Два сосуда, полных любви

Завтра, 14 июля 2015 года, в 19:00 в актовом зале Сретенской духовной семинарии состоится презентация новой книги игумена Нектария (Морозова) «C надеждой на Встречу». Вход свободный.

Первоверховные апостолы Петр и Павел Первоверховные апостолы Петр и Павел
    

Два совершенно разных человека. Один буквально с первых дней проповеди Христа следует за Ним; второй борется против Него всеми доступными средствами, пока явное чудо — встреча с Гонимым — не переворачивает его жизнь. Один — простой, совсем не ученый человек, рыбак; другой — знаток закона, книжник, получивший хорошее образование, воспитанный «при ногах Гамалиила» (Деян. 22:3). Один — семейный, имевший тещу, которую восставил от болезни Господь, другой — пламенный проповедник девства, преподававший притом верным и правила подлинно христианского брака.

Два разных человека, чья память празднуется в один день, настолько тесно связанные между собой и этой памятью, и общей жизнью, и общим делом, что сознание церковного человека чаще всего и воспринимает их чуть ли не как единое целое. И на иконах они чаще всего изображаются тоже вместе, словно два брата.

Апостолы Петр и Павел... Что их, таких разных, сделало такими похожими?

Апостолы Петр и Павел… Что их, таких разных, сделало такими похожими, таких далеких — такими близкими?

Слабость? Первый отрекся в момент малодушия, второй был убежден, что служит Богу, предавая христиан на смерть…

Сила? Первый, покаявшись, в своем служении Христу не боялся ничего и никого, был настолько проникнут этим духом покаяния и смирения, что и мучительной смерти — распятия — считал себя недостойным, но требовал быть распятым вниз головой. Второй, после встречи со Спасителем на пути в Дамаск, становится проповедником Евангелия, готовым благовествовать и ближним и дальним, для всех становиться всем, скорбеть с каждым, кто скорбит, сострадать с каждым, кто страдает, и нет, кажется, такой силы на земле, которая могла бы воспрепятствовать ему, остановить его — будь то дикие звери, с которыми он боролся в Ефесе, или буря и глубина морская, или камни, поражающие его плоть…

Нет, не слабость или сила так сроднили их. Сроднила, сделала их братьями любовь Христова к ним и их любовь ко Христу.

Если не ставить препятствий на пути у Христовой любви нее, она совершенно все изменит в нас

Нет человека, которого бы не любил Господь. Но немногие оказываются способными ощутить эту любовь, а еще меньше тех, кто по-настоящему откликается на нее. И понимает человек, что любит его Христос, и сознает, что нет никого, кто был бы ему ближе, кому бы он еще был так дорог, кто так заботился бы о нем и так ценил его. Понимает… Но не готов этой любви открыть свое сердце до конца. Ведь она, если не полагать ей никакого предела, не ставить препятствий у нее на пути, совершенно все изменит в нас, заставит стать другими, жить жизнью совершенно иной. И мы противимся ей: замечаем ее лишь отчасти, в какую-то комфортную для нас меру, забываем о ней, когда нам удобно, отворачиваемся от нее, не слышим, когда она стучится в наше сердце, кротко прося впустить. И точно так же мы ограничиваем свой собственный на нее отклик: отмериваем, сколько шагов можем пройти ей навстречу, определяем, что приемлемо и что неприемлемо для нас в следовании за Христом, торгуемся — да, к сожалению, подчас именно так! — со своей совестью, пытаясь убедить ее в том, что то, чего она от нас требует, — «это уж слишком», это крайность, можно де удовлетворить ее запросы и чем-то существенно меньшим.

Первоверховные апостолы Петр и Павел Первоверховные апостолы Петр и Павел
    

Петр и Павел дали любви Божией наполнить себя всецело

А Петр и Павел дали любви Божией наполнить себя всецело, отдаться ей так, как парус отдается ветру, не заботясь о том, веет ли он лишь едва ощутимо или же перерастает в грозную бурю. Они не проводили никакой границы между собой и Христом, не ставили никаких заслонов, не говорили ни о чем: «Это мое, Господи, не забирай, не отнимай, оставь его мне». Воистину, как говорит преподобный авва Дорофей: когда человек отказывается от чего-то ради Христа, то Христос Сам бывает для него вместо того, чего он себя добровольно лишил. Апостолы отказались ради Христа от всего, и Он стал для них главным и неотъемлемым вовеки сокровищем, все заменил и наполнил в их жизни Собой.

И такой же всецелой была их любовь ко Христу — бьющая, словно ключ, в сердце, переливающаяся через край, не могущая скрываться внутри, рвущаяся наружу.

И такой же — любовь к людям: как не любить их, когда их любит Господь?! И этой любви они тоже не полагали в себе предела, но шли на все, зная, что и смерть не разлучит их ни с Богом, ни с теми, кого Он им доверил, кого поручил.

И когда мы называем их первоверховными, то не особое их положение, не авторитет, ни даже совокупность всех подвигов и трудов должны иметь в виду, а именно это: тот верх, ту высоту любви, к которой они востекли, ту неразличимую глазом, но угадываемую сердцем область, где они так связались, так соединились, что вспоминаем мы их ныне вместе.

Таких разных, таких первоначально непохожих, таких когда-то чужих, но превратившихся впоследствии в братьев, в два сообщающихся сосуда, в которых одно содержимое — Божественная любовь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Л. 29. Миссионерские путешествия ап. Павла и его Послания (ВИДЕО) Л. 29. Миссионерские путешествия ап. Павла и его Послания (ВИДЕО)
Свящ. Андрей Рахновский
Л. 29. Миссионерские путешествия ап. Павла и его Послания (ВИДЕО) Лекция 29. Миссионерские путешествия апостола Павла и его Послания
Православные просветительские курсы
Священник Андрей Рахновский
Миссионерские путешествия апостола Павла и его Послания. Лекция и ответы на вопросы.
Два апостола, одна память Два апостола, одна память
Пастыри о первоверховных апостолах
Два апостола, одна память Два апостола, одна память
Пастыри о первоверховных апостолах
Пастыри о том, почему обоих столь не похожих друг на друга апостолов – Петра и Павла – Церковь вспоминает в один день и какой должна быть наша проповедь.
Любить, ничего не требуя Любить, ничего не требуя
Митр. Афанасий Лимассольский
Любить, ничего не требуя Любить, ничего не требуя
Митрополит Лимассольский Афанасий
Совершенство человеческой личности заключается в том, чтобы мы любили, а не были бы любимы другими. Святые не интересовались тем, любят ли их другие. Их интересовало, любят ли они сами людей.
Комментарии
olga13 июля 2015, 17:38
Истинно так!ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Александра13 июля 2015, 14:46
нет слов.. да и не надо.. вот только.. "Господи, помоги сохранить это в памяти и в сердце!!"
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×