«На Западе стало сложно говорить по совести»

Лорд-епископ об англиканстве, либерализме и русских

Первая половина 2015 года оказалась для меня напряженной: новый научный грант в Британии, дотошное знакомство с оригинальными материалами, многочисленные встречи и интервью. Я путешествовал по всей стране – от южной Англии до Шотландии и Северной Ирландии, беседовал с представителями религиозной и политической элиты. Разговоры были насыщенные и интересные. Порой я слышал от своих собеседников неожиданные доводы и мнения; иногда встречные вопросы заставляли меня задуматься над тем, что раньше казалось обыденным и понятным. За эти месяцы собралось достаточно материалов на новую книгу (думаю, при наличии заинтересованного издательства я ее опубликую). По меньшей мере несколько бесед оставили глубокие, искренние и добрые впечатления. Сегодня я хочу познакомить читателей с одной из этих бесед. Конечно, при дальнейшем интересе можно познакомить и с другими.

На заседании Палаты лордов На заседании Палаты лордов
    

Имя своего собеседника, отчасти отражая его предпочтения, я сохраню в тайне. Скажу только, что разговор велся с одним из «самых консервативных» (как он сам себя охарактеризовал) епископов Англиканской церкви, членом Палаты лордов – верхней Палаты Парламента Великобритании. Лорд-епископ был откровенен, но пессимистичен. Судя по всему, не без оснований.

Англиканство – основная конфессия на «туманном Альбионе». Англиканской церкви, во главе которой формально находится монарх, принадлежит множество прекрасных соборов, здания и земли, а также пакеты акций ведущих британских корпораций. Но англиканство, как и некоторые другие конфессии на Западе, разлагается и теряет прихожан. По крайней мере, так считают многие (хотя и не все) социологи и религиоведы. Поэтому мне было интересно услышать мнение «изнутри», от представителя англиканского епископата.

– Число членов церкви действительно снижается, – ответил епископ на мой вопрос. – В нашей церкви нет понимания, как нужно вести себя в ситуации растущего секуляризма. Более того, для меня, как епископа, церковь в ее нынешнем виде не совсем комфортна. В церковную среду привнесена странная демократия: 50 с лишним процентов – это «воля Божия», 49 процентов – нет. Растущие волны секуляризма грозятся нас поглотить; мы становимся всё менее привлекательными для молодежи.

«Знакомая для Запада картина», – подумал я. Об этом известно многим, хотя, как я убедился в ходе своих британских встреч, есть и другие аргументы, не столь пессимистичные. Но собеседник обратил мое внимание еще на один аспект, о котором тоже говорят немало, хотя и приглушенным тоном, особенно в среде европейской академической элиты.

Раньше законодательство базировалось на этике, а сегодня речь идет о правах. Причем о правах, которые в реальности правами не являются

– Еще один момент – это изменение нашей законодательной системы. Раньше она базировалась на иудео-христианской этике, а сегодня речь в большей степени идет о правах. Я всецело поддерживаю Всеобщую декларацию прав человека, но сейчас, как мне представляется, люди требуют прав, которые в реальности правами не являются. Отдельные меньшинства могут решить, что им не нравятся ваши высказывания, – и тогда вы, возможно, окажетесь в суде.

– В западной культуре становится всё сложнее говорить по совести, – замечает епископ. – Политики воспринимают церковь как инструмент правительственного действия, а не как совесть нации. Мы становимся препятствием, если в силу церковного учения или традиции не поддерживаем начинания правительства. Когда в Палате лордов обсуждали легализацию однополых браков, враждебность к лордам-епископам зашкаливала. И это при том, что некоторые епископы лояльны к однополым бракам. Только такие консервативные богословы, как я, выступали против. Думаю, наше нежелание поддержать легализацию однополых браков предрешило нашу судьбу. Вероятно, в следующем составе Парламента лордов-епископов уже не будет (если другие, более неотложные, вопросы не отодвинут это решение на второй план). У меня складывается впечатление, что наш премьер-министр Дэвид Кэмерон готов создавать нам проблемы, если церковь не последует его указаниям.

– В то же время Кэмерон открыто назвал Британию «христианской страной» (хотя далеко не все политики были довольны его высказыванием), – напомнил я моему собеседнику.

