Самооценка и смирение

Фото: Анатолий Заболоцкий / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: Анатолий Заболоцкий / Expo.Pravoslavie.Ru
    

Обратившись ко взглядам психологии на нормы самооценки, мы узнаем, что психически здоровый человек всегда оценивает свои способности немного «выше среднего». С точки зрения психологии, это является необходимым признаком здоровой психики, поэтому так и называется – здоровая самооценка. О необходимости соблюдения этого условия нам приходилось слышать и от православных психологов. На вопрос о том, как же это условие согласовать с необходимой для нашего спасения добродетелью смирения, они лишь недоуменно разводили руками. Заниженная самооценка влечет за собой шлейф из комплексов неполноценности, депрессивные состояния и, как следствие, психические отклонения, алкоголизм, наркоманию и суицид.

Но как принять это положение, будучи православным человеком? Ведь согласно святым отцам, без смиренномудрия остается недостижимой не только святость, но и спасение вообще. Именно смирение является необходимым основанием христианского совершенства, так что, по выражению преподобного Амвросия Оптинского, христианское совершенствование есть, прежде всего, совершенствование в смирении, «то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей»[1]. О том же учат все святые отцы, согласно которым для спасения необходимо уничижение, заключающееся в том, чтобы «быть ниже бессловесных»[2].

Святые – это образцовые люди и в смысле психического здоровья

Получается, что, с точки зрения психологии, любой христианский святой, да и просто христианин, стремящийся к духовному совершенству, является психически нездоровым. Для верующего человека это положение неприемлемо. Конечно, здесь можно вспомнить призыв апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 18–19). Но всё же у апостола идет речь о выборе между жизнью по Евангелию и по законам падшего мира, а не о психическом здоровье. Что же касается психики, то святые – это образцовые люди и в смысле психического здоровья. С православной точки зрения, все мы в той или иной степени душевнобольные, и лишь приближение к Богу, а, следовательно, и к святости несет душевное оздоровление. Известно, например, что один психиатр отзывался об отце Иоанне Кронштадтском как о психически абсолютно здоровом человеке.

Православное решение этой проблемы можно представить следующим образом.

Для человека в обычном состоянии, которое в святоотеческой терминологии называется нижеестественным, но большинством из нас воспринимается как естественное, является нормой стремление к комфорту, покою, гарантиям. С психологической точки зрения некая умеренная положительная самооценка является наиболее комфортной. С одной стороны, я не ангел и не идеал, что тоже не слишком комфортно и довольно обременительно, поскольку ответственно, с другой – я лучше многих явно порочных людей. Такая самооценка дает человеку чувство уверенности в себе, возможность с оптимизмом смотреть на жизнь, строить планы и т.д. И наоборот, заниженная самооценка ведет к потере радости и смысла жизни, ко всем отрицательным последствиям, о которых было упомянуто выше.

На первый взгляд, христианская установка на смирение должна напрямую вести к следствиям такого рода. Да и как, казалось бы, может быть иначе? Если ты считаешь себя «в чувстве сердца хуже и ниже всех людей» и ставишь «ниже бессловесных», признаешь себя по своим грехам достойным всяческих наказаний и вечных мук или даже, как известный сапожник из Александрии, полагаешь, что «все спасутся, один я погибну», то чего можно от тебя ожидать, кроме пребывания в состоянии глубокой депрессии?

Тем не менее в христианах, и прежде всего в лучших из них, мы этого как раз и не находим. Они полны энергии, бодры и не только радостны сами, но способны утешить и зарядить своей радостью других.

Объяснение этому можно найти в продолжении приведенной выше святоотеческой фразы, а именно: уничижение заключается в том, чтобы «быть ниже бессловесных и знать, что они неподсудны»[3]. Эту фразу можно растолковать следующим образом: «По своей греховной жизни я пал ниже скотов, но, поскольку скоты не подлежат суду Божию, я надеюсь, что Господь по Своему милосердию не осудит и меня ничтожного».

Вера в милосердного и любящего Бога держит “на плаву”, не дает раствориться в бездне отчаяния при виде своей греховности

Вера в милосердного и любящего Бога и Отца держит человека «на плаву», не дает ему раствориться в бездне отчаяния, разверзающейся в душе от созерцания собственной греховности.

Этот рецепт духовного роста (то есть видение своих грехов и надежда на спасение лишь по Божией милости) универсален, и его придерживались все православные святые. Вышеупомянутый Оптинский старец Амвросий, при том что полагал христианское совершенствование как возрастание в смирении, на вопрос: «Как жить?» – давал вполне жизнерадостный ответ: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение»[4].

Тот же смысл мы находим в Божественном ответе на мольбу почти уже отчаявшегося в надежде на Божие снисхождение преподобного Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся»[5].

Покаяние, «печаль по Бозе», плачь о своих грехах являются необходимым «фоном» жизни христианина. Познание своих грехов и страстей святые отцы объявляли выше многих добродетелей, выше дара чудотворения и способности видеть ангелов. «Восчувствовавший грехи свои, – писал преподобный Исаак Сирин, – лучше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых… Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу миру своим лицезрением. Кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившихся видеть ангелов»[6].

Основная трудность здесь заключается в том, что видение своих грехов не является лишь неким интеллектуальным актом, только признанием своей греховности. Видение грехов влечет за собой мучительное и даже, выражаясь современным языком, шоковое состояние, в которое входит человек, когда Господь открывает ему явным образом, по выражению святителя Филарета (Дроздова), «бездну его собственного ничтожества»[7]. Без живой веры в Бога, без Божественной помощи эти состояния невыносимы для человека, и прежде всего для человеческой психики.

То есть самоуничижение и самоосуждение не только мучительны, но и гибельны для человека, если не уравновешены верой и надеждой на безграничное Божие милосердие. Человеку, пережившему испытание осознанием собственной ничтожности, это испытание, по слову апостола, «доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12: 11). Но для человека, не имеющего искренней веры, оно губительно. Надо думать, что Господь и не открывает нам нашей греховности прежде всего по причине слабости нашей веры, а когда открывает, то делает это постепенно, чтобы печальная картина истинного состояния наших душ не бросила нас в пучину отчаяния.

