Есть в самом центре Луганска высокий-превысокий, совершенно новый храм. Его основная верхняя церковь иконы Божией Матери «Умиление» еще даже не открыта, а вот от артобстрелов уже пострадала. Весь красивейший фасад в выщерблинах, правый нижний угол особенно сильно поврежден. Жаль красоту! Чудом центральный витраж с изображением Богородицы в полный рост не разлетелся вдребезги, как соседние витражи с орнаментами. Чудом! Богослужения по сей день проводятся в нижней церкви во имя преподобного Серафима Саровского. Но не войной во время войны живет этот Божий уголок, а миром и только миром в своем духовном мире.
Беседы с протоиереем Александром Пономаревым – настоятелем этого храма, благочинным Луганского центрального округа – каждый раз открывают что-то новое душе, жаждущей постигнуть Истину. Вот вроде бы многое знаешь о Великом посте, более того – стараешься придерживаться правил, выполнять заповеданное, но слушаешь отца Александра и осознаешь: есть такое понимание поста, до которого ты еще не дорос духовно. Слова вроде те же, знакомые, не раз слышанные, а вот тут вдруг потянуло душу твою на новый, еще не открытый тебе уровень познания.
– Отец Александр, тема «Духовное становление личности», по Божиему Промыслу, естественна во дни Великого поста.
И вне поста можно начать изменение себя, но именно время великопостное очень благодатно для этого
– К сожалению, часто у нас понимание церковной жизни внешнее, обрядовое – что это некие традиции, которые пришли из толщи веков к нам, и мы, естественно, стараемся им следовать. Многие спрашивают: «Как мне поститься?», «Как мне креститься, молиться?» и т.д. Очень важно понимать, что обряд необходим не ради обряда и пост – это не диета, от которой нужно ждать внешнего, чисто телесного изменения себя. Пост – это, прежде всего, серьезная, глубокая внутренняя работа, потому что человек в жизни очень часто живет не в себе, а выходит из себя. Гнев, например, – это выход из себя. Мы так и говорим: «вышел из себя». Мы часто судим кого-то, хотя знаем, что в Святом Писании сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2).
Мы же обращаем внимание на гастрономическую составляющую поста: 90% приходящих в церковь людей – даже сегодня – спрашивают, что есть в пост, а что не есть. И это оказывается главной идеей Великого поста. Конечно, мы видим, что сейчас общество стремится поститься, но пока (это мое личное наблюдение) заметно больше поверхностное отношение к посту. А пост на самом деле – это внутреннее преображение.
Пост – это генеральная уборка души. Вот как хозяйка убирает в доме, наводит порядок, хочет, чтобы было чисто, и она много чего делает для достижения результата: и моет, и вытирает пыль и т.д. Почему она это делает? Потому что в чистом доме жить приятнее, удобнее и здоровее. Красота и порядок поднимают человеку настроение, человек ощущает гармонию, уют. Гармония – основное тут, конечно. И очень важно, чтобы человек в пост добился гармонии в душе или по крайней мере соприкоснулся с ней. А что у нас происходит? У нас внутренний дисбаланс: преобладает и доминирует служение плоти.
Великий пост – это, в первую очередь, Богослужения в церкви: и Божественные Литургии, и покаянные каноны, и поминальные субботы, и пассии
Естественно, Великий пост – это, в первую очередь, Богослужения в церкви: и Божественные Литургии, и покаянные каноны, и поминальные субботы, и пассии – воспоминания о страданиях Иисуса Христа. Они помогают человеку сменить приоритеты. У светского человека приоритет – это тело. А если и обращаемся к душе, то только к поверхностному ее состоянию и в глубину свою мы не идем. То есть мы находимся за орбитой своей личности. Даже не в себе, а за орбитой. Естественно, ищем проблемы в ком-то, в чем-то, в каких-то обстоятельствах, и нам кажется, что мы не причастны происходящему вокруг. Мы все такие пушистые, прекрасные, особо больших грехов не делаем, никого не убили, считаем, что ничего не украли, никого не обидели, мы любим, сострадаем и т.д. И такие мнения, такая духовная слепота являются самой большой опасностью для человека. Потому пост – это еще и трезвение человека и это попытка увидеть себя, увидеть свою мерзость греховную. Сказать: «Да я как все!» – это ошибка. Ты – личность, ты – индивидуальность. Может, мы все и похожи в чем-то, но в то же время мы и уникальны, потому что нас Господь такими всего один раз на земле создал.