– Профессиональные политики действуют следующим образом: то, что для них приемлемо, они принимают, а то, что нет, – игнорируют. Думаю, мы сталкиваемся с политической неискренностью. Консервативная партия в наши дни стала либеральной; Дэвид Кэмерон многое продвигал в спешке и необдуманно.

Действительно, именно правительство консерваторов «протащило» в 2013 году закон о легализации однополых браков, хотя в своей предвыборной программе Консервативная партия ничего подобного не обещала. Удивительно и другое: за принятие откровенно противохристианского закона в якобы «христианской» стране голосовало подавляющее большинство депутатов. Почему?

Некоторые политики не желали голосовать за легализацию однополых браков, но они боялись, что СМИ представят их как гомофобов-нацистов

– Отдельные политики не желали голосовать за легализацию однополых браков, но они боялись, что наши средства массовой информации представят их как гомофобов-нацистов, – объясняет лорд-епископ. – Другая проблема: нас всё более заставляют верить в то, что равенство означает одинаковость. На самом деле мужчины и женщины равны, но не одинаковы: у нас разное строение тела, разная психология. Не лучше, не хуже, просто разная. Равенство – это серьезная движущая сила в политике нашего правительства, но, парадоксально, мы приближаемся в некотором роде к российской ситуации неравенства: с одной стороны, есть крупные олигархи, а с другой – люди, у которых совсем нет денег.

Англиканская Церковь в ноябре 2014 г. разрешила женщинам занимать пост епископа Англиканская Церковь в ноябре 2014 г. разрешила женщинам занимать пост епископа
    

– Как же случилось, что даже часть епископата Англиканской церкви была не против легализации однополых браков? Всё же епископов нельзя в этом плане приравнять к политикам…

– Они тоже стали жертвой секулярного мышления, – говорит лорд-епископ. – Ведь у нас есть епископы, которые не верят в телесное воскрешение Христа из мертвых. Они польстились постмодернистскими теориями, утверждающими, что достоверных текстов не существует, а Библия – это поле для игры литературной критики. Представьте, что некоторые англиканские школы в Лондоне приняли решение, что конфессиональная принадлежность – один из последних факторов, который будет учитываться при отборе учеников. А ведь успех церковных школ как раз и заключался в том, что они были христианскими. Если же мы отбрасываем конфессиональные критерии при отборе, это равносильно самоубийству. Люди слепо следуют либеральной повестке дня, рассуждают о равенстве и разнообразии. Если бы я видел за этим рост благосостояния общества, я бы тоже всецело поддержал такое развитие событий. Но я вижу иное: разрушенные семьи, разбитые взаимоотношения. Мне стыдно говорить, но в городе, где я живу, есть такие районы, в которых дети бросают камни и плюют в персонал «Скорой помощи», приехавшей по вызову. Потеряно уважение к власти, авторитетность.

– Могу ли я задать вам вопрос? – обращается ко мне епископ. – Что вы думаете о господине Путине?

Вопрос епископа для меня оказался неожиданным. Никто из британских собеседников об этом ранее не спрашивал; тем более что я живу не в России, а в Беларуси, хотя и родился на территории, которая в 2014 году де-факто стала Россией (в Крыму). Впрочем, свое мнение о президенте соседней страны у меня сформировано, поэтому на вопрос лорда-епископа я, конечно, ответил. Признался, что мне по душе политика В.В. Путина по поддержке Православия и ограничению пропаганды гомосексуализма. Но, с другой стороны, президент России мог бы, наверное, сделать больше для поддержки образования и депрессивных регионов.

– У нас Путина описывают как тирана-гомофоба, который больше любит себя, чем свой народ, – заметил мой собеседник. – Очень неестественная оценка. Ведь некоторые из самых замечательных людей нашей планеты были русскими.

«Приятный вывод, – подумал я. – Весьма полезный для тех русских, которые на берегах Темзы стали резко критичны ко всему родному, порой даже без попытки здравого анализа».

Мой собеседник, тем временем, стал говорить об образовании. Видимо, его мнение звучало в контексте моих слов, что в России система образования лишена должной поддержки. Впрочем, это серьезная проблема для многих постсоветских стран.

