Диакон
Владимир Василик
От переводчика
В день положения ризы Пресвятой Богородицы читателям предлагается посвященное Приснодеве Марии слово прп. Исихия, пресвитера Иерусалимского (+451).
В нашей предыдущей публикации мы уже излагали биографию прп. Исихия Пресвитера. Добавим здесь только, что он был верным учеником свт. Григория Богослова, который четко и ясно определил в послании к Клидонию: «Кто не почитает Деву Марию Богородицей, тот чужд Божества». Благоговейное почитание Приснодевы Марии, присутствующее у прп. Исихия, восходит к началам христианства и христианского богословия: образ двух дев — Евы и Девы Марии, первая из которых погубила человечество своим непослушанием, а вторая спасла своим смирением, присутствует в «Послании к Диогнету», в «Разговоре с Трифоном Иудеем» мч. Иустина Философа, в 3-й книге «Против Ересей» свт. Иринея Лионского.
Возможно, эта проповедь была создана для праздника Благовещения, однако прямых указаний в заглавии проповеди на это нет. Для истории богослужения и, в частности, Благовещенского канона несомненный интерес представляет диалог Девы Марии с архангелом Гавриилом, в котором проявляется трезвение и духовная рассудительность Пресвятой Богородицы, не вдруг принимающей парадоксальную весть о безмужнем рождении. Наконец, эта проповедь представляет интересный образец антииудейской полемики и свидетельство того, что иудеи силились использовать против христиан Евангелие, в частности слова из Евангелия от Иоанна: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он есть». Прп. Исихий блестяще поражает иудейских полемистов, приводя целый ряд свидетельств о Христе из Закона и пророков. Не исключено, что он использовал не дошедший до нас флорилегий (сборник) христологических цитат из Ветхого Завета.
Эта проповедь — замечательный образец проповеднического искусства и богословия V века. Надеемся, она будет полезна читателям.
Исихия,
пресвитера Иерусалимского,
О святой Марии Богородице
Всякая память праведников всехвальна и всякое празднество боголюбивых благославно, ибо все они за благочестие подвизались, все приняли труды за истинное исповедание, все за истину с торжеством в опасностях восприяли венцы. Но нынешний день праздника — преславен. Ведь он содержит праздник Девы, Которая настолько превзошла всех жен, что волею восприняла Самого Бога Слова, вместившегося в Нее и не стеснившего Себя. К ней первый возопил первенствующий из Архангелов Гавриил: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Се бо приимешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему Эммануил» (Лк. 1:28, 31).
Итак, благовестие от Гавриила к Ней явилось началом радости. Ведь первая дева при преступлении из-за своего отрицания окружила себя скорбями, и от нее произросло множество стенаний, и всякая жена из-за нее пребывала в скорби, а всякий рожденный — в горечи[1]. А вторая Дева через Свое согласие отвратила от женского рода всякую скорбь и заградила источник всякой печали в рождении, и рассеяла облако малодушия в деторождении женщин, и облистала Своих сродниц светами радости, услышав от Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Не молча Она приняла приветствие, но, услышав таковой глас и увидев Архангела в Своем жилище помимо чаяния, и, потрясенная помыслами, произошедшими от гласа о имеющем родиться Сыне, с таковыми речами, как подобает, обратилась к Архангелу: «Все это Я вижу удивительным и странным, исходящим от тебя». И добавила: «Как ты осмелился дерзновенно войти к не приобщившейся браку Деве и изречь весть твоих невероятных слов? Ты говоришь, что Я рожу чадо без семени. Ты сказал, что Я зачну без брака, поле утробы принесет плод без сожительства и общения с мужем, вино без винограда, или река, происходящая без источника? Ведь об этом никто от первых веков не слышал своими ушами, не видел своими глазами этого события. Как Я поверю тебе, насмехающемуся надо Мною?»
Что же сказал Гавриил к Ней, не доверявшей ему? «Сказал я Тебе то, что узнал, говорю, что я слышал. Дух Святый найдет на Тебя и Сила Вышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое Святое наречется Сын Божий» (Лк. 1:35). Сущий прежде всякой твари, как Творец и Создатель всего, как Отец веков, как Родитель мира, как Зиждитель всего, как древнейший небес, как Ангелов Творец, как Ваятель человечества, как «погибающих Спаситель». Я не могу возвестить ничего более того и не получил приказа сказать Тебе, как это будет, о Дево, но имею Тебе послужить в делах благовестия. Удивись же со мною таинству и безбоязненно приими благовестия.
Она же говорит: Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1:38). Да научимся и мы архангельским словам Гавриила о рождении Владыки, да пойдем и мы его путями и как он удивимся силе Рожденного.
Научимся от волхвов благочестию, более же научимся тому, что они, ища младенца, устремившись за звездой, не сказали спрашивающим: «Как свершилось божественное зачатие, как была бессеменной утроба, как нетленным было рождение, как после рождения среди дев была Матерь? Как прежде Сущий оказался под временем? Как в летах пребыл Тот, Кто прежде веков?»
