Есть у меня хороший знакомый... Не человек, а самый настоящий генератор идей! И не каких-то пустых, из пальца высосанных, прекраснодушно-утопичных вроде желания одного литературного персонажа «построить мост через реку», а вполне реальных, полезных, оригинальных. Многие из них претворяются в жизнь, находят конкретное воплощение усилиями других людей, «генератору» зачастую очень благодарных. Но вот беда: когда надо что-то, пусть даже самое элементарное, сделать самому, он терпит сокрушительное фиаско: любая практическая деятельность для него является мукой, причиняет почти физическое страдание.
А вот другая картинка, совершенно правдивая, жизненная. Небольшой руководитель с определенной зоной ответственности и с рядом подчиненных. Этот человек всегда подобен белке в колесе: он все делает за всех, выполняя (без преувеличения) львиную долю работы своих сотрудников самостоятельно. Почему? Потому что ему проще все делать лично, нежели учить, а тем паче заставлять делать это тех, чьей обязанностью это является. А между тем его собственная обязанность — ставить задачи и контролировать их исполнение... И конкретно с ней справиться он никак не может.
Третий случай — также из области деловой или профессиональной деятельности. Тоже белка в колесе. Тоже редкостный трудяга, человек фантастически работоспособный и ревностный. Но все, что он делает, превращается в какую-то беспорядочную кашу, хаос, неразбериху, потому как он совершенно не в состоянии планировать свои дела. Когда только речь заходит о том, что нужно сесть и расписать, что и в какой последовательности необходимо выполнять, ему, кажется, физически становится плохо. И он лучше раз за разом будет сталкиваться с бедственными результатами неупорядоченности своей жизни, будет прилагать колоссальные и абсолютно излишние усилия к исправлению допущенных ошибок, только бы не заниматься этим самым планированием...
Почему люди способные спотыкаются сплошь и рядом на какой-то ерунде?
Что же это за беда такая, что за болезнь? Почему люди способные, может быть, даже талантливые, спотыкаются сплошь и рядом на какой-то ерунде, оказываются бессильными перед лицом совершенно ничтожных, казалось бы, препятствий?..
По собственному опыту мы знаем, что есть вещи, которые даются нам нелегко. Или даже с трудом. Или больше того — катастрофически трудны для нас. Знаем и другое: вещи эти не обязательно носят характер чего-то исключительного, тем паче сверхъестественного. Больше того — они могут быть совершенно заурядными, обыденными. Дело не в них, а в нас.
Подобные вещи не только заводят нас периодически в тупик, когда мы не знаем, что сделать, чтобы преодолеть-таки возникшую на нашем пути преграду и двинуться дальше, они превращают подчас в совокупность таких тупиков всю нашу жизнь. Но опять же — не в них дело...
***
Все то же самое касается не только работы, быта, личной жизни, но и христианской, церковной жизни. Одному легко трудиться, но тяжело дается молитва... И он трудится, пока не изнеможет, пока не окажется, что на молитву уже объективно нет времени. Другой, наоборот, целый день от молитвослова не оторвется, но палец о палец не ударит, даже если он не мирянин, а послушник, и возложенные на него обязанности — труд в полном смысле слова «во славу Божию». Кто-то с упоением будет читать жития святых, но ни в коем случае не прикоснется к Закону Божию, не говоря уже о катехизисе, чтобы узнать о своей вере самое необходимое.
«Трудное» обнаруживает сокровенную слабость человека
Везде мы можем наблюдать это: человек предпочитает то, что ему делать проще (даже если это дело в действительности нелегкое), и бежит от того, что для него трудно (пусть даже на взгляд других людей это является пустяком, не стоящим разговора). Хотя именно наиболее трудное и есть в действительности наиболее важное: не по внешней, объективной значимости своей, а для самого человека. «Трудное» проявляет, обнаруживает какую-то глубинную, сокровенную слабость человека, «дефект», требующий исправления, парализующий, лишающий успешности всю прочую его деятельность, наносящий ущерб всей его жизни в целом. А достигается исправление лишь через преодоление «трудного», через преображение его в легкое.
Как совершается это преображение, которое обычно кажется нам практически недостижимым, но без которого не было бы тех, кого мы почитаем как святых, чьей жизни мы удивляемся и, более того, должны подражать?
Есть какой-то ключик, открывающий этот замок, какой-то секрет?
Он существует, и, как водится, весьма прост и даже самоочевиден.
Трудное нужно поставить на первое место
Трудное нужно поставить на первое место, сделать его выполнение своей главной целью, настроиться: вот, сделаю сейчас раз, потом еще, еще, а потом привыкну — и станет легче. И так будет на самом деле! Главное — собраться и преодолеть себя в настоящий, конкретный момент.
