Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России

Часть 1. Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса

Крематорий на территории Донского монастыря Крематорий на территории Донского монастыря
    

Прогресс или кощунство?

Вопросы о кремации поднимались в России и до революции. Еще в 1909 году специально созданная при Святейшем Синоде комиссия составила «Заметку о сожигании трупов с православной церковной точки зрения», в которой указывалось, что «самым естественным способом погребения признается предание трупов земле… предание тела близкого не земле, а огню представляется, по меньшей мере, как своеволие, противное воли Божией, и дело кощунственное»1.

С этими идеями большевики решили бороться решительно и беспощадно. Никогда о кремации не рассказывали с таким энтузиазмом, упоением и напором!

Весь обряд похорон Совнарком берет под свой контроль уже в декабре 1917 года. Для этого 17 и 18 декабря выходят декреты, которые изымали регистрацию актов смерти из ведения Церкви, а отпевать усопших разрешалось теперь только при получении удостоверений о регистрации смерти в местных органах советской власти.

Уже в те годы агитаторы называли традиционные похороны анахронизмом. Крематорий «постоянно противопоставляется кладбищу, а слово “кладбище” употребляется с негативным значением»2. Приведем цитату из докладной записки архитектора С. Грузенберга в Комиссариат здравоохранения от 2 января 1919 года: «Кладбища подчинены религиозным организациям и культам, что противоречит современной идее свободы совести». А вот преимущества сжигания тел, по мнению Грузенберга, были очевидны, ведь «уравниваются классы населения в смысле равного для всех эстетического способа и места погребения»3.

Л. Троцкий Л. Троцкий
  

Кремация, пропагандируемая новой властью, имела на первых порах исключительно идеологическое значение4 и занимала особое место в системе ранних большевистских ценностей. В начале 1919 года В. Ленин подписал декрет о допустимости и даже предпочтительности кремации покойников. От него старался не отставать и Л. Троцкий: он предложил лидерам революции подать личный пример!

Для дискредитации традиционного обряда похорон была налажена публикация статей, воззваний и речей. Публицист и писатель В.В. Вересаев писал: «А возьмите вы похороны уже самых рядовых, простых граждан: какое тут непроходимое убожество, какая серость и трезвость обряда! И какая недоуменная растерянность присутствующих! Приходят люди – и решительно не знают, что им делать»5.

«Крематорий – кафедра безбожия»

Вместе с этим поощрялись правильные и прогрессивные коммунистические – «красные» – похороны6, которые собирали большое количество любопытных – вплоть до нескольких тысяч человек, «пришедших посмотреть, как коммунисты хоронят своих товарищей без попа и заунывного пения, без кутьи, поминок и плакальщиц». В прессе тех лет остались свидетельства того, как они проходили. Церемония представляла собой торжественное шествие на кладбище: «впереди шли музыканты, потом комсомольцы несли красный гроб, и за телом шли комсомольцы и коммунисты с флагами». Непременно присутствовала революционная символика: гроб красного цвета, красные повязки на рукаве, красные флаги7. Главное нововведение той поры – «ни одного священника, ни одной иконы, ни одной молитвы, ни одного креста. Одна только песня: рабочая “Марсельеза”»8.

В. Московских. Эскиз картины «Похороны жертв революции 1917 года» В. Московских. Эскиз картины «Похороны жертв революции 1917 года»
  

“Крематорий – кафедра безбожия” – под таким лозунгом журнал “Революция и церковь” объявил в 1920 году конкурс на проект крематория

И всё же с точки зрения большевистских лидеров самым идеологически правильным способом погребения была кремация. «Крематорий – кафедра безбожия»9 – под таким лозунгом журнал «Революция и церковь» объявил в 1920 году конкурс на проект первого в республике крематория.

Но выбить историческую память у русского народа было не так просто.

