Почему большинству из нас так плохо, когда по всем признакам должно было бы быть хорошо?
Если бы где-нибудь существовал добрый волшебник, я бы попросил его открыть людям самую большую тайну на свете: почему большинству из нас так плохо, когда по всем признакам должно было бы быть хорошо? У большинства из нас есть работа или иной источник постоянного дохода, есть, где жить, что есть, что пить, во что одеться, где развлекаться. Казалось бы, живи и радуйся, наслаждайся этим бытием! Нет! Куда ни посмотришь, везде нестроения, вражда, разлады, расколы, ненависть, гнетущее одиночество. Едва ли найдется в России человек, у которого совсем-совсем не было бы никаких скорбей, проблем, неприятных забот.
Болезнь под названием «плохая жизнь»
Отчего столько горя, боли, страданий в нашем мире, мире, задуманном быть прекрасным? Кто-то ответит мне: проблема — в плохих правителях, политиках, думающих только о своем кармане, во всеобщей коррупции, во вредных начальниках, сосущих «кровь» из подчиненных, в негодных соседях и знакомых, которые спят и видят, как бы нам напакостить. Большая проблема — в жене (муже), которая никак не хочет соответствовать моим представлением об идеальной женщине (мужчине), в детях, не желающих слушать моих советов или приказов, в родителях, которые «морально устарели» и, ничего не понимая в «текущем моменте истории», лезут со своими наставлениями.
Итак, одна из главных причин болезни под названием «жизнь плоха», на мой взгляд, есть хроническое недовольство всем и вся. Даже на фоне внешнего благополучия мы находим поводы быть недовольными. В первую очередь, конечно, недовольными своими близкими, родными людьми. Придирки, ссоры, конфликты, уходы к маме, наконец, катастрофа развода суть следствия синдрома хронического недовольства. Многие ходят на работу как на каторгу, потому что постоянно испытывают отрицательные эмоции по всем направлениям: содержание работы, ее условия и размер оплата, коллеги, начальники, подчиненные.
Что же стоит за недовольством, изрядно отравляющим нашу жизнь? И можно ли стать по-настоящему счастливым, полным жизни и всегда радостным? Можно ли быть всем довольным? Вот об этом давайте поговорим.
Духовная природа недовольства
Думается, что недовольство питают эгоизм, высокое мнение о себе, гордыня. Гордый, до крайности любящий себя, мнящий о себе высоко человек мерилом всего и вся ставит себя. Себя! Он — центр вселенной, он — знаток жизни, он — непогрешимый судия. Человеку, конечно, свойственно любить самого себя, свойственно считать самого себя авторитетом, свойственно прощать себе ошибки, недостатки и грехи. Но проблема в другом: человек считает свое мнение, свои взгляды, свои оценки единственно правильными. Себе-то он доверяет на все сто! Он не может ошибаться! Он всегда прав! А значит, он знает, как все в этом мире должно быть, как должны к нему относиться другие, как нужно строить жизнь.
Соответственно, недовольство кем бы то ни было и чем бы то ни было у такого возникает всякий раз, когда поступки других людей идут вразрез с той идеальной моделью устройства мира, которую придумал себе человек.
Например, я считаю нормальным, что, придя вечером домой, могу рассчитывать, что жена, которая пришла домой раньше меня, приготовит ужин. И тут выясняется, что она увлеклась интересной телепередачей и ужин не приготовила. Законный повод для недовольства и ворчания? Ну, как же! Еще какой законный, без всяких альтернатив! Почему? Потому что я точно знаю, что жена ДОЛЖНА поступить так, а не иначе. И если такие «фортели» с ее стороны будут происходить регулярно, я начну думать — а не поменять ли мне жену?
Жена тоже может «доставать» мужа придирками и нытьем, потому что у него маленькая зарплата, никаких перспектив карьерного роста, они до сих пор не могут купить машину, а еще он плохой помощник по хозяйству, уделяет мало времени ребенку и т.д. и т.п. Отчего же так? Оттого, что в идеальном мире, придуманном женой, муж должен соответствовать известной песне: «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл, был к футболу равнодушен, а в компании не скучен, и к тому же чтобы он и красив был и умен».
Или на работе: придирчивый начальник, который довольно жестко требует четкого исполнения функциональных обязанностей, кричит, угрожает, притесняет и прочая… Ушел бы, если б было куда. Но приходится, сжав себя в кулак, терпеть. Хоть деньги платит за работу.
Мы хотим изменить других, и когда это не удается, злимся, негодуем, расстраиваемся
Знакомые картины? Думаю, для многих из нас — да, знакомые. Мы хотим изменить мир к лучшему, но по той модели, которую сами считаем лучшей. Мы хотим изменить других, подстроить их под себя, и когда это не удается, злимся, негодуем, расстраиваемся. Какое уж тут счастье? Какая радость? Одно неудовольствие.
