Памятные мероприятия, посвященные 15-й годовщине гибели экипажа атомного подводного ракетоносного крейсера «Курск», проходят в гарнизонах Северного флота. В том походе старшим на борту АПЛ «Курск» был начальник штаба 7-й дивизии капитан 1-го ранга Владимир Тихонович Багрянцев. Вдова капитана Екатерина Дмитриевна Багрянцева в эти дни находится в Видяево (Мурманская обл.). Нашим читателям она рассказала о своем опыте преодоления утраты самого близкого человека, о менталитете военных людей и о том, кто оказался рядом в трагическую минуту 15 лет назад.
– Известно, что Владимир Тихонович Багрянцев был верующим человеком, ходил в храм. Как произошла его встреча с Богом?
– Мы всей семьей пришли к отцу Василию Ермакову. Это было в то время, когда Володя учился в Военно-морской академии. На втором курсе. 1996 год. Мы слышали про отца Василия и пришли в Серафимовский храм.
– Как эта встреча изменила жизнь вашей семьи?
– Эта была поворотная встреча в нашей жизни. Мы стали ходить в храм, воцерковляться.
– В интернете я читал воспоминания вашего сына. Он говорит о том, что ваш муж не подпускал к себе случайных людей. А с отцом Василием получилось совсем по-другому.
– Совершенно верно. Он сразу почувствовал своего человека, который его понимает. Это очень важно. Для общения со священником очень важно доверие. И Володя полностью доверял ему. Доверие лежит в основании всех взаимоотношений.
– Ваш сын пошел по стопам отца. Где он сейчас служит?
– Игорь служит на Севере. Там, где 20 лет служил Володя. Мы 20 лет прожили в Западной Лице[1]. Он служит на тех же лодках, на которых служил его отец.
– Перед последним выходом в море ваш муж сделал отцу Василию необычный подарок. Вы можете об этом рассказать?
В тот год муж подарил отцу Василию штурвал. Это такой символический подарок. Он как бы передал ему семью
– Мы ехали в отпуск. Был июнь месяц. И Володя решил, что вот сейчас он подарит батюшке штурвал. Он его лично заказал. Это часы в форме штурвала. А внутри надпись: «Отцу Василию от начальника штаба 7-ой дивизии Багрянцева В.Т.». И батюшка хранил эти часы всю жизнь. Они были у него дома. Это такой символический подарок. Он как бы передал семью. Главное что на корабле? Штурвал, правильно? Штурвал направляет, куда идти кораблю. Это было очень символично.
– И до 2007 года вы окормлялись у отца Василия…
– Да. Он был нашим духовным отцом. И он есть, конечно. Единственный и неповторимый. Он был удивительный священник. Любвеобильный. У него было масса духовных чад! Его все очень любили. Его без слов любви и благодарности вспоминать нельзя. Мы его очень любили, любим и чтим его память. Володя очень любил отца Василия, очень его уважал.
– Екатерина Дмитриевна, как вы справились с происшедшим? Поделитесь своим опытом.
– Вы знаете, метод церковный. Я стала трудиться в Серафимовском храме, батюшка меня взял. Я трудилась в трапезной. И благодаря его молитвам мы встали на ноги. Это такой чисто церковный опыт. Батюшка был большим молитвенником. Когда он молился, Господь давал силы это всё пережить. Что-то понять. Я не унывала. Не было такого страшного состояния уныния и безысходности. Господь давал силы. Благодаря молитвам отца Василия. Опыт чисто духовный, как переживать несчастья в храме, вместе с Богом.
– Что бы вы могли пожелать женам военных людей, которые ждут своих мужей?
Надо благословить мужа. И молиться. Обязательно молиться! За мужа, за детей!
– Хочу пожелать любви. Чтобы любили и чтобы ждали. Надо ждать. Всегда надо благословлять. Когда муж уходит в море, всегда надо благословлять. Даже если стесняешься благословить лицом к лицу, нужно благословить. И молиться. Обязательно молиться! За мужа, за детей!
Надо уметь ждать. Это работа и обязанность жены. Понимаете, настроение жены передается мужу. Если он знает, что его ждут, что его любят, у него и другое состояние души, и другой настрой, когда он уходит в море. Подводники – это такая работа, специальность. Она между жизнью и смертью. У военных совершенно другой менталитет. Другой дух. Другой характер. Помните поговорку: кто в море не ходил, тот Богу не молился.
– Спасибо большое, Екатерина Дмитриевна, за искренний и добрый разговор.
Благословение Божие на всех защитниках Родины и Веры нашей, их родных и близких!
Помню, какой ужас меня охватывал во время той страшной катастрофы.Как это страшно...
Укрепи, Господи,жен, отцов, матерей, детей погибших!
Упокой Господи души погибших. Запомнилось это сильно , в те дни мы плавали на Соловки...все смотрела в глубины моря и ...думала о людях , которые затонули в пучинах моря.
Наверное, по наитию почти пророческий подарок он сделал , передав "бразды " отцу духовному...
Сколько веры и стойкости в его вдове -низкий ей поклон!