Что ответить Стиву Джобсу, или Снова о слезинке ребенка

В издательстве «Никея» вышла книга Александра Ткаченко «Исправитель зла. Почему в мире столько страдания, если Бог нас любит?». С любезного разрешения «Никеи» портал Православие.Ru публикует главу из этой книги, посвященную вопросу оправдания зла в нашем мире. 4 июня в культурном центре «Покровские ворота» (Москва, ул. Покровка, 27, стр. 1) в 19:00 состоится официальная презентация данной книги, на которой будет присутствовать автор.

Обложка журнала «Life» (12 июля 1968 г.) Обложка журнала «Life» (12 июля 1968 г.)
    

Как Стив Джобс относился к религии? Многие знают, что создатель Apple был практикующим буддистом. Но так было не всегда. В официальной биографии предпринимателя, написанной известным американским журналистом Уолтером Айзексоном, есть интересный рассказ:

«Пол и Клара не были истово верующими людьми, но хотели дать сыну религиозное воспитание и поэтому по воскресеньям брали его с собой в лютеранскую церковь. Но когда Стиву исполнилось тринадцать, он туда ходить перестал. Джобсы выписывали журнал Life; на обложке июльского номера за 1968 год была фотография голодающих детей из Биафры. Стив принес журнал в воскресную школу и спросил пастора:

— Если я подниму палец, узнает ли Господь, какой именно из пальцев я хочу поднять, еще до того, как я сделаю это?

Пастор ответил:

— Ну разумеется, Господу все известно.

Джобс показал снимок из Life: Знает ли Господь о том, что эти дети голодают?

Тогда Джобс показал снимок из Life:

— Знает ли Господь о том, что эти дети голодают?

— Стив, я понимаю, что тебе трудно в это поверить, но Господь знает и об этом.

Тогда Джобс заявил, что не хочет верить в такого Бога, и никогда больше не бывал в церкви».

Стив Джобс в детстве Стив Джобс в детстве
Будущий создатель империи Apple знал, о чем спросить. Таким вопросом можно «закрыть тему» в разговоре с любым священником, даже самым умным и образованным. И совсем не потому, что на него невозможно ответить. Просто есть действия глубоко безнравственные по своей сути, хотя внешне они могут выглядеть вполне пристойными и благочестивыми. Например, сесть на лавочку в храме и терпеливо рассказывать тринадцатилетнему подростку, почему Бог допускает страдания голодающих детей в Биафре, это примерно то же самое, что объяснять ребенку, почему вполне себе нормальные дяди и тети средь бела дня проходят мимо человека, неподвижно лежащего на тротуаре лицом в асфальт. Пастор мудро поступил, когда не стал спорить с юным Стивом Джобсом. Потому что любой его ответ прозвучал бы в той ситуации как циничная попытка оправдать несправедливость, объяснить, что она не так уж и несправедлива, что есть, мол, и в ней своя правда. Нельзя позволять своей, а уж тем более чужой мысли идти по этой кривой дороге.

Известный русский философ и психолог Семен Людвигович Франк писал:

«Объяснить зло значило бы обосновать и тем самым оправдать зло. Но это противоречит самому существу зла, как тому, что неправомерно, чего не должно быть. Единственно правомерная установка в отношении зла есть — отвергать, устранять его, а никак не объяснять и тем самым узаконять и оправдывать».

Увидел зло — попытайся ему противостоять; не можешь этого — плачь и молись о тех, кто от него страдает, о своем бессилии помочь

В сущности, Франк описывает здесь нормальное для любого христианина отношение: увидел зло — попытайся ему противостоять; не можешь этого сделать — плачь и молись о тех, кто от него страдает, о своем бессилии помочь, о том горе, которое оно принесло другим людям и тебе самому, сколь бы далеко от тебя оно ни случилось. Потому что все люди на Земле — потомки Адама и Евы, а значит, нет на свете чужой беды. И когда где-то там, на другом конце Земли, умирают от голода дети, ты всегда знаешь или хотя бы чувствуешь, что это голодают твои маленькие братья и сестры, что это беда твоей семьи, а значит, и твоя тоже.

