме? Так сказать, воевал с очевидностью и неизбежностью технического прогресса?   

Лосев был очень последовательный мыслитель, его критика электрических лампочек в церкви тоже была логична. Для него, как диалектика, все явления связаны друг с другом разнообразными связями. Неотрывно связанными друг с другом частями единого целого Лосев считал дух какой-либо культуры, ее основные идеи и материальные условия этой культуры, ее производственные отношения. Кстати, другой замечательный русский мыслитель, Константин Леонтьев (1831–1891), говорил, что напрасно многие легкомысленно относятся к одежде, к ее разным стилям. В одежде тоже выражаются определенный дух, определенные настроения. Одно дело, скажем, фрак, который Леонтьев ненавидел как вообще общеевропейский и нивелирующий стиль одежды, и, например, совсем другое – богатая оттенками и своеобразием одежда средневековых вельмож. Каждому укладу жизни соответствует свой способ одеваться (и определенная музыка). Значимые изменения во внешних формах быта, – считал Леонтьев, – верный признак тектонических сдвигов во внутренней духовной жизни народа.

С этой точки зрения, например, совсем не выглядит странным то, что советская власть 40 лет назад ожесточенно пыталась бороться с джинсами и рок-музыкой. И можно себе представить, что тот же Леонтьев сказал бы о современном стиле одеваться, о джинсах и футболках, в которых стали неотличимы друг от друга люди разных государств и даже континентов.   

Своя мифология у голубого бездонного неба, и своя – у ньютоновского трехмерного бесконечного черного пространства

Для Лосева материальное и идеальное тоже были неотрывно переплетены как две стороны одного – единого – типа культуры. И для него Церковь и христианское мировоззрение в эпоху их расцвета и наивысшего цветения, когда они были доминирующими в обществе, были неотделимы от феодализма как общественного строя, от материальных обстоятельств и условий средневекового общества. Подлинное церковное христианство, христианское мировоззрение получает, по Лосеву, свое выражение именно в этом: в теплящейся лампадке, иконах, церковных песнопениях, царской власти, средневековом воинстве, но никак не в фокстроте или рок-н-ролле, машинах, газетах, парламентаризме и электрическом свете (и тем более современных гаджетах). Ведь каждая вещь или явление, даже всякое понятие, по Лосеву, не просто какой-то объект или нейтральное нечто. Они всегда личностно окрашены, за ними и в них всегда есть какой-то миф. Своя мифология у голубого бездонного неба, и своя – у ньютоновского трехмерного бесконечного черного пространства и т.д.

Как говорил Лосев в «Дополнениях к “Диалектике мифа”», Церковь и христианство несовместимы с капитализмом и социализмом ни логически, ни в социальном смысле. Он тем самым поставил огромную проблему, которая имеет для всех нас большое значение: насколько подлинное церковное христианство совместимо с капитализмом и буржуазным обществом? Со стилем современной жизни?

Духовное ядро буржуазного общества – индивидуализм, неотъемлемые права личности: сознание своих прав и самого права на существование. Но, спрашивал Лосев, какие вообще права у человека могут быть перед Богом? «Христианин (в особенности средневековый и в особенности византийский) мыслит себя не имеющим никакого права на существование. Христианин мыслит себя прахом, пылью, абсолютным ничто перед божественными совершенствами. Только неизреченная любовь Божия воззвала это ничто к бытию, даровала ему бытие, вдунула душу живую. Какие тут права!»

    

С этого малюсенького и вроде бы незначительного представления «я имею право на существование» в эпоху Возрождения начинается, по Лосеву, история Нового времени с его последующими секуляризмом, отпадением от Церкви и атеизмом.

Кстати, с социализмом у Лосева получилось всё сложнее. Арестованный и отправленный в лагерь именно за «Диалектику мифа», за содержащуюся в ней острую и проницательную критику мифологии диалектического материализма, он, вернувшись с женой через два года (в 1932-м) из ссылки, затем вполне вписывается в советскую жизнь. Да, он жил, что называется, во внутренней эмиграции, но при этом служил, был профессором, выпустил множество научных книг и статей, даже получил Государственную премию за многотомную «Историю античной эстетики». Лосев постоянно цитировал в своих книгах Маркса, Энгельса и Ленина. Причем знал труды «классиков» получше многих профессиональных марксистов-ленинцев. Похоже, для Лосева буржуазное общество с его культом индивидуализма и либерализмом было все-таки гораздо неприемлемее социализма. В последнем он видел хоть какие-то рамки и «скрепы», которые так или иначе удерживали человеческое «я» от чрезмерной индивидуальной свободы и произвола. Понятно, что советский социализм для Лосева никак не мог являться даже слабым подобием внутренне искомого им феодализма, однако, например, его автобиографическая во многом повесть «Из разговоров на Беломорканале» – это не только описание ужасов сталинизма, но и – парадоксальным образом – его апология, оправдание диктатуры пролетариата и даже олицетворявшего ее тогда Сталина. В марксизме Лосев видел в том числе черты, которые объединяют его с русской религиозной философией – при всей их антагонистичности. Это, в частности, их объективизм, жажда объективности и страстное, всепоглощающее искание правды.

Но возвратимся к электрическому свету. Лосев не принимал его потому, что за ним для него тоже стоит буржуазное общество с его культом «я» и отрицанием Бога, его дух и его мифология. Для Лосева это «мертвый, механический свет. Он не гипнотизирует, а только притупляет, огрубляет чувства. В нем есть ограниченность и пустота американизма, машинное и матерое производство жизни и тепла. Его создала торгашеская душа новоевропейского дельца, у которого бедны и не тонки чувства, тяжелы и оземлянены мысли… В нем нет благодати, а есть хамское самодовольство полузнания… нет теплоты и жизни, а есть канцелярская смета на производство тепла и жизни; не соборность и организм, но кооперация и буржуазный по природе социализм. Электрический свет – не интимен, не имеет третьего измерения, не индивидуален. В нем есть безразличие всего ко всему, вечная и неизменная плоскость; в нем отсутствуют границы, светотени, интимные уголки, целомудренные взоры. В нем нет сладости видения, нет перспективы. Он принципиально невыразителен. Это – таблица умножения, ставшая светом, и умное делание, выраженное на балалайке… Нельзя любить при электрическом свете; при нем можно только высматривать жертву».

Гаджеты и человеческий дух

А теперь посмотрим на современные чудеcа IT, на интернет и коммуникационные гаджеты, благодаря которым наше общение стало гораздо более удобным и доступным. Действительно, казалось бы, теперь мы можем в любой момент почитать и узнать что-нибудь интересное, поговорить с кем угодно и о чем угодно. Почти мгновенная скорость получения информации и ее неограниченные объемы – разве это не здорово? Или, например, в интернете разные благотворительные организации могут собирать на своих сайтах пожертвования на свою деятельность при помощи электронных платежей. Или те же инвалиды могут теперь благодаря компьютеру и интернету читать любые книги и СМИ и общаться с миром, не выходя из дома. Разве всё это не благие дела и последствия?