Мне нужно встать и помолиться, хотя я уже засыпаю. Нужно. И ничего важнее этого в жизни для меня нет, ибо я уже много месяцев ложусь, так и не помолившись. И потому сегодня я наконец сделаю это.
Мне нужно подняться по звонку будильника и идти на работу или даже просто на кухню готовить завтрак, потому что сейчас самое важное — это. Почему? А потому, что я хронически этого не делаю, сплю «до упора», вследствие чего в храме вообще не бываю, с работы меня скоро уволят, а питаюсь я в основном какими-то прогорклыми чебуреками, которые покупаю в подземном переходе, отчего и не пощусь, и скоро окажусь в больнице с прободением язвы, потому что в принципе такое есть нельзя.
Мне нужно разобраться в накопившейся почте, в которой множество писем ждут ответа, а я изо дня в день откладываю это на потом. Из-за меня страдают люди, их частные и наши общие дела, люди на меня сердятся. И это тоже в данный момент самое важное, потому что именно сейчас мне этого категорически не хочется делать, а медлить вместе с тем уже больше нельзя...
Все «просто»: не откладывать трудное на потом
Все «просто»: не откладывать трудное на потом, не обманывать этим «потом» самого себя, зная по опыту, что оно, скорее всего, обратится в «никогда». Верить: «противник», которого я одолею сегодня, завтра станет слабей, а я, наоборот, окрепну.
И не забывать при этом, что мы не просто хотим стать лучше и сильнее, не просто хотим научиться побеждать свои слабости. Мы делаем это в первую очередь ради Бога, ради того, чтобы эти слабости не отдаляли нас от Него. Тогда трудное еще скорее станет легким — с Его помощью.
Работала и считалась хорошим работником, а дома - свалка, хронически болею, в Церкви достоять службу - проблема.Не хочу подтверждать высказывание:" У верующих часто бардак в доме".
Ушла, хоть не отпускали. Надо выделить главное - сначала надо наконец Исповедаться и Причаститься, навести порядок и пролечиться( на работе больничные категорически не приветствуются). Повезло, что могу 2-3 мес. просуществовать не работая, может еще и экономной кухне обучусь)). И планировать, и вовремя отдыхать и востанавливаться, с Божией помощью!
Чтоб исправить ситуацию надо обдумать, как ее исправить и начать понемногу действовать, сначала - к чему душа более не менее лежит, потом входишь во вкус. Переключаться, менять деятельность - здорово срабатывает!Главное- работать и молиться, без этого никак!)))
Вам Бог здоровья и спасибо за эту мудрость!
читая статью все думал: от куда Вы меня знаете?
Все очень вовремя и очень полезно! Обязательно попробую воплотить. Если без чрезмерной "себяломки", но постепенно с упованием и Помощью Божией, верю, получится... на сей раз:)))
Низкий поклон Автору и Редакции за эту статью.
Посоветовали мне недавно прочесть Дмитрия Хару "П.Ш.". И тема почти та же, и жанр соблюден, но православному человеку..."не в жилу".
Теоретически мы как бы все знаем: познай себя, преодолей себя, стяжи Благодать, а в жизни ничего не получается.
P.S. Только не надо говорить, что практика забивания гвоздей микроскопом всегда является лучшим средством к достижению смирения.
1) пробовать самому делать трудные для себя дела.
Чревато нервным срывом и ссорой со всем миром в следующую же секунду. Или смертью сразу же. Если даже тело останется живо, а умрет только душа -- все равно это смерть.
2) Отключить своя "я", затуманить сознание и делать с мыслью, что это делаю не я, а кто-то за меня, пока я не живу, а вот когда дело будет закончено -- буду жить и действовать я... Через некоторое время обнаруживается, что ты не живешь, а все откладываешь жизнь (постарел не пожив). При этом дело не будет закончено никогда: люди подбросят еще, а неприятное дело не будет делаться быстро и качественно (можно совместить бесполезное с неприятным, вопрос в результате). Момент обнаружения этих вещей ведет туда же: или своя смерть или бунт и ссора со всеми людьми.
Протест может быть от тихого ухода в запой до попытки изменить мир с помощью оружия.
У окружающих при встрече с людьми в подобной ситуации тоже 2 варианта действий:
1) Бесконечно "обличать" (издеваться) или "обсуждать" (а не осуждать ли?), пытаться "взять шефство и научить/заставить" (сломать человека, убить).
2) Компенсировать чужую слабость, зато вдоволь поэксплуатировать его сильную сторону. Не это ли названо термином "носить бремена друг друга"?
Как ни странно, сам человек, попавший в такой тупик, может найти того, кто пойдет по второму пути и составит этакий симбиоз.
Весь смысл нашего ежедневного труда, борьбы с слабостями, заключается в этих словах: "Мы делаем это в первую очередь ради Бога, ради того, чтобы эти слабости не отдаляли нас от Него"
Эти слова надо запомнить и в тяжелых моментах припоминать.