Слово Патриарха

Неделя 5-я по Пасхе

Мы никогда не забудем, что именно наш народ сломал хребет страшному врагу

Несомненно, по Божиему усмотрению этот день, 6 мая, в 1945 году совпал с праздником Пасхи и был воспринят всем нашим народом как День Победы. И мы знаем, что 9 мая была подписана капитуляция Германии. За победой нашего народа, 70-летие которой мы будем с вами отмечать, – неисчислимые беды и страдания наших людей. За всю историю человечества не было таких страданий. Ни один народ не отдал на алтарь победы 27 миллионов жизней. И сегодня эти 27 миллионов жизней вопиют к небесам, когда кто-то пытается украсть у них подвиг и украсть у них победу. Мы никогда не забудем, что именно наш народ сломал хребет страшному врагу, перед которым отступила вся Западная Европа и который был сломлен только благодаря мужеству и жертвам 27 миллионов людей, хотя и превосходил нас во много крат своей военной мощью, организацией и международной поддержкой.

Победа в Великой Отечественной войне – это Божие чудо

Победа в Великой Отечественной войне – это Божие чудо. Достаточно представить, что буквально в нескольких километрах от места, где мы стоим, стоял враг – и не сумел войти в Москву. Тот самый враг, который покорил всю Европу, который был прекрасно вооружен и обучен! Конечно, мы преклоняемся перед подвигом наших воинов и всего народа, который встал на защиту Москвы и всей России. С человеческой точки зрения невозможно до конца объяснить эту победу. И Церковь, которая взирает на историю человечества сквозь призму религиозного восприятия жизни, свидетельствует о том, что победа в Великой Отечественной войне была Божиим чудом. Но чудеса никогда не совершаются на ровном месте. Никогда бы и этого чуда не произошло, если бы миллионы человеческих жизней не были отданы за победу, если бы весь наш народ не напрягся, отдавая последние силы для того, чтобы победить врага. И мы его по милости Божией победили.

И совершенно неслучайно, что окончание войны совершилось в день Пасхи Христовой и в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия. Как замечательно мы называем этого святого – не просто великомученик, но Победоносец, тот, кто приносит победу. Не только потому, что он одержал победу над злом, победу над своими мучителями в начале IV века, будучи мучим по приказу императора Диоклетиана, последнего римского императора, который гнал христиан, но еще и потому, что с его именем связываются очень многие победы. И замечательно, что на гербе Москвы – его изображение.

Наш народ побеждал с молитвой, с верой

Мы верим, что и победа в Великой Отечественной войне произошла в том числе по его молитвам за тяжко страдавший народ наш, прошедший в течение первой половины XX века страшными дорогами кровопролития, гражданских конфликтов, революций и войн. Народ, который так бережно хранил веру, казалось бы, эту веру полностью утратил, и нужно было раздаться этим страшным громовым ударам войны, чтобы вера православная во мгновение воскресла в сердцах людей. Множество солдат шли в атаку с именем Божиим. У скольких в форме было молитвословие 90-го псалма, которое бережно зашивали в гимнастерки матери, жены и сестры! Наш народ побеждал с молитвой, с верой. И эта жертва, и эта молитва не могли быть отвергнуты Господом, и невидимо Георгий Победоносец на своем белом коне вместе с нашим воинством вошел в побежденный Берлин.

И всякий раз, когда мы совершаем богослужение в этом храме на Поклонной горе, так связанной с нашими победами, – и в 1812 году над Наполеоном, и в 1945 году над другими завоевателями, – мы особенно молимся Господу и святому великомученику Георгию, чтобы он не оставил Отечество наше, чтобы народ наш никогда не отступал от веры отцов, но чтобы он, опираясь на эту веру, возрастал духом и становился непобедимым.