Семинаристы. Фото: Гурий Балаянц / Expo.Pravoslavie.ru Семинаристы. Фото: Гурий Балаянц / Expo.Pravoslavie.ru
    

Скорость общения и получения информации обратно пропорциональна силе и глубине впечатлений и знаний

Конечно, благие. И всё же, всё же, всё же… Удобства – это еще не всё. Более того, именно эти удобства своей оборотной стороной имеют то, что можно назвать ослаблением человеческого духа в целом – его глубины и силы. Скорость общения и получения информации обратно пропорциональна силе и глубине получаемых впечатлений и знаний. Для мышления нужно время, сказал кто-то.

Добавим от себя: в том числе и чтобы хорошенько запомнить и усвоить ту или иную мысль или факт. А быстрый калейдоскоп постов, фраз, реплик и разных отрывочных сведений в соцсетях – это как мелькающие картинки в окне быстро несущегося поезда. А ну попробуй рассмотри и пойми с огромной скоростью проносящиеся один за другим пейзажи… Это количество, которое не даст сбыться качеству. Раньше человек неторопливо путешествовал или пролистывал страницы книг, и глубина мысли и чувств была совсем другой. Совсем не то сейчас. Кстати, не только дети уже почти перестали читать книги, но и взрослые. Обратите внимание: теперь в метро мало кого увидишь с книгой, как раньше. Теперь все едут, уткнувшись в мерцающие экраны своих смартфонов, и внешнего мира, едущих рядом ближних для них как будто не существует.

Коммуникативная техносреда отучает человека от молчания

Чрезвычайная доступность коммуникации и любой информации обладает многими чертами соблазна. Это возбуждает, провоцирует на многословие и повышенную эмоциональность, затягивает в себя и не дает выпутаться из сетей (соцсетей); учит поспешности чувств, мыслей и слов. Что очень важно, коммуникативная техносреда всё более и более вымывает из жизни современного человека духовную концентрацию, сосредоточенное внимание и молчание, которое философ Василий Розанов назвал ангелом-хранителем души человека.

Поэтому доступность коммуникации и общения в виртуальной среде, его быстрота и удобство в обращении оборачиваются не сразу заметным и поэтому весьма опасным, соблазнительным духовным злом. Причем происходит настоящее переформатирование того, что марксисты называют общественным сознанием: стандарты знания и общения начинают всё больше ориентировать на поверхностность, мгновенную пользу и удобства, нетребовательность и забвение цельного видения.

Пора осознать, что для христиан вопрос о технике имеет прямое отношение к спасению души

Все эти размышления, конечно, бессильны остановить идущую в глобальных масштабах «гаджетизацию». Наверно, сейчас речь может идти лишь об индивидуальных попытках жить в обществе, будучи свободным от него: чтобы бороться с этими силами духовного рассеяния и рассредоточения, попытаться установить хотя бы слабое подобие индивидуальной медиа-аскезы. Читать книги и гулять в свободное время, а не сидеть в интернете. В соцсети заходить лишь по делу и на ограниченное время. Вообще осознать, что для христиан вопрос о технике имеет прямое отношение к спасению души.

Юрий Пущаев

18 августа 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей 4 января 2023, 14:05
Как хорошо написано в одном комментарии: "В святом месте и электрический свет другой". Значит, электричество, транспорт, компьютеры могут быть одухотворены до такой степени, что при одном взгляде на них человека охватывают светлые чувства, угодные Богу. Прекрасны автомобили, спасающие жизни людей, будь то скорая помощь, пожарный автомобиль, или вездеход, спасающий от стихийных бедствий. Прекрасны и гаджеты, когда на них записаны правильные книги, церковные, научные, или укрепляющие нравственность. Проявления остроумия со словом "гаджет" (якобы от гада) считаю неуместными.
Алексей 4 января 2023, 13:50
Здесь кто-то считает, что техника, электричество, транспорт, электронные устройства - от лукавого? Хорошо, что Церковь не поддерживает эту точку зрения. Сколько пожаров бывало в старые времена от непотушенной свечи, и сколько предотвращено с появлением электричества! Св.Иоанн Кронштадтский ездил и на пароходах, и по железным дорогам, чтобы помочь бОльшему числу людей- поэтому надо не проклинать, а петь хвалу транспорту, как изобретению, данному Богом. Сколько людей, благодаря электронным книжкам читают Писание и Святых Отцов! А раньше это было затруднительно. Почему Патриарх не запретил электрический свет в Храме Христа Спасителя? Суетность, потребительство- не в технике, а в сердцах людей.
Ингир Ирламов 7 сентября 2015, 12:34
Читая комменты,лишний раз подтверждаешь верность строк:Каждый пишет,как он слышит.Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит,так и пишет.Автор же статьи-безусловно прав.Сам исторический процесс,иллюстрирует подобную мысль.Чем больше духовно нищало человечество,тем более технически возрастало.Меньше духовности-больше техники.Меньше Истинной веры-больше магизма.Не зря магия технична,зиждется на так называемых-духовных техниках.И не надо тут некоторым комментаторам,говорить о бомбах,самолётах и прочей военной технике-мол без неё мы бы пропали.Правильно!Пропали бы,но вначале духовно пали,а потом война и необходимость вооружаться.Нужно ясно понимать,что Промысел Божий-действует сообразуясь с нашим духовным состоянием.Если мы,были бы духовно крепки и нравственно здоровы,то Господь бы нам не попустил -те или иные тяжкие испытания.О Промысле Божием,сообразующимся с нашим внутренним состоянием-учили все святые отцы.Это важно чётко знать и помнить.
Павел З. 7 сентября 2015, 11:12
Ни одним гаджетом до этой статьи самостоятельно не пользовался, и заводить гаджет себе после сей статьи не буду. Всё тут правильно.
Ингир Ирламов 6 сентября 2015, 12:18
Читая комменты,лишний раз подтверждаешь:Каждый пишет,что он слышит,Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит,так и пишет.Автор,безусловно прав.Сам исторический процесс,иллюстрирует подобное рассуждение.Чем более духовно нищало человечество,тем более технически возрастало.Меньше духовности-больше техники.Меньше Истинной веры-больше магизма.Не зря магия технична,так называемая-духовная техника.И не надо тут некоторым комментаторам,говорить о бомбах,самолётах и другой военной технике-мол без неё,мы бы пропали.Правильно!Пропали,но вначале духовно пали,а потом война и необходимость вооружаться.Важно,ясно понимать,что Промысел Божий-действует сообразуясь с нашим духовным состоянием.Если мы,были бы духовно крепки и нравственно здоровы,то Господь,нам бы не попустил-те или иные тяжкие испытания.О Промысле Божием,сообразующемся с нашим духовным состоянием-учили все святые отцы.Это необходимо чётко знать, и понимать.
Петр27 августа 2015, 14:44
Иоанном Златоустом все было сказано в третьем веке от Р.Х. Что и нож сам по себе и вино не вредны. Ножом можно резать хлеб, а можно убить человека. Так же и с лопатой. Идеальное орудие убийства, особенно саперская.
С атомной бомбой все сложнее. Однозначно можно сказать, что она сама по себе есть зло, когда ей владеет только одно государство. А вот две атомных бомбы у разных сверхдержав уже вполне себе сдерживающий фактор.
И с мобильными гаджетами тоже самое. Детей всему надо учить. В том числе правильно пользоваться айфонами. Чтобы ребенок не зависал в игрушках.
Тупая массовая культура все равно найдет способ, как сожрать вашего ребенка. Не через гаджеты, так через общение в школе и т.д.