В пропаганду кремации включился Похоронный подотдел, вошедший в состав отдела Санитарно-гигиенических предприятий наравне с банями, прачечными и парикмахерскими. Люди рассказывали о «бонусах» нового способа погребения: гигиенические, этические и даже эстетические. Уже тогда использовался аргумент, который и сегодня так популярен среди тех, кто поддерживает кремацию: «Если же принять во внимание, что крематорий может быть построен в самом городе, – говорил на совещании Комиссариата внутренних дел 23 января 1919 года заведующий городским санитарным подотделом Кашкадамов, – то и расходы по погребению умерших в значительной степени сократятся»10. А в «Санитарных правилах об устройстве кладбищ и крематориев и о погребении умерших» от 30 января 1919 года подчеркивалось, что «сожжение мертвых тел производится в крематориях, устраиваемых с особого каждый раз разрешения Народного комиссариата здравоохранения».

Зрители «огненных церемоний»

Наблюдать за кремацией считалось прогрессивным занятием – это было сродни походу в экспериментальный театр В. Мейерхольда. Художник Ю.П. Анненков в своих воспоминаниях напишет: «Недостаточное количество гробов, выдаваемых тогда напрокат похоронным отделом Петросовета, навело Каплуна11 на мысль построить первый в России крематорий. Это показалось ему чрезвычайно своевременным и прогрессивным. Каплун даже попросил меня нарисовать обложку для “рекламной брошюры”, что я и сделал. В этом веселом “проспекте” приводились временные правила о порядке сожжения трупов в “Петроградском городском крематориуме” и торжественно объявлялось, что сожженным имеет право быть каждый умерший гражданин»12.

Проект крематория на территории Александро-Невской Лавры Проект крематория на территории Александро-Невской Лавры
  

Любоваться «огненными церемониями» после ужина у чекиста Каплуна ездили литераторы, художники, артисты революционной эпохи. Корней Чуковский посещал крематорий вместе с 13-летней дочерью. В его дневниковой записи от 3 января 1921 года читаем:

“Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах. Наконец молодой строитель печи крикнул: "Накладывай!"”

«В печи отверстие, затянутое слюдой, – там видно беловатое пламя – вернее, пары – напускаемого в печь газа. Мы смеемся, никакого пиетета. Торжественности ни малейшей. Всё голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скрашивает места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах. <…> Наконец молодой строитель печи крикнул: “Накладывай!” Похоронщики в белых балахонах схватились за огромные железные щипцы, висящие с потолка на цепи, и, неуклюже ворочая ими и чуть не съездив по физиономиям всех присутствующих, возложили на них вихляющийся гроб и сунули в печь, разобрав предварительно кирпичи у заслонки. Смеющийся Грачев очутился в огне. Сквозь отверстие было видно, как горит его гроб – медленно (печь совсем холодная), как весело и гостеприимно встретило его пламя. Пустили газу – и дело пошло еще веселее. Комиссар был вполне доволен: особенно понравилось всем, что из гроба вдруг высунулась рука мертвеца и поднялась вверх. “Рука! рука! смотрите, рука!” <…> Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу: “Раскололся череп”, “Загорелись легкие”, – вежливо уступая дамам первое место»13.

В своей статье «Ударим кремацией по ветхозаветным кладбищам» старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Лидия Алексеевна Головкова отмечает: «Приходилось прикладывать особые усилия для пропаганды “огненного погребения”, как стали теперь именовать кремацию. Советским гражданам разъяснялось, что колумбарии должны заменить кладбища, а крематории – занять место церквей». И вскоре началось устройство первого в стране крематория14 – на месте церкви.

Печи в алтаре

Комиссия сразу наметила для постройки крематория участок земли на территории Александро-Невской Лавры. Митрополит Вениамин обратился к председателю Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов Г.Е. Зиновьеву с просьбой не осквернять обитель. Призыв митрополита Вениамина проигнорировали: на территорию Лавры начали свозить строительные материалы. При этом использовался подневольный труд заключенных, «начиная от инженеров и кончая землекопами»15.