Возмущаясь несправедливостью, человек поступает абсолютно нормально, в полном соответствии со здоровыми силами души. А вот оправдывать свое безразличие к творящимся вокруг мерзостям «христианским смирением» и сложными богословскими схемами способен лишь тот, кто сам давно уже стал безразличен к несправедливости и злу как в мире, так и в самом себе. Праведный Иов, например, не стеснялся возмущаться в ответ на действия Бога, несправедливые, с его точки зрения: …Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда (Иов 19:67). В этом смысле Стив Джобс, несмотря на юный возраст, оказался куда честнее и тоньше многих своих современников, которым подобные вопросы были попросту неинтересны. Однако есть в его поступке существенное отличие от позиции праведного Иова. Библейский праведник, потеряв в буквальном смысле все, чем обладал, — детей, богатство и даже здоровье, — кричит, возмущается, требует у Бога объяснений происходящему. Но его возмущение обращено именно к Богу как к единственному источнику возможного ответа. И в голову не приходит ему сказать: «В такого Бога я верить не хочу». Потому что другого Бога быть не может, а значит, нужно выяснить отношения с Тем, Кто есть. Логика тут проста и очевидна: если у тебя претензии к Богу, выскажи их Ему, а не своим соседям по подъезду.

Серьезные вопросы всегда нужно задавать по правильному адресу. Иначе вместо ответа рискуешь получить стандартный набор благоглупостей, все объясняющих, но не дающих пищи ни уму, ни сердцу. Христианские подвижники так же, как и ветхозаветные пророки, не боялись задавать Господу «неудобные» вопросы.

Так, основоположник монашества преподобный Антоний Великий спрашивал Бога примерно о тех же вещах, которые волновали Стива Джобса:

«Господи! отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?»

Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно

Такие вопросы не могли родиться в равнодушном сердце, и вовсе не апатичная, удовлетворенная мертвыми логическими построениями душа болела от них. Но Антоний Великий не стал обсуждать мучившую его проблему с другими монахами. Подобно праведному Иову, он надеялся отыскать ее решение не в богословской дискуссии, а в молитве. И Бог ответил. Правда, ответ этот был неожиданным и совсем не похожим на то, чего обычно ждут люди в подобных случаях: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно».

Кстати, праведный Иов тоже услышал нечто похожее:

«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. … Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 38:4; 40:3–9).

И тот, и другой ответ, по сути, сводятся к известному всем еще с детства тезису — «не твоего ума дело». Но странная вещь: почему-то оба вопрошавших остались полностью удовлетворены таким необычным объяснением, полученным от Бога. А причина этому, наверное, вот в чем. Вопрос о невинных страданиях детей или взрослых мучает человека вовсе не потому, что наш разум не может логически совместить эти страдания с существованием всемогущего и всеведущего Бога-Любви. Это было бы еще полбеды — ну мало ли чего не получается понять при помощи логики. На самом деле мучительно здесь другое.

Ткаченко Александр. Исправитель зла. Почему в мире столько страдания, если Бог нас любит? М.: Никея, 2015. Ткаченко Александр. Исправитель зла. Почему в мире столько страдания, если Бог нас любит? М.: Никея, 2015.
За хрестоматийной карамазовской «слезинкой ребенка» или обложкой журнала Life в руках Стива Джобса скрывается куда более трагический вопрос: неужели Бога все-таки нет в этом безумном мире? Неужели все эти невинные страдания абсолютно бессмысленны и являются всего лишь неоспоримым свидетельством того, что наш мир — сирота?

Истории подобного рода — пророков, святых, Ивана Карамазова, Стива Джобса — можно было бы свести к одному общему возгласу: «Господи, да есть ли Ты вообще, раз вокруг происходит весь этот кошмар?» Именно об этом, и только об этом, спрашивали все они в конечном итоге. Все прочее — лишь конкретные обстоятельства, рождавшие этот вопль к Богу у самых разных людей во все времена. Но что же нужно было ответить тогда Стиву Джобсу на его «проклятые вопросы»? Ровным счетом ничего. Потому что отвечать на них с полным правом может только Бог. Антонию Великому и праведному Иову Бог ответил, и они успокоились: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя (Иов 42: 5).

Стив Джобс тоже слышал о Боге, но ответа не получил и ушел разочарованным. Потому что спрашивал о причинах зла в мире не у Того, Кто один только и может ответить. И вовсе не пастора он поставил тогда в тупик своими вопросами, а самого себя на долгие годы. Никакой пастор, священник, богослов не в состоянии объяснить, почему в этом мире страдают и умирают в муках дети. Любое объяснение будет подменой того самого главного Ответа, в котором Бог открывает Себя человеку. Только нужно обязательно спрашивать Его, нужно обращаться к Нему, даже если ты считаешь, что «в такого Бога верить не стоит». Говори Ему и об этом тоже, возмущайся, сердись, как это делал праведный Иов, но — спрашивай, спрашивай Бога о том, что не дает тебе жить спокойно! Потому что других способов получить ответ на «проклятые вопросы» попросту не существует.