А вот что внутри тебя происходит – в этом тебе как раз и необходимо начать разбираться. Здесь, конечно, нужно стимулировать совесть, инвестировать в нее силы и время, нужны размышления о духовном, нужны молитвы. Когда мы можем хорошо молиться? Когда мы можем размышлять? Когда мы начинаем свое чрево приводить к внутреннему конституционному порядку. Знаете, у нас ведь у всех есть своя конституция внутри. Вот мы и призываем к конституционному порядку свое тело. А оно сопротивляется. Говорит: «Я хочу жить, как хочу. Душа, ты мне должна служить, а не я – тебе». И вот здесь всё надо поставить на свои места. Мы должны постоянно стремиться к духовной гармонии. Я не говорю, что мы над телом должны издеваться в пост. Мы должны делать единственное – учиться строить иерархию ценностей на основе православной веры. А в реальной жизни у нас желания на 99% направлены на ублажение нашей плоти. Пост нас трезвит и в этом смысле. Но часто бывает и так: попостились люди, пришла Пасха, разговелись и во все тяжкие пустились. Это также неправильный подход.
Пост – это начало новой жизни. Это выстраивание уклада. Одна из самых больших опасностей – это наша праздность. Это неумение выстраивать режим своей жизни, своего дня, своего часа и т.д. Рассеянность, распыленность, расслабленность, праздность, суетность, спешность – они часто берут верх над нами. А вот пост нам говорит: «А наведи в себе порядок. Начни уборку в своей душе. Может быть, не сразу, может, пока пыль вытрешь да подметешь. И то уже хорошо твоей душе станет». Это образно, конечно.
Очень важно, чтобы люди понимали: существует необходимость глубокого духовного очищения, и к этому нужно серьезно относиться
Очень важно, чтобы люди понимали: существует необходимость глубокого духовного очищения, и к этому нужно серьезно относиться. Пост – это период усиленных молитв Вселенской Церкви, момент в том числе, когда можно положить начало духовному пути.
– Начало духовному становлению?
– Да, но духовное становление человек проходит и в другие периоды. А время поста – это уникальное время, когда человеку дается возможность посмотреть на себя с точки зрения не плоти, а с точки зрения духовной, с точки зрения «я и Господь». Посмотреть, какие у нас взаимоотношения с Ним. Часто ведь преобладают потребительские отношения и в духовно-религиозной сфере. Люди изъявляют желания, можно сказать – снисходят в каких-то моментах ко Господу своими молитвами и просьбами, чтобы Он решил их проблемы. Но ответного какого-то делания от людей нет.
Если человек просит «Господи, дай…», но сам ничего не делает, то как Господь ему даст?
А чему учит нас Господь? Господь учит нас любви, жертвенности, трудолюбию, добродетели и т.д. Все-таки вокруг себя нужно садить сад, а не испепелять всё живое. И это не великое богословие – это наша жизнь. Если человек просит «Господи, дай…», но сам на своем жизненном пути ничего не делает, то как Господь ему даст? Часто мы сталкиваемся с обстоятельствами, когда мы должны созидать, но у нас это не получается, и мы всё продолжаем говорить «дай» – мы опять попрошайки. Но просить – не запрещено в Церкви. У нас на богослужениях многие прошения провозглашаются. Мы просим: «Подай, Господи!», «Подай мира!», «Подай изобилия плодов земных!», «Подай благой кончины живота нашего…». Мы просим, но просьба имеет и другую сторону – ответственность. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12).
И второй очень важный вопрос. Пост говорит: «Сыне, кто ты? К чему ты стремишься? Для чего ты живешь? Какая у тебя ценностная иерархия? Что ты вообще сделал на этой земле? И какое у тебя есть намерение что-то сделать?» Человек должен об этих вещах думать. Часто мы живем как будто в иллюзорном мире, потому что страшно обращаться к себе, страшно менять себя. Кого-то изменить – мы готовы двумя руками за это голосовать, а вот себя начать менять, а значит, работать, увидеть свою пакость внутри и начать ее исцелять с Божией помощью, – это уже сложно. Потому пост – это очень серьезное внутреннее напряжение, но более того – это фактор возможности.