Невероятными усилиями митрополит Вениамин и монастырская братия смогли отстоять не только огород, но и всю территорию Лавры от кощунственного строительства. Работы были перенесены на Васильевский остров. Только первый временный советский крематорий просуществовал недолго – до 1923 года. Сооруженная в спешке печь скоро вышла из строя. Всего за это время его работы было сожжено 379 тел (332 мужчины, 22 женщины, 25 детей и подростков). Агитация за кремацию так и не привела к особым результатам: подавляющее большинство тел было сожжено в административном порядке и только 16 – по желанию родных или согласно завещанию.

Только в 1970-е годы новый крематорий появился в Северной столице, при этом при его строительстве не было антирелигиозных лозунгов.

Агитационная открытка: «Церковь бывшего Донского монастыря - ныне 1-й московский крематорий» Агитационная открытка: «Церковь бывшего Донского монастыря - ныне 1-й московский крематорий»
  

Печи для крематория в Москве поставила немецкая фирма – та самая, что устраивала их потом в Освенциме и других лагерях смерти

После неудачи в Петрограде инициативу в развитии кремации перехватила Москва, где в 1927 году был открыт свой крематорий в перестроенной Серафимовской церкви Донского монастыря. Для лучшего устройства печей вызвали специалистов из немецкой фирмы «Топф и сыновья». Именно эта фирма чуть позже устанавливала печи в Освенциме и других лагерях уничтожения16. В бывшем верхнем храме преподобного Серафима Саровского был устроен ритуальный зал; в нижнем, во имя благоверной княгини Анны, на солее и частично в алтаре встали немецкие кремационные печи. В центре ритуального зала был устроен раздвигающийся пол.

Весь тот год в прессе шла усиленная агитация за новый тип погребения. Газета «Вечерняя Москва» писала: «В Москве состоялось первое собрание учрежденного Общества распространения идей кремации в СССР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек. Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов».

Первыми клиентами крематория стали, как и следовало ожидать, старые большевики: 150 человек, во исполнение наказа Троцкого, завещали свои трупы на сожжение. В колумбарии, размещенном в стенах бывшего храма, на урнах можно прочесть надписи: «Большевик-чекист», «Член ВКП(б), стойкий большевик и чуткий товарищ». В путеводителе Шебуева 1930 года «Москва безбожная» говорилось: «Донской монастырь является пионером по части кремации в СССР!.. Лишь в СССР кремация доступна всем… Московский крематорий за рабочий день может совершить 18 сожжений. Какое облегчение для Москвы!» Газеты пестрели лозунгами: «У первобытных людей сожжение было религиозным способом погребения, в наши дни оно является антирелигиозным актом!»; «Крематорий – это конец мощам нетленным и прочим чудесам!»17.

Человеческую золу раздавали подмосковным сельхозпредприятиям в качестве калийного удобрения

Лидия Головкова в книге «Где ты?» рассказывает, что после кремации «человеческую золу собирали и раздавали подмосковным сельхозпредприятиям в качестве калийного удобрения»18.

В числе десятков тысяч кремированных здесь есть и жертвы, и палачи репрессий, участники больших партийных процессов 1930-х годов, представители военной элиты: М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, А.И. Корк, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.; известные деятели культуры: писатель И. Бабель, журналист М. Кольцов, режиссер В. Мейерхольд. А в 1934 году здесь были уничтожены останки самого осквернителя храма, умершего молодым, – архитектора Д. Осипова.

В следующей и заключительной части мы узнаем, как сегодня к кремации относится Православная Церковь. О кремации мы поговорим с известным богословом, доктором церковной истории, доктором церковного права протоиереем Владиславом Цыпиным. Узнаем о том, как относились к кремации святой Паисий Святогорец и другие чтимые подвижники благочестия.

Никита Филатов

13 августа 2015 г.


1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 73. Л. 4–4об. Цит. по: Кашеваров А.Н. Церковь и власть. СПб., 1999. С. 265.

2 Кашеваров А.Н. Церковь и власть. С. 265; Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920–1930 годы. СПб., 1999. С. 99; Паперный В. Культура ДВА. М., 1996. С. 48.

