«Кино — важнейшее из искусств, пока народ неграмотен»

Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)

Портал Православие.Ru предлагает читателям цикл бесед о русской словесности и культуре с профессором Александром Николаевичем Ужанковым, теоретиком и историком литературы и культуры Древней Руси, преподавателем Сретенской духовной семинарии, проректором Литературного института им. Максима Горького.

— Александр Николаевич, и Москва и другие города России предлагают большие возможности для приобщения великой классике посредством посещения театров. Могли бы вы порекомендовать какие-то конкретные театры или постановки?

— Вы задали очень трудный для меня вопрос, потому что, я вам честно скажу, последние лет 5 или даже 7 я не хожу в театр принципиально. Потому что, к сожалению, со сцен ушла классика, ушла классическая постановка. Возможно, и есть редкие исключения — те же Малый театр и МХАТ. Это по-прежнему академические театры, куда можно ходить с удовольствием. Даже школу-студию МХАТ можно посетить — посмотреть, так сказать, на «новую поросль». Там сохраняются традиции, а вот в остальных театрах, к сожалению, этого не наблюдается.

Стало модным «новое прочтение».

Да вы прочтите хотя бы то, что написал писатель и почему! Откуда происходит тенденция нового прочтения? Да оттого, что постановщики не видят того, что сделал писатель, они его не понимают — им проще навязать свое. Пожалуйста, напиши свою пьесу с тем же самым сюжетом и ставь ее, но не надо искажать тот смысл, который закладывал автор!

«Ревизор» на сцене Малого театра «Ревизор» на сцене Малого театра
    

Особенно от этого страдает Гоголь

Особенно от этого страдает Гоголь. Он и при жизни страдал: когда Николай Васильевич впервые увидел постановку своего «Ревизора», то ужаснулся. Ведь и тогда ставили и до сих пор продолжают ставить «Ревизора» как комедию — более того, делают ее, что называется, «актуальной» для нашего времени. Современные одежды, современный антураж, декорации на сцене и прочее, прочее — чтобы показать ее «актуальность». Но ведь сам Гоголь говорит: не ищите этого города на карте, потому что этот город — человеческая душа; а все чиновники — это человеческие пороки.

Я еще ни разу за свою жизнь не видел постановку «Ревизора» в этой — авторской — интерпретации. Гоголь дважды объяснялся со своими читателями и зрителями: ставят не то, что я создал. Но ни одной такой постановки до сих пор нет, понимаете! Поэтому я и не могу, к великому сожалению, что-то порекомендовать.

«Ревизор» в «современной» интерпретации «Ревизор» в «современной» интерпретации
    

Я не рекомендую своим студентам ходить в театр

Даже в советское время было гораздо больше классики и ее постановок. Мы могли спорить, кто из актеров лучше воплотил тот или иной художественный образ, кто лучше донес авторскую идею. Можно было сравнивать, потому что постановка шла в двух-трех театрах. Разные труппы, разные режиссеры: ясно, что каждый смотрел на это произведение по-своему и соответственно его отражал.

Сколько раз экранизировался лермонтовский «Герой нашего времени»? Думаю, пять или шесть раз: первый — немой — фильм 1926 года, затем фильмы 1950-х, 70-х, 80-х, 90-х и уже 2000-х годов. Все они отличаются друг от друга. Играют великолепные актеры, каждый раз создающие совершенно иной образ Печорина в соответствии с авторской — то бишь режиссерской — интерпретацией. Сколько актерских личностей — столько будет и образов Печорина. Однако это многообразие способствовало тому, чтобы увидеть смыслы, заложенные самим писателем.

Но в современном мире, к великому сожалению, я не могу назвать очень хорошие театральные постановки, поэтому я и не рекомендую своим студентам ходить в театр.

— И всё же театральные постановки — даже современные — наталкивают человека на осмысление произведения. Вряд ли это можно сказать о кино. Хорошо, если в год появляется какой-нибудь серьезный фильм, который бы заново поднимал вопрос о вечных ценностях. Стоит ли ограждать себя от кино в целом или же пытаться собирать подборки такого кино по крупицам?

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Ульянов (Ленин)

— Когда-то много-много лет назад на здании кинотеатра «Россия» висел огромный плакат: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Далее шли точка и подпись: «Ульянов (Ленин)». Эта фраза из резолюции, наложенной на письмо Луначарского. Причем в оригинале стоит не точка, а запятая — и это очень важно! Ведь дальше написано: «пока народ неграмотен»! Понимаете?