И вне поста можно начать изменение себя, но именно время великопостное очень благодатно для этого. Потому и говорю: усиленная покаянная молитва Церкви земной и Небесной дает колоссальный шанс начать путь к своему внутреннему преображению. А без креста это внутреннее преображение, с православной точки зрения, невозможно. И человек должен видеть это и понимать, что происходит с его душой. Для нас это очень важно: всё ясно должно быть! Вот Христос пришел в мир. Научил, показал, рассказал, удивил, поразил и был предан, страдал, умер на кресте ради нас, ради каждой личности и воскрес в третий день по Писанию. Пасха – радость светлого воскресения Христова!
И мы четко должны понимать, что нужно внешнее претворять во внутреннее, а не жертвовать внутренним ради внешнего. Потому пост – это уникальное время нового духовного возрождения человека для жизни вечной. И когда человек искренне вопиет ко Господу, Он не оставляет нас без ответа. Мы говорим зачастую о просьбах, а, может, нужно сказать: «Господи, не как я хочу, а как Ты считаешь, направь меня. Ну что я, человек? Я слаб, но я хочу услышать Тебя: постучи в мое сердце». Через какие-то обстоятельства, через какие-то пути Его – мы же знаем, что они неисповедимы. Мы не ведаем, откуда может прийти Его зов, но мы должны быть к этому готовы и ждать этого. Господь всегда стучится в наше сердце, но в нашем внутреннем мире слишком много замков навешано. Вот эти различные перегородки, двери, засовы пост начинает разрушать. И тогда человеку открывается, что жизнь не только в хлебе насущном, хотя и он нужен; человек начинает по-другому воспринимать мир, внутреннее качество его жизни начинает меняться. А если он начинает меняться, то начинает меняться мир и вокруг него, потому что он с ним соприкасается. А когда он с ним соприкасается, то это и называется великое Божие делание преображенной души. Это не будет за один день и даже за один год. Но когда человек меняет свое потребительское отношение к миру и хочет в этой жизни послужить обществу, человеку и – самое главное – Богу, тогда человек счастлив, потому что его жизнь наполняется содержанием важной миссии, которую Господь ему послал в краткость нашего мига бытия на земле по отношению к вечности. Но именно этот миг и определяет вечность человека. Какая уникальная Богом данная жизнь нам дарована, но, к сожалению, как часто мы ее прожигаем и живем не из главного, а из второстепенного и считаем, что второстепенное – это самое главное. А главному мы отводим второстепенную роль.
В Евангелии написано: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, а всё остальное приложится вам» (см.: Мф. 6: 33)». А у нас другая позиция: мы ищем, чтобы нам было дано, прежде всего, то, что мы хотим, а Царствие Небесное нам должно приложиться. Это совершенно неправильная позиция современного мира. Мы думаем, что Бог должен нам прислуживать и давать нам блага, потому что вот мы такие. Великий дух гордыни обуял всех нас. И от этого идет цепочка тех прискорбных событий, которые происходят с человечеством сегодня.
Пост – это радость. Пост – это внутреннее осознание себя, кто ты на самом деле есть.
Конечно, здесь присутствует напряжение совести, которую мы всегда то закармливали, то напаивали, то ласкали какими-то мечтами, то от нее убегали, а совесть – это голос Божий. И он всегда стучится в наше сердце. Иногда мы всё же обращаемся к своей совести и обращаемся к Творцу: «Господи, открой мне истину!» Поиск истины дает человеку возможность быть по-настоящему, с большой буквы Человеком как образом Божиим. Вот так мы можем посмотреть на радость Великого благодатного поста.
– Батюшка, в последнюю нашу беседу – а это было почти сразу после того, как был обстрелян ваш Божий храм, – вы говорили, чтобы луганчане готовились к большим испытаниям, к преодолению немалых трудностей на пути. Всё так и получилось. Можно ли надеяться, что Господь услышит наши молитвы и пошлет милость прощения грехов наших? Что нужно ждать и что мы ждем от Пасхи 2015 года?