3 Там же.

4 Головкова Л.А. «Ударим кремацией по ветхозаветным кладбищам»: крайности атеистической пропаганды // http://pstgu.ru/scientific/newest/news_hist_RPC2/2011/02/08/27827/.

5 Вересаев В.В. Об обрядах старых и новых (к художественному оформлению быта) // http://proletkult.newgod.su/lib/k-hudozestvennomu-oformleniu-byta.

6 Например: Без попов // Красная молодежь. 1920. № 21 (44), 21 сентября. С. 3; Елена Прямилова // Смена. 1923. 22 апреля; Мы чтим память павших // Смена. 1923. 12 июня; Похороны коммуниста // Призыв. 1920. № 38 (191), 2 сентября. С. 4; Памяти погибших // Призыв. 1920. № 42 (195), 7 сентября. С. 2; К смерти т. Шишкова // Призыв. 1920. № 24 (178), 31 августа. С. 2.

7 Мурин В.А. Быт и нравы деревенской молодежи. М., 1926. С. 43–45.

8 См.: Палеолог М. Дневник посла.

9 Кашеваров А.Н. Церковь и власть. С. 264–265; Революция и церковь. 1920. № 9–12. С. 107–108.

10 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 142. Оп. 1. Д. 8. Л. 75; Ф. 2815. Оп. 1. Д. 319. Л. 4–5.

11 Б.Г. Каплун (1894–1937) – член коллегии отдела управления Петросовета, руководил открытием крематория на Васильевском острове.

12 Анненков Ю.П. Дневник моих личных встреч. Цикл трагедий. Т. 1. Л., 1991. С. 92–94.

13 Чуковский К.И. Дневник: В 3 т. Т. 1: 1901–1921. М., 2011. С. 312–314.

14 Головкова Л.А. «Ударим кремацией по ветхозаветным кладбищам»: крайности атеистической пропаганды.

15 Там же.

16 Головкова Лидия. Где ты? М., 2013. C. 288.

17 Головкова Л.А. «Ударим кремацией по ветхозаветным кладбищам»: крайности атеистической пропаганды.

18 Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
Никита Филатов
Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
Никита Филатов
В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Сторонники таких похорон говорят: так дешевле и проще. Насколько справедливы их аргументы? Сколько в действительности стоит кремация?
Проект документа «О христианском погребении усопших» Проект документа «О христианском погребении усопших»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых
Митр. Иерофей (Влахос)
Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Церковь не может согласиться с кремацией мертвых и благословить на нее своих чад, потому что уважает человеческое тело, считает его храмом Духа Святого, одной из частей человеческой ипостаси. Скрытно в согласии на кремацию таится пренебрежение к телу, неверие в воскресение мертвых, возможно учение о переселении душ или вообще отрицание существование души после смерти.
Комментарии
Лариса Воронина27 августа 2015, 16:15
елена:
/Ну что то уж совсем вы накинулись на советскую власть.../

О, это очень просто объяснить.
Например, экс-министр обороны Латвии недавно заявил: "с коммуникацией и пропагандой мы можем выиграть войну без войны. То есть мы должны, скажем так, переубедить людей, чтобы они потеряли свою волю, они не хотели защищаться, они ненавидели свое государство"(с).