Дионисий26 августа 2015, 10:52
Так можно и про вино рассуждать: вино используется в Церкви для благих дел, "вино веселит сердце человека", но - "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство".
Что касается достижений НТП, то ведь это никак не влияет на греховную сущность души человека, человек-то остаётся таким же, каким и был после грехопадения в раю. Т.е. борьба продолжается.
И здесь, кстати , есть на что обращать внимание: например, у христианина не должно быть пиратского программного обеспечения или книг.
Андрей24 августа 2015, 21:47
Лариса: "Но... Непрерывный информационный поток и собственная мысль - это почти противоположные вещи..."

Собственная мысль никуда не денется, ибо это неотъемлемое свойство человеческого естества. Другое дело, что слишком интенсивный поток информации оставляет мало времени на обдумывание, что немало способствует свободному проникновению всякого рода соблазнов. Это одна из ловушек цивилизации и ничего тут в глобальном масштабе уже не поделаешь, только на личностном уровне. Можно ведь ограничиваться действительно потребной информацией, например по направлениям:
-православный календарь;
-здоровье;
-ремесло;
-транспорт;
-дела домашние (продукты, одежда, ремонт и т.п.).
Хорошо бы, конечно, удалиться куда ни будь в Сибирь, где только тайга, река и медведь, да навыки жизни в условиях натурального хозяйства за 3...4 поколения успешно утрачены.
Лариса24 августа 2015, 06:19
Судя по комментариям, наш читатель очень глубоко "гаджетизирован" (настолько, что даже не обратил внимания на главную мысль автора) и очень боится, что на эту его игрушку кто-то покушается. . Все бросились защищать гаджеты как источник информации.Да кто с этим-то спорит!? Но... Непрерывный информационный поток и собственная мысль - это почти противоположные вещи...Первое очень мешает второму. И молитве тоже информация не способствует...
Кстати, во множественном числе -еще лучше: ГАД ЖЕ ТЫ!
иер. Алексей23 августа 2015, 08:23
прогресс заменяет постепенно свойства души человека и он постепенно деградирует, это факт
Иван22 августа 2015, 21:27
Юрий, автор, интересно начал, пересказав известный тезис Маршалла Маклюэна: медиум есть сообщение, или, в нашем случае, сам факт существования гаджетов и сети определяет общество, независимо от того, о чем именно это общество коммуникацирует. Интересно было также узнать, какие аргументы можно усмотреть в трудах Лосева — в современном прочтении, конечно. Именно поэтому я и продолжил чтение статьи, кстати говоря, на смартфоне. Продолжил и разочаровался: хоть сколько-нибудь стройной логики в дальнейшем изложении просто нет. Феодализм еще можно было бы отнести к чему-то в русле технологического детерминизма Маклюэна, но здесь какие-то притянутые за уши цитаты, как мне кажется, сбивающие с толку и затуманивающие оригинальную мысль Лосева. В итоге, и тезис не раскрыт, и из Лосева — полная каша. Зато лонгрид.
не Серега21 августа 2015, 16:43
"Сергей:
Только что сказал своему ребёнку: Зачем тебе эта игра? Иди лучше на улицу погуляй, на турники, в активные игры. А он в ответ говорит, что наулице с теми детьми играют, у кого лучший смартфон и игры.
Иногда замечаю, дети сидят под подъездом и скопом играют на смартфонах или стоят вокруг одного и смотрят, как он играет"

О да!!! Я уж 20 лет зарабатываю программированием, сам было дело "зависал" в компьютере и т.д. Был однажды озадачен темой: что же противопоставить этому общему поклонению смартфонам? Ну хоть на персональном уровне? Сделал то, чего не делали соседи: увел сына в лес с пневматической винтовкой и учил его стрелять, научил кататься на велосипеде, на мопеде... Не было "нельзя", было: "это с папой". Сработало. Ну не в городских масштабах, но кое-что получилось. Слава Богу! Жена ругала про "дорого", но боюсь, что смартфонное увлечение может дороже обойтись. Надо дать детям более увлекательную игрушку, дать другую игру -- получится обязательно. Скажу по секрету: самой увлекательной игрой для мальчишки и самым гаджетным гаджетом может стать... папа!
не Серега21 августа 2015, 15:35
Если уж для православных неприемлимо летать на аэропланах, то будь у власти в 30-е годы столь упертые люди -- были бы наши деды разбомблены всмятку. Вера может у человека отсутствовать -- атеист, но обратная крайность не всегда спасительна. Термин "мракобесие" известно откуда образован. А затягивает туда широкоизвестная ревность не по разуму.
Думается, что ошибка состоит в точке приложения внимания к проблеме.
1. Технику создает человек и вкладывает в нее свою душу вместе со всеми страстями. Потому и техника иной раз получается: атомные бомбы, зарин, испанский сапог, дыба и т.п. Тут мысль автора совершенно точна. Здесь проблема 1.
2. Если же техника имеет иное назначение, то проблему представляет именно способ ее применения. Что Господь говорил про любовь к миру сему и всему, что в нем? А гаджеты и есть часть мира. Отказаться от них совсем -- ерунда. Пользоваться ими... Именно! Надо ими пользоваться, а не делать из них культ. Пользоваться для достижения каких-то целей, а не ради пользования. Тогда пользование гаджетами будет на пользу или во вред, в зависимости от целей, которые мы, с помощью техники, ускоренно достигаем. А пользование гаждетами ради них самих в лучшем случае просто бесполезно. Здесь проблема 2.
Смешивать эти 2 проблемы и пытаться дать ответы на проблему 2, рассматривая проблему 1 -- только путать людей.
Василий Н.21 августа 2015, 14:59
Александр писал:
"Интернет и гаджеты - зло!"

И сами же пользуетесь интернетом.
Александр20 августа 2015, 23:47
Спасибо автору за статью.
Всё в точку! Интернет и гаджеты - зло!
Сведите к минимуму пользование ими!
Вы ничего не потеряете, а только приобретете!
Лучше читать книги и общаться вживую.
Дионисий Дед20 августа 2015, 13:50
Интернет-зависимость - это беснование. Тоже самое и с телевизором. И то и другое лучше свести к нулю и жизнь наладится!
Лариса Воронина20 августа 2015, 09:10
Михаил,
так нам осуждать секты, ждущие в лесах конца света, или они правы?
Юрий19 августа 2015, 19:03
Проблема времени в доступности благ, непрерывном услаждении души и тела. Качество перешло в количество и не обещало вернуться. Кажущимся полезным поток информации ведет к отчуждению от реальной жизни, где простые одуванчики на газоне хочется подправить фотошопом. Не друзья, а френды, не жены, а подруги. Что там дальше - родитель №1, 2. Движемся к результату эксперимента ВСЕЛЕННАЯ – 26 (читайте в сети). Теряется дух жизни, простота бытия, да-да и нет-нет. Теряем счастье того римского императора, который вырастил замечательную капусту. Это гений, который по сути выше Цезаря.

А что касается информации, то "Многознание уму не научает" - говорил Гераклит
«Истинный мудрец не тот, кто много знает, а тот, кто эффективно использует знания, находит им новое применение, совершенствуя и расширяя их».