– В наших университетах господствует «прогрессивная», недружественная вере идеология, – заметил епископ. – Ведь сама идея об отсутствии достоверных текстов – это для нас вызов. Либеральное «прогрессивное» мировоззрение в Великобритании формируется через университеты. 19 лет назад премьер-министр Блэр стремился к тому, чтобы как можно больше людей получило университетское образование (мотивируя это возможностью достижения экономического равенства). Полагаю, что одна из причин его стремления была связана с тем, что современные университеты прививают либеральное, деконструкционистское мышление. И они в этом очень успешны.

«Сложно возразить», – подумал я. Пройдя через два британских университета, я неплохо представляю структуру и содержание учебного процесса.

Но ведь в вуз поступают после школы, а школа – как раз то место, где формируются личность и мировоззрение. В Британии около трети всех школ – конфессиональные, причем они финансируются из бюджета. Разве в конфессиональной школе детям будут прививать либеральные, антихристианские идеи?

– Ваше мнение: в церковной школе директор должен быть христианином? – спрашивает меня епископ.

– Разумеется. Мне приходилось беседовать с такими директорами.

– Некоторые люди, наиболее враждебные христианству, – это именно директора церковных школ, – замечает мой собеседник.

– Но почему? – мне сложно было скрыть свое удивление.

Вопрос, который меня очень волнует: кто учит вере наших детей?

– Я не знаю. Говорят, что не хватает квалифицированных специалистов, являющихся при этом практикующими христианами. Поэтому в объявлениях указывают, что вакансия директора открыта для тех, кто «симпатизирует христианской традиции», не более того… Вопрос, который меня очень волнует: кто учит вере наших детей? Многие ли родители отдают приоритет духовному образованию? Получается, что дети, посещавшие церковь, поступают в университет, открывают для себя секс, наркотики и рок-н-ролл и уходят из церкви. Когда я был приходским священником, мы приложили немало усилий, чтобы подготовить детей к встрече с университетской средой. Безуспешно. Из тысячи ребят, которые были в нашем приходе, сейчас только 50 – практикующие христиане. Университеты продолжают играть зловещую роль пропагандистской секулярной машины.

– Но, по крайней мере, в вашей епархии вы же можете влиять на развитие событий? Например, на подбор адекватных директоров церковных школ – чтобы они были искренне верующими, порядочными людьми? – спрашиваю я.

Если дети видят, что их учительница живет с «бойфрендом» и родила двоих детей вне брака, – какой вывод они сделают?

– Да, в этом плане мы провели довольно неплохую работу, – отвечает мой собеседник. – Но кроме директоров важен и учительский корпус, а это тоже непростой вопрос. Если дети видят, что мисс Смит живет со своим «бойфрендом» и родила двоих детей вне брака, – что они подумают, какой вывод из этого сделают? Всё же институт семьи имеет большое значение.

Лорды-епископы в Палате лордов Лорды-епископы в Палате лордов
    

– Я не знаю, куда мы идем, – с сожалением говорит епископ. – Конечно, есть и сакральный фактор неизвестности: прямое вмешательство Бога в жизнь нации. Со своей стороны, я буду до своей смерти отстаивать те библейские ценности, которые сформировали нашу нацию и многие годы формировали жизнь наций в Центральной Европе. Всё-таки в континентальной Европе еще остается уважение к институту семьи. А здесь – два мужчины, две женщины или женщина с лошадью могут назвать себя «семьей», и правительство даст им деньги.

«Впрочем, в некоторых странах континентальной Европы ситуация не лучше. В Скандинавии лютеранские церкви уже венчают однополые “браки”, – подумал я. – Всё же либерализм англиканства еще не дошел до таких крайностей».

– Либерализация Англиканской церкви в некоторой степени ухудшила наши отношения с католиками и православными, – говорит епископ. – В свое время правительство пыталось заставить католические приюты рассматривать однополые пары в числе потенциальных приемных родителей. Католические епископы сказали, что никогда на это не пойдут. К сожалению, никто за них не вступился; Англиканская церковь тоже хранила молчание. Конечно, римо-католики это запомнили. Хотя можно ли говорить о единстве нашей церкви, если она представляет собой собрание разных групп? Каждая группа существует в своем гетто – либералы, евангелисты, англо-католики и т.п. Разделение стало настолько серьезным, что я сомневаюсь, что церковь сможет его вынести.