Что же делать? Ответ напрашивается сам собой: нужно не мир менять под себя, а себя менять под мир. Не пытаться приспособить других под себя, а себя приспосабливать к другим — в первую очередь к самым близким, родным людям. Однако это возможно, если мерилом «правильности» окружающего нас мира и людей буду не я, который не лишен недостатков, а Кто-то Другой. Абсолютный идеал, без малейшего пятнышка. И мы такой идеал имеем. Это Господь наш и Спаситель Иисус Христос.
Нужно разворачивать свою жизнь
Господь наш Иисус Христос принял человеческую плоть, стал таким же, как мы, человеком, кроме греха. Греха в Нем не было и нет. Всей Своей земной жизнью, Своим учением, наконец, Своими страданиями и крестной смертью, на которые Он пошел из любви к Своим созданиями, Он на все грядущие века засвидетельствовал великую истину: уподобиться, приблизиться к Богу можно только через самоотречение, через жертву, через любовь. Христос — это пример для подражания всем, кто хочет обрести счастье и в этой кратковременной земной жизни, и в жизни загробной, вечной.
Отчего любящий Христа человек доволен своей жизнью?
Отчего истинно верующий, любящий Христа человек доволен своей жизнью? Оттого, что видит в окружающих его людях образ Божий, видит Христа, Который есть любовь, мир, радость, блаженство. Верующий видит Христа в каждом человеке, каким бы внешне злым тот ни был. Верующий измеряет окружающий мир не собой, а Богом, Который заповедал любить всех, даже врагов, прощать любые обиды, не держать ни на кого зла, а искать всюду мир, покой и радость. И если христианину что-то не нравится, он не ропщет и не раздражается, проявляя смирение без ропота и недовольства.
Зачем это нужно человеку? Да затем, что он хочет уподобиться своему небесному Учителю и Отцу, сказавшему: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).
Чтобы обрести действительное счастье, нужно научиться у Христа кротости и смирению
Все просто! Чтобы обрести действительное счастье, радость — по слову Христа, «покой», — нужно научиться у Него кротости и смирению. Если это у нас получится, недовольство другими просто уйдет из нашей жизни.
Истинная вера разворачивает многое в нашей жизни на 180 градусов.
Мы были нетерпимы к проступкам других и прощали себе собственные духовные недуги? Вера делает нас нетерпимыми к своим грехам и побуждает прощать прегрешения ближних.
Мы находились в постоянном недовольстве — другими людьми, зарплатой, политикой, начальством, своей судьбой? А вот собой-то мы всегда были довольны? Вера открывает нам правду о самих себе: оказывается, это мы далеки от совершенства. Вера учит нас быть недовольными собой, своими гнилыми словами, поступками и мыслями — это единственный путь к примирению со всеми, путь, к которому призывает нас Христос.
«Отмучилась»?
Человек, обретая Христа, обретает источник нескончаемой радости. Только тот, кто всем своим существом припал ко Спасителю, может понять слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Нельзя радоваться, испытывая к кому-то или чему-то недовольство, неприязнь. Нужно все — недостатки, слабости, грехи других людей — покрывать любовью. Вот путь Христов. Причем путь к настоящей радости и счастью. Почему же? Да потому, что через прощение и любовь ко всем в душе человека водворяется мир, покой, тишина. Источник этого мира — чистая совесть.
Стремящийся ко спасению человек есть миролюбец и миротворец
Верующий, стремящийся ко спасению человек есть миролюбец и миротворец. Он всюду вокруг себя должен сеять мир, любовь, растрачивая теплоту сердца на примирение враждующих, соединение разделенных, водворение понимания среди непримиримых. Дается это поначалу трудно, ибо диавол сильно сопротивляется, но потом — все легче и легче, так как помогает Господь.
Сам Господь хочет, чтобы мы были именно так счастливы. Ведь Он — наш Отец. Разве может Отец не хотеть добра Своим чадам? Только мы, будучи свободными, сами решаем, хотим ли мы быть счастливыми или искать «счастья» в попытках изменить других по своим «лекалам». А ведь эти попытки всегда сопряжены с горьким напряжением, неудовольствием. Бывает, что человек всю свою жизнь проводит в скорбях хронического недовольства, в брюзжании и раздражении. Вот оттого и живется ему плохо. Бывает так, что когда умирает сварливая женщина, знакомые говорят о ней: «Отмучилась». Вроде того, что уж теперь Там, на Небе, она уж точно заживет припеваючи. Как же, своими страданиями заслужила вечный покой!