У Церковь, други моя! Только выключайте мобильники на входе. А на выходе и трава окажется реально зеленая, и небо не ядовито синее, как на заставке Виндовс, которую реже и реже захочется видеть.
Нина Андреевна19 августа 2015, 18:59
Транспорт тоже инспирирован князем тьмы? Вы не шутите? И "скорая", которая спасает ближнего и священник, едущий причащаться умирающего?
Арина 19 августа 2015, 17:14
Не феодалы разве право частной собственности - родную мать капитализма с его индивидуализмом - провозгласили священным? Научно-технический прогресс и его дитя капитализм не из феодализма разве выросли? Уж не в эпоху ли феодализма от скуки интригами занимались, травили друг друга что за трон, что за "понюшку табака", бряцали оружием и силами мерялись вместо неспешности и чтения. Смакование глубины мысли при любом общественно-политическом устройстве позволяли себе отнюдь не люди, обремененные рутиной, а те, кто мыслительный процесс сделал "профессией". Современная литература в стиле клипа не для научения или самовыражения, а очередной способ получения прибыли, на нее гаджета и времени в общественном транспорте жалко, не то что свечи и усилий на обдумывание. И современного человека в угол загнала не техника, а свои же братья по разуму, поверхностность продиктована количеством голых знаний, которые требуют от человека система образования и работодатель. При этом их совершенно не интересует, разделяет кто-то или нет те или иные теории и взгляды. Гаджет - это ответ человека, желающего выжить в этом клиповом мире: нашел-сдал-принял, голова - не чердак, нечего захламлять.
Анатолий19 августа 2015, 16:36
Лично про себя скажу, какую возможность мне дает гаджит.
1. Чтение толкование священного писание святых отцов (Play книги, через Play маркет).
2. Чтение Псалмов где бы на находился, если есть возможность держать телефон в руках.
3. Чтения благодарственных молитв после Таинства Причащения.
4. Соц. сети, скайп, вайбер - "Кто прославит меня того и Я прославлю", то есть миссионерство.
5. Googl ok, только скажешь кусочек из священного писание, и тебе тут разу предлагается на выбор толкование из святых отцов. Раньше 4 тыс. км люди шли, что узнать толкование допустим из Ветхого Завета для одного из стиха.....

И времени для использовать гаджит на развлечение уже и не остается, и для спасение оно и не нужно )).

Теперь такая возможность появилось как духовно расти, так и помогать другим людям в какой точке мира они бы не находились.


Славо Богу за все )))
Михаил19 августа 2015, 16:10
О как согласен с автором.По-моему даже слишком мягко и осторожно о технике.И транспорт,и виртуальные коммуникации - безусловно орудия князя тьмы и им инспирированы.
Менестрель19 августа 2015, 15:40
Автор на протяжении всей статьи обличает индивидуализм как "духовное ядро буржуазного общества", несовместимое с христианством, но заканчивает призывом к "индивидуальным попыткам жить в обществе, будучи свободным от него".
Так все-таки индивидуализм - это хорошо или плохо?
Федор19 августа 2015, 14:18
На себе испытал рассеяние и рассредоточение, понимаю о чем говорит автор статьи и поэтому поддерживаю. А насчет соцсетей по-моему здесь проблема в том, как мы относимся к чтению постов и какие посты читаем. К примеру я не могу в одной ленте читать посты духовного содержания и новостные посты. Посты читаем не глубоко, а поверхностно, нет глубины. Судорожно водим пальцем по экрану и ищем непонятно что, а когда закрываем соцсеть чувствуется какая-то пустота. А книга чем хороша, тем что она не дает волю бузудержному любопытству. Я думаю каждый может провести такой эксперимент-сравнить время проведенное за компьютером и время проведенное за чтением книги и принять решение чем ему заняться в свободное время.
Н.А.19 августа 2015, 14:06
Сеть, безусловно, затягивает, на то она и сеть.
Известно, что преп. Антонию Великому было открыто духовное видение земли, сплошь покрытой сетями диавола. И что спасительно в этих условиях смиренномудрие.
Архимандрит Ефрем из Ватопеда, привозивший в Россию Пояс Пресвятой Богородицы, сказал, что с появлением интернета понял, как именно Евангелие будет проповедано по всей земле.

По поводу антихриста, встречалась версия, что воцарение его состоится по всей земле, кроме России, где будет православный царь в это время.

Об электричестве в храмах. Теперь уже не это воспринимается как лишнее, а скорее, микрофоны и динамики, которые дают неживой, преобразованный звук. В каких-то случаях (если храм большой и много прихожан) это оправданно, но случаются переборы, когда в угоду миссионерской цели утрачивается сам молитвенный дух богослужения. И вряд ли стоит устанавливать аппаратуру в алтаре. Святая святых, а мы туда со своими микрофонами лезем. Архимандрит Рафаил Карелин справедливо полагает, что тайные молитвы иерея на то и тайные, чтобы их никто не слышал. А мы вовсю приземляем небесное, еще и гордимся этим. (Хотя до включения аудиозаписей в храмах дело вроде пока не дошло).
Господи, прости, вразуми.
Антоний19 августа 2015, 13:47
С праздником Преображения Господа нашего Иисуса Христа, братья и сестры! С автором позволю себе не согласиться. Отказ от достижений прогресса характерен не для христианства, а для исламского фундаментализма. Бог дал нам разум для того чтобы познавать мир вокруг. И наш долг - использовать этот великий дар: познавать окружающее и совершенствовать средства познания. Слава Богу, это становится проще благодаря достижениям технического прогресса. Я прекрасно вижу, как положительно реагируют наши студенты на современные программно-аппаратные учебные комплексы и тренажеры. Насколько удобнее стало писать программное обеспечение на ПК, чем 20 лет назад! Я благодарен прогрессу за то, что я могу по пути в церковь не гадать, где мой автобус, а увидеть его на карте в реальном времени. Я благодарен прогрессу за то, что я могу загрузить в электронную книгу сотни книг и взять их с собой в метро. За то, что в любой момент я могу просмотреть любую диссертацию из фонда РГБ не выходя при этом из дома. За то, что я могу связаться с дорогими мне людьми в любой момент. За то, что могу свободно ориентироваться в незнакомом месте. За то, что мне не нужно рубить дрова для печи. За то, что стиральная машина экономит моё время. Спасибо, Господи, за то, что дал нам разум улучшать мир вокруг себя, оснащая его полезной техникой!
Тарас19 августа 2015, 12:57
Мне кажется правильнее было бы сказать, что техника является искушением для человека, а не злом, как, например, искушение богатством или славой. И действительно эти большие информационные потоки ведут тех, кто ими увлекается, к поверхностности, к суете по сути, верхоглядству и т.п. И трудно от них воздержаться.
Чтение электронных книг тоже, многие говорят, отличается от чтения бумажных.
Лариса19 августа 2015, 12:46
Странная статья. Вроде правильная, а ни о чем. Ноутбук, значит, хорошо, в Православие.ру можно зайти, а другие гаджеты - вред? Прочитала со смартфона на работе в обед. )
Лариса Воронина19 августа 2015, 12:42
Прежде всего: Ксения, 2015-08-18 12:20, Вы - умница! Главное в нашем непростом деле - это постоянство, пусть даже маленькими шажками.