Прочитайте ещё раз. Именно это и произошло с советским народом в результате массированной западной пропаганды. И вместо того, чтобы мудро помолчать (от некоторых цитат в статье можно было вообще воздержаться), инициативщики подхватывают оружие врага и направляют его на себя же.
сергеич21 августа 2015, 15:45
Для понимания проблемы прочитал ещё часть№1 с комментариями.Не могу знать чё там за продолжение будет.Во Владике и окраинах тела усопших кремируют, т.к. процесс дёшево выходит.Одно место на кладбище от 65000 руб обходится.Собственно вся проблема в этом для православных и тех , кто такими именуются, и всех остальных. Если рассматривать вопрос через Евангелие, то Христа не сожгли и не утопили, а совершили погребение - в пещере.Значит этой формы необходимо держаться православным. Власти должны идти на встречу народу в этом вопросе. Каждый человек, народ имеет право на осуществление своей формы обряда в доступном денежном эквиваленте.
Владимир20 августа 2015, 17:35
Как то прощались с нашей верующей воцерковленной коллегой. Какой же шок у нас был, когда узнали, что ее сын, увлекавшийся язычеством, мало того, что сжег тело матери в крематории, так еще предложил нам веселиться на "тризне". В этот же день мы пошли в ближайший храм и заказали заочное отпевание. Батюшка, конечно, был шокирован и со вздохом "только вы так делаете", отпел. Печальнее всего, когда такое происходит с людьми, достойными христианского погребения, но у родственников "другая логика" на этот счет.
Елена17 августа 2015, 19:44
Здравствуйте! Хотела оставить комментарии до последней статьи, но все-таки выскажу свою точку зрения сейчас. Мне не совсем понятен смысл обсуждения. История кремации при большевиках пусть там и останется, ужасно, что крематорий на месте собора, но ведь не о том речь. Современные крематории за редким исключением к Святым местам отношения не имеют. Речь о том, как современному человеку в Москве или другом крупном городе похоронить своего близкого так, чтобы иметь возможность навещать могилу, ухаживать, приглашать батюшку, чтобы отслужить панихиду (разве не в этом смысл? Служат панихиду не по костям, а по душе умершего, разве не так?). Неправда, что в Москве возможно бесплатно похоронить даже в имеющуюся могилу, и сумма захоронения будет исчисляться десятками тысяч. Неправда! Гораздо больше и гораздо горше. Может быть, все-таки имеет смысл эти безумные деньги от разницы захоронения в землю и кремации послать батюшкам в тот же Нижегородский приход, где кроме старух прихожан мало, а летом все разбегаются на работы по своим хозяйствам. Простите. Елена
Димитрий17 августа 2015, 17:46
Это, конечно, правильно, что затронули большевистский подход к кремации. Но в борьбе с этим явлением одного его будет недостаточно. Люди скажут: ну и что, в советское время было много хорошего, в провинции никто никого не заставлял кремировать, описываемые события заканчиваются в середине 1930 годов. "Дальше-то что?"
Елена16 августа 2015, 18:56
Объясните в зале крематория г. Челябинска батюшки отпели покойного и гроб пошел в печь. Как понимать?
Сергий16 августа 2015, 05:51
Есть сгоревшие в пожарах,есть утонувшие.Разве они не Воскреснут?
Светлана15 августа 2015, 18:11
Прочитала статью... Осадок на душе вот по какой причине : не хотелось бы мне вот так быть золой, погребённой в ящичек, хотелось как все мои предки - в землю-матушку, из неё вышедши и в неё же, родимую, отошедши.Думается, что проделки лукавого продолжаются : не только от советской власти , но и от продажности людей во все времена и у всех народов это будет продолжаться. Как же без должного благоговения к человеку подходить к обряду захоронения? Я понимаю, Господь силен любое тело восстановить во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Но не стоит искушать Его терпение.
Helen14 августа 2015, 19:54
из праха в прах,что непонятного, хоронить только в землю!
Татьяна14 августа 2015, 05:23
Один раз присутствовала на кремации,произвело жуткое впечатление: обряды, ряженые, запах сгоревших тел. Как будто побывала во времена инквизиции. Страшно! Неприятный осадок.
Игорь Шохин13 августа 2015, 17:21
Вот я бы не хотел быть так похороненным. Лучше по старинке, в землю и с поминками.
елена13 августа 2015, 13:52
Ну что то уж совсем вы накинулись на советскую власть, у нас всегда хоронили и никогда не сжигали,зачем так?
р.Б.Иулия13 августа 2015, 13:38
Какое поразительное кощунство - устроить крематорий на территории монастыря!

СпасиБо автору!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×