    

Так вот, Америку создал Голливуд. Потому что народ ее — неграмотный, и образ Америки создает Голливуд. В советское время в какой-то степени также именно кинематограф создавал образ Советского Союза.

Что касается экранизации, то есть два ее типа. Первый — экранизация близко к тексту, когда текст дан в максимальном объёме. Этим отличаются телевизионные постановки и многосерийные фильмы: там текст идёт чуть ли не один в один.

И второй тип — «по мотивам». Это уже авторская интерпретация писательских замыслов. Сделать ее гораздо проще, чем поставить произведение близко к тексту. Но опять же: близко к тексту — не всегда значит «в соответствии с замыслом писателя»!

Возьмём последний многосерийный фильм Бортко «Мастер и Маргарита». Там есть запоминающаяся сцена «Бал у сатаны». Когда мы с Бортко встретились на одном общественном мероприятии, я задал ему вопрос: «А вы понимаете, что значит “Бал у сатаны” в романе Булгакова?» Он говорит: «Это сатира на то, что он был на балу в американском посольстве». Я говорю: «А что для вас эта сцена?» Он отвечает: «Ну, вы же знаете, что Булгаков описал прием в американском посольстве. Это в общем-то известный биографический факт». Я говорю: «Несомненно, форму он взял оттуда, но каким содержанием он ее наполнил?»

Все дело в том, что «Бал у сатаны» — это пародия на Литургию, это — антилитургия. И в романе это очень четко прописано даже на уровне трансформации квартиры: как она превращается в храм, как Воланд восседает на Горнем месте, а перед ним Престол с жертвенником и прочее и прочее. Т.е. это совершенно четкое описание храма. А дальше уже происходит бал. Кого приносят в жертву на Литургии, а кого приносят в жертву на «балу сатаны»? Вот в чем дело.

А Бортко этого не увидел. Он посмотрел на меня недоуменно и говорит: «Да нет этого, это пародия, сатира на советскую действительность — и все!»

Вот и скажите, как я могу рекомендовать своим студентам или читателям эту экранизацию, если она не подводит к пониманию смысла, заложенного в романе?

Так что с экранизациями нужно обходиться весьма и весьма осторожно. Это первое.

С экранизациями нужно обходиться весьма и весьма осторожно

Второе: когда читаешь литературное произведение, разыгрывается воображение — ты каждого персонажа начинаешь себе представлять. Пушкин, например, многих своих героев рисовал на полях. Ему так легче было писать: сначала он визуально представлял кого-то, а затем уже «отражал». Или наоборот: сначала возникал чей-то художественный образ, а потом уже Пушкин начертывал его пером на полях своих тетрадей. Так вот, когда читаешь, то сам создаешь (по сути дела это сотворчество с писателем!) свои образы, которые живут в своем мире. Образы, восстановленные или представленные тобою.

Киноплакат «Война и мир» (реж.: Сергей Бондарчук) Киноплакат «Война и мир» (реж.: Сергей Бондарчук)
    

Когда же смотришь экранизацию, то тебе навязывают определенный образ. И потом, сколько бы ты ни перечитывал произведение, этот образ настолько сильно врезается в сознание, что от него невозможно уйти, особенно, если сыгран этот образ талантливо.

Сходите на «Войну и мир» Сергея Бондарчука, но помните: это не Толстой!

Вот, скажем, есть совершенно замечательная экранизация Сергеем Бондарчуком романа «Война и мир». Я всем студентам говорю: непременно посмотрите этот фильм, это несомненный киношедевр. Но это не Толстой, это «Война и мир» Сергея Бондарчука.

Учитывать это нужно всегда, когда идешь смотреть фильм, созданный по какому-либо художественному произведению, и особенно — наших классиков.