Думается, большая ошибка считать загробную блаженную вечность наградой за скорби и страдания в этой, земной жизни. Конечно, если внешне жизнь человека была скорбной, но внутри он обрел Христа, сроднился с Ним и все ниспосланные беды переносил стойко, с надеждою на помощь Божию, тогда, конечно, в Том мире его может ждать вечная радость. Но если скорбная жизнь человека стала прямым результатом хаоса в его душе, его непримиримого отвержения Бога, его веры в свою исключительную непогрешимость, то и Там он вряд ли успокоится, то есть упокоится с миром.
Радость Царства Небесного, уверен, начинает приобретаться еще здесь, на земле. Единственный путь к этой радости — это путь восхождения ко Христу, Которым измеряется весь окружающий мир и Которым одним приобретается благодушное, полное любви, отношение ко всем, кто встречается на нашем жизненном пути...
Лично я, зная всю эту "теорию", "на практике" постоянно спотыкаюсь об один и тот же пример: мой малолетний (3+ года) сын: его физическая жизнь постоянно зависит от моей (и жены, конечно). Но при этом он обладает "своей свободной волей", которая уже НИКАК не зависит от моей. Он в любой момент по любому поводу может заявить: "не хочу/не буду" того что нужно/необходимо/полезно сделать именно здесь и сейчас, или "хочу вот это (ненужное/неполезное/неуместное) именно здесь и сейчас!". Например, не хочу мыть руки после улицы перед обедом. Хочу продолжать играть уже и без того поздним вечером, когда уже итак имеет место "срыв режима дня". Не хочу ехать к врачу. Хочу съесть вот это! (что нельзя совсем или уже съедено в допустимом количестве). Продолжать не буду - думаю, понятно о чем речь.
Итак, вопрос ребром: что мне, христианину, знакомому и согласному со всей это "смиренской" теорией, делать во всех этих конкретных случаях? - "смиренно" выполнить все неразумные и неуместные требования неразумного еще чада, четко осознавая что это нанесет ему вред?.. Или "несмиренно" идти на конфликт и "настаивать на своем", подавляя или манипулируя (более или менее искусно и дипломатично) его незрелой еще волей в соответствии со своими представлениями о добре и зле, пользе и вреде, любви и нелюбви?.. - ведь просто "абстрагироваться" от него я не могу - его физическая жизнь во всем зависит от меня непрерывно, он просто непременно физически погибнет, если я "абстрагируюсь" от него и связанных с "его свободной, но незрелой воле" проблем.
И как мне пребывать в благодушии, раз за разом преодолевая сопротивление и конфликты подобного рода ?.. - научите меня: честное слово, буду безмерно благодарен тому, кто в самом деле сумеет ...
Только не кормите меня "голой теорией" и "святыми отцами" - я их чту и уважаю, но если вы сами, лично, не обрели _практический_ опыт применения советов "святых отцов" в описанных мной ситуациях, то тогда пожалуйста не трудитесь давать мне теоретические советы - не надо, прошу вас...
У каких сектантов? Разве Господь не призывал радоваться? Для кого тогда солнце, небо, цветы, жизнь, в конце концов? Для радости человеческой. Простой и бесхитростной.
Не буду давать ссылки на Евангелие, здесь есть люди, которые знают их наизусть, и если надо, приведут.
Автор не отрицает, что в жизни много скорбей. Просто не надо на них зацикливаться, надо посмотреть вокруг себя. Что теперь, ходить и баюкать свои проблемы? Сила христианина заключается в том, чтобы уметь радоваться жизни,несмотря на её тяжести.
Уважаемые, может, я что-то не понимаю, но...
Каждый человек создан по образу и подобию Божию со своими искрами талантов. Во всех есть Божие начало, мы Его творение, но попорченное первородным грехом, и нашей волей. Поэтому-то святые и видели надежду спасения в каждом грешнике, а главное и Сам Христос - все изначально созданы Любовью.
Кротость и смирение само приходит, когда человек возвращается к Богу. Начинает себя осознавать, анализировать, что он и откуда взялся, Кому обязан фактом существования.
Думается идёт борьба другого рода. Каждый ищет счастье, потому, что человек для счастья создан. И когда находит истbнный Источник этого счастья, то начинает жить по "правилам техники безопасности" (по заповедям), что бы не потерять найденное.
Вроде статья правильная, но какая-то механическая (извините), вроде все должны исполнять смирение.
Конечно у каждого свой опыт узнавания Бога.
Очень согласна с иеромонахом Авелем.
Верующий видит в каждом Христа, всё верно Артемий сказал.
Вы разве не слышали, что каждая душа христианка?!
Здесь, в этом мире, нам нужно сделать выбор между Богом и безбожьем.
