О том, что такое рукопашный бой как вид спорта, когда он возник и как развивается, а также о том, чем его идеология отличается от той, на которую опираются восточные единоборства (они до сих пор весьма активно навязываются нам), рассказывает Сергей Александрович Астахов – президент