О статье.
В ней присутствует тонкое лукавство. Не знаю, хотел этого автор, или так вышло... Феодализм и средневековье - это именно то, что уготовано нам, простым смертным не обличенным властью и богатством, по результатам глобализации. Зависимость от вассала, отсутствие образования, медицины, натуральное хозяйство, преимущественно ручной труд. Автор призывает отречься от прогресса, мотивируя читателей тем, что так мы станем более духовными. При этом подкрепляя свои аргументы выдержками, которым можно дать характеристику "большАя ученость доводит тебя до сумасшествия"(с).

Поэтому вывод: уважаемый автор! Проблематично затолкать пасту обратно в тюбик. К прогрессу нужно приобрести правильное отношение, а от Вас читатели ждут дельный совет... К слову, что прикажете делать людям спустя еще тысячелетие?
Лариса19 августа 2015, 11:10
Огромное спасибо автору. Вчера готовилась к исповеди, и возникла у меня эта тема. И вдруг вечером читаю эту статью! Один в один! Я обрадовалась, потому, что думала, что это - только моя проблема. Дух слабеет и молиться не хочется после того, как отвел глаза от монитора. Давно уже забыли, что такое искренняя слезная молитва, а не "вычитывание правила". А про электрический свет у Лосева - просто шедевр! А ведь я читала в свое время "Диалектику мифа" - и не видела! Другими - не воцерковленными - глазами читала...Еще раз спасибо.
Елена19 августа 2015, 10:59
Продолжение.
По ряду причин люди всегда подозрительно относились к переменам и техническим новинкам, всегда с тоской думали о прошлом и с недоверием к настоящему. Первые высказывания, что молодёжь плоха и времена уже совсем не те, что раньше, относятся к античным временам. И всё ещё продолжают быть актуальными. И хотя я полностью разделяю всё, написанное в статье, но всё же мне начинает казаться, что мы все попали в замкнутый круг этих убедительных аргументов и с древних времён не можем из этого круга выбраться. Либо это беспокойство по поводу технических избретений является универсальным свойством человеческого ума, либо мы не можем решающий аргумент найти в этой древней дискуссии. Ещё раз спасибо за статью!
Елена19 августа 2015, 10:58
Большое спасибо за замечательную статью! Очень интересная тема! Хотелось бы поделиться своим мнением по поводу Вашего первого аргумента, а именно цитат из А. Ф. Лосева. Мне кажется, что технический прогресс и связанные с ним социальные перемены во все времена вызывали одни и те же чувства: удивление, беспокойство, неуверенность в будущем, ностальгию и идеализацию прошлого. Новые изобретения часто приводили к миграции, перенаселённости промышленных городов, антисанитарии, безработице и низким зарплатам рабочих. Поэтому неудивительно, что технический прогресс всегда неоднозначно оценивался. Усовершенствование ткацких станков, изобретение парового двигателя индустриальная революция 19 века далеко не всех делали счастливыми. Поэтому луддисты разбивали станки, Элизабет Гаскелл и Чарльз Диккенс описывали печальные последствия индустриализации в своих книгах, Томас Карлейль и Джон Раскин призывали вернуться в средневековье, а Карл Маркс называл феодальные отношения идиллическими. И 20, и 21 века не избежали подобных дискуссий. А. Ф. Лосев характеризовал технический прогресс как регресс, а мы сейчас с тревогой и грустью относимся к планшетам, интернету и мобильным телефонам.
Иван Х.19 августа 2015, 10:14
Статья однобокая. Чувствуется поверхностное знание автором проблематики. Подача материала со стороны, действительно, выглядит как мракобесие.
В Интернете опасно размещать подобные материалы. Сегодня размещаем, завтра - расходится на цитаты по блогам и каналам нейтральных и враждебных к Церкви пользователей. Зачем придумывать средства антицерковной пропаганды, когда мы их сами щедро раздаём?
Однако заявленная проблема существует. Райян Холидей в книге "Верьте мне - я лгу!" делится секретами современной медиа-кухни. Один из них состоит в том, что череда мелькающих ярких картинок и бесполезных интересных фактов вызывает стойкое привыкание, разрушающее мозг, т.н. наркотизирующая дисфункция. Пользователь садится за компьютер на пять минут, а встаёт через два часа. Это знакомо каждому интернет-зависимому. Чем больше поражение мозга, тем более стойкое привыкание. Человек тупеет.
На себе ощущаю данный эффект. Если я - взрослый, приобрёл компьютер только в ВУЗе и не могу сопротивляться, что будет с детьми, которым мамаши суют цветные экраны гаджетов с пелёнок?

Насчёт помех в общении не согласен. Люди, которые не умеют двух слов связать в сети и в разговорной речи скучны.
Огромная переписка? Это тоже не проблема. В XIX веке грамотные люди писали целые тома писем. Святитель Феофан, например.
Евгений19 августа 2015, 10:07
Мне кажется, что эта проблема из серии : "Жена (муж) у меня плохая, поэтому я ее послал куда подальше, наорал на нее, оскорбил, унизил, в общем по стенке размазал. А я хороший" или "У меня ребенок недавно только первое слово сказал, а уже материться как сапожник, откуда у него это? где он такого нахватался?"
Так и здесь - гаджет плохой, свет плохо светит!
Можно так рассуждать и дойти до того, что я на службы в храм не хожу потому, что они не в то время проводятся - утром слишком рано, а вечером я работаю, да и дома дел полно, так что нужно переносить службы на удобное время.
В случае с гаджетом: "Зачем ходит в храм, если я себе "закачал" видео(аудио)запись и слушаю их по два раза на дню".
Всегда есть добро и зло.
На то людям и свобода выбора: стараться быть с Господом или отвернуться от него.
Священнослужители, подвижники бывает впадают в прелесть не важно с гаджетом или нет.
Нужно больше обращаться к себе, искать в себе причины того, почему я пользуюсь этими орудиями (гаджетами) для развлечений, удовольствий, наслаждений или еще чего не хорошего. Я не могу нормально поесть - я обжираюсь, не думаю, что в это виноваты производители еды.
Нужно самим исправляться, а не искать на стороне виновников моих грехов.
Сергей19 августа 2015, 08:22
Мысль автора понятна. Спасибо за цитаты из Лосева. Но некоторые пассажи мне показались странными в данном контексте. Как заметил мой тёзка, например про царскую власть. Непонятно что за феодализм имеется в виду такой. А в целом мысль верная - наш материальный мир и наши материальные устремления есть отражение нашей души и оно не радует. В средневековье мы придём не в результате духовного и умственного роста и осознания необходимости пришествия в мир созерцания и глубокой мысли, а в результате деградации нашей мысли в мимолётное быстрое неосмысленное восприятие. Вот тогда будет и средневековье, и монархия и царь. Не только в России, но и на всей земле. И имя ему будет Антихрист. Но нет худа без добра - будет второе пришествие Христа.
Александр19 августа 2015, 06:47
Не вдаваясь в частности, согласен с автором с тем, что видно, через развитие научно-технического прогресса, на примере тех же гаджетов, во что человек вкладывается, и чего на самом деле хочет. Это желание проявилось еще в Эдемском саду. Стать как боги. Мы уже с помощью интернета стали подобны духам, с их способностью мгновенно связываться друг с другом через расстояния.И физически перемещаемся в пространстве с помощью техники все быстрее и быстрее. Мечтаем о телепортации, побеждения болезней, обретения бессмертия здесь, на бренной Земле. Все это обольщение делает человечество духовно слабее, внося дух гордыни и веру в НТП. Мы уже не можем обходится без "благ" цивилизации, дающий нам комфорт. И забываем, что путь к Богу, это путь аскезы.
К19 августа 2015, 04:40