Святитель Николай Сербский так писал об этом: «Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал, долго-предолго, а именно – до того момента, пока не почувствовал боль от самообмана. Но сама эта боль ведет к отчаянию и самоубийству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Лишь тогда эта боль от самообмана не гибельна, но целительна»[8].

Если мы посмотрим внимательно на свои привычные жизненные реакции, то в подавляющем большинстве случаев будем вынуждены со скорбью признать, что в стандартных ситуациях мы привыкли убегать в комфортную нишу собственной положительности. Это является своего рода защитной реакцией нашей психики на внешние раздражители. Что бы с нами ни произошло и что бы мы ни сделали, главной нашей задачей остается сохранение чувства внутреннего комфорта, чувства собственной «хорошести». Поэтому первой нашей реакцией в любых непростых ситуациях является попытка самооправдания: «Это не я», – или: «Я не виноват», – или: «Я это сделал, потому что…» – и дальше обыкновенно излагается цепь событий, приведших к неприятным последствиям или даже ко греховному поступку. Цель же этого изложения проста: показать свою невиновность или хотя бы то, что иначе поступить было невозможно.

Все эти дурные наклонности являются следствием той самой «здоровой самооценки», которая представляется образцом в психологии. Если я человек хороший, что называется, по определению, то, следовательно, я и поступаю хорошо. Если же факты говорят об обратном, то следует эти факты так истолковать, чтобы не потерять своего привычного «лица» или просто вычеркнуть из памяти.

К сожалению, нередко наше обращение к Богу не влечет за собой изменения этой привычной реакции на события. В этом случае мы даже в молитве, благодарении и славословии Бога остаемся на ступени всё той же «здоровой самооценки», как это описывается в евангельской притче о мытаре и фарисее. Ведь фарисей – это не какое-то невиданное заморское чудовище. Фарисей – это каждый из нас, превозносящийся своими действительными или мнимыми добродетелями и старающийся оправдать себя в любой ситуации.

“Отца Фарисея? – переспросил он и широким жестом указал: – Да вот, пожалуйста, любого выбирай!”

В Оптиной пустыни передается из уст в уста следующий случай. Одной старушке паломнице нужен был эконом монастыря отец Досифей. Увидев у ворот монастыря Оптинского благочинного, она обратилась к нему со своим вопросом, но, несколько спутавшись, изменила имя искомого отца: «Как мне найти отца Фарисея?» – обратилась она к благочинному. «Отца Фарисея? – переспросил тот и, не растерявшись, тут же широким жестом указал в направлении группы стоящих рядом монахов: – Да вот, пожалуйста, любого выбирай!»

Получается, к сожалению, что фарисейство – это обычное наше состояние, и борьба с ним чрезвычайно тяжела ввиду того, что является борьбой с самим собой, со стремлениями нашей падшей природы, которые на бытийном уровне воспринимаются нами как жизненно необходимые.

Тем не менее Господь сказал: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Праведность фарисеев выражается в превозношении своими добродетелями. Праведность христиан заключается в смирении при совершении добродетелей: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).

Впрочем, если сравнивать значение для спасения добродетели и смирения, то смирение способно спасти человека без добрых дел, но добрые дела без смирения не спасут. Преподобный Макарий Оптинский говорил: «Святые отцы учат нас, что без сего сокровища всё наше богатство добродетелей ничтожно; и оно (смирение) одно сильно ходатайствовать о нас ко Господу, без дел, и простит наши согрешения; а дела без него не принесут никакой пользы (Добротолюбие. Каллиста и Игнатия глава 43; Исаак Сирин. Слово 46; святой Иоанн Лествичник. Степень 23)»[9].

То есть, как бы ни была травматична для нашей психики низкая самооценка, она необходима нам для спасения. В противном случае мы обречены на лишение Небесного Царства вместе с фарисеями. Как нам пережить и сделать привычной эту низкую самооценку, не повредившись психически, – это уже другой вопрос.

И всё же трудность и опасность задачи не умаляют ее необходимости: «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 14). Подвизаясь на пути смирения, мы можем повредить своему здоровью. Но пребывая в состоянии комфортной самооценки, мы непременно погибнем.

Евангелист Лука донес до нас притчу Христову о царе, готовящемся к войне, и о человеке, который планирует построить башню (см.: Лк. 14: 28–32). Каждый из них приводится как пример расчетливости в своем деле. Тем не менее здесь нет выбора в самом действии: «Господь не думает внушать мысль отказаться от намерения: башня должна быть построена, царь должен быть готов к войне. Притчи показывают трудность дела. Трудность превышает человеческие силы… Выхода нет. По человечеству. Он открыт в любви Божией»[10].

Господь предупреждает нас: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33). Но что может быть более трудным для человека, чем отказаться от своего собственного положительного образа, лелеемого в сердце?

Путь самоуничижения нельзя преодолеть человеческими силами, но иного пути спасения не существует

Путь самоуничижения нельзя преодолеть человеческими силами, но иного пути спасения не существует. Поэтому, как бы ни было это тяжело, но «здоровой самооценки» христианину приходится избегать как смертельно опасной болезни.

Что же касается вопроса достижимости человеком состояния смирения, при котором мысли о собственной греховности не парализуют, а, наоборот, прибавляют человеку сил в устремленности к Богу, то здесь нам ничего не остается, как только понадеяться на свидетельство Евангелия: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10: 27).

Андрей Горбачев

9 июля 2015 г.

[1] Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Издание Свято-Трицкой Сергиевой Лавры, 1992. Ч. 1. С. 99.

[2] Древний патерик. М., 1991. С. 286.

[3] Там же.

[4] Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. 1. С. 97.

[5] [Софроний (Сахаров), архимандрит.] Старец Силуан. М., 1991. С. 41.

[6] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 175.

[7] Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слово в день обретения мощей иже во святых отца нашего Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца, и по случаю возвращения к московской пастве // http://www.stsl.ru/lib/book13/chap197.htm.

[8] Николай Сербский, святитель. Евангелие о покаявшемся Закхее // http://www.pravoslavie.ru/put/44538.htm.

[9] Макарий Оптинский, преподобный. Душеполезные поучения // http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/optina/makariy5/txt02.html.