Как же в утробу вместилась невместимая природа, как, не изменившись, бестелесный стал плотию, как Бог Слово, истощив Себя в девической утробе, Всехвальный неизреченно воплотился от Нее в зрак раба, как Совершенный стал Младенцем, как Питатель питается млеком, как Содержащий все содержится на объятьях, как «Отец будущего века» (Ис. 9:6 ) стал ребенком, как Вышний стал и нижним, как Пребывавший в небесах явился на земле, как пребыл в пеленах Возница херувимских колесниц (Иез. 1:26), как Сущий «в недрах Отца» оказался в яслях? Как оказался в пеленах «Выводящий окованных мужеством» и все прочее, о чем и говорить страшно? Но, достигнув с дарами в молчании пещеры после расспроса, принеся Царю и Богу подобающую честь, с радостью возлюбили возвращение, явив начатки богопознания языческим народам.
Им поревновали язычники, а иудеи же, будучи несгибаемыми, а скорее жестоковыйными, не устремились подражать тем, кто был издалека направлен звездою к Солнцу Правды, явившемуся в их родных местах...
Иудеи настолько привыкли говорить нечестивые дерзости против Спасителя нашего, что открыто восклицают в настоящее время: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он есть» (Ин. 9:29).
О дерзновенные дела! О ненависть, не дающая иудеям избежать их! Всякий раз, когда я им советую, чтобы они бежали от этой скверны, они нагло мне отвечают, или призывая слова пророков, или злоупотребляя буквами закона, или используя книги поклоняемых Евангелий, как и ныне они предъявляли нашему взору их божественные страницы, бесстыдно приводя изречения о Владыке всех и дерзко говоря то, что вы слышали: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он есть» (Ин. 9:29).
О, какое явное бесстыдство! О, сколь открытая разбойничья языковредность!
Когда Ирод «расспрашивал их, где надлежит родиться Христу» (Мф. 2:4), то они еще более дерзновенно говорили: «В Вифлееме Иудейском» (Мф. 2:5) и указывали на пророческое предсказание и приводили слова священноявителя, свидетельствовавшего: «Пророк великий восстал» во Израиле. И ныне с прикровенным лицом (2 Кор. 4:15–16) до сих пор восклицают: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он есть» (Ин. 9:29). Воистину «не познали и не уразумели, во тьме ходят» (Пс. 81:6). Воистину сей «народ глупый, а не мудрый» (Втор. 32:6). Справедливо Христос вопиял к ним: «Мы играли вам на свирелях, и вы не плясали. Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11:17). Кто сможет по достоинству представить их неблагодарное мнение? Кто обличит их злобную враждебность?
Столькие для них почерпал Христос чудотворения, укрепляя расслабленных, очищая прокаженных, даруя здравие болящим, исцеляя бесноватых, открывая зеницы очей, восставляя их мертвых из гробов, превращая воду в вино и даруя им тысячи других чудес, о которых трудно и рассказать. И веры в них не было никакой, пусть и на краткое время.
Пусть ты не веришь нам, о иудей, прочти священноявителей[2]. Открой страницы, лежащие пред тобою. Не принимай ни Петра, ни Павла. Не считай святыми Евангелистов. Послушай хотя бы Моисея. Что он написал в законе? «Пророка вам воздвигнет Господь Бог из братьев ваших, как меня, Его послушаете» (Втор. 18:18). Смотри, что восклицает Исаия, пророчествуя: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14). Послушай Иеремию, вопиющего о великом: «Сей Бог наш, не сравнится иной с Ним» (Вар. 3:36). И немного ниже: «После сего Он на земле явился и обращался с людьми» (Вар. 3:38). Смотри, что знаменовал Захария: «Се Муж, восток имя Ему» (Зах. 6:12). И Малахия: «Воссияет вам, боящимся имени Моего, Солнце Правды и исцеление на крыльях Его» (Мал. 4:2). И это слово с другими удостоверила и запечатлела кровоточивая жена, исцелившаяся через много лет, принявшая исцеление, коснувшись крыла Его одежды.
Что же еще? Прочти с любовью к слову Иезекииля и «мужа желаний»[3]. Что говорит первый: «Сии врата», — говорит, — Господни, «и войдет Господь через них и изыдет и будут затворенны» (Иез. 44:2). Даниил же говорит: «Видел и вот на облаках небесных как бы Сын человеческий грядущий» (Дан. 7:13).
Предстань Иакову и научись, что он говорит посреди своих благословений: «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, пока не приидет Тот, Кому отложено и Он — чаяние народов» (Быт. 49:10). Коснись гуслей Духа и посмотри, что воспевает в точности Давид: «Матерь Сион, речет человек: “И Человек родился в ней и Он основал ее, Вышний” (Пс. 86:5). Ведь Матерь пребыла Девой и после рождения Сына, сохранив нерушимыми печати девства, которые природа наложила на Нее. Снова смотри, что говорит Давид: «Воссияет во дни Его правда» (Пс. 71:7) и далее: «Будет обладать от моря и до моря и от рек до пределов Вселенной» (Пс. 71:8). Разве это не провозвестил кто-либо из наших учителей? Разве это не написал на таблицах или пергамене кто-либо из учеников Спасителя? Разве не проповедали заранее о Нем столькие чада обрезания и не вострубили пред Ним? Разве этого не возвестили внуки Авраама? И ты не хочешь этому верить? Постыдись хоть демонов, вопиющих и говорящих: «Что нам и Тебе, Сыне Божий?» (Мф. 8:29). Постыдись исповедания о Владыке Христе от ангелов и человеков, и демонов, и всякой твари! Если же ты и этим пренебрегаешь, приими от Отца свидетельство, возгремевшее с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволил Я» (Мф. 3:17). Ему слава во веки веков. Аминь.