– Но всё же я надеюсь, что церковь сможет стать другой перед лицом секуляризма. Может быть, это моя последняя надежда, – заметил мой собеседник.

Уже в конце беседы епископ поинтересовался моими религиозными взглядами. Узнав о моей вере, предложил помолиться. Предложение застало меня врасплох. Конечно, я разговаривал с искренне верующим христианином, для которого вера и Священное Писание значат, наверное, гораздо больше, чем для многих других клириков его же конфессии. Но церковные правила однозначно говорят о недопустимости совместных молитв с инославными.

– Спасибо за ваше предложение, – ответил я. – Знаете, всё-таки у нас нет единства веры, мы разделены по многим важным вопросам, поэтому я бы предпочел обойтись без совместной молитвы.

– Помню, как один греческий священник преподавал мне благословение, – сказал епископ.

– Всё же это было благословение, не молитва. Простите, но я не могу помолиться вместе с вами, не нарушив правил Православной Церкви.

– Извините.

Я понял, что мой собеседник смущен своим предложением и, наверное, моим ответом.

Но расстались мы благожелательно. Я в принципе не ожидал, что услышу от высокопоставленного иерарха Англиканской церкви, члена Палаты лордов столь пронзительные, честные, но в то же время точные и справедливые суждения. Было заметно, что человеку больно за свою страну и за свою церковь. Жаль, что такие люди, как лорд-епископ, остались на «туманном Альбионе» в меньшинстве, по крайней мере среди религиозного, политического и академического истеблишмента английской нации.

Сергей Мудров

5 августа 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
аграфена19 мая 2016, 14:06
Почему нет в России здоровой молодежи в храмах?
Может быть в Литве нет- не знаю.
Странно подобные высказывания слышать даже.
И как вы определяете здоровье? по розовым щекам или дорогой одежде?
Полно молодежи или "почти молодежи";)), сейчас у них замечательные детки. У кого-то даже очень много.