Александр Ткаченко

Ткаченко Александр. Исправитель зла. Почему в мире столько страдания, если Бог нас любит? М.: Никея, 2015. С. 74–79.

2 июня 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Евгений30 декабря 2015, 16:14
Ответ на вопрос "почему Бог попускает страдания детей?" есть у Святителя Иоанна Златоуста в Беседе 9 на Евангелие от Матфея (http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/9).
Рассуждая, почему Бог попустил Ироду убить вифлеемских младенцев, Святитель Иоанн Златоуст говорит:
"Многие очень неразумно судят об этих детях, и возмущаются несправедливостью их избиения, причем одни выражают свои сомнения довольно скромно, а другие с большой дерзостью...
...почему, скажешь ты, Бог попустил это? Что же нам ответить на этот вопрос?
Укажу вам на то самое правило, о котором я непрестанно говорю и в церкви, и на торжище, и во всяком месте, — правило, которое, — желаю я, — чтобы и вы тщательно соблюдали, поскольку оно дает нам решение на все подобные недоумения. Что же это за правило? В чем оно заключается? То, что обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Чтобы такой загадкой не смутить вас еще более, я сейчас же и разрешу ее.
Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды.
Итак, те, которые кажутся обиженными, не обижены на самом деле, если только все несчастья переносят с мужеством; напротив, еще более приобретают, получают ли удары от самого Бога, или от дьявола. Но какой грех имели младенцы, скажешь ты, который должны были смыть своей кровью? Вышесказанное справедливо ведь можно применять только к людям возрастным, которые много согрешили; но те, которые претерпели столь безвременную смерть, какие грехи загладили своими страданиями? Но разве ты не слышал сказанного мной, что если нет грехов, то за здешние страдания там воздается награда? Итак, какой урон понесли дети, умерщвленные по такой причине и скоро достигшие покойной пристани? Ты скажешь, что они совершили бы многие, а может быть, и великие дела, если бы продолжилась их жизнь. Но Бог не малую предлагает им награду за то, что они лишились жизни по такой причине; иначе Он и не попустил бы ранней их смерти, если бы они могли сделаться великими. Если уже Бог с таким долготерпением попускает жить и тем, которые всю жизнь проводят во зле, то тем более не попустил бы умереть так этим детям, если бы предвидел, что они совершат что-либо великое.
Таковы наши основания; впрочем, это не все, но есть и другие сокровеннейшие, которые совершенно знает только Сам устраивающий это..."
р.б. Алексей17 июня 2015, 17:32
Заканчиваю читать книгу Александра Ткаченко. Должен доложить, что в книге есть ответы на все вопросы, а вышеприведенный отрывок, насколько я понял автора, дан для предотвращения очерствения. И он должен читаться в сопровождении других глав, а не по отдельности, на мой взгляд.

Если целью редакторов портала было взять именно тот отрывок, который привлечет к прочтению всей книги, то цель ими успешно достигнута!

От себя добавлю, что, несмотря на поднятые очень сложные вопросы, книга читается легко и с интересом. Иногда идут повторения (видимо, связано с тем, что книга составлена на основе журнальных статей автора). Всем советую!


