О Франции, Православии и французах

Зарисовки с Лазурного берега

  

Русский исход и полезный ропот братии

Наш приход для совершения регулярных богослужений арендует храм святого Рока в историческом центре Канн. Так получилось, что летом 2013 года мы были вынуждены покинуть родной Архангело-Михайловский храм – его по суду передали группе граждан, решивших тогда быть независимыми от канонического Православия. И вот практически все прихожане перешли из утраченного храма сюда, к святому Року. Поначалу было неуютно без привычного имперского благолепия старинного русского храма, который строили Романовы и высший свет Российской империи. На Горнем месте мы ставим большую репродукцию уникальной мозаики Отрока Пантократора из Нижней Ореанды, что преображает алтарь. Но, видимо, недостаточно, так как однажды возник ропот от прихожан, что кроме священников у нас ничего православного нет. Пришлось быстро решать не совсем ясный вопрос – как-то преобразовывать интерьер храма святого Рока на православный лад, притом не нарушая внутреннего вида этой муниципальной собственности и не причиняя неудобств католикам. Решение было найдено в виде создания переносного иконостаса под мрамор из фанеры на основании уникальной фотографии иконостаса, предоставленной Щигровским Свято-Троицким братством. Цветовая гамма дубового иконостаса и его размеры были переделаны под интерьер храма святого Рока.

    

В течение десятка обеденных перерывов иконостас был сделан. Прихожане из Буковины привезли подсвечники. И теперь наши богослужения проходят более привычным для православных образом.

Борис

В Православии французы находят естественность, его соответствие человеческой душе

На листовке о нашем приходе – десяток флагов: флагов тех стран, откуда наши прихожане. Естественно, есть и французы. Последний из обратившихся – Борис, для которого Православие стало сознательным выбором, впрочем, как и для других его соотечественников – наших прихожан. На примере воцерковления Бориса можно видеть, как немного изменилась обычная последовательность чтения у новообращенных: ранее: Евангелие – святитель Феофан Затворник – отцы Церкви; сейчас: Евангелие – «Несвятые святые»святитель Феофан Затворник – отцы Церкви. Борис уже на третьем пункте. Что влечет французов к Православию – тема отдельная и большая. Один известный французский православный священник ответил знакомой фразой Тертуллиана: «Душа человека – христианка». Наверное, в Православии французы находят естественность, его соответствие человеческой душе. Французская психоаналитик Франсуаз Дольто в своих беседах «Автопортрет психоаналистки» пришла к заключению, что наибольшее воздействие на подсознание оказывает Православие.

Афонский Солан и «Голос России»

В километрах сорока от Авиньона, среди виноградников, полей и лесов находится замечательный женский монастырь Солан

В километрах сорока на запад от Авиньона, среди виноградников, полей и лесов находится замечательный женский монастырь Солан – метохия афонского монастыря Симона Петра. Основателем и духовником монастыря является архимандрит Плакида (Дессей), один из крупнейших патрологов Католической церкви, перешедший в Православие. Половина матушек – француженки, половина – иностранки, монастырь франкоязычный. Монастырь является ведущим во Франции в области биологически чистого сельского хозяйства, проводит конференции и образовательные курсы; вождь биоагрикультуры во Франции агностик Пьер Раби официально является другом монастыря. Монастырь выпускает около десятка сортов вина. Во дворе монастыря сейчас заканчивается строительство храма. Православные французы селятся поближе к монастырю в соседнем городке Кавиярг (Cavillargues) и в округе. В Кавиярге голландцы Мартин и Сесиль принимают у себя паломников. Они пришли к Православию через Достоевского, а благодаря книге отца Тихона «Несвятые святые» увидели, что Россия – не враг, а напротив. Их соседка француженка Лоранс – также прихожанка Солана, художница и музыкант, свободно владеет русским языком. Кроме Лоранс в Солане русского ничего нет, поэтому тем более было удивительным узнать, что в Солане есть прихожане, которые пользуются одним единственным СМИ – российским радио «La Voix de la Russie» – «Голос России»…

Священник Антоний Одайский Священник Антоний Одайский
Мы любим ездить в Солан как приходом, так и семьей – дети просто обожают этот монастырь и его матушек, которые очень хорошо умеют заниматься гостями и детьми. Однажды мы поехали туда с монахинями из известного российского монастыря и нашими прихожанами. Как обнаружилось, наш прихожанин недолжным образом подошел к Причастию, и вразумление пришло быстро: на обратном пути он уснул за рулем именно на участке трассы, где нет предупредительного бугристого покрытия по краям дорожного полотна, машина стала потихоньку выходить к краю дороги на высокой скорости, как вдруг все проснулись у самого края и движение машины выправилось… Так мы были спасены в присутствии преподобных душ, а этот раб Божий всё понял и к тому же больше не надевает футболку с символикой «Правого сектора».