– Прежде всего от Пасхи мы ждем радости Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Пасха для нас – это праздник праздников и радость из радостей. Ожидать ее нужно тоже активно. Ведь поймите: Православие – это, прежде всего, стремление не только спасти свою душу, но и стремление создать все условия, чтобы в этом мире спасались и другие люди. Если мы хотим что-то изменить в этом мире, то мы должны спросить себя: «Кто мы? Куда мы идем? Какова наша цель?» И общество должно – можно сказать так: элиты – духовная, культурная, общественная (болезненно, может, это будет) – должны искать ответы на эти вопросы. Потому что если у нас не будет плана нашего дальнейшего пути, то и не будет самого пути. Мы будем топтаться на месте. Шаг вперед – два шага назад и т.д.
Как нам жить дальше? На каких духовных основах? На эти вопросы должны отвечать не только политики. Зачем всё сбрасывать на политиков?
В сегодняшних новых условиях, в которых мы сейчас находимся – и не только Донбасс, но и Украина, и Россия, мы должны как можно быстрее ответить на вопросы: «А как нам жить дальше? На каких нравственных и духовных основах? Какое должно быть общественно-политическое устроение сегодняшнего мира? Какова модель нашего с вами развития?»
И на эти вопросы должны отвечать не только политики. Зачем всё сбрасывать на политиков? Это совершенно неправильная позиция. Мы решаем, думаем, что мы опять должны быть в стороне от каких-то там политических моментов, но ведь любой политик, если идеально, должен представлять интересы определенного сообщества людей. Он выразитель идей, он говорит: «Вот так считает моя община, вот так считают люди, которые меня делегировали об этом говорить». И если люди хотят жить на этой земле и хотят восстановить эту землю и жить на ней достойно, то отсиживаться нельзя. Это преступно.
Великий пост и дает нам возможность внутренней мобилизации, внутреннего стремления к очищению от личностного греха. Но это не означает, что я должен замкнуться в себе. Наоборот: я должен вкладывать в свою землю. Мы же сами часто говорим: «Патриотизм, малая родина…» Так вот, каждый должен задать себе вопрос: «Что я делаю для своей земли, по которой хожу, которая кормит меня? Этим воздухом я дышу – но что я делаю для моей малой родины каждый день? Сколько сил я положил для ее процветания? Или я опять был только пользователем?» Не надо ждать от кого-то каких-то благ. Благ только Господь! Надо стремиться, учиться и созидать. Одному дано больше, другому – меньше. Ведь христианская жизнь – это стремление к духовному постоянному совершенству. Это бесконечный процесс совершенствования. И если человек в своей жизни, будь он домохозяйкой, военным, строителем, священником, учителем, врачом, не пойдет путем стремления к совершенствованию и преображению себя и окружающего мира, то всё тщетно. А для этого человеку нужна Божия помощь. Божия благодать – это та сила свыше, которая дает нам уразуметь и идти вперед.
Пока общество не примет православное миропонимание и не начнет идти по этому пути, это общество не ждет ничего хорошего. Ждет кризис, ждет разруха…
Пока общество не примет фундаментально православное миропонимание и не начнет идти по этому пути, это общество ничего не ждет хорошего. Ждет кризис, ждет разруха, разделение и все остальные к этому прилагающиеся вещи. У нас всё есть. Нужно не топтать то, что под ногами, а нужно рассмотреть, сделать поклон и взять это сокровище, которое мы топтали долгие-долгие десятилетия. Это – твои корни, твоя вера – святое Православие. Вот и всё. В этом направлении надо работать. Это не легкий путь. Трудный, тернистый. Никто не сказал, что это будет легко. Но будет понятно, как мы хотим жить, к чему мы должны стремиться, какие нравственные вопросы мы должны решать, как мы должны укрепить институт семьи, как мы должны прекратить убиение своих детей, за которые мы тоже страдаем. Мы же убили детей, которые не родились еще, они должны были жить… А еще кричим: «Господи! За что нам такое наказание? Почему гибнут наши люди в этой гражданской войне?» Так вот, об этом нам всем надо думать. Мир приходит не потому, что так решили люди наверху во власти. А мир приходит от глубокого желания обществом мира. Но это желание должно воплощаться в определенные действия: кто-то молится, кто-то профессионально работает, даже в самое тяжелое время, кто-то борется с внутренним конфликтом, а кто-то и с внешним конфликтом. Где? В семье, в коллективе, на работе. Блажен же кто? Блаженны миротворцы. Если этого не будет, то почему мы думаем, что мир нам настанет? Если мы в своем малом микромире этого мира не имеем. Мы всегда думаем, что за нас кто-то будет что-то решать. Да, кому-то дано больше, кому-то меньше. Но это меньшее и создает большее. Кто верен в малом, тому большее дастся. В Евангелии от Луки говорится: «Кто верен в малом, тот верен и в большом, а неверный в малом неверен и в большом. Если вы не были верны в земном богатстве, кто доверит вам богатство подлинное? И если в чужом не оказались верными, кто даст вам ваше?» (См.: Лк. 16: 10–12). Вот всё это можно применять и к общественной жизни.
