Проповедь на Пасху

Святитель Максим Туринский (память 25 июня) был широко известен на православном Западе благодаря своим проповедям, которых сохранилось более 230, но о его жизни известно немногое. Он был родом из Раэтии — области на севере современной Италии, родился и большую часть жизни прожил в IV веке, был епископом Турина и скончался между 408 и 423 годами.

Воскресение Христово Воскресение Христово
    

1. Христос воскрес! Он распахнул ворота ада и позволил мертвым выйти на свободу; Он обновил землю членами Своей Церкви, рожденными ныне в крещении, и сделал ее цветущей людьми, вернувшимися к жизни. Его Святой Дух отверз райские двери, которые остаются открытыми, чтобы принимать тех, кто восходит от земли. Потому что Воскресением Христовым разбойник возносится в рай, тела блаженных входят во святой град и мертвые возвращаются в сообщество живых. Во всем творении видно движение ввысь, каждый элемент его поднимается к чему-то высшему. Мы видим ад разрушенным, а его узников поднимающимися в высшие области, видим землю, посылающую погребенных в ней мертвецов на небо, и видим небеса, представляющие новые явления Господа. В один момент страдание нашего Спасителя возводит людей из глубин, поднимает их с земли и помещает в вышних.

2. Христос воскрес! Его воскресение принесло жизнь мертвым, прощение грешным и славу святым. И так Давид пророк призывает все творение возрадоваться в праздновании Пасхи: «Возрадуемся и возвеселимся в сей день, который сотворил Господь» (Пс. 117:24). Свет Христов — это нескончаемый день, который не знает ночи. Христос есть сей день, говорит апостол, ибо таково значение слов «ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). Он говорит, что ночь почти прошла, а не то, что она вот-вот наступит. Через это мы должны понять, что пришествие света Христова изгоняет сатанинскую тьму, не оставляя никакого места для греховной тени. Его вечное сияние рассеивает темные тучи прошлого и препятствует скрытому росту порока. Об этом дне сказал пророк: «Народу, сидящему в тени смертной, воссиял свет» (ср.: Ис. 9:2; Мк. 4:16). Этот день, пребывающий в небесах, упоминает Давид, говоря: «Навек утвержу семя его и престол его как день неба» (Пс. 88:30). Но что такое день небесный, если не Господь Христос, о Котором пророк сказал: «День сообщает дню» (Пс. 18:3)? Ибо Сам Сын есть день, Которому Отец день сообщает тайну Своего Божества. Он Сам есть тот день, который говорил через Соломона: «Я установил это, чтобы немеркнущий свет осиял небеса». Следовательно, точно так же, как ночь не следует за небесным днем, тьма греха не следует за праведностью Христовой. Ибо день небесный всегда светлый, сияющий и блистающий, и никакой мрак не может охватить его. Точно так же и свет Христов яркий, лучезарный и сверкающий, и греховная темнота не может поглотить его, — вот почему Евангелист Иоанн говорит: «И свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

3. Итак, все элементы [творения] горды Воскресением Христовым. Полагаю, что само солнце необычно светло в этот день, поскольку должно солнцу радоваться в день Воскресения Того, в день страдания Кого оно рыдало. Поскольку ответило оно на Его смерть печальным мраком, то Его Воскресение оно должно встретить испусканием более ярких лучей, и как хороший слуга, который спрятался во время погребальной церемонии, ныне должно блеснуть на праздновании Воскресения. Ибо при страданиях Христа оно сокрылось за туманной ночью и вместе с миром стонало о злодеянии иудеев. Удержание лучей было как знаком скорби солнца о таком преступлении, так и своего рода воздаянием, когда оно покрыло тьмой очи иудеев, чьи умы были поражены слепотой. Не желал свет мирской светить на тех, кем был погашен свет спасения. Осуждение было определено фарисеям, так что через это происшествие в вышних сферах они уже смогли [отчасти] пострадать от той тьмы, которая обещана грешникам в день суда. Тьма распространилась вверху, когда Христос был распят. И разве удивительно, что тьма была в верхних областях, когда Свет сошел в нижние?

4. Однако, братия, все мы должны радоваться в этот святой день. Пусть никто не удаляется от общего празднования из-за внимания к своему греху. Пусть никто не стоит вдали от участия в делах всеобщего почитания из-за тяготы преступления. Хотя он может быть грешником, но в этот день он не должен сокрушаться о прощении. Если даже разбойник удостоился рая, то почему бы христианину не удостоиться прощения? И если Господь, когда был распят, источал милость на тех, кто были прежде, отчего же не даровать милость тем, кто будет после Его Воскресения? И если униженность страданий Его могла так много предложить тому, кто исповедовал Его, сколь много дарует слава воскресения тем, кто следует Ему? Ведь радостная победа, как все вы знаете, приучает к большей щедрости, чем тягостное пленение.

Святитель Максим Туринский
Перевел с английского Священник Георгий Максимов

The Sermons of Maximus of Turin. Translated by B. Ramsey. New Jersey, 1989. Рр. 129-131.

14 апреля 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пасха — красивая! Пасха — красивая!
Свящ. Леонид Кудрячов
Пасха — красивая! Пасха — красивая!
Священник Леонид Кудрячов
Пасха красива в сопоставлении с уродством смерти. Красив и пасхальный символ. Прекрасно пасхальное убранство храма. Красиво предстояние на Празднике праздников всех тех, кто пришёл на службу.
Пасха. Светлое Христово Воскресение Пасха. Светлое Христово Воскресение
О Празднике — Святые Отцы о Воскресении Христовом — Иконография — Вычисление пасхалии — Вопросы священнику — Пасха в разных частях света — Храмы — Пасха в жизни обычных и известных людей — Кухня — Фотогалереи — Аудиозаписи.
Пасха. Светлое Христово Воскресение Пасха. Светлое Христово Воскресение
О Празднике Пасхи — Святые Отцы о Воскресении Христовом — Иконография Воскресения Христова — Вычисление пасхалии — Вопросы священнику — Пасха в разных частях света — Храмы Воскресения Христова — Пасха в жизни обычных и известных людей — Пасхальная кухня — Фотогалереи — Аудиозаписи пасхальных служб.
Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского
Полный перевод
Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского
Полный перевод
Диакон Владимир Василик
Святителя Мелитона Сардского современники называли пророком, очевидно, по причине вдохновенности его проповедей. Две из них – «О Пасхе» и «О душе и теле и страстях Господних» – дошли до нас. Предлагаем полный перевод пасхальной проповеди святителя Мелитона, в которой можно найти немало параллелей со скорбно-торжественными песнопениями Великой пятницы и Пасхальным каноном преподобного Иоанна Дамаскина.
Комментарии
mila toll16 апреля 2015, 06:43
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос !
Слава Тебе Господи за все что посылаешь дай сил все это нести
дай терпения дай смирения дай мира Твоего
помоги научи меня так любить людей как Ты меня любишь
Спасибо Тебе Господи за все
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×