Ольга10 июня 2015, 17:45
Дети в Африке и других странах голодают потому, что существует капитализм,который в погоне за прибылью готов пойти на любое злодеяние. В данном случае-это грабеж колоний,отчего и случается голод у африканских детей.А также пастор не смог ответить Джобсу ничего потому,что нечего ему было ответить-христианство и капитализм - вещи не совместные.А пастор в этой системе участвует, чтобы научить паству не завидовать,а то не ровен час - захочет паства равноправия и затрещит по швам весь мир хищников- капиталистов.Тогда-то и не будет голодных и умирающих детей.А остальное всего лишь словоблудие.
Евгения 9 июня 2015, 14:08
Книга Александра Ткаченко навевает ассоциацию с разговором с попутчиком в поезде из Москвы в Иркутск.
Разговор о главном.
Кстати, железнодорожного маршрута из Москвы с конечной остановкой в Иркутске не существует, поезда идут дальше.
Антон 9 июня 2015, 10:04
Хорошая статья.
прохожий 7 июня 2015, 18:13
Ответ данный через ангела Антонию Великому: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно» имеет комментарий Святителя Игнатия Брянчининова (Отечник 195), а именно:
"Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то, что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностию действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к богохульству, к ересям и безбожию."
Иоанна (другая) 6 июня 2015, 12:47
Иоанне.
Одно дело, страдания как следствие греха: грех и не может принести ничего иного, как страдание. И здесь, и в вечности. Греховный плод, сладкий с виду, даёт ГОРЬКОЕ НАПОЕНИЕ (из Канона Андрея Критского).
В вопросе же юного Джобса говорилось о других страданиях, страданиях БЕЗВИННЫХ младенцев. Почему они страдают? Трудно ответить на этот вопрос в рамках протестантской конкретики. Здесь ТАЙНА Божьего Промысла о каждом живущем. Разве страдают только от голода? Каждому отпущена своя мера страдания, не всегда столь очевидная для других, как в случае с голодными африканскими детьми.
Иоанна 5 июня 2015, 07:36
Если бы не было другой, вечной жизни, то страдания в этой временной жизни можно было бы считать злом. Но с точки зрения Вечности страдания могут уберечь человека от греха или стать местом подвига и достижения святости. Разве каждый христианин не сталкивался в своей жизни с тем, что мучение совести, моральные страдания от совершенного греха бывает сильнее, чем физические страдания? Разве мы не видели примеры, когда греховный образ жизни, например, блуд, вместо радости дает депрессию? Разве мы не видели людей, которые в болезни, старости имели чистую совесть и мир с Богом и от этого были счастливее нас с вами, молодых и здоровых? Жаль, что родители Стива Джобса не объяснили ему этих христианских основ, жаль, что он не хотел (по видимому) это принять...
Котофермер 5 июня 2015, 06:22
Может США скажет, давайте всем миром поможем какому-нибудь Гондурасу безвозмездно. (Безвозмездно это совсем бесплатно, не просто тратя свои бабки, а даже не получая никакой с этого выгоды и прибыли), мы допустим выделим столько то средств, а вы тем поможете и т.д.? Смешно? А почему? Может мы утратили даже последние остатки здравого смысла, совести и сострадания?
Только отдельные люди, у которых осталась какая-то вера или совесть пытаются что-то сделать. Если бы человечество занялось теми проблемами, которыми действительно надо было заняться, то давно уже не было бы голодающих, победили бы многие болезни и решили бы прочие проблемы.
Бог в лице этих журналистов обращается к нам и говорит: «Вот реальная проблема, помогите же им, они сами не могут». (Потому что, если разобраться, то будет понятно, что им конкретно мешает, не думаю, что они все бездельники и голодают из за своей лени.) А мы что-то делаем, помогаем, решаем?
Так это не мы должны у Бога спрашивать почему. Это Он с нас спросит: «Почему мы это всё допустили на нашей планете, имея все ресурсы для решения проблемы?»
И я не знаю, что Ему и как на этот вопрос ответить.
Котофермер 5 июня 2015, 06:21
О детях голодающим, болящих и прочее.
Все страны, которые бесятся с жиру, абсолютно все страны - прекрасно знают о голодающих детях и что? Мы ищем воду на Марсе, мы исследуем глубины, мы посылаем в космос послания для инопланетян о человеке и земле, мы делаем сотни тысяч ракет и автоматов, мы покупаем длинноногих футболистов, мы снимаем сомнительные фильмы за безумные деньги, мы гоняем вертолеты, для того чтобы в каком-нибудь чуме проголосовали на выборах, мы содержим думы и конгрессы, которые не думают, мы гребем суперприбыли за айфоны, но никому нет дела до этих детей. Нет, мы лучше будем лезть во все дыры, где нас не спрашивают, устраивать демократию по всему миру, грести себе чужие богатства, но не будем делиться или помогать другим. При этом кидаемся помидорами, устраиваем рекорды по быстрому пожиранию еды, кто больше за минуту впихает в себя гамбургеров, выпьет пива, сожрет колбасы и прочее и т.д. и т.п. А ведь заповедь дана была всему человечеству, делай другим добро, которого хочешь себе. Западный мир считает себя христианским и чего, кто-то делает?
Ирина Горностаева 4 июня 2015, 11:16
То же часто было такое:люди спрашивали меня, почему он сделал/сказал это? Я обычно отвечаю: Иди и спроси у него самого. Ни один не пошел.я думаю не ответ им нужен и не познание истины,а оправдание и поддержка собственной неправды.
Olga Yaskevich 3 июня 2015, 19:04
Читатель: "Уважаемые Ольга и Анна, что будет с вашим "пониманием", если тяжко страдать будет не "кто-то", а именно вы, если беда будет не "чужой", а именно ваша?"