Если в человеке не видеть Христа, значит отказать ему в возможности придти к Богу. Кто, кроме Бога, может сказать, что этот человек лишен шанса быть с Ним? Разве не сказано - "не судите", "будте кроткими", "убейте в себе гордыню"?
Верующий обязан в своих воззрениях следовать этим заповедям, а значит, верующий обязан проявлять Любовь ко всякому живому человеку, как имеющему шанс от Бога на исправление. А если человек может исправиться, значит он может стать братом во Христе. Не боитесь ли Вы, Галина, неправедно осудить своего возможного близкого, который еще не осужден Самим? Ведь Бог живёт вне времени, а значит, даже Он понимает, что очищение души может произойти на смертном одре, какое произошло с одним из разбойников.
Проявляйте Любовь даже к богохульникам и злодеям, это единственная дорога к Богу, в т.ч. для них.
осневших в страстях и скорее желает уйти на покой.
А мы в обычной нашей жизни делаем все с точностью до "наоборот": брюзжим и ропщем, на молитву времени не хватает, и даже перед трапезой забываем хоть мысленно возблагодарить Бога за земные дары на нашем столе....
Спасибо автору, что напомнил нам об этом замечательном рецепте счастливой жизни!
Как сложно нам понять по жизни,
Что вот в природе: солнышко иль тучи прибывают,
У нас по жизни взлёты и паденья,
Тоже уж бывают.
Здоровье есть, иль вот его и нету,
Что радость в нас всегда должна уж прибывать,
И благодарить должны мы все Отца.
За то, что мы живём, и время есть уж всё исправить.
И тем, кто сильно слаб и не доволен, что не понял и сильно,
вниз упал, вы руку протяните, и просто вы с любовью помогите,
и прибывайте в не сужденье, вы к слабостям других.
Ведь может так случится, что сами ниже упадёте.
А лучше, в радости вы прибывайте и в любви,
и слабому по жизни помогите.
Спаси Господи!
(3 ангела)
"...Жизнь действительно скорбная. Многим семьям действительно не хватает средств на самое необходимое, у многих нет своего жилья. На работе часто начальство притесняет и нет возможности найти другу работу. Власти наши российские тоже, кхе-кхе, ладно не будем... Трудно терпеть, тем более,что надежды-то особой на улучшение жизни нет..."
Дорогой Дмитрий, в качестве робкого совета предлагаю Вам способ борьбы с такими мыслями: поезжайте в любой крупный город на европейской части России, и стоя на любом перекрестке читайте номера украинских машин. АН - это донецкие машины, ВВ - луганские. Думаю, что если Вы помолитесь за людей, которые едут в этих машинах на работу, находясь в другом городе и в другой стране, Вы обязательно порадуетесь тому, что сами написали.
И, где такая позиция записана в Евангелии? Такие слова есть: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин.16:33).
Да верно написано и о радости о Господе, и пути восхождения к Христу. Но путь этот ой как труден и скорбен. Скольких лет он (путь восхождения) стоил великим подвижникам. Да и учить других идти путем восхождения великие подвижники начинали только тогда, когда сами достигали чего-то на этом пути, да еще с большой осторожностью.
Дай Бог автору точности мыслей и слов, особенно, когда затрагиваются серьезные духовные темы.
Привычка к недовольству - во многом просто неблагодарность, а это грех, который трудно в себе заметить.
Ещё ложная установка, что надо мучиться, чтобы спастись. Смотря как мучиться...
Сотрудницы на моей бывшей работе,имеющие очень высокий материальный уровень(заграницы, внедорожники , свои дома)
постоянно изнывали от злобы, ненависти и зависти, необходимости заливать это крепкими напитками .
Однажды я услышала от начальницы фразу " ох как мне плохо, хочется кого-нибудь убить" "Понимающая" подчиненная сразу отреагировала " Ну если станет легче-убейте" Абсолютно серьезно...
Соответственно устраивали вечную травлю выбранной жертвы.
Я поначалу не понимала причин.
Но постепенно пришла именно к выводам, вышеизложенным в этой теме. Это духовный голод "блудного сына", когда уже готов есть и со свиньями из корыта...а все голоден, все мало!!!
Если уж христиане страдают от недовольства и уныния( безусловно) , хотя и борются с этим, что говорить о убежденных атеистах. Страшно...
Нужно отличать скорби, ниспосылаемые для исправления и испытания, и скорби, вызванные собственной дуростью.
Это автор упустил. Но он прав в том, что гордость действительно в нашем сознании взращивает мнение о том, что мы достойны счастья как чего-то ДОЛЖНОГО. Это происходит от самости: человек сам определяет свои цели, сам их достигает, сам полагает чего он достоин, а чего нет, меряет всё по себе -- это подмечено верно.
Благодарю за нелишнее напоминание.