С Александром Ужанковым
беседовал Иван Ишмухамедов

27 марта 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Западноевропейская и русская литературы Западноевропейская и русская литературы
Александр Ужанков
Западноевропейская и русская литературы Западноевропейская и русская литературы
Беседы о русской литературе
Александр Ужанков
Русская литература гораздо важнее, чем европейская. Неслучайно XIX век русской литературы в мировом контексте считается «золотым веком».
«По мотивам» культуры «По мотивам» культуры
Заметки американца о современной чуме во время пира
«По мотивам» культуры «По мотивам» культуры
Заметки американца о современной чуме во время пира
Джулиан Лоуэнфельд
Каким наркотиком торгует Вальсингам в пушкинском «Пире во время чумы»? Правда ли, что грибоедовский Фамусов — гей? Стал ли шекспировский Яго президентом Кипра? Эти вопросы взяты из увиденных мной лично российских постановок «классики».
«Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» (+ВИДЕО) «Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
«Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» (+ВИДЕО) «Древнерусская книга — беседа Бога с человеком»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Портал Православие.Ru предлагает читателям цикл бесед о русской словесности и культуре с профессором Александром Николаевичем Ужанковым.
Комментарии
Любовь Николаевна Аверина11 июля 2015, 16:26
Я - библиотекарь, курс русской, "советской", зарубежной литературы изучала в вузе. Но если бы у нас были преподаватели, как А. Н. Ужанков! Много лет спустя понимаешь, как много мы потеряли от атеистического мировоззрения во всем, в том числе преподавании литературы...Получила интеллектуальное удовольствие от прочитанных публикаций. Спасибо!
Елена10 июня 2015, 16:51
Статьи и беседы доктора Ужанкова настоящее открытие для меня и моих дочерей. Благодарю.
Василий Н. 8 апреля 2015, 18:44
Макаров писал: Почему тюремное заключение Оскара Уайльда или доведение до самоубийства Алана Тьюринга смущает нас меньше, чем запрещение романа "Мастер и Маргарита" ? Потому что лично меня в первую очередь волнует то, что происходит в России. А у других стран, как говорится, свои тараканы.
Макаров 7 апреля 2015, 16:13
Ох как же мы негодуем по поводу советской цензуры. А где, скажите мне, на нашей планете есть место без цензуры ? Может Великобритания или США ? Почему тюремное заключение Оскара Уайльда или доведение до самоубийства Алана Тьюринга смущает нас меньше, чем запрещение романа "Мастер и Маргарита" ? Мы же "граждане мира" и реагировать должны объективно, разве не так ? Ещё пример. В знаменитой песне американца Джона Мелленкемпа "Джек энд Дайэн" в оригинальном тексте парень Джек был негром. Но когда Мелленкемп захотел записать эту песню, ему "посоветовали" видоизменить персонажа Джека, и только когда он стал "будущей звездой футбола" , песню выпустили в эфир. Речь идёт не о середине ХХ века, это, извините, 1982-й год.
Василий Н. 4 апреля 2015, 13:16
Лариса Воронина писала: Мы так боимся диктаторского слова "цензура", а меж тем в нём нет ничего страшного. Это тот страж, который бережет народ от откровенной гадости, давая при этом автору шанс проявить как минимум смекалку. Все сколько-то стОящие произведения были созданы именно во времена цензурирования. И при этом от советской цензуры же пострадали многие стоящие произведения - в области кино, например, начиная от "Ивана Грозного" Эйзенштейна и заканчивая "Заставой Ильича" Хуциева и "Цветом граната" Параджанова. Да и до революции, например, стихотворение Пушкина "Памятник" публиковалось в переделанном Жуковским варианте, в котором не было строки "Что в мой жестокий век восславил я свободу". Меня отнюдь не устраивает сложившаяся ситуация в культуре. Но и возврата цензуры, как в СССР и Российской империи, как-то не хочется.
Лариса Воронина31 марта 2015, 13:50
георг: /Для оживления села нужна помощь - книжки с темой для разговора на один печатный лист/ что-то я не пойму: у вас есть доступ к интернету, но нет тем для разговора? Интернет - это огромная библиотека. Помню, в детстве я мечтала о Большой Советской энциклопедии, а мой товарищ о толковом словаре Даля. А сейчас это богатство во всеобщем доступе, качай - не хочу. То же с духовной литературой. Да на одном статейном архиве этого сайта можно десяток лет занятия проводить!