Не знаю... Настоящих скорбей не испытывала. Да минует меня чаша сия, но не как я хочу...
Альберт 3 июня 2015, 16:25
Стив Джобс возможно к Богу все таки вернулся, смертельно неизлечимо заболев раком поджелудочной железы. Об этом свидетельствует его сестра в своих воспоминаниях. Упомянуты в них два любопытных эпизода. Первый: один подчиненный Джобса, находясь в церкви, на службе, ответил на смс начальника. Стив спросил его, где он находится. Тот сказал, что на службе в церкви, на что Джобс очень серьезно заметил: "Когда ты общаешься с Богом, не отвлекайся ни на что, даже на падающие вокруг бомбы, не говоря уже о моих смс". Второй эпизод и последний для Стива в этой жизни: последними словами Стива, встретившего свою болезнь со смирением (со слов сестры) были восхищенные, изумленные, радостные: "Вот это да!!Ух ты!!"
Так что, возможно, Стив успел получить ответ и верно определиться по самому главному вопросу в нашей жизни еще до того, когда вера человека уже не принесет ему пользы.
Татьяна Органова 3 июня 2015, 13:38
В одной из удивительных лекций о. Вадима Леонова по догматическому богословию ( можно послушать на этом сайте) меня поразила одна мысль, которая объяснила, почему зло господствует в нашем мире. Как объяснял о. Вадим, замысел Божий о человеке состоял в том, чтобы человек, совершенствуясь, совершенствовал и окружающий мир, т.к. Бог поставил его в зависимость от человека. Адам пал, и мы его потомки продолжаем падать все ниже и ниже, увлекая за собой весь мир. Через наши грехи мы наполняем мир злом. Страдают не только люди, страдает природа: безгрешные животные, птицы, растения.
Мне теперь понятно, почему один из оптинских новомучеников иеромонах Василий (Росляков)за всех просил прощение: "Прости, Господи, это я виноват!"
р.б. Алексей 3 июня 2015, 11:58
Извините, но продолжу.

То ли меня смущает, что автор уравнивает понятия "объяснение" и "оправдание". Разве объяснив, почему где-то грязно (не убрались с утра, намусорили), мы тем самым оправдываем тех людей, которые не убрались и намусорили?