Да, в рамках целой страны верующих просто мало.
Но в храмах достаточно.
Михаил 9 марта 2016, 14:50
Спасибо. Хорошо-спокойно преподнесён материал. Располагает к рассуждению-обдумыванию, а не к неприятию и возмущению.
Иван Иванов18 октября 2015, 15:56
'НЕ БОЙСЯ МАЛОЕ СТАДО!' или 'ЧТО ТЕБЕ? ТЫ ПО МНЕ ГРЯДИ!' Иисус Христос
Ольга 1 сентября 2015, 13:31
Один побоялся возразить, второй побоятся протестовать... Молчанием предается Господь.
Прот. Евгений Литва10 августа 2015, 18:19
В России и других странах здоровой молодежи на службах тоже нет. Посмотрите фото богослужений и станет понятно, кто ходит в наши православные храмы. Про прямое вмешательство Бога в жизнь нации епископ очень верно сказал. Только в жизнь наций лучше, наверное.
Мы как Церковь не интересны современному человеку. Только задумываемся ли мы об этом и болеем ли тем, чтобы свет Христов распространялся и через нас тоже?
b-men 7 августа 2015, 13:35
Следует четко различать термины гомосексуалист - педераст(педофил)...
Хотя ИМХО, и то и другое должно быть уголовно наказуемо и преследуемо крайне жестко. Но и перегибов допускать здесь тоже нельзя.
Анна Коекто 6 августа 2015, 20:36
Мы тоже пока в канаде - и тоже крымчане, только мы возвращаемся домой, слава Богу! Многие канадцы, включая и русскоговорящих ( как правило евреи) - не видят большой беды в секс- образовании, за это расплата грядет и не так долго ждать. А в остальном соглашусь с Ириной- жизнь здесь сугубо материальная... Церкви здесь давно без крестов, как клубы по интересам, даже названия соответствующие. Так славненько поговорить и чайку попить довольные сами собой. А действующие католические, как и англиканские и протестантские - почти пустые, на Рождество - поздравления только с сезонным праздником, зато хеллоуинн и валентина - бурно отмечаются...
Многие забирают детей из школ - но проблему это не решит, наверняка введут наказание как в европе за отказ обучения ребенку содомии.
Михаил 6 августа 2015, 18:50
Какой епископ? Кого епископ? Дьявола он епископ, рассказывает о секуляризации: "не мы такие, жизнь такая, посоны". Это же лицемерие, они так привыкли врать, что уже не могут не врать и вообще живут этим.
Мира Божиего такой человек не видит, потому что видит только ложь и игру, ведь если постоянно делаешь что-то, даже понарошку, то со временем это становится реальностью и серьезным делом. Демоноподобие прямо.
Сами делают себе ад на земле уже, а нас ещё учат-поучают.
Бесы на людей, кстати, тоже свысока смотрят - презирают наверное. Так и у них - сидит с макушкой в нечистотах, а всё гордо булькает чего-там.
Сергей Ч. 6 августа 2015, 13:22
Ремарка автору - Крым присоединен к России не "де -факто", а "де -юре" стыдно этого не знать.
Alexey 6 августа 2015, 11:10
В Канаде, кстати, положение ещё хуже - верующих около 3% (в моём Ванкувере) и нет никакой христианской истории, никаких исторических корней. В Великобритании хотя бы было 4 века Православия (с 597 по 1066 гг.), о чём неустанно напоминает своим соотечественникам о. Андрей Филлипс (Andrew Phillips), и его многие слушают. А у нас храмы наполняются, в основном, только иммигрантами из православных стран и их потомками. В канадском парламенте нет ни одного священника или епископа (и в Сенате, нашем аналоге Палаты Лордов, тоже одни атеисты). Вот когда до нас доберутся все нынешние британские тенденции - будет гораздо хуже, чем сейчас в Великобритании.
Alexey 6 августа 2015, 11:04
Положение в Великобритании, конечно, печальное, но не безысходное. Я сам прожил несколько лет в Шотландии (работал научным сотрудником), а сейчас живу в Канаде (Ирине - в нашей Канаде все внутриполитические процессы повторяют Великобританию, но с задержкой на 5-6 лет; так что у нас всё ещё впереди).
В Великобритании после 2000 года и всех последовавших безобразий в Англиканской Церкви (с которой Московская Патриархия до сих пор поддерживает официальные отношения и какой-то диалог на богословские темы) множество английских прихожан перешли в Католическую Церковь. Их было так много (переходили целые приходы со священниками и даже одна епархия целиком вместе со своим епископом), что Римский Папа даже издал специальную буллу (указ) на эту тему (чтобы облегчить и стимулировать процесс перехода - порядок принятия католической веры бывшими англиканами и пр.).
И в нашей Сурожской епархии тоже прибавилось прихожан из бывших англикан (но не так много - Православная Церковь, к сожалению, не использовала этот благоприятный момент, в отличие от католиков). Основная проблема в том, что в современной Великобритании процент верующих невелик (15% посещает церковь более одного раза в месяц), и даже если все они выступят против нынешней толерантности к явным грехам, остальное большинство (85%) легко перевесит их мнение при любом голосовании (ведь Британия - демократическая страна).
Константин 6 августа 2015, 10:33
Заем педерастов называть геями?этот бесовский язык,придумали сами педерасты,а мы не должны его учить и тем более на нем разговаривать!педераст он и в Африке педераст(кстати это название официальное,медицинское)
Алексей 6 августа 2015, 09:09
Должно быть четкое понимание того , что можно , а что нельзя.
Оно в свою очередь должно основываться на писаниях святых отцов . Для этого их нужно читать , понимать и вести православный образ жизни . Если же возникают какие- то сомнения , тогда лучше отложить это в сторону . Со временем это может прояснится . Бог расставит все на свои места . Прошу прощения , может что- то не правильно написал .
Алексей 6 августа 2015, 08:39
Может мое утверждение будет ошибочным, но этот сэр, именуемый "епископом" Христовым, льет крокодиловы слезы.
Его имя даже нельзя упоминать публично из-за страха перед откровенными последователями сатаны в его стране.
Где исповедничество, где подвиг ради Христа, где мученичество, наконец?
Он "епископ"! А кто же тогда остальные "архипастыри", о делах которых изложено в статье?
Кто Отец для этих людей? Не отец ли лжи?
А "церковь" у них чья? Вероятно это тело Камэрона, Королевы, Велиара или еще кого-то там?
Если "духовные вожди" народа страшатся политических лидеров, тем более избранных народом, то, кто эти вожди, как не ряженые лицемеры.
По логике развития их общества, нашему народу видимо придется в недалеком будущем столкнутся с англосаксами не только в разговорах о Боге и совести.
Огромное спасибо автору за статью, а редакции за публикацию.
Алексей 6 августа 2015, 08:18
Хочу выразить свои мысли по поводу общей молитвы . Может быть они и не являются правильными . Молитва - это наше обращение к Богу. И главное какие слова в ней заложены и какой смысл в них присутствует. Если это все соответствует православной вере , то в чем причина отказа. Другое дело , если в молитве будет присутствовать хоть малейшее отклонение от православия , тогда конечно же , категорическое - нет !
Ирина 6 августа 2015, 06:45
Очень грустная статья. Канада, как страна, политически и экономически зависящая от Англии, имеет те же самые проблемы. Только здесь принцип толерантности доведен до полного абсолюта. Можно все: разврат детей в школе через программу секс-образования, открытая продажа марихуаны напротив здания Парламента.... И самое главное - верховенство не закона на основе христианских ценностей, а 'прав', которых по сути никто никого никогда не лишал. Но теперь не имеют прав те, кто принял политику толерантности к греху.