Лариса Воронина31 марта 2015, 11:11
С некоторых пор (после конкретных постановок) не люблю театр, а сейчас так и вовсе боюсь туда ходить: мало ли чего увидишь в этом рассаднике культуры. Мы так боимся диктаторского слова "цензура", а меж тем в нём нет ничего страшного. Это тот страж, который бережет народ от откровенной гадости, давая при этом автору шанс проявить как минимум смекалку. Все сколько-то стОящие произведения были созданы именно во времена цензурирования. Пересматривала как-то х/ф "Забытая мелодия для флейты" и всё больше склоняюсь к тому, что герой Л.Филатова не "зарубил" творчество, а спас общественность и от нео-"Ревизора" и от Тамбовского хора. А взять того же Э.Рязанова (старые работы которого я безмерно люблю): и что он создал после отмены цензуры? Сколько бы он и его актёры не "боролись с системой", они - люди старой формации и востребованы в искусстве для людей, а не против людей. Итак, получив долгожданную свободу, что было ими создано? Да ничего... увы. P.S.: ещё по поводу "нового прочтения" и "по мотивам" - удивительно, но роман А.Дюма "Три мушкетера" (при всём моём уважении к советскому кинематографу) так до сих пор никто и не смог воспроизвести по замыслу автора. И чем дальше снимают, тем позорнее получается. Современные тенденции дают лишь повод для разочарования. Театр и кино сегодня - это искусство из области "смотри на свой страх и риск".
Мария30 марта 2015, 12:38
Я закончила Литературный институт больше десятка лет назад, факультет "драматургия" - театральный постановщик. В те времена уже была проблема выбрать спектакль без чернухи. Сейчас действительно остались разве что МХАТ и Малый. Очень жалко! Отдельно лично мне невероятно приятно, что профессор Ужанков преподает и в Литературном институте, и в Сретенской семинарии. Если Бог даст, сможет донести до светских студентов и правильное прочтение литературы, и истинные ценности. Я во время обучения неверующей была, хотя вся настоящая талантливая русская литература зовет человека к Богу.
Алексей KZN30 марта 2015, 09:22
Тема статьи, как говорил известный исторический персонаж, архиважная! Я живу в Казани, и, действительно, мне не очень хочется ходить на современные постановки разных театров. Есть интерес к классике, она у нас ставится, правда ее немного. На эти спектакли ходит много школьников. Целыми классами. Мне очень нравятся спектакли Театра юного зрителя:) Тот же "Человек дождя". Чистые, добрые, хорошие спектакли там ставят. И всё-таки пока есть у нас хорошие постановки. Конечно, бывают исключения. Но ведь можно просто встать и уйти. Пару раз я так и делал. В любом случае, надо сначала прочитать книгу, понять ее, и потом, как бы уже с прививкой, идти на спектакль. Хотя если билет купил, то жалко денег раньше уходить:)
Лидия Оленина28 марта 2015, 21:36
Если сейчас в нашей культуре столько выявленного греха,то что тогда будет дальше? Моя племянница хочет в этом году поступать на актриссу(в Москву)Она сейчас играет в театре нашего города.А что ждет ее в Москве ? А вдруг она попадет в руки плохому режиссеру! Господи огради р.б Ангелину от плохих людей и греха! Простите,просто после статьи вспомнила о своей племяннице,и стало не спокойно за ее душу.ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Татьяна-Васильевна Борачук28 марта 2015, 12:35
Спасибо, тема поднята очень важная. Единственно, с чем не могу согласиться, так это что "не рекомендовать к просмотру, не ходить в театры". На мой взгляд этого мало. Надо что-то делать, ведь бездуховность современного искусства уже просто зашкаливает. Практически не снимаются художественные фильмы с темой православия. А если снимаются, то широкой публике они неизвестны. Недавно случайно увидела фильм "За имя твое", снятых молодыми кинематографистами. Фильм потряс до глубины души. Или как бы мне, да и, думаю, многим, хотелось бы увидеть художественные фильмы о Чудесах Веры православной, о тех Чудесах Господних, которые всегда были и есть в нашей жизни. И ведь сюжеты таких фильмов - они рядом, реальные истории из жизни, которые многим скептикам показали бы, что есть место Чуду в нашем насквозь прагматичном мире. Например, разве не Чудо, когда в многомиллионной Москве встречаются два человека не на работе-метро-магазине-на улице и т.д., а в православном храме, которых в той же Москве более тысячи? А если бы один из них был бы атеистом? А если бы один из них был бы другой веры? А если бы парень пел на клиросе не в храме Петра и Павла, а в другом храме? Я рассказала сейчас о православном браке семьи Волчковых, Сергея и Натальи, как Господь привел их друг к другу. Это ли не Чудо! А ведь таких историй очень много, но почему же о них не снимаются фильмы и не пишутся пьесы? Автору, еще раз спасибо. Тема действительно поднята очень и очень важная