Мы, конечно, судим о книге по отдельному фрагменту, но я слышал вполне законченные эссе автора на радио "Вера" и у меня осталось подобное же чувство смущения, словно меня пытаются ввергнуть в сомнения. Не получится!
Георгий 3 июня 2015, 11:44
В ответ на вопрос "почему?" вполне можно ответить вопросом на вопрос: если бы вас посадили в золотую клетку или на золотую цепь, кормили тем что считают за вас полезным, включали музыку такую какую за вас решили, физически нагружали так как кому-то кажется и т.д. и т.п. Вы бы считали такую жизнь райской? Не говоря уже о любви к тому кто это в вами делает? Нет конечно, это был бы сущий ад. А почему? Потому что человек создан Богом со свободной волей, потому что Бог - есть любовь, а любовь по принуждению, по определению быть не может. И человеку дано столько, даже в этом мире, что можно всю планету накормить, одеть, обуть и обогреть. Почему же этого не происходит? Потому что после грехопадения человек изменился. И премудрый Бог не оставил его в том состоянии, когда он ни болел, ни страдал и ни умирал. Потому как если бы он остался тем "сверх" человеком, то даже страшно подумать в какое существо он бы превратился. Раз сатана дошел до такого состояния, хоть он всего лишь лжец, а человек, созданный по образу и подобию Божию - творец. Пусть и в малом масштабе. И ограниченная жизнь не позволяет ни упиваться властью и силой бесконечно, ни бесконечно страдать. Как болеет человек, так и болеет все человечество и страдания людей, это нарывы на его теле. Вспоминаются слова Христа, которые Он сказал апостолам, когда шел на крестные страдания "Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем." (Ин.22-23)
Радион 3 июня 2015, 11:24
Страдания здесь на земле - ничего, а вот "муки вечньiе"?
Жанна 3 июня 2015, 10:47
Делами Стив Джобс доказывал, кормил голодных тайно не для рекламы и много технологий сохраняющих экологию сделано его компанией. "По делам узнаете их" - это к Джобсу относится буквально.
Andrey 3 июня 2015, 08:31
Хорошая статья. Конечно, наверное то что "не нашего ума дело", с одной стороны может и плохо, а с другой,может и хорошо...
Галина Б. 3 июня 2015, 05:31
Спасибо автору. Очень полезные рассуждения:
Алексею. Мы, как недоразвитые дети, нам все время нужна конкретика, т.к. самим додумывать трудновато. Нам надо, чтобы Бог ответил определенно: почему Ивану - скорби, а Петру - земные блага и т.д. Но Антонию Великому поступил совершенно определенный ответ(причем не во время дискуссии за бутылкой пива, а во время молитвы) - надо думать о своей душе.
Если хочешь контакта с Богом, "зачисти свои контакты", и найдешь ответы на все вопросы, и по "твоим проводам" побегут электроны - Божья благодать. "Контакты" можно чистить долго и кропотливо (и , к сожалению, безуспешно) всю жизнь. А можно , как разбойник на кресте - в одну минуту.
Михаилу. Рассуждаете-то очень правильно - зачитаешься, а до "зачистки контактов", ох, далеко, и, соответственно, до гармонии. Когда чужая слезинка превысит значимость потока твоих собственных слез: "есть контакт"! Ну, это я и о себе - все слезы от жалости к себе.
Слава Богу за все.
читатель 3 июня 2015, 02:13

Olga Yaskevich: "Теперь стала это понимать."
Анна: "...всё понятно сказано."

Уважаемые Ольга и Анна, что будет с вашим "пониманием", если тяжко страдать будет не "кто-то", а именно вы, если беда будет не "чужой", а именно ваша?




Victor Strizh 3 июня 2015, 00:14
Очень полезная статья. Спаси Господь!
р.б. Алексей 2 июня 2015, 23:26
Галина, простите меня, я тоже ищу земных благ. А дОлжно - как колесо, одной точкой только на земле, а все что выше - уже тянется Выше.
Николай 2 июня 2015, 22:43
Для Алины Каледенковой!

Алина, прочтите сами и предложите мужу книгу святителя Иоанна Тобольского "ИЛИОТРОПИОН". Здесь Вы найдёте ответы на Ваши вопросы!
Иван 2 июня 2015, 22:35
Думаю, если бы Стив по-настоящему искал ответ, он бы его действительно нашел. А его диалог с пастором и категоричный отказ от веры напоминает показательное хлопанье дверью во время скандала. Как и в любом скандале, здесь тоже без бесовской "помощи" не обошлось. У него не возникло мысли помочь голодающим детям, однако, на поводу у беса тщеславия он, видимо, подумал так: "Вот я - простой человек. Но я вижу и понимаю, что голодают дети и что им надо помочь. А Бог, наверное, не видит и не понимает этого, раз не помогает." Бог видит всё, но мне кажется, он хочет, чтобы несправедливость, которую создает человечество, искореняло оно само же, помогая друг другу. Ведь любовь к ближнему и взаимопомощь гораздо ценней для Бога, чем походы по воскресеньям в церковь. Стив Джобс и Билл Гейтс начинали карьеру практически одновременно. Но итог таков: Джобс умер, успев создать много различных девайсов, вершиной которых стал представительский iPhone (за обладание которым сейчас готова отдаться практически любая девушка), а Гейтс еще жив, тоже создает и зарабатывает, но и помогает голодающим детям.
Леонид 2 июня 2015, 22:24
Раньше я думал: "Зачем Господь посылает скорби на землю?"