– На какой ноте завершим беседу на тему духовного становления личности, отец Александр?
– А завершим просто. Пора возвращаться домой. К своим истокам. Ну сколько ж можно бегать-то? Туда бежим, там слушаем, обратно бежим, опять слушаем.
– А что вы подразумеваете под возвращением домой? У меня сразу целый спектр вариантов ответа возник.
– Речь идет, конечно же, не о политическом моменте. Нужно просто вспомнить, кто мы и откуда вышли. Какого мы рода-племени, какова наша вера. Земля нам дана не по нашим заслугам. Это Божия милость. Господь нас премудро всех здесь поселил, дал нам возможность жить на этой земле. И, дай Бог, нам на этой же земле и уйти из жизни мирно и не постыдно ко Господу.
Но нужно возвращаться еще и к пониманию того, что нельзя искать мира, не находя мира в сердце своем и вокруг себя. Мы ищем мира общего, но частного мира мы так и не имеем. Вот пока общество – а оно состоит из личностей – воистину не будет искать пути глубокого личностного примирения друг с другом, а мир рождает делание и добродетель, мы не сможем вернуться в мир. А война – это война. У нее свои законы. Там речи о мире уже не идет. Мир там уже далеко.
Общество должно быть духовно активным. Пассивность общества – это война. Что же вы сидите? Да меняйте жизнь свою!
Перемирие же нам дает сейчас возможность не передышки, а возможность переосмысления. Ведь мир для нас – это только фактор возможности. Но общество притом должно быть духовно активным. Пассивность общества – это война. Что же вы сидите? Да меняйте жизнь свою! Стремитесь. Кто стучит, тому и отворяют. А кто сидит – тому ничего не дается, ведь под лежачий камень вода-то не течет. Как нам это делать? Да каждому Господь дает возможность сделать что-то доброе, милосердное. Пусть это что-то небольшое, но каждый день, системно возьмите на себя эту миссию и делайте. Как мы говорим в Православии? Возьми крест и неси его. И да поможет нам Господь.
А мы всё только потребляем и потребляем, а потребляемого всё меньше и меньше становится. Ресурсы-то заканчиваются: и материальные, и физические, и духовные. Надо же вкладывать, чтобы что-то получать. И в матушку-землю надо вкладывать. И молитву, и труд, и добродетель. А вот без Бога это невозможно. Потому я и сказал о фундаменте. Мои слова могут для многих оказаться пустым перечислением. А как? А что? А вот Господь нам и открывает это. Для этого и есть Великий пост, который дает нам возможность выстроить систему нравственных и духовных ценностей, дает фундамент, на котором можно возводить всё. Материальное – это всё надстройка. А фундамент – это наша православная вера. Вот если мы к ней отнесемся глубоко, осознанно, дадим ей расцветать на нашей земле – поверьте, Господь поругаем не бывает. А если мы от своей веры, извините меня, отходим, то получаем что имеем. Богом нам дан путь ко Спасению – это Святая Соборная Апостольская Церковь и наша вера православная.
Наша вера – она православящая! Так чего же мы не славим Бога в правости дел своих?! Всё дано, не надо нигде ничего искать. Всё в нас, в наших сердцах
Она – православящая! Так чего же мы не славим Бога в правости дел своих?! Всё дано, не надо нигде ничего искать. Всё в нас, в наших сердцах, потому пост в нас и говорит: «Да не бегайте вы! Бегаете вы там везде, ищете что-то, а Господь вам давно сказал: “Я есть внутри вас”». Вот пост и позволяет найти Христа в своем собственном сердце. Вот это и есть самое главное!