[10] Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 93.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Я и тот ученик Я и тот ученик
О. Андрей Ткачев
Я и тот ученик Я и тот ученик
Протоиерей Андрей Ткачев
Мои хорошие знакомые однажды провели эксперимент. Они договорились в течение дня следить за собой и не произносить местоимение «я». К исходу дня все согласились с тем, что это очень тяжело, и что все участники эксперимента многократно нарушили запрет, невольно и по инерции то и дело «якая».
У каждого своя мера. Беседа о смирении У каждого своя мера. Беседа о смирении
Митр. Лимассольский Афанасий
У каждого своя мера. Беседа о смирении У каждого своя мера
Беседа о смирении
Митрополит Лимассольский Афанасий
Ты станешь совершенным, когда будешь внимателен в обыденных вещах, происходящих с тобой каждый день.
Что такое смирение? Что такое смирение?
Архим. Клеопа (Илие)
Что такое смирение? Что такое смирение?
Архимандрит Клеопа (Илие)
Эту высшую добродетель не может ясно выразить никто, кроме такого блаженного человека, который много преуспел, шествуя по пути своему вслед за Господом, и на деле дошел до вершины всех добродетелей. Ибо это высочайшее благо, то есть смирение,— таинственная сила, которую Бог подает человеку в увенчание всех добродетелей, то есть подает только совершенным!
Комментарии
Алексей16328 марта 2018, 10:36
Всем здравствуйте.
Вопрос самооценки и пути по вере к Богу, настолько субъективен, так как люди рожденные с разными уровнями самооценки никогда не смогут понять проблем друг друга, так же как человек без дефекта речи не сможет понять заикающегося. Хочу пояснить. Что такое заниженная самооценка я знаю на собственной шкуре. И когда я обратился к Богу лицом, и понял что путь к нему лежит через покаяние и смирение, духовный разбор себя на винтики с целью найти ржавчину, найти , осознать свою греховность, и со стыдом за себя самого размазать и без того едва дышащую самооценку о земь. Куда я потом в таком состоянии могу пойти и адекватно контактировать с социумом.
Анна Якимова14 ноября 2016, 11:58
Святые – это образцовые люди и в смысле психического здоровья.
Известно, например, что один психиатр отзывался об отце Иоанне Кронштадтском как о психически абсолютно здоровом человеке.
Уткин Алексей Игоревич29 января 2016, 11:21
Спаси Господи.
Надежда25 октября 2015, 00:28
Вот, кстати, и о "цепочке грехов (страстей)":
"...Пристально прослеживаются взаимосвязи страстей, причем во множестве их традиционно усматривают структуру цепочки или цепочек, когда одна страсть рождает другую, та третью... Такие цепочки, весьма пространные, выстраиваются уже у (Псевдо-)Макария. Ср. хотя бы: «Пороки один другим производятся: ненависть раздражительностью, раздражительность гордостью, гордость тщеславием, тщеславие неверием, неверие жестокосердием, жестокосердие нерадением, нерадение разленением, разленение небрежностью, небрежность унынием, уныние малодушием, малодушие сластолюбием, и прочие пороки взаимно один от другого зависят»". [С.С. Хоружий " К феноменологии аскезы"]
Сергий 6 сентября 2015, 15:54
Как смирялась Пресвятая Богородица, не имеющая ни одного греха - ни делом, ни мыслию, ни словом? Смиренный Господь наш Иисус Христос не имел даже первородного греха. Смирять себя только за грехи - это торговля, где смирение - "товар",
а грехи - "деньги". Смиряться надо по факту того, что мы - творения, а не Творец - как учил в Раю сатана - "будете как боги".
Надежда20 июля 2015, 12:28
Иоанне.
Хочется предостеречь от искажения смысла сказанного и приписывания другому чего-то дурного.
Речь была о следующем. Священник на исповеди говорит: зависть - это производное гордости. (Как и многие другие грехи. А все страсти, как говорят святые отцы, от маловерия. Так что, цепочка короткая). Если у него есть время разговаривать с человеком, он это объяснит сам. Если нет - человек как-то должен до этого дойти, понять, осознать, принять. Иначе каждый раз будет говорить на исповеди про зависть, а про её превопричину - гордость - не скажет. Не названный грех не прощается (слова духовника). Очищение происходит неполное, движение тормозится. (Конечно, это упрощенное представление. Как в действительности происходит, один Господь ведает).
Помыслы к исповеди человеку даёт Бог по молитве. Но должен быть и труд человека (принцип синергии). Если человек молится об исцелении, то и сам не сидит сложа руки. Ходит (помолившись) к врачам, принимает лекарства. Так уж устраивает Господь спасение людей - через других людей (в основном). Если священников не хватает, то рассказывать людям про грехи и страсти могли бы воцерковленные психологи и психиатры. Которые сами должны каяться день и ночь, понимая свою ответственность перед Богом. Которые руководствуются святоотеческим наследием, прежде всего, и, возможно, эмпирическими данными, накопленными наукой (если собеседник невоцерковлен).
Лучше помолиться за тех, кому Промыслом Божиим дан доступ к человеческим душам.
Иоанна19 июля 2015, 17:50
Согласна с Ольгой. Назвать на исповеди греховный поступок или помысл и постараться увидеть его как проявление той или иной страсти. Не надо распутывать никакие цепочки. Это, простите, похоже на попытку "притянуть за уши" старика Фрейда. Из бессознательного в сознательное... Этим мы в своё время уже объелись и подавились. Всё это от лукавого. Движение вперёд в духовной жизни идёт прежде всего через молитву, самого кающегося и священника за него. У всех нас есть Самый Лучший Психолог, Он же Врачеватель душ и телес наших - Сам Господь. Он Один НЕВЕДОМЫМ НАМ ОБРАЗОМ распутает все наши "цепочки", а как - не нашего ума дело.