О попытках сопротивляться люди даже не думают, поглощены зарабатыванием денег на выплату домов, машин, образования своего и детей, попытками заработать пенсию....
Спросила одного знакомого канадца, что он обо всем этом думает - ответил, что все будет объяснять детям дома, после того как они придут с неудобными вопросами из школы.... Про детство как таковое и праве ребенка быть невинным никто даже не думает.....на мой взгляд такие общества просто обречены на жизнь подобную хомячкам - потреблять и зарабатывать, и опять потреблять..... Пока просто некому это будет делать... Видимо это конечная цель тех, кто зомбирует общества такими идеями против жизни...
Аркадий 5 августа 2015, 21:49
Патриарх Алексий II не молился с инославными. Известно, что патриарх совершал богослужение в инославных храмах перед нашими общими с ними святынями (например, терновым венцом Спасителя). Но, общей молитвы не было.
Илья 5 августа 2015, 21:01
Кто ищет истину пусть принимает православие и добро пожаловать в Россию
Илья 5 августа 2015, 20:58
Молитва с иноверцами запрещена.
И какой им смысл после этого покидать свою еретическую конфессию?
Георгий 5 августа 2015, 16:28
Вопрос к редакторам и батюшкам, кто может грамотно ответить мне и Татьяне, 10 правило святых Апостолов гласит: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен», и 45 правило святых Апостолов гласят следующее: «Епископ, или пресвитер, или дьякон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да буде извержен», действует ли сейчас правило или оно изменилось? Запомнился ответ "Вопрос о молитве с инославными обычно ставится либо людьми душевными, либо, чаще всего, апологетами экуменизма. Да, главное — любовь, Бог есть Любовь, но Бог есть и Истина. Нет истины без любви, но и любви без истины."
Михаил 5 августа 2015, 16:04
Неужели нельзя было почитать с епископом Евангелие или Псалтирь, а потом и о догматах поговорить на основании прочитанного? Что будут думать после этого о православии люди, искренно ищущие смысл хрстианской веры?
olga 5 августа 2015, 15:51
Поздно они опомнились. И эта фраза: -Если бы я видел за этим рост благосостояния общества, то я бы всецело поддержал такое развитие событий. Каково! Если слепой будет вести слепого, то оба упадут в яму; ну вот, они в неё и упали. ХРИСТОС БОГ им давно уже был не нужен, "благосостояние" - старая уловка демонизма. Да, да всё тот же евангельский богач, который пиршествует блистательно...
КТО ИМЕЕТ УШИ, ДА СЛЫШИТ!
Не знаю как у других, а у меня всё отчётливей возникает ощущение, что за одну человеческую жизнь "проживается" вся история человечества. ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ! От падения отдельно взятого "Адама", до ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА в каждой душе.
Спасибо за статью.
р.б. Алексей 5 августа 2015, 15:30
Спасибо за интервью, жалко анонимное, но в целом показывающее, что есть еще нормальные люди в Королевстве. (я уверен, что их много, но иногда есть такое чувство, что все массово сошли с ума)

В главном англиканском соборе St. Paul стоят при входе две огромные православные иконы (в полный рост) кстати.