Николай Липатов28 марта 2015, 12:04
Кино и театр - хорошие площадки для миссии. Если режиссеры-постановщики будут также глубоко копать,как профессор Ужанков. Но это страшно,потому что нет любви,страх изгоняющей. Учите любви своих студентов,все ВГИКи и школы-студии!..
раба Божия Ирина28 марта 2015, 11:19
(Ответ Людмиле) Да сколько же можно говорить о том, что снимают и пишут то, что хочет "пипл"?! Это же чистой воды оправдание дилетанства и развращенности людей "от искусства"!!! Я тот самый "пипл" и мои знакомые, и коллеги и ..., да много еще кто в моём Отечестве. Это утверждение самая настоящая подмена понятий, обещанная в Евангелие. Не потребности народа, а денежные потребности единиц "правят бал" культурной деградации. Я своим детям читаю русских классиков и Православную литературу. Вижу, как детки мои всё понимают и принимают, а выходят в мир и даже глаза у них становятся другими. Их сознание начинает рихтовать современная действительность. Уповаю только на милость Божию и защиту Царицы Небесной. А про "деятелей" от культуры в Евангелие говорится: "кому много дано с того много и спросится". Им дано оружие слова, которое может и ранить больно и поднять до высот Небесных. Помоги Господи нам зерна от плевел отобрать правильно. Спаси Господи.
Алексей28 марта 2015, 10:10
"Хорошие театральные постановки" - это оценочное понятие и не более того. Любое художественное произведение от "Братьев Карамазовых" до "Тангейзера", есть продукт душевной деятельности того или иного человека. Не секрет, что душевное не может проявлять себя без участия духовной сферы. Личное душевное расположение автора и влечет его в одну из двух сфер духовного бытия: к Вышним или к нижним. В этом весь фокус любого творческого продукта. А зритель, потребитель интеллектуального продукта - всего лишь последователь автора в его пути к Богу или к бесу. Вся статья как раз об этом феномене самого творчества автора и последующего "разыгравшегося воображения" у потребителя произведения. Спор автора с Бортко. Художник же, не создающий свое, а коверкающий произведение устремленное Верх и, соответственно, опускающий его вниз, омерзителен изначально. Это слепец, увлекающий за собой массы людей, желающих ослепнуть, но не знающих, что впереди - яма. Эти авторы - лидеры и вожди лукавства, кто бы они ни были по "звездной шкале". Спасибо автору за статью и представленную беседу.
Марина Бодрова27 марта 2015, 22:37
Спасибо! Мне очень полезно!
Людмила27 марта 2015, 22:13
Помогите найти старый советский фильм!По рассказу Чехова,в котором повествуется о судьбах актеров театра,их воспоминания о былой славе,былых успехах.В фильме есть смешная сценка о неудачной постановке Гамлета,где актер забывает слова.А то,что сейчас в угоду "пиплу" ради денег покажут все что хочешь, так это не только в кино,но и в жизни.
георг27 марта 2015, 18:48
Александру Ужанкову!Благодарю за статью.Но позволю два замечания. 1.Прототип города человеческих душ меж Пензой и Саратовым - Сердобск, близ которого была вотчина поэта Вяземского - друга Пушкина - Гоголя.Да и Пушкин, видимо, бывал рядом в селах Генеральщино и Дубровское. 2.Прочитав "о кино для неграмотных" подумал вот о чем. Сегодняшнее село столь же непросвещенное в делах православия, как и двести лет назад.Патриарх Кирилл пробует наладить работу с прихожанами, но... иерей- физически вымотан, знаний мало... Занятия при храмах Матушки ведут и отчеты пишут - о том как за чаем постное печиво пробовали... Для оживления села нужна помощь - книжки с темой для разговора на один печатный лист."Булгаков и литургия", "Вышивка на полотенце", "Сельская частушка" и т.Д. 10-15 небольших книжек - рассказов о местных святых... Это поможет создать в некоторых селах корневую систему будущего древа веры... А спускать "для галочки"... - стыдно! Дед Георг из Пензы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×