Скажу ещё, что только тогда, когда мы хотя бы в какой-то степени с Божией помощью ослабим страсть, выйдем "изнутри в наружу", мы сможем взглянуть со стороны (или сверху, - как хотите) на свою некогда болезненную ситуацию и даже, может быть, понять, откуда она выросла. А пытаться сделать это, находясь внутри, В СТРАСТНОМ СОСТОЯНИИ, - да никогда мы ничего не увидим и не поймём, только бесплодно потратим драгоценные духовные силы и время.
татиана14 июля 2015, 01:00
Кто-то спрашивал о крепостных, которые стали святыми. Есть пример: блаженная Паша Саровская Дивеевская, читайте Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, часть 2
Надежда13 июля 2015, 18:34
Сестре по имени "olga".
Бог простит, Ольга.
Ваш опыт борьбы с чревоугодием может оказаться кому-то полезным.
Спаси Господи.
olga13 июля 2015, 15:41
Надежде:(2015.07.11.12:37) На исповеди, Вы, должны называть грехи которые не только осознали, как факт совершения, но и который "восчувствовали", поскорбели.Тем самым, познали свою немощь и худость.То есть - покаялись.ПЕРВОПРИЧИНУ на исповеди, Вы, называть не должны так, как, Вы, не сможете доподлинно установить её здесь, на Земле и не факт, что Господь откроет ,Вам, её за гробом.Например:еда во время поста сверх меры - чревоугодие.Всё.ПЕРВОПРИЧИНУ лично Вашего чревоугодия ,Вы, устанавливать не должны.Ибо она находится за гранью Вашей необходимости понимания.Ваша цель- это спасение души простейшим способом, с найкрайчайшим путём то, что предложил ХРИСТОС БОГ для этого, а именно:покаяние, исповедь, причастие.Вы, совершенно правильно пишите:православная аскетика очишение от страстей и стяжание благодати постигается опытно.Вот и пробуйте.Пример:вместо трёх бутербродов привычных съедайте два - только не ради похудения, или здоровья, или экономии, а РАДИ ХРИСТА.Вы опытно познаете тяжесть выполнения.Так во всём.Чтобы на пути очищения от страстей было движение, нужно научиться внимательно вслушиваться ко ГЛАСУ БОЖИЮ в себе - к Совести.Этому тоже надо учиться, так как у многих она погребена.Чтобы безошибочно устанавливать "правильность компаса" читайте Святое Евангелие и совесть будет возвещать Его словами.Господь наш ИИСУС ХРИСТОС БЛИЖЕ чем мы привыкли о НЁМ мыслить.Ибо ИСТЕННЕН сазавший :"ПРОСИТЕ И ДАСТСЯ ВАМ".Помощи БОЖИЕЙ Вам.Простите.
Надежда13 июля 2015, 12:03
Тимофею.
Если вам непонятно, для чего люди тут пишут. Была предложена тема, люди откликнулись. Поделились своим опытом. Привели выдержки из Священного Писания и творений святых отцов. Поразмышляли. Всё это может быть очень полезно в рамках заочной духовной беседы. Если у вас это вызывает иронию и чувство протеста, поищите причину такой реакции в себе. Или просто не читайте комментарии.
Помоги Господи.
Тимофей12 июля 2015, 10:44
Поражаюсь комментаторам. Все учат! Как святые отцы! Значит не пропадем! )))
р.Б Сергий12 июля 2015, 00:08
Феофан Затворник учит:не мерь себя,лучая мера-ничего нет.Как я понимаю,психология пытается исправить "Я"(самость).А православное христианство учит избавлятся от своего"Я"(Я верую,Я молюсь,Я в храм хожу, Я жертвую,Я пощусь...ЯЯЯ.А ложное смирение говорит:Я молчу,ставлю себя на последнее место, укоряю себя в грехах,какой же Я смиренный!),чтобы на этом месте обитал Святой Дух- залог вечной жизни.Потому святые отцы и составили множество книг о том как стяжать этот дар Божий.И Господь премудро и долготертеливо учит нас.Пр Серафим Саровский во время богослужения увидел Христа,благословившего молящихся,а после этого ушел в затвор,ощутив свою нищету духовную.И после годов, проведенных в молитве, посте , труде встечал приходящих поклоном(видно,чувствуя в этом потребность смиренного и любящего сердца).
Надежда11 июля 2015, 12:37
Слава Богу. Среди посетителей сайта большинство действительно верующие, воцерковленые люди, для которых центр жизни - Христос. (А не теплохладные интеллектуалы с мировоззренческой доминантой "я и моя самооценка", "я в Православии").
Разрешите несколько реплик. (Занимаюсь психологией и психиатрией 20 лет; в Церкви - 12 лет).
Многословие и частое употребление слова "я" - признаки гордости. Идём и каемся, а не тратим время уважаемых собеседников на своё эгоистическое словоблудие. Оскорбляемся, когда унижают? - Тем паче, гордыня. Не хватает веры это признать? - Говорим: "Верую, Господи, помоги моему неверию".
Верующему человеку психолог не нужен. При условии, что у батюшки есть время вами заниматься. Один грех - следствие другого. Каждый грех - реализация какой-то страсти. Надо распутать всю цепочку (самому или с помощью опытных людей), чтобы назвать первопричину на исповеди. Чтобы на пути очищения от страстей было движение.
"Православной психологии" как научной дисциплины не существует. Есть православная аскетика как наука очищения от страстей и стяжания благодати. Она постигается опытно. Диплом по ней в институте не получишь. Задача верующего психолога - вовремя указать человеку путь в единственно верном направлении.
Простите, братия и сёстры. Помоги Христос.
Наталия11 июля 2015, 12:15
Вот немного более полный текст, на который ссылается автор.
Древний патерик. Глава 15. О смиренномудрии.
46. Авва Пимен сказал: для человека всегда необходимо смирение, смиренномудрие и страх Божий, как дыхание, исходящее из ноздрей его.
49. Еще сказал: НЕ ОЦЕНИВАЙ САМ СЕБЯ, но прилепляйся к хорошо живущему.
51. Еще сказал: брат спросил авву Алония: что такое уничижение? Старец ответил: быть ниже бессловесных и знать, что они неподсудны.