Адаму было конечно трудно добывать хлеб свой в поте лица, но он не платил налогов, жил где хотел и все, что давала земля принадлежало его семье. Аврааму было уже труднее. Мой прапрадед уезжал в Сибирь на пустые плодородные земли.
Сейчас- другое. Все поделено (кроме тундры). Конкуренция. Детей учим выжить. Гаджеты ненавистны, но необходимы... Вас возьмут на работу без номера мобильника? Роботизированный комбайн пришел на смену крестьянской лошадке! Скорость. Себестоимость. Эффективность. Электролампочка, чай в пакетиках, пиво в бутылках, растворимый кофе, еда из микроволновки.
Думаю, как и мне, многим все это не очень нравиться.
Свет свечи, огонь камина стали роскошью, не на каждый день...
Не у всех вообще есть камины, поэтому на лампочки мы иногда одеваем абажуры.
Про церковь- отдельная тема, не люблю когда в храме включают магнитофон с фонограммой песнопений, на Афоне служат при свечах и это гораздо приятнее. Никогда не читал Библию на айпеде, думаю это уже перебор. Много летаю, вожу с собой. Уверен, что в церкви можно обойтись без прогресса. Греки в основном обходятся.
Анна19 августа 2015, 01:04
Я интернет-зависима, зависима от поглощения информации. Во многом статья правильная. Чувствую, что просто поглощаю интеллектуальную жвачку, это отупляет. Но. Точно также раньше я читала книги - запоем, за едой, в ущерб сну и работе (в последнее время с книгами такое случается реже, но случается). Думаю проблема не столько в средствах коммуникации, сколько в человеке.
ещё один Андрей18 августа 2015, 22:42
Автору публикации.
Для начала пара вопросов:
а. Кто такой этот господин Лосев и чем он лучше некоего господина Пузикова?
б. Кто сказал, что если что-то логично, то оно неприменно истинно? Надо бы сперва доказать правильность постулатов, только без ссылок на Лосевых и Пузиковых.

Теперь по топику.
Если уж взялись говорить о вреде гаджетов, то почему молчок о том, что гаджет:
1. это идеальное подслушивающее устройство?
2. может стать инструментом контроля над личностью (стоит только отказатся от наличных денег в пользу электронных)?
3. это поток соблазна, что врывается в сознание через зрение, слух, а в недалёком будущем и осязание?

Не надо приписывать электронному устройству неких, если угодно, магических свойств ибо там обычное естествознание. Другое дело, кто контролирует производителей программного обеспечения и глобальные информационные сети. Только ради этого разговора нужна другая публикация, например, на тему "Что такое информационная война".
Vladimir Petrovsky18 августа 2015, 22:23
Как мне кажется, автор сам не очень разобрался в теме, не всё уяснил себе, отсюда многословие и повторения.
Сергей18 августа 2015, 21:09
Только что сказал своему ребёнку: Зачем тебе эта игра? Иди лучше на улицу погуляй, на турники, в активные игры. А он в ответ говорит, что наулице с теми детьми играют, у кого лучший смартфон и игры.
Иногда замечаю, дети сидят под подъездом и скопом играют на смартфонах или стоят вокруг одного и смотрят, как он играет. Вот такое новое время с новыми увлечениями.
Конечно, сгущать краски не стоит, но есть над чем задуматься. Больша вина в этом и моя, как родителя.
Виталий 18 августа 2015, 20:09
Огромное спасибо автору статьи, в также всем тем авторам :), кто посвятил минутку и не поленился оставить свой комментарий. Без этих комментариев статья бы не была полной. Много мыслей на которых можно задержаться, чтобы усвоить.
Буду стараться реже бывать в Фейсбуке, и почаще к Вам заглядывать!
Екатерина18 августа 2015, 19:34
В гаджетах книги, в гаджетах информация. Многие люди ЧИТАЮТ вместо того, чтобы трендеть друг с другом и сплетничать.

Лучше пусть мои дети читают и ищут нужную им информацию в гаджетах, чем слушают сплетни. Почему сразу Вы думаете о людях плохо: раз гаджет, значит, соцсети? Вижу в основном читающих людей, а не пишущих.

Пугают больше пьяные компании, многочасовые посиделки с разговорами ни о чем.
Простите, но в гаджеты можно закачать тексты с www.predanie.ru, и Вашу статью многие прочитали на гаджетах. Лучше много читать о православной вере, чем много трендеть о ней, не прочитав, что это такое.

Техника - это всегда здорово и полезно. И вызывают уважение и восхищение церковные люди, которые умело и правильно с нею обращаются.

Меня нет ни в одной социальной сети, но это не значит, что я спасла свою душу. Скажу больше - такая добровольная изоляция не всегда адекватна.
Татьяна18 августа 2015, 19:22
Спасибо автору, так и есть...
Андрей18 августа 2015, 19:10
Очень актуальная статья в наше время. Я считаю себя просто зависимым человеком, всегда в руках смартфон 5,5 дюймов экран, и с утра до вечера я с ним, смотрю тупо все, знаю о всех новостях, миллион постов просмотренных и т.д. жена все корит меня за это. Один раз даже забрала телефон ( хотела на день в шутку), так я чуть с ума не сошел, под разным предлогом, только дай, прям зависимость какая то. Думаю перейти на кнопочный простой телефон.
Irina18 августа 2015, 18:44
Если человек увлечен чтением, то он может, не замечая никого и ничего, с одинаковым успехом "пялиться" как в книгу, так и в планшет (вспомнить хотя бы Шурика из известной комедии Гайдая). Но у меня особо трепетное отношение именно к напечатанной книге, когда берешь ее в руки, ощущаешь под пальцами ее страницы, вдыхаешь ее запах, она действительно как будто оживает. И для меня чтение - это не только потребление информации.
P. S. Кстати, в храмах использует электричество просто для общего освещения, а перед иконами зажигают живой свет.
Natalya Danilova18 августа 2015, 18:22
Но, простите, так можно дойти до уподобления английским ткачам, громившим ткацкие станки - отношение к прогрессу должно быть разумным. И книги на "бумажных носителях" издаются самого различного содержания. И дело не в гаджетах, а в тех, кто и что в них ищет и находит... в меру своих духовных потребностей... .
Слава Богу за этот удивительный развивающийся мир и умных делателей, созидающих во славу Божию!
Ольга18 августа 2015, 17:03
Письмо отца Иоанна (Крестьянкина):
Дорогие И. и А.!
Вы пользуетесь всякими техническими изделиями, которые изобрел человек не без Бога. Ибо Господь однозначно сказал: "Без Меня не можете творити ничесоже".И компьютер - это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано: "Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные книги или святоотеческую литературу, то человек этим спасается. А если использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает. Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого - в погибель.Умудри Вас Бог!
Олег18 августа 2015, 16:52
«Из разговоров на Беломорканале» – это не только описание ужасов сталинизма, но и – парадоксальным образом – его апология, оправдание диктатуры пролетариата и даже олицетворявшего ее тогда Сталина.(цит.) - вот если бы автор был более целостным, если бы у него, как у Лосева, все было бы хоть немного связано одно с другим - ничего парадоксального он(автор) тут бы не увидел.
Вот интересно, знаком ли был сам философ с термином "сталинизм"?
Димитрий18 августа 2015, 15:51
Спасибо Ольге,аргументировано поставила точку над I, кстати происхождения слова "спасибо"-"Спаси Боже", есть такая версия.Взрослый человек понимает на какой сайт он заходит и зачем.Опасность попасть на сайт или пройтись по ссылке нездорового содержания угрожает прежде всего детям и подросткам.
Евлампия18 августа 2015, 15:35
Как я рада видеть, что уважаемый автор затронул такую важную тему, особенно взяв в соратники нашего замечательного Алексея Федоровича....его глубочайшие размышления и по сути совершенно верные...кстати, про "страшные квартиры" и семантический анализ электрического света - моя любимая выдержка из его работ...Премного благодарна за удовольствие видеть, что не одна я это все еще читаю.
Печально, что люди в большинстве своем опошлились в наше скудное время...стали такими же банальными и неинтересными, пустыми как и электрический свет, который они так отстаивают. Не знаю - чья это больше СМИ ли, американизации с глобализацией...
Эмигрант18 августа 2015, 15:29
Интересно про электричество. Те-то лампочки были настоящие, царь-огонь. А сейчас вся Европа освещается "экономными", а это совершенно жуткая вещь. Да, страшные квартиры, страшноватые тусклые улицы…
Искусственно навязанный (в тч якобы ради экологии) псевдо-прогресс очень усилился в Европе.
В. Жилин18 августа 2015, 14:27