Отец Никодим и последнее упование арабов

В Ницце у нас есть хороший товарищ отец Никодим, ливанец, иконописец. Батюшка каждое лето уезжает в продолжительные паломничества. В прошлый раз он побывал в России, посетил множество святынь. Молился он и у матушки Матроны в Москве. Он ей особо молился о своей племяннице. Прошла неделя, батюшке звонят родственники из Ливана и сообщают, что племяннице сделал предложение один молодой человек. Батюшка очень был рад и, кажется, даже удивлен, что так быстро блаженная всё управила. Не мог он не рассказать о волнении и смятении из-за войны у них на Ближнем Востоке. И подытожил отец Никодим, ливанец, православный священник, потрясающе: «Наше последнее упование – это Путин». Дословно.

Лента святого Георгия

Русский приход за рубежом – это не только приход, но еще и кусочек русского мира, привлекающий людей с традиционными взглядами

По соседству с нашими помещениями при храме святого Рока находится один из муниципальных отделов. Однажды к нам спустился один из его сотрудников, бывший военный, который служил в Косово, и попросил «ленту святого Георгия» для личного ношения, которая и была ему подарена. Было видно, что он хочет поделиться своими мыслями о происходящем в мире и в России. Он впечатлен крестным знамением министра обороны РФ Шойгу перед началом парада Победы. Он понимает, кто есть настоящий друг Франции, а кто ее лишь использует. Он теперь понял своего друга – серба из Косово, который раньше предлагал ему представить, что над мэрией вдруг начнет развиваться не государственный флаг, а другой. Слава Богу, что он не одинок в своих взглядах.

Русский приход за рубежом – это не только приход, но непроизвольно еще и кусочек русского мира, привлекающий людей с традиционными взглядами.

Святыни на Лазурном берегу

В Провансе известно около 50 святых I тысячелетия, до отделения Римской церкви. Здесь есть множество православных святынь (промыслительно утащенных крестоносцами из Византии и тем самым спасенных от уничтожения в Турции): мощи святой Марии Магдалины в ее гроте Сан-Бом, стопа апостола Андрея Первозванного в Авиньоне и множество других.

Здесь, на Лазурном берегу, в Приморских Альпах, мы знаем о 12 местных святых I тысячелетия: это мученик Понтий в Симие над Ниццей (III век), епископ Арментер в Антибах (V век), прозорливый целитель отшельник Хоспис в Вильфранше (VI век) и девять преподобных и святителей Леринского монастыря на острове напротив Канн, во главе с его основателем святым Гоноратом, епископом Арльским. Леринский монастырь по своей духовной и культурной значимости для Галлии был сопоставим с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами для Руси.

Святому Гонорату несколько лет назад был написан акафист в Женеве. Мы его перевели на русский язык и теперь пользуемся этим параллельным акафистом, когда ездим в пещеру преподобного близ Канн, в которой он подвизался до переселения на Леринский остров, где впоследствии при нем возник монастырь. Неделю назад наши прихожане из Минска Андрей и Светлана привезли в наш храм икону святого Гонората. Мы стараемся примерно раз в месяц совершать паломничество или поездку с приходом, что хорошо объединяет прихожан.

Помимо местных, есть святыни «странствующие». Совсем недавно нас посетила группа священнослужителей и казаков, привезших из Оренбурга чтимый список Табынской иконы Божией Матери. Почтить известную святыню собрались православные из Канн, Ниццы, Антиб, Ментона и княжества Монако.

Икона путешествует уже четвертый год, в тот же вечер батюшки и казаки поехали дальше, в Италию и потом на Родину.

Экуменизм обычный и наш «экуменизм»

Общепринятая идея на Западе – экуменизм. В Каннах экуменизм развит особенно сильно, как межхристианский, так и межрелигиозный. Мы с самого начала, с первых приглашений на экуменические мероприятия сообщили о непреодолимых канонических препятствиях у православных для участия в экуменизме. В личных беседах с католическими священниками, знакомыми католиками мы также сообщили о специфике межхристианских отношений, например на Западной Украине. Они с удивлением и не без смущения узнали, что совсем недавно, в новейшую историю Церкви, там было уничтожено три православные епархии верными римского престола при его молчаливой отстраненности. Но приглашения продолжаются, мы продолжаем их отклонять.

Самое значимое и яркое экуменическое мероприятие в Каннах – фестиваль «Vivre ensemble» – «Жить вместе». В течение фестиваля сотни каннских священнослужителей и верующих различных религий проводят совместные встречи, обмен опытом и т.п., а наиболее выразительным и зрелищным является совместное шествие плечо к плечу за руки христианских священнослужителей, бонз, раввинов, муфтиев и других по знаменитой набережной Круазетт. Единственные, кто отсутствует, – это православные.

Тема новомучеников Российских и гонений на Церковь в СССР малоизвестна на Западе, и это надо исправлять

В прошлом году мы решили использовать Неделю межхристианского единства, инициируемую Ватиканом, для «своих» целей. В тот раз каннские христиане решили в течение недели посещать церкви и общины друг друга и проводить там совместные молитвы, выступления и т.п. Мы же по благословению священноначалия (и памятуя положение 4.10 «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию») предложили свой вариант: у себя в святом Роке мы подготовили конференцию, посвященную гонениям на Церковь в СССР, о чем сообщалось на вашем сайте. Мы сделали выступление, вручили раздаточные материалы, показали кадры кинохроники, и полсотни собравшихся каннских христиан были ошеломлены от узнанного, задавали вопросы после доклада и рассказов, не спешили расходиться, снова задавали вопросы на выходе. Тема новомучеников Российских и гонений на Церковь в СССР малоизвестна на Западе, и это надо исправлять.