А теперь я понял: камень разбивают молотом ... Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)
Olga Yaskevich 2 июня 2015, 22:23
Я тоже как и многие задавалась этим вопросом. Теперь стала это понимать. Бог хочет чтобы мы сами учились решать проблемы на земле, учились делиться, сострадать, обращаться к Богу за помощью. Ведь что будет если Бог без просьбы людей будет вмешиваться и помогать? Например, будет несколько раз в день прилетать голубой вертолет с бесплатной едой. Окружающие люди будут на это надеяться и перестанут помогать нуждающимся, перестанут сострадать. И ещё это большой урок для тех кто только приходит в мир и учится в нем жить, узнает как он устроен. Когда он увидит, что кто-то страдает, а у кого-то золотые слитки в банке пылятся это может вызвать ревность к добродетели, что можно не быть богатым, но при этом быть богатым душой и наоборот.
Анна 2 июня 2015, 22:15
В притче о богаче и Лазаре, по-моему, всё понятно сказано. Бедные - наши судьи. И если ты, именно ты прошёл мимо, не подал, не помог - то именно ты осужден. Если мы посмотрим с точки зрения инфантильного человека, мы, конечно, переложим ответственность на "взрслых", которые обязаны что-то сделать, помочь. А если поймем, что этот образ покаяния предназначен нам, то сможем помочь сами и откликнуться на чужую беду.
Валерий Ефимов 2 июня 2015, 22:04
Дмитрий правильно подметил суть: каждый, у кого возникает подобный вопрос должен пройти своеобразный тест на сострадание.-Сделать что-то такое что бы голодающих детей было хот бы меньше. И многие ли что-либо делают? Очень не многие. Ну например тот же Джобс - стал "практикующим буддистом". И что от его "практики" голодных стало меньше? А вот если бы он часть своих миллионов направил на закупку хлеба для голодных. результат был бы другой. И для него самого тоже. А вот мы все такие "умные" - сидим возле телевизора с банко пива и рассуждаем - почему Бог не накормит всех голодных! Это же его (Бога) прямая обязанность. не ужели он не видит. что нам это не нравится! Мы вот уже сколько пива выпили и сколько раз своё возмущение высказали!!
Галина 2 июня 2015, 21:17
р.б. Алексею:"То ли ссылка на пастора - очевидно же, что протестанты ищут земных благ, - понятно, что он не может дать объяснений с точки зрения Вечности".
Какая высокопарная фраза! Протестанты ищут земных благ, а мы, православные, небесных- не смешите никого. У и тех и у этих всего полно. Как будто не существует в Православии "распределения" всех святых по нуждам- кому за что молиться. Кому за квартиру, кому за корову, а кому за огород. Об этом говорил А.И. Осипов в своих лекциях- сокрушаясь, естественно.
И спасибо огромное Александру Ткаченко, что он поднимает непростые, наболевшие вопросы- без показного фарисейства или огульного деления на черных и белых. Просто мыслит, прекрасно зная Библию (в пример многим), классику и святых отцов.
иеромонах Л 2 июня 2015, 20:56
Вообще-то ответ есть. И на него отвечает Сам Господь и Бог Иисус Христос. Прочтите, не поленитесь (а православные христиане читают каждый день по главе) Евангелие - притчу о богаче и нищем Лазаре.
читатель 2 июня 2015, 19:33

Cвятитель Игнатий (Брянчанинов):

"Это – судьбы Божии. Постижение их невозможно, как превышающее разум разумных созданий. Исследование того, что не может быть постигнутым – труд тщетный, чуждый смысла. Исследование судеб Божиих воспрещается Богом, как начинание, внушаемое слепотствующим высокоумием, как начинание, внушаемое ложным взглядом на предмет, как начинание, ведущее к неизбежному заблуждению, к богохульству, к душепогибели."