Может быть, п. 51 монахам древнего Египта был намного более ясен и доступен для понимания, чем нам.
Наверное, проще будет понять, как советует священник: если имеешь какой-то талант, то нужно благодарить Бога за этот Его дар, если сделал что-то хорошее, следует поблагодарить Бога за Его помощь, не надо ставить это себе в заслугу. Если согрешил – покайся и попроси у Бога прощения за свои грехи.
А про самооценку см. п. 49.
Всем Божией помощи!
Евгения11 июля 2015, 00:03
Если я обращаюсь по надобности в прокуратуру, хирургическое отд. б-цы, сажусь в самолет, я бы хотела там встретить людей, согласных со следующим утверждением: «С психологической точки зрения некая умеренная положительная самооценка является наиболее комфортной. Такая самооценка дает человеку чувство уверенности в себе, возможность с оптимизмом смотреть на жизнь, строить планы и т.д.»

Я-то лично согласна с другим утверждением: «Подвизаясь на пути смирения, мы можем повредить своему здоровью. Но пребывая в состоянии комфортной самооценки, мы непременно погибнем.»

Какая же я эгоистка!

Автору огромное спасибо за статью.
Наталия10 июля 2015, 21:57
На мой взгляд, самооценка это исключительно мирское понятие, и ключевое слово здесь – слово «само». Завышенная самооценка обычно проявляется в виде открытого эгоизма, а заниженная – как скрытый эгоизм или эгоизм наизнанку (уныние, забвение, нечувствие, малодушие, человекоугодие и т.д., то есть так называемая закомплексованность). Термин «самооценка» не рассматривает греховную составляющую личности, поэтому в духовных вопросах, в том числе о смирении он мало что дает и скорее, способен внести путаницу.
Слова Св. Писания «Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (8:37, от Марка) или «Вы куплены дорогою ценою…» (1-е Кор. 7:23) все таки не дают оснований для негативного отношения к самому себе.
Всем Божией помощи!
Анна10 июля 2015, 21:54
Владиславу: Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя. Если не клянешься и не лжешь — любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность — собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. (Из поучения Игнатия Брянчанинова О любви к ближнему)
Людмила10 июля 2015, 21:09
Мне тоже кажется, что понятия «смирение» и «низкая самооценка» лежат в разных плоскостях. Хотя, наверное, иногда и пересекаются в чем-то. Думается, что если у человека есть смирение, то ему никакая низкая или высокая самооценка (или оценка окружающих) не повредит. Если он замечает в себе какие-то таланты или что-то хорошее – то осознает, что это дар Божий, и не превозносится. А за свои грехи корит себя, кается и не унывает, т.к. надеется на милосердие Божие.
Наш батюшка говорит, что иметь смирение — это значит все принимать С МИРОМ, что бы с тобой не происходило.
Но все равно статья очень понравилась, хотя тема, на мой взгляд, немного не до конца раскрыта.
Владислав10 июля 2015, 20:11
Надежда
"Статья написана обо мне, но это привело к противоположному результату."
Рискну предположить, что статья всё-таки не о Вас. У Вас было не смирение, а самобичевание. Простите.

Надежда, Серега
«Смирение» - это отношение ко всему «с миром».
Настоящее смирение (а оно возможно при правильной духовной жизни) сопровождается благодатью Духа Святаго. Т.е. благодать посещает человека соответственно его смирению. И благодать эта, как пишут святые отцы, растворяет все горести, душевные нестроения, несчастья и т.д.
Ненависть, депрессия, паника, тревога (из комментария Надежды) - это куда-то не туда, - это путь в обратную сторону от смирения, - Дух Святый не может дать таких жутких состояний. Смирение сопровождается благодарностью Богу, любовью!
Если ситуация не запущена, то опытный священник или даже чтение Писания и святых отцов добрые дела могут помочь. Никакой психолог не объяснит что такое смирение лучше святых отцов!
Владислав10 июля 2015, 19:54
У меня вопрос к уважаемому сообществу.
Сторонники попыток совмещения «самооценки» со «смирением» приводят как аргумент фразу Спасителя: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя.» (Марк, 12:31). Что думаете по этому поводу?
Екатерина10 июля 2015, 16:00
Психология - странная наука. Не понимаю, зачем психологи в принципе нужны. Патологии сознания и психики лечат психиатры.
Психология, по сути, наука о манипуляциях с сознанием без цели вылечить болезнь.

Хороший врач понимает, что без помощи Бога вылечить сложно.
Единственный дельный совет, который может дать психолог - прийти к вере. Но для такого совета не надо получать психологическое образование.

На все вопросы можно найти в ответы в Евангелии.

Надо видеть свои грехи, но не надо копаться в мотивах их совершения. Грех всегда плохо. Какая разница, почему человек его совершает? Причина совершения греха меня не извиняет.
Если я срываюсь и ору на детей, неважно, что они меня довели. Зачем рассуждать с психологом о причинах моей распущенности, если это мое личное решение и выбор - повышать ли голос в данный момент.
Батюшка в такой ситуации скажет: "Матушка! Не вопите так громогласно". Психолог заставит меня вспомнить кучу ненужных подробностей.

В Евангелии есть список, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах. Причем тут тогда обстоятельства? Не греши.
Этого достаточно.
Серега?10 июля 2015, 15:46
"То есть, как бы ни была травматична для нашей психики низкая самооценка, она необходима нам для спасения"

Спасибо за пояснение: так становится понятнее то, что со мной происходит.

"Как нам пережить и сделать привычной эту низкую самооценку, не повредившись психически, – это уже другой вопрос"

А вопрос важный, потому что

«Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10)

