«У нас особая страна, своя религия, христианство нам не нужно!» Япония начала XX века – как, кстати, и современная Россия – прошла этапы любопытства ко всему иностранному, рабского подражания ему и резкого отрицания всего иноземного. Языческие боги милее Неведомого. Император, как и прежде, обожествляется. Открытых гонений на христиан в стране нет – и в этих довольно комфортных условиях успела остыть горячность протестантских миссионеров, по их собственному признанию. А Православие в Японии очень молодо и почти неизвестно… В такой обстановке жил и проповедовал в Стране восходящего солнца святитель Николай Японский – сын бедного сельского диакона из села Береза Тверской губернии, ставший просветителем далекой языческой державы.
В результате полувека миссионерского служения святитель воспитал несколько поколений православных японцев и оставил для будущих поколений замечательное письменное наследие. В день рождения владыки (он родился 1/14 августа 1836 года) предлагаем читателям выдержки из дневников[1] Просветителя Японии, где он дает наставления юношам, окончившим духовные школы при миссии: «малому стаду», перед которым – необъятная жатва.
27 июня / 9 июля 1897 г. Пятница
С десяти часов здесь акт: в нижней классной зале собрались мужские школы…
Сущность моей речи: «Вас мало – не смущайтесь – скоро будет много. Народ – живой организм и дышит, как и отдельный человек, и чем моложе, тем чаще: я здесь менее сорока лет, но уже четыре раза явственно видел вдыхание и выдыхание: сначала открытие Японии, потом стремление узнать иностранцев, затем рабское подражание всему иностранному, ныне: “Христианство не нужно – у нас своя религия, и мы особый народ: христианство-де вредно для Японии”… Но правда ли? В этих стенах, в двадцать пять лет, слышалось ли хоть слово непочтительное к императору, не полезное для Японии? Нет! Напротив, не будет ли вредно учение, что император – бог; учение это трудно обосновать, шатко оно. Иное дело, если сказать: “Бог велит: Царя чтите, за Царя молитеся – несть власть, аще не от Бога”; этого никто не может поколебать, ибо это слово Всемогущего… Или: учащие, что японцы – не братья другим народам, а что-то особенное (Иноуе Мецугоро), не опасное ли для японцев говорят?.. Всё подобное ложь, а потому скоро рухнет – и хлынет после отлива прилив; и вновь строящаяся наша семинария, ныне столь обширная для вашего малого числа, когда войдете в нее после каникул, – не много лет пройдет – окажется тесною для всех желающих поступить в нее».
(Т. 3. С. 551–552)
25 июня / 8 июля 1903 г. Среда
С девяти часов выпускной акт в семинарии…
Представьте ясную лунную ночь; уже близок рассвет, все в доме встали, но при лунном свете могут ли хорошо работать?
Моя речь им. Сущность ее: «Спаситель сказал Своим ученикам: “Вы – свет миру”. Эти слова звучат и вам в уши. Будьте же светом миру. Начну пояснение сего подобием. Представьте ясную лунную ночь; уже близок рассвет, все в доме встали, но при лунном свете могут ли хорошо работать? Нет; потому, во-первых, что далеко не видно, потому, во-вторых, что неясно видно, потому, в-третьих, что обманчиво видно. Это подобие нынешнего состояния Японии. Здесь широко разлит лунный свет – свет разных наук, и все уже встали: Япония покрыта школами. Но еще солнце не взошло, и потому: что мы видим?
Во-первых, никто не думает дальше сего мира. Высшие ученые авторитеты Японии объявили человека потомком обезьяны, душу человеческую – уничтожимою вместе с телом, личного Бога – не существующим, и взоры всех затуманены этим мрачным учением. Не печальное ли состояние? Все так и идут в тот мир слепцами, навсегда лишенными возможности зреть Бога и все красоты невидимого мира, как слепорожденные никогда не видят солнца. Самые лучшие люди Японии нисколько не заботятся о вечной участи своей души, а ограничены исключительно заботами о нуждах жизни сей, как будто и подлинные потомки животных. Не ужасно ли? Представьте, что при выходе из сего дома налево – тигр или яма; не возьмете ли вы предосторожность уберечься от них? А при выходе из сей жизни или ад, или рай, и никто здесь не думает брать предосторожность, чтобы не попасть в первый, чрез что прямо и попадает в него. Осветите Светом Христовым, который зажжен в ваших душах, дальний горизонт для ваших соотечественников.