Направь Господи всех уклонившихся по верному пути!
Лариса Воронина 5 августа 2015, 15:26
Задавая вопрос о не/возможности молитвы с иноплеменниками, задумывались ли вы, каково будет её содержание? Прочитал, оказалось вступил в ЦККПСС, получите партбилет :).

Граждане, нельзя ж читать всё подряд и ходить в любые храмы. И верить всему, что говорят тоже. Это как минимум легкомысленно. На собеседника нахлынула ностальгия, но он по-прежнему Англиканский епископ. Давайте всё-таки вместе, но по отдельности.
Лариса Воронина 5 августа 2015, 14:57
Меня всегда удивляло как правители Англии сначала ставят эксперименты на своей нации, а потом внедряют результаты в других странах. По логике, они должны были свой народ и страну приберечь. Но для них ничего ценного нет.

По поводу гомосексуализма: это один из инструментов слома традиционной системы мироустройства. Им взламывают жизненные стереотипы (семья, дружба, нравственность, религия и др.) с целью внедрить новую систему. Содомитам намеренно дают расширенные права - как для ускорения процесса, так и для "спускания пара". Чтобы граждане не мешали процессу их энергию перенаправляют на второстепенные вещи - например, разгон гейпарада. Права при этом дают мотивацию, а для хозяев инструмент - предмет неодушевлённый... В общем и целом, идущие процессы необъективны и контролируются извне. Проблема в том, что это как с природным катаклизмом: знаешь когда и как, а предотвратить не можешь. И никто нам, бедным, кроме Бога не поможет.




р.Б.Иулия 5 августа 2015, 14:57
Я бы тоже не решилась молиться вместе с неправославным человеком...
Тем более, вспоминается недавняя беседа с о.Фомой Дицем, который говорил, что православным нужно не забывать, что другие конфессии для нас - еретики.
СпасиБо за статью!
Дмитрий 5 августа 2015, 14:00
Уважаемые редакторы, ответьте, можно ли молиться с инославными? Я считаю, что нельзя. Тут ссылки на Святейшего патриарха Алексия II, что он якобы молился с инославными. Все это не правильная интерпретация.
Дмитрий Малышев 5 августа 2015, 13:29
Татьяна, автор прав:"церковные правила однозначно говорят о недопустимости совместных молитв с инославными". Решения Вселенских и Поместных соборов говорят об этом на протяжении столетий.
Евгений Гурко 5 августа 2015, 12:37
Материал интереснейший, но в отношении совместной молитвы - суждение ошибочное. Нельзя совместно совершать литургию, а совместные моления практиковал такой авторитетнейший церковный деятель современности как Святейший Патриарх Алексий II. Этак можно дойти до того, что нельзя будет перекреститься в католическом или протестантском храме, поставить свечку, помолиться перед чудотворными иконами. А в остальном автору большое спасибо! Я, кстати, сам живу в Англии, исповедую Православную веру, поскольку мои предки и родители ее исповедовали, служа Отечеству, и были изгнаны Революцией. И считаю, что мы должны не отвергать, а привлекать на свою сторону тех иноплеменных верующих, которые стремятся уйти от Запада, погружающегося в Содом.
любовь 5 августа 2015, 12:21
Помоги им ,Господи! Очень больно за этих людей! Вразуми, спаси и сохрани!
Татьяна 5 августа 2015, 11:11
Неужели помолиться с человеком другой веры это грех? Мы же вместе обращаемся к Единому Богу и вместе благодарим, просим?
Не большая ли ошибка отказаться?
За материал - спасибо, интересно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×