не пережив и повредившись, можно ведь и не сделать не только, что должны, а даже и совсем ничего. А для меня этот вопрос серьезен, потому что я на этом пути, причем тянет меня внешняя сила против моей воли -- так складно обстоятельства сходятся одно к другому, вне зависимости от меня, что уже совсем не успеваю понять происходящее.
Арина10 июля 2015, 12:57
Психология - анатомия греха. В попытке оправдать и "нормализовать" человека, уложить его в какие-то рамки, она подчас, сама того не подозревая, препарирует греховные страсти, довольно скрупулезно описывая движения души, мысли, реакцию тела, не касаясь их первопричины. Вернее, причину ищет не там, где следует. Психология земная наука, летать не может, ползает по земле, в силу чего, по моему мнению, попытка примирить самооценку и смирение несколько неоправданна. Что касается самооценки, то она предполагает оценку самого себя, но никак не диктует критерии оценки. Почему-то все при этом сравнивают свою хорошесть с чьей-то никудышностью. Если сравнивать себя с самим собой, например, вчерашним, неизбежным результатом должно бы последовать смирение: вчера ты ничего не знал и делал что попало, сегодня ты великий теоретик, а практик так себе. Думаешь, что знаешь, но делаешь все то же самое - одно большое ничего. А если хочется сравнить себя с другим, то вместо "я, мне, себя, самооценка/мнение" можно ставить "человек". Тогда позиции с объектом сравнения и вольного или невольного превозношения уравниваются, оба просто "человеки". И появляется шанс смириться не только перед Богом (это-то все готовы делать), а перед конкретным человеком не когда-нибудь, когда "дорастешь", а сразу не сходя с места. Главное, чтобы теория вылилась в новое конкретное действие, а не отъехала по наезженной колее в режим standby.
Надежда10 июля 2015, 12:47
Сергей
Статья написана обо мне, но это привело к противоположному результату. А то, о чем пишет Р.б.Иулия - я это все проходила. Еще раз говорю - я жутко боюсь боли, это меня и спасло в свое время.
Также у каждого свой опыт. Человек с комплексами, с заниженной самооценкой видит все в искаженном виде. Его "смирение" подпитывает гордыню, которая очень глубоко запрятана. Если человеку не вправить мозги вовремя, это может привести к горьким последствиям.
Опять же, взять святых, даже находящихся в рабстве - ни об кого из них не вытирали ноги. Кстати, хотела задать вопрос: а были ли святые крепостные? Не рабы, попавшие в плен и др (Иван Русский) Из дворянского, купеческого сословия знаю, крестьяно тоже были, но нигде не говориться о выходцах именно из крепостных(рожденных в этом сословии). И жития повествуют об унижениях, но не об униженности.
А если у человека низкая самооценка, его самое доброе слово унизит от великой гордыни.
Сергей 10 июля 2015, 11:49
р.Б.Иулия, статья о вас написана, обо мне и о вас; поэтому вы читаете и не видите, или не хотите видеть очевидное.
Сергей 10 июля 2015, 10:52
Отличная статья. Автор знает, что пишет. Не "практикуя", то, о чем тут идет речь - не напишешь. Читая, понимаешь, что не зря теряешь время.

Спасибо автору, приятно сталкиваться с материалом, где пишут то, что надо, "в ту сторону" и современно.
Надежда10 июля 2015, 10:17
Продолжение
А когда меня накрыло, тут уж я схватилась и побежала по психологам. Мне начали потихоньку вправлять мозги. У меня хотя бы появилось что-то внутри, кроме вечной апатии.
Ну согласитесь, какое же это смирение, если я что-то нек сделала, или меня родители отругали(мне 30 лет, ага) я чувствую к себе жуткую ненависть. Кстати единственное доступное мне чувство, которое я могу чувствовать) И кстати, для меня это было так здорово, хоть что-то чувствовать. Я чувствовала себя живой.
Сейчас я чувсвую благодарность Богу, что я прошла через депрессию, т.к. я приблизилась к людям, мой кокон, отделяющий меня от окружающих, немного истончился.
Заниженная самооценка никакое не смирение. Чтобы начать смиряться, нужно хотя бы вылечить самооценку. Любой комплекс это гордыня, а уничижая себя в таком состоянии, подпитываем ггордыню.И когда меня начинает захватывать это настроение, эта паника, постоянная тревога, я молюсь об избавлении от гордыни - меня отпускает.
Смирение - это не только считать себя хуже всех, как и целомудрие - не только жизнь без секса. Не нужно упрощать такие вещи.
Надежда10 июля 2015, 10:16
Почитала комментарии. Ну, если людям помогает такое понимание смирения, в добрый путь.
Со своего опыта скажу, что я себя чуть не сгнобила в ненависти к себе. Испугалась, когда поняла, что могу начать резать себя, чтобы причинить себе боль. А я ее очень боюсь. Как наказание. Вообще, когда я ухватилась (не пришла в) за Православие, я была сплошным комком комплексов, я увидела возможность легализации своей ассоциальности. Считать себя ниже всех - да это же я. Как здорово! Это не у меня проблемы, что я не могу быть человеком, это же мир меня не принимает! То что я не умею общаться с людьми, что у меня нет друзей и т.д. и т.п. А я тогда вообще в школе училась. Сейчас я понимаю, что кинулась в религию как в отдушину от родительского контроля, т.к. не было возможности проявить СЕБЯ где-то еще. У меня ведь даже желаний никаких не было, даже на день рождения ничего не хотелось.
р.Б.Иулия10 июля 2015, 06:20
На мой скромный взгляд тема не раскрыта.
Не понятно, почему у автора "здоровая самооценка" приравнивается к фарисейству? Откуда взято такое понимание этого термина?

Насколько мне известно, психологи говорят о том, что "здоровая самооценка" это - "я не лучше, но я и не хуже других". Вот здесь уже можно обсуждать - хорошо это или плохо, что за этим стоит, как это связано со смирением. Это также признак ответственности за себя, за свои мысли и поступки.
Но то, что сделано с этим понятием в статье, я бы это назвала подменой!

Фарисейство - это как раз-таки самопревозношение над другими. Ведь фарисей благодарит Бога за то, что он что-то делает благочестивое в отличие от всяких грешников ("как этот мытарь"). А ведь это уже завышенная самооценка.

Теперь о низкой самооценке. Она связана с гордыней, а также с тщеславием и унынием. Поэтому, к смирению низкая самооценка не имеет никакого отношения.

Наконец, как я это понимаю - здоровая самооценка христианина в том и состоит, чтобы осознавать свою греховность, свою немощность, невозможность спастись своими делами, но при этом не впадать в отчаяние и с твердой верой уповать на милость Божию.

ЗЫ. Психология, наука о душе и популярная псевдопсихология - "две большие разницы". Слава Богу, существует и христианская психология.

ЗЫ2. Для размышления - "Слова" св. Паисия Святогорца (том 3, глава 4, часть 3, тема "Нам следует самоукорение, а не отчаяние").

