Крест приводит к Воскресению, Великая Пятница – к Светлой Пасхе. Вместо печали, скорби и отчаяния – радость и мир Воскресения. Как Крест подразумевает Воскресение, так и Воскресение не мыслится без Креста, или, точнее сказать, в Кресте и кроется Воскресение. Поэтому православную Пасху называют крестовоскресной. Каждый человек всем телом и всей душой участвует в этом великом празднике веры и встречи с Воскресшим Господом. Идя с Ним рука об руку и распинаясь вместе Ним, мы становимся причастниками Божественного света и участниками истинного общения с нашими братьями во Христе.
Евангелист Иоанн в Евангелии Пасхальной литургии (Ион. 1:1-17) рассказывает о том, как Бог Слово стал человеком. Он облекся в человеческую плоть и жил среди людей, открывая им таким образом Свою Божественную славу. Он – истинный Свет, просвещающий каждого человека, приходящего в мир. Но чтобы человек смог почувствовать Божественное присутствие, он должен, прежде всего, просветиться Божественным светом посредством Крещения во имя Троичного Бога. Присоединение к Телу Христа, Церкви, и Причастие Святых Тайн, делает человека способным воспринять Божественный свет.
Одновременно требуется и постоянное человеческое согласие и стремление к совершенству, достигаемые с помощью аскезы. «Очистим чувствия и узрим непреступным светом Воскресения», – пишет святой гимнограф. Этому способствуют пост, покаяние, воздержанность, внутреннее сокрушение и непрестанное чувство любви к ближнему. Одни видят во Христе только Бога, другие – только человека. Для первых Он находится так высоко, что они не могут Его достигнуть. Вторые, наоборот, лишают Его Божественности и поэтому забирают у человека возможность стать богом по благодати, преодолеть тленность и смерть.
Но Христос как Богочеловек открывает людям путь к победе над смертью и становится «Первенцем из мертвых». Этому пути может следовать и христианин – распинать свои страсти и воскресать вместе с Христом. Христианин умирает через покаяние и слезы о греховной жизни, чтобы и в земной жизни вкусить блага Воскресения. Он усердно соблюдает Божественные заповеди и стяжает добродетели, которые освобождают его от тленности и смерти. «Смерть не имеет над ним власти» (Рим. 6:9).
Свет Воскресения щедро изливается в мир. Но необходимо иметь чистые чувства и ясный взор, чтобы распознать силу света Воскресения. Часто духовная слепота мешает этому единению. Но в Светлый Праздник Воскресения все люди чувствуют, пусть и едва заметно, луч Божественного света, просвещающий их умы и сердца. В восточной православной традиции, несмотря на людское отчуждение, сохранились народные обычаи, которые показывают, что люди еще хранят память о свете своего Крещения. Свечи, пасхальные приветствия и знаки любви, общий стол, посещение кладбища – все это примеры таких традиций.
Пасхальная свеча, которую, согласно традиции, дарит крестный отец, плавится и ярко светит, излучая крестовоскресный свет. Приветствия «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!», которые в некоторых местностях на сорок дней заменяют обычные приветствия, означают переживание Воскресения. Посещение могил умерших в эти святые дни показывает веру людей в то, что Воскресение Христа воодушевляет их души и предвосхищает Воскресение всего человеческого рода.
Но кульминацией стремления человека стать причастником страстей и Воскресения Христа – это его внутренняя потребность участвовать в таинстве святой Евхаристии. Достаточно, чтобы это осуществлялось с «чистой совестью», «просвещенным сердцем» и с любовью к ближнему. И тогда, как пишет святой Иоанн Златоуст, «все насладитесь пиром веры. Все восприимите богатство благости. Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос, и радуются ангелы. Воскрес Христос и торжествует жизнь». Царствует закон, и благодать переполняет людские сердца!
Перевод с новогреческого: интернет-издание “Пемптусия”.