    

Делайте с Европой, что хотите

По соседству у нас есть католический приход, на котором организована продленка. Сара де Кастельбажак – коренная француженка, активная католичка – там воспитательница и решила пройти муниципальные курсы, чтобы получить диплом и необходимые допуски для работы с детьми. Дама – в шоке. На курсах много говорят о сексе детей, например если детки занимаются сексом, то их нельзя беспокоить, но потом отвести девочку в аптеку, где ей дадут пилюльку.

Думается, с Европой можно будет делать что угодно. И если в Европе совсем утвердится некая сила, то она и сделает с этой территорией и ее населением что угодно.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Праздник музыки на руинах веры Праздник музыки на руинах веры
Записки из французской провинции
Праздник музыки на руинах веры Праздник музыки на руинах веры,
или Размышление «о соли, потерявшей силу»

(Записки из французской провинции)
Ирина Норман
«А у нас в современной церкви уже не исповедуют и проповедей с амвона не читают – это всё в прошлом», – то ли с горечью, то ли с гордостью сказала старушка…
Уроки французского Уроки французского
Людмила Лаврова
Уроки французского Уроки французского
Людмила Лаврова
Сколько противоречивых трактовок происходящих во Франции событий прозвучало за последние недели в самых разнообразных средствах массовой информации по всему миру!
«Православие во Франции имеет большое влияние» «Православие во Франции имеет большое влияние»
Беседа с игуменом Василием (Паскье), прозвучавшее в июне в радиопрограмме Сретенского монастыря «Церковь и мир»
Когда я пошел по пути православия, когда принял сан монашества, я себя отдал Богу. Это aventure, приключение, и привело меня в глубину России, в Чувашию.
Комментарии
Владислав12 июня 2015, 14:42
Дмитрий, спаси, Господи, Ваш приход! Будем молиться и верить, что храм вам вернут! И даже если нас изгонят отовсюду, то быть православными или нет, зависит только от нас.
Дмитрий10 июня 2015, 10:56
Я сам - прихожанин Каннского православного прихода отца Антония Одайского. Во Франции живу уже много лет. Мне кажется, нельзя составлять идею о "бездуховности" Европы,исходя из отдельных, вырванных из контекста сведений, отбирая из них самые негативные. Негатив можно найти где угодно. Точно также, путем отбора негативной информации, порой создается образ русских - якобы агресивных, лживых, мафиозых... Никому из нас это не нравится. Не будем идти теми же стопами. Утверждаю, что во Франции описанная "бездуховность" и пр. отнюдь не являются нормой жизни. С уважением, Дмитрий
тамара10 июня 2015, 00:47
дорогие братья и сестры,держитесь веры православной и укрепляйтесь.Бог вам в помощь.
Алла 9 июня 2015, 18:39
Жалко французов, жалко вымирающую духовно Европу, где в храмах проводят концерты и из которых делаю мастерские, рестораны и гостиницы, жалко ушедшую в небытие Византию, в святой Софии в Стамбуле стали совершать по пятницам намаз, и еще 8 христианских православных церквей в Турции - именно названных Софией- Премудростью Божией - превращены в мечети, жалко Палестину, Сирию, Египет, все то, что было в первые века центром и оплотом христианства, давших миру стольких подвижников веры, где зародилось монашество.Бал начал править нынче сатана с адептами уже повсеместно. По многим местам уже видна мерзость запустения. Не удивительно, что на Россию обращены сейчас взоры любящих Господа. Пока православие в России еще бьет живительным источником, то здравомыслящие люди по всему миру будут еще иметь возможность прикоснуться к нему,не отравиться воздухом "свободы" и не пресытиться до смерти "благами цивилизации", а глотнуть воды живой и поделиться с окружающими во тьме сидящими, а думающими, что в свете самом что ни на есть светлом пребывающим и зазывающим уже настойчиво туда же. Остается одно - быть твердыми в вере, учиться самим и учить детей основам веры православной и молится Богородице и Господу нашему, чтобы милостью своей не оставили нас, не иссяк и этот последний источник, чтобы люди смогли освободится от дурмана мракобесия и повернуть вспять от пропасти погибели. Дай Бог нам сил, терпения и любви. Святые угодники Божии, молите Бога о нас грешных
Виктория Панкратова 9 июня 2015, 15:49
"В Православии французы находят естественность, его соответствие человеческой душе." Хорошая статья, которая описывает полярную ситуацию в духовном мире Франции. Каждый раз, когда тянет с Родины, куда-то, где мне хорошо душой - вспоминаю, что царственные мученики остались дома.)И наш А.С. Пушкин никогда бы не сменил отечество. Спаси, нас Бог!
Николай 9 июня 2015, 10:33
Что за иконостас? Где царские врата, северные, южные... где завеса? Это, скорее не иконостас, а его полное отсутствие.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×