Помощи всем Божией на пути спасения!
olga10 июля 2015, 01:38
А мне думается, что зти понятия не следует смешивать -они лежат в разных плоскостях. Это, как проводить сравнительный анализ, между цветом глаз и чистотой души.Одна из основных болезней современного христианского мира "показушное смирение", между тем, как подлинное смирение, зто таинство- из области метафизики.Это то, что "нельзя потрогать".Поэтому носители подлинного смирения могут и не догадываться, что оно у них есть, считая вполне резонно, себя, страшными грешниками, что напрямую и свидетельствует об их духовном здравии."Ряженные" сколько бы не рядились, суть останется прежней.У ПРАВОСЛАВНОГО человека стремящегося ко спасению души, точкой отсчёта должна бать не самооценка, какая бы она нибыла, а ХРИСТОС ЖИВОЙ И РЕАЛЬНО ЕЖЕСЕКУНДНО ПРИСУТСТВУЮЩИЙ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ.Ведь душа каждого человека это -тайна, глубина, бездна.А самооценка - это поверхность.Сегодня - одна, завтра - другая(если конечно, речь не идёт о бесновании гордостью, которое по сути является кощунством).Если глубоко всматриваться в евангельские картины, то можно свидетельствовать во ХРИСТЕ НЕПОСТИЖИМОЕ СМИРЕНИЕ БОГА И ОЧЕВИДНОЕ ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА во всём, в малом и в великом. СМИРЕНИЕ - ЭТО ДАР БОЖИЙ, ЭТО - ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО, ЭТО - ВЕЧНОЕ ЕДИНСТВО С БОГОМ ДО КРЕСНЫХ МУК.Это то, что мудро просить когда молишся, ибо оно нас роднит со ХРИСТОМ БОГОМ, прекраснейшим из людей.И то, что не приходит "автоматически" ни при каких условиях, "как вживание в роль". ГОСПОДУ НАШЕМУ СЛАВА! P.S.спасибо автору.
Сергий 9 июля 2015, 21:38
Будем блуждать по кругу, пока не усвоим слова апостола Павла: "я и сам себя не сужу. Судья мне Господь". Не надо вообще думать - хороший ты или плохой, ибо смирение рождается в сердце из жизненного опыта. И не только от грехов. Я сегодня устал - значит, очевидно, я слаб. Болею - завишу от Бога, от врачей, от всех - значит я уж точно не Бог. Если же смиряться только из-за грехопаденья, то после исповеди и причастия уж точно надо гордиться. Но с какой стати нам вообще гордиться? Не надо пускать свою мысль по порочному кругу, нужно просто жить и убеждаться. А если вправду не будет серьёзных грехов, то люди и демоны так смирят, что будем день и ночь выть к Небу: Боже!!! Помоги!!! Сжалься!!! Это и будет смирение. Или Бог долго не будет отвечать на молитвы, будем бороться с ропотом и научимся смирению.
Игорь 9 июля 2015, 19:21
По моему скромному мнению, вопрос самооценки отпадет сам по себе за ненадобностью, если человек за определение и мерило смирения возьмет эталон этого смирения - Самого Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа. Оно зримо проявилось в эпизоде суда первосвященников над Господом. Когда к Нему подскочил один из них и ударил - "каково отвечаешь первосвященнику?". Эпизод очень четко показывает эти две плоскости - человеческой самооценки и подлинного смирения. То что человек ведет себя так (неважно с кем - с Богом или нет) - это проблема человека. Акцент тут на том КАК проявляет Себя Бог - имея возможность сжечь все это гнусное судилище одним Своим Дыханием, Он не пользуется этой возможностью по Своей Доброй Воле. Как видим, то определение смирения, которое дает нам Своим примером Господь - не имеет ничего общего ни с самооценкой, ни с устоявшимся современным образом смирения как состояния безысходной рабской покорности. И уж тем более, очевидно, что смирение не нуждается ни в каком совмещении с самооценкой. Мир всем!
Екатерина 9 июля 2015, 18:52
Спасибо большое!
wadim 9 июля 2015, 17:01
Смирение дает человеку более мене правильную самооценку
не завышенную, не заниженную.Считать себя ниже других, это значить учиться терпению. О смирении Амвросий Оптинский
так пишет:начало смирения
-понять свою немощность физическую и духовную,
-винить в неприятностях только себя,
-терпеть.
Klavdiq Gerova 9 июля 2015, 15:44
Очень своевременное суждение,психологически правильное понимание основного препятствия по "пути в ХРАМ",особенно для неподготовленных обстоятельствами судьбы,как правило,еще нестарых людей,стремящихся постичь СУЩНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА.Всем им кажется,что если ты объявишь себя верующим,то это автоматически превращает тебя в кандидата на святого человека.И очень трудно понять слова,что только верующий видит собственное неблагополучие в этом смысле,и самому ему было очень трудно осознавать собственное НЕСОВЕРШЕНСТВО,носителями которого "являются" практически все атеисты,иногда допускающие,естественно,что тоже являются грешниками,но не такими,а просто ошибающимися,с чужой виной за свои иногда даже ПРЕСТУПЛЕНИЯ.Не хочется наблюдать таких служителей Церкви,когда по одному только предложению сразу становится ясным,что человеку так же далеко до Бога,как и было перед восстановлением значения религиозности на Родине.Потому что приход к Вере не происходит за одну ночь,а в великих иногда страданиях и многолетних размышлениях,а решившим ВДРУГ,что можно легко сменить мирскую службу на службу Господу нужно хотя бы ПОДОЗРЕВАТЬ ИНОГДА ,что это не делается только по воле и решению самого чиновника и ему ВСЕ ЕЩЕ предстоит осознавать свою отдалеченность от понимания христианства.
А.В. 9 июля 2015, 15:42
Я тоже нередко задумывалась над поставленной в статье проблемой совмещения здоровой самооценки и христианского стяжания смирения, но ответа не находила на свой вопрос. Выражаю автору благодарность за то, что пролил немного света, расставив правильные акценты в этой проблеме для меня! Теперь стало понятно хотя бы на интеллектуальном уровне.