Видимо, отец Андроник (в миру А.Ф. Лосев) был не знаком с постановлением Святейшего Правительствующего Синода, который в конце девятнадцатого века определил, что электричество - это новый дар Бога человечеству, и допустил электрический свет в храмы.
Ольга18 августа 2015, 14:11
В Содоме и Гоморре не было ни интернета, ни электрического света, но развращение жителей достигло такой степени, что Богу только и осталось, что стереть эти города с лица земли. Так что, видимо, все таки дело не в новинках прогресса, а в тех, кто ими пользуется, то есть в нас с вами:)
Светлана18 августа 2015, 14:06
"...провоцирует на многословие и повышенную эмоциональность, затягивает в себя и не дает выпутаться из сетей" - абсолютно точно. Только мы читаем это на интернет-портале. Парадокс. Но мысль ясна. Согласна с ней.
Андрей18 августа 2015, 13:49
А у меня сразу все эти социалки вызвали отторжение. Правда, я когда-то давным давно нааськался и наодигался (был такой замечательный интернет-пейджер - Одиго) до отвала - может, поэтому. Гаджетами наигрался. Сидеть за большим компьютером - не позволяет здоровье (зрение и давление), за планшетами - неудобно и неинтересно. Все игры на планшетах бесконечны и однообразны и на третий день наскучивают. Печатать на нём неудобно. Работать невозможно. Так что читаю бумажные книги - Феофана Затворника, Николая Сербского, Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова... Разумеется - Библию. И давление, и зрение - всё в порядке. Такое удовольствие - задвинуть планшет, не включать компьютер (по мобиле я вообще ничего не делал - у меня сразу слёзы начинали течь от напряжения), открыть бумажную книгу и читать! Попробуйте - понравится!
Наталья18 августа 2015, 13:39
Спасибо за статью! Очень насущно.
Сергей18 августа 2015, 13:29
По поводу новых телефонов-смартфонов (гаджет), да и слово то какое иностранное, в самую точку: ГАД да ещё и ЖЖЁТ, -
любой человек, кто не просто звонит, а любит покопаться в нутре техники, знает, что ВСЕ приложения в этом "гаде", без ведома владельца, тайно делают снимки с фронтальной камеры, определяют местоположение, считывают все ваши личные контакты и сведения, записыват звук и пр., а потом могут эти сведения передать кому-то.
Опытные, блокируют эти "полезные" функции спецприложениями, заклеивают фронтальную камеру, но на каждое спецприложение для этой операционной системы, нужно второе дополнительное спецприложение, которое блокирует первое, а первое второе. Потому как и сами спецприложения грешат против пользователя смартфона вышеперечисленными полезностями. Эдакий порочный круг.
Это ещё цветочки, а плоды новых технологий и современных игр заключаются в многомиллионной армии людей сидящих за онлайн и просто играми.
Кстати, некоторые читают книги с помощью смартфона, поэтому человек со смартфоном в метро - не всегда попусту тратит время. Другое дело, что дети видя пример родителей - копируют их поведение. Ребёнок не видит в руках родителей настоящей книги и это нехорошо.
Ирина 18 августа 2015, 13:12
"Мы всё меньше читаем, зато всё больше общаемся" - неправда, я читаю еще больше, чем раньше: масса бесплатных электронных библиотек, скачивай и читай,как раз, то что мне надо, даже и мечтать о таком не могла, красота !!! было бы желание, а если человек не хочет, хоть посели его жить в библиотеку, толку не будет
Василий Н.18 августа 2015, 13:10
Согласен с Евгением, Сергеем и Мариной. От себя добавлю: те, кто восхищается средневековьем, вряд ли задумывается о некоторых "прелестях" того времени, вроде массовых эпидемий, выкашивавших целые населенные пункты. И себя эти люди, скорее всего, представляют в роли рыцаря или феодала, но никак не крепостного крестьянина.
Лилия18 августа 2015, 12:52
Статья заказная чтоли? Прочла ее со смартфона по ссылке с соцсети кстати)
Таня18 августа 2015, 12:22
А я бы под каждым словом подписалась. Не вдаваясь в удачность некоторых "авторских пассажей", так как они логически не искажают правильность основной мысли. Суть ее - отношение Лосева к электрификации храма полностью применимо к гаджетизации сознания. Какая верная параллель. Испытываю благодарность к философу за попытку объяснить нам иррациональное. Правда ведь, что невозможно логически обосновать нелепость электричества в храме, пустоты дома без живого огня, и , наконец, - бесплодность души, разучившейся быть наедине с собой. Так что, на мой взгляд,полемика на этот счет всего лишь очевидное свидетельство того, что большинство из нас в силу замутненности духа не в состоянии понять правоту мыслителя.
Спасибо за статью, было очень интересно. Пожалуй, стоит почитать Лосева :-)
Ксения18 августа 2015, 12:20
Полностью поддерживаю автора по поводу "медиа-аскезы". Но в частностях не согласна.
1. Я очень условно православная, как многие. Крестилась, знаю две молитвы, праздную Пасху. Все! Но я взяла за правило каждое утро стараться читать православный ресурс. По-немногу. По одной статье. Во-первых, это настраивает на правильный лад. Во-вторых, я хоть что-то стала понимать в вере, в ее постулатах. Глядишь, такими темпами и в церковь начну ходить, книжки правильные читать.. Ну разве это плохо? По-моему интернет - это сейчас единственное, что может привести современных людей (в их большинстве) к церкви. Поверхностное суждение? Возможно! Но мы сейчас все поверхностные стали. Сразу и глубоко копнув, отпугнешь добрую половину мирян.
2. Автор призывает читать книги, он против гаджетов. Очень было бы интересно узнать мнение автора по поводу электронных книг. Что это? Все еще книга или уже развлекательный гаджет?
Алексей18 августа 2015, 12:02
Интересная статья. Спасибо автору и редакции.
Одна из формул м-л диалектики гласит: "материя-это объективная реальность данная нам в ощущение".
Когда то, будучи студентом, я задал вопрос: "А Кто дал нам её в ощущение, и Кто дал нам возможность ощущать?"
Реакция была ужасающей.
Э. свет или свет от свечи - материален. Верно!? 300 000 км/сек., фотоны и т.д.
Любой свет, включая слово "фотон", дан нам Подателем.
Однако свободное право выбирать способ и форму освещения молитвы остается за человеком, равно как и последствия этого выбора принадлежат человеку.
Хирург, оперирующий при свече при наличии "юпитера" есть конченный негодяй, ибо знает о последствиях.
Коммуникации, трафик, виртуальный мир...- это материя или нет??? !!!
Очевидно, что это некая грань духовного мира и материального. Если вообще их можно делить.
Цивилизация приближает нас к духовному миру, к Богу или сатане. Выбор за нами. По словам Апостола есть спасаемые и погибающие. Каждый из них делает свой выбор.
Андрей Сколковъ18 августа 2015, 11:41
для меня эта проблема актуальна - я сам оссобенно в последнее время не могу выпутаться из сетей.... потому медиа аскетизм иногда практикую и даже создал группу в контакте чтобы организовывать выходы на природу без гаджетов. если кому интересно добавляйтесь и пишите свои идеи по этому поводу...статья для меня открыла новые "глубины" этой проблемы. Благодарю
гость18 августа 2015, 11:34
В догматике нет никакой царской власти в государстве. Лосев решил дополнить Символ веры?
Когда ветхозаветный народ захотел, чтобы был у них царь, то Бог сказал, что они отвергли Его, о чём написано в Книге Первая царств.