[Аскетические опыты. Том 2. Судьбы Божии.]
Михаил 2 июня 2015, 19:31
Я тоже об этом думал в понедельник, только в контексте личных страданий и несчастий, на слезинку ребенка мне как-то всё равно, хотя и она тоже подливает масла в огонь, я думаю, даже так: Вопрос о слезинке, это вопрос о СВОЕЙ СЛЕЗИНКЕ закамуфлированный под. Не о неграх Джобс спрашивал, а о себе. И каждый спрашивает о себе, но сам себя обманывает и говорит о голодающих неграх, хотя имеет ввиду себя.
Собственно, мы упрекаем Бога в том, что Он с нами жесток.
Нам не хочется страдать, а мы страдаем. Джобс, как человек, ясное дело, имел какие-то свои тяжкие скорби, ЛЮБОЙ человек их имеет. И он возмущался. Но не смог решить этот вопрос, и погибла душа, и горит теперь в аду.
Так же будет и с моей душой, если мои и Его отношения не будут чисты. Именно, что человеку и Богу надо посчитаться - кто прав, кто неправ.
Я считаю, что да, Бог виноват в том, что я страдаю и надо именно с Ним решать вопрос, ведь и других вариантов просто нет.
Нет же другого мира, где жить, нет другого Бога, кроме Христа, и другой жизни нет, кроме той, что есть по факту у меня.
Я хотел бы гармонии, но я не знаю где её взять, кроме как у Христа, и я больше нигде не нашел ответов и путей. Но Христос же не даёт просто так вот. У Него есть свои законы.
Не может же быть, чтобы Всесильный и Всемогущий Господь, не смог рассудить между Собой и мной, своим творением, по справедливости и милосердно.
Всеволод 2 июня 2015, 18:47
Словами на такие вопросы нельзя вполне ответить, а ответ страшен: это я виноват в том, что дети страдают и голодают (правда, безсмысленно звучит?); и если детсткие страдания меня ещё трогают, то преждевременная смерть того же Джобса - ни капельки, я ещё и позлорадствую.

Нельзя отгораживаться от чужих страданий, нельзя сваливать всё на Бога. У нас не такой мир, чтобы в нём можно было обойтись без страданий; но гораздо хуже, у меня не такая душа, чтобы ей обойтись без сострадания.
р.б. Алексий 2 июня 2015, 18:10
Извините, после комментария Алины и Татьяны, продолжу:

То ли статья оставляет впечатление, что у Православия нет ответов на "неудобные вопросы".

Вы только себе представьте, что статью прочитает молодой Стив Джобс, или Степан Иванов, не важно. Скорее всего, его испугает циклическая ссылка - "чтобы понять есть ли Бог, надо спросить у самого Бога, которого, возможно и нет".

Несмотря на мой очень маленький опыт, уверен, что у Православия есть ответы на эти вопросы!
Татьяна 2 июня 2015, 16:29
Абсолютно согласна с автором, спасибо о. Александру! Мы ведь верим, потому что знаем. У каждого из верующих есть религиозный опыт, опыт богообщения. Молись - Господь откроет. Причем понятный тебе одному ответ, может быть неубедительным для других.
Алина Каледенкова 2 июня 2015, 16:20
Этот вопрос и мне не дает покоя, и ответа я не нахожу. Хотя я все время задаю Ему этот вопрос. И мой муж атеист все время спрашивает меня об этом и нечего мне ему ответить.
Одни сомнения в голове.
Хорошая статья.
р.Б.Иулия 2 июня 2015, 16:16
Замечательно! СпасиБо автору!
Так все и есть.
Евгения 2 июня 2015, 15:47
Уважаемая редакция "Православие.Ru"!
Дорогой Александр Борисович!
Спасибо за тему.
Книгу заказала, с нетерпением жду исполнения заказа.
р.б. Алексей 2 июня 2015, 14:29
Что-то вызывает несогласие в этой статье.

То ли ссылка на пастора - очевидно же, что протестанты ищут земных благ, - понятно, что он не может дать объяснений с точки зрения Вечности.
То ли призыв "выяснять отношения с Богом"...
Алексей 2 июня 2015, 14:12
"...спрашивай Бога о том, что не дает тебе жить спокойно! Потому что других способов получить ответ на «проклятые вопросы» попросту не существует."

Так и это тоже не способ. Бог, как мы видим даже из этой статьи, вовсе на такие вопросы не отвечает. Ни Антонию, ни Иову не ответил по существу.
Татьяна 2 июня 2015, 14:04
Спасибо! Очень многое стало на свои места.
Дионисий 2 июня 2015, 13:55
Спаси Господи за хорошую статью!
Дмитрий 2 июня 2015, 12:49
"-Знает ли Господь о том, что эти дети голодают?"
-Может быть Он хочет , чтобы ты пошёл и накормил этих детей?
Нелли Mouthsouther 2 июня 2015, 11:41
ибо земля не рай, и не может быть здесь света без тени. освяти человека светом, и увидишь, что за ним - тень. и в этой тени и сидят голодные и униженные, убитые и замученные. только Господь не отбрасывает тени ибо свет Его всеобъемлющий, и кто хочет избавить мир от тени - то только через Него.
Елена Голубкова 2 июня 2015, 11:04
Полезно и своевременно. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×