Психология видимо пытается решить глубокую духовную проблему без Бога. И поэтому психология, на мой взгляд, всегда предлагает слишком примитивные способы, которые не могут решить проблему, а лишь временно глушат симптомы человеческой тоски по Богу. Например, для повышения самооценки советуют улыбаться себе в зеркале или хвалить себя вслух за свои достижения, доставлять себе маленькие удовольствия и т.д. Разве подобным суррогатом можно подменить благодать Святаго Духа, которая одна только и может нас утешить в этой жизни?
Елена 9 июля 2015, 14:57
Огромная благодарность автору за толковую и очень нужную статью!
Действительно, как бы " православные" психологи во многом работают в рамках парадигмы протестантизма ( да и не только его). А Дух то другой!
Дмитрий 9 июля 2015, 14:53
Задумывался над этим вопросом, и немного не соглашусь с автором.

Все-таки следует разделять такие понятия как "низкая самооценка" и "смирение".
Святые отцы говорят, что низкая самооценка идет от гордыни: постоянно думаешь, что кто-то о тебе плохо подумает, что кто-то тебя заругает, что ты что-то не так сделаешь. Постоянный страх, уныние и безволие. Все эти ощущения из страха показаться не таким перед ближним. Излишняя стеснительность - это ведь тоже грех.

А вот смиренномудрие не мешает человеку даже в мирских делах поступить жестко и уверенно, если это нужно. Особенно это касается священнослужителей и тем более святых. Не зря же батюшка пишет, что лучшие православные - это активные люди, заражающие тебя своим оптимизмом. Чтобы вести за собой других, нужна уверенность в том, что ты идёшь правильным путем. Поэтому здоровая самооценка она православному ох как нужна. Но именно здоровая.

В Священном Писании сказано: "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое..." (Матф.6:17)
Так и со смиренномудрием - оно для тебя и для Господа, а для людей здоровая самооценка, бодрость, радость, пример для подражания.

Жаль, конечно, что не всегда получается в нужном месте смиренномудрие проявить, а в нужном здоровую самооценку.
Владислав 9 июля 2015, 14:14
«некая умеренная положительная самооценка является наиболее комфортной» и «самооценка дает человеку чувство уверенности в себе, возможность с оптимизмом смотреть на жизнь, строить планы и т.д.»
Из этих фраз видно, что психология стоит на службе мирского человека, которому нужно жить «комфортно» и «строить планы и т.д.» Цель определяет средства. Для верующего цель - быть по своим душевным качествам подобным Богу, а это возможно только через стяжание Духа Святаго и благодати Божией, которая и даёт «уверенности в себе, возможность с оптимизмом смотреть на жизнь» и много больше.

Автору огромное СпасиБо за очень нужную статью!

P.S. Для того, чтобы не было угнетения (и далее уныния и ропота) от чрезмерного самоуничижения (как это было с Лютером), святые отцы дают такие рецепты:
1. Обращение к Богу и благодарение Его за всё, как бы плохо не было!
2. Для начала помолиться за тех людей, которых очень любишь, а затем помолиться и о других - Господь даст благодать и растворит всю горесть.

Спаси всех, Господи!
Анна 9 июля 2015, 13:17
"Здоровая самооценка", как термин не определен, отсюда непонимание и противоречие с психологами. На мой взгляд, "самооценка" - нужная штука. И то, какая она "здоровая" или нет, зависит от "здравия" оценивающего. А здравие, наверное, бывает разное, физическое, психическое и духовное. Может быть "здоровую самооценку" надо и в духовном плане и по другим критериям применять.
Natalia Street 9 июля 2015, 12:44
Very timely and important on our way to God.Natalia
Георгий 9 июля 2015, 11:58
Очень хорошая статья! Читая свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника и митр. Вениамина (Федченкова), где говорится о крестоношении, смирении, послушании и отвержении себя, видишь большую разницу меду тем, что предлагает Православие для спасения, в отличии от всего другого. Видишь насколько важен путь крестоношения и смирения, насколько важно оставление гордости и своего "я" ради любви ко Христу и к ближнему. Становятся понятны скорби и испытания, лишения и болезни. Они воспринимаются не как нечто незаслуженное и отчужденное, а как средства к приобретению смирения и очищения своего сердца. И борются в моем сердце беззаботность, любовь без границ и свобода с одной стороны, с другой- смирение, крестоношение, кротость и любовь ко Христу. Дай Боже выбрать второе, это самое трудное и болезненное для своего "я".
Елена 9 июля 2015, 11:57
Хорошая тема. Тоже о ней задумывалась.
Так же и над аналогичными: "поставь другую щеку" и сопротивлению злу; как руководить людьми и быть смиренной...
кажется, что в Евангелии много противоречий, но на самом деле важно понять этот христианский и евангельский дух и тогда все становится на свои места
Сергей Чистяков 9 июля 2015, 11:08
Самоуничижение не может длится непрерывно и с одинаковой интенсивностью . Кающийся словек склоняет свою голову перед очами Творца всего сущего для праведного суда . Суда для всякого осуждения и для всякого наказания . И сие наказание и осуждение наступает - словек открывает свои глаза после сна и обнаруживает, что Отцом ему дарована жизнь . Какая и для чего ? Благоразумный словек всегда обнаруживает в своих мыслях, в своих глазах, в своих чувствах что-то за что нужно благодарить Бога и благодаря Его находит радость и утешение . Что тоже есть плод наказания ученика Учителем ... Слава Ему .
Надежда 9 июля 2015, 10:51
Наука психология как раз и легализует законы падшего мира. Как можно христианину брать на вооружение её сомнительные постулаты? Она и есть та "земная мудрость", которая - "вражда на Бога".
Наука спасения и наука жизни для нас - Святое Евангелие и весь Новый Завет. Слово Божие. Святоотеческое наследие. Увлечение мирской психологией может увести человека в оккультизм (сатанизм).
Психолог, ставший православным человеком, продолжает заниматься этой деятельностью уже не по убеждению, а по послушанию Богу, и все время ходит как по лезвию бритвы. Молится...
Елена 9 июля 2015, 10:27
о, я так давно ждала эту тему, а то уже ку-ку, сейчас как проглочу статью! и выздоровлю. правильная установка? все же ведь про Позитив говорят. Христос Воскресе! Максимальный позитив. Но когда мы ещё доберёмся? Наша сверхзадача не впасть в уныние и отчаяние.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×