Во-вторых, свет наук, как лунный, неясно показывает предметы. Довольно в доказательство сего указать на недавний печальный факт, как один студент, старавшийся из философии понять, что такое человек, что такое Вселенная, и не нашедши разгадки мировых тайн и проблем в ней, с отчаяния бросился в водопад, чтоб погибнуть. После него семь других молодых людей сделали то же; сколько еще последует за ними, неизвестно. Всё это лучшие молодые силы Японии. Из-за чего они гибнут? Именно из-за того, что свет солнца не воссиял для них. Мы знаем, что целая вечность пред нами для изучения тайн Божией Премудрости и что самая вечность мала для исчерпания сих тайн, что в открытии нам Божиих истин будет источник вечных райских наслаждений. А они ложкой хотели зачерпнуть безбрежный океан и умерли с отчаяния, что не удается это. Много ли нужно для вразумления сих несчастных? Объяснение начал Христова учения, сделанное с внушающею любовию, так чтобы проникло в их души сквозь лунный туман. Будьте же такими объяснителями, проникнитесь любовию к вашим братьям и спасайте их от бездны.
Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих
Еще лунный свет наук представляет предметы обманчиво, вместо действительных предметов – призраки, привидения. Не так ли все в Японии погружены ныне в материальный мир и его одного считают действительностью, тогда как он приходит и исчезает для каждого из нас, как призрак… Ваше дело – при Свете Христове представлять людям настоящую цену всего видимого и материального и бесконечное преимущество пред всем этим духовного, нематериального… Будьте же светильниками для ваших братии, еще сидящих в сени смертной! Старайтесь, чтобы в вас самих свет не погас, а возгорался более и более. “Не угашайте духа”. Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих…»
(Т. 4. С. 829–830)
25 июня / 8 июля 1904 г. Пятница
С 8 с половиною часов выпускной акт в семинарии и катихизаторском училище…
Сущность моей коротенькой речи выпускным: «Вы выходите на поле Христово сеять семя Его учения; в дурную погоду выходите, но бодро идите; мы имеем утешение видеть, что, несмотря на бурю, нива Христова благополучна – на ней не видно никакого изъяна: христиане по всем Церквам верны Христу, из служащих Церкви ни один не убавился. Всё это показывает ясно, что вера Христова здесь уже твердо стоит, что ее хранит Христос и живет обращающаяся в ней благодать Божия, как в теле кровь. Слышал я сетование христиан не нашей Церкви (протестантов) на то, что ныне нет никакого гонения, а вместе с тем и оживления: Церковь – как корабль без ветра за штилем… Вы имеете и в этом некоторую выгоду: язычники еще довольно неприязненно относятся к Православию именно – имейте это побуждением к еще вящей ревности в проповеди – это тоже своего рода гонение… Христос – верховный Хозяин наш – ждет вас на Своем поле; первоначальники его делателей – святые апостолы – с высоты небесной шлют вам свои благословления и молятся за вас, ныне трудящиеся по проповеди ожидают вашей помощи – идите же на дело столь важное, столь радостное».
(Т. 5. С. 106–107)
24 июня / 7 июля 1905 г. Пятница
С 9-ти часов выпускной акт в семинарии и катихизаторской школе.
Вы идете проповедовать веру, пришедшую не из какого-либо земного царства, а с неба
В краткой речи выпускным, «по поводу малого числа их, я им напомнил еврейскую пословицу: “Если мало людей, будь сам за двоих”, пусть трудятся, заменяя многих. Пусть смело выходят на поле своего делания: Бог видимо ободряет нас, храня Свою Церковь здесь целою и невредимою, несмотря на теперешние неблагоприятные обстоятельства; служащие Церкви у нас нисколько не уменьшаются, напротив, в нынешнем году их несколько более, чем было в это время в прошлом; христиане все твердо блюдут свою веру. Вы можете встретить на своем пути неразумных людей, которые вам скажут, что вы проповедуете веру, приходящую из неприятельской страны. Но вы твердо и ясно знаете, что вы идете проповедовать веру, пришедшую не из какого-либо земного царства, а с неба; вашему духовному слуху звучат слова: “Шедше в мир весь”… Сему велению повинуясь, вы идете на проповедь»…
(Т. 5. С. 248–249)