Из слова после Литургии
в Георгиевском храме-памятнике на Поклонной горе в Москве
6 мая 2015 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца,
в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне

Борьба за Божественную истину

Для того чтобы люди могли поклоняться Богу в истине, вот уже две тысячи лет продолжается интеллектуальная борьба, потому что истина – это то, что усваивается человеческим разумом. С каких только сторон этот разум не подвергался атаке, чтобы сделать его невосприимчивым к Божественной истине! И даже когда Церковь стала, казалось бы, действительно значимой духовной силой для огромного количества людей, тогда внутри Церкви стали возникать нестроения именно на почве умствования, на уровне мысли.

    

Почти вся история Церкви связана с преодолением этих человеческих заблуждений. Бог откликается на молитву людей, поклоняющихся Ему в истине, и это хорошо знает враг рода человеческого. Потому он и создает множество соблазнов в сфере идеологии и культуры, заражая людей лживыми мыслями, которые становятся средостением между Богом и человеком.

Борьба за Божественную истину, которая открывает нам путь ко спасению, которая открывает нам путь к подлинному поклонению Богу, никогда не прекращалась ни на минуту. Не прекращается она и сегодня. Многие из вас знают, что сейчас происходит в области массовой информации, особенно в интернете, и могут с легкостью обнаружить сотни и тысячи доказательств того, о чем я говорю вам. Борьба за умы людей не прекращается, особенно за умы людей верующих, потому что если в сознание наше проникают ложь, неправда, противоречащая правде Божией, то мы теряем способность поклоняться Богу.

Но мы призваны поклоняться не только в истине, но и в духе, в Божественном духе. Как говорит преподобный Марк Великий, никто не может поклоняться Богу без помощи Божественной благодати. Простые слова. А почему так? Разве у человека не хватает своих собственных сил, чтобы преодолеть ограниченность физического естества, вырваться за пределы пространства и времени и соединиться с Богом в молитве? Каждый по своему опыту скажет: у нас таких способностей и сил нет.

Что же тогда означает поклоняться Богу в духе? А об этом сказал святой Марк Подвижник: «Без благодати Божией мы не можем замкнуть цепь нашего общения с Богом». Нам этого не дано. Никаких сил на это не хватит. Никто не может достичь Господа, если Он Сам не захочет, чтобы мы достигли Его своими молитвами. И благодать Божия – это дар, который Господь нам ниспосылает. Он становится для нас доступным не по нашей силе, а по Его любви к нам, по Его благодати. И мы знаем, как в результате молитвы с нами происходит что-то особенное: мы обретаем в сердце радость, у нас на глазах появляются слезы, мы обретаем способность покаяния, у нас появляется вдохновение…

Величайшая милость Божия

Удивительное слово – «вдохновение». У него тот же корень, что и у слова «вдох». Если человек не дышит, если он не вдыхает воздух, он погибает. Вдохновение – это способность принять сигнал свыше, Божественный сигнал. Это невозможно без действия Бога, без Его Духа, без Его благодати. А ведь вдохновение является источником величайших открытий в науке, в искусстве.

<…>

Господь посылает вдохновение разным людям, и не всегда верующим и благочестивым. Почему так? А потому что любовь Божия простирается на всех. Потому что дождь и солнечный свет изливаются и на праведных, и на грешных (см.: Мф. 5: 45). В этом величайшая милость Божия. Если б не было так, то Церковь стала бы некоей элитой вдохновенных людей, и произошло бы еще одно деление рода человеческого – на группу людей вдохновенных и на тех, кто лишен всякой Божественной благодати. Но Господь для всех Отец. Он всем дает Свой дар, от нас зависит лишь способность этот дар воспринять.

Из проповеди после Литургии
в храме Христа Спасителя г. Москвы
10 мая 2015 года, в Неделю 5-ю по Пасхе

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
Сергей Соколов17 мая 2015, 15:36
Спаси Господи всех тех кто хочет победить свои разум и чувства (дьявольскую и сатанинскую часть их) и прийти к теплой вере в Божью Матерь и Христа. Аминь.
Галина14 мая 2015, 12:14
СПАСИБО НАШЕМУ ПАТРИАРХУ!
Светлана12 мая 2015, 17:31
Спаси Господи. Слава Тебе Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×