***

Автор:"насколько подлинное церковное христианство совместимо с капитализмом и буржуазным обществом?"

Это серьёзно?
То есть до 1917 года подлинного христианства не было, а как марксисты стали крушить храмы, то началось подлинное христианство?


Оксана18 августа 2015, 11:03
Вообще, вот это правда.
Спасибо за то, что статьёй обратили внимание на это!
Анна Вихрова18 августа 2015, 10:58
Очень однобокий взгляд. Я вот сегодня утром в метро с планшета Псалтирь читала, вечером буду Священное писание, а ещё есть аудиокниги и видеоварианты передач канала "Союз", а ещё доступ к библиотекам... И весит это всё не больше планшета. Если же я набью в сумку все книги, что мне интересны, то никакой самолёт меня с багажом не поднимет.
Далее... Зачем гипнотизировать в христианстве? «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13, 35) Христианство не в лампадках и не в юбках-платочках-бородах, а в любви к Богу и ближним.
Димитрий18 августа 2015, 10:56
Противоречивые мысли поднимает эта статья,но думаю надо смотреть на современные средства коммуникаций прагматично, не использовать во вред душе, а применять как инструмент для работы.Если хочется жить без электричества и других благ,пожалуйста вариантов много:аскеза в деревне, без света и других благ, все доступно.Насколько мне известно, в богослужениях электрический свет не используется.Но доводить до абсурда тоже не надо.Свято Успенский Псково-Печорский монастырь, зимнее утро 5,Святые врата,под иконой горит электрическая лампочка в красном подсвешнике-тепло на душе.В святом месте и электрический свет другой.
С уважением,
Димитрий
иеромонах Авель18 августа 2015, 10:55
Можно было бы согласиться совершенно... Всё так описано и оплетено верным контекстом, с привлечением имени авторитетного академика, православного по жизни...
Вот только одно "но"... У нас, как раз, канун Преображения, которое напоминает нам о том, что мы призваны не только преображать себя, но и всю вселенную. А это значит, что мы можем всё в ней исполнять своими смыслами и духом Божьим, создавать контекст и достоинства вещам, отличные от задумки создателей и их благочестия.
Крест Христов орудие унижения и смерти или орудие спасения?... Если смотреть глазами распинающих -- это орудие смерти и позора, если глазами Христа -- орудие спасения. Так и со всем, что есть в мире. Если жить нетворчески, соглашательски, бездумно поглощая всё вокруг, "пожирательски", то скорее всё вокруг "поглотит" своими смыслами, а если по-христиански, то и окружающие нас вещи будут исполняться иными смыслами и достоинствами, будут создавать, по Лосеву, свою "мифологию", а также обаз и меру использования этих вещей.
Максим Юреьвич18 августа 2015, 10:40
"установить хотя бы слабое подобие индивидуальной медиа-аскезы" - в точку! Давно думал над этим. Теперь знаю, что хочу. Надо попробовать.
Марина18 августа 2015, 10:23
Без современной техники, технологий не может быть современной нам жизни. И не техника и технологии виноваты в том, как их используют, это не наивный взгляд, а действительность. Ведь и эта статья размещена на электронном ресурсе. Без православных электронных ресурсов насколько бы была обеднена и убога жизнь современного православного человека в окружающем его враждебном мире, лежащем, как справедливо отметил автор, в атмосфере порока. Во всем нужна мера и памятование Бога. "Все могу в укрепляющем меня Господе!" Если человек стремится жить по Божиим заповедям, то и мир информации ему нужен только как вспомогательный инструмент. Излишняя информационная зависимость от недостатка веры или неверия вообще. Человек таким образом заполняет духовную пустоту. То есть о чем бы мы не говорили. всегда приходим к одному: насколько мы блики к Богу, насколько способны на жертвы для своей любви к нему.Спаси Господи!
Сергей18 августа 2015, 10:13
"Подлинное церковное христианство, христианское мировоззрение получает, по Лосеву, свое выражение именно в этом: в теплящейся лампадке, иконах, церковных песнопениях, царской власти, средневековом воинстве, но никак не в фокстроте или рок-н-ролле, машинах, газетах, парламентаризме и электрическом свете (и тем более современных гаджетах)."

А каким боком царская власть имеет отношение к подлинном церковному христианству? Получается, по Лосеву, никогда подлинного церковного христианства уже не будет, раз царя нет.
Евгений18 августа 2015, 10:03
Некоторые авторские пассажи странны. "Одно дело – лопата, другое – ядерные бомбы и коммуникационные гаджеты, производимые в гигантских масштабах. В них реализуются человеческие страсти – желание иметь побольше, быть еще быстрее, видеть и слышать, что хочешь и когда хочешь." Где это ядерные бомбы производятся в гигантских масштабах? Каким образом в ядерных бомбах реализуется желание иметь побольше, быть быстрее, видеть и слышать?
По сути статьи - не согласен с автором. Далеко не во всем согласен с цитируемым им А.Ф.Лосевым - пусть он и был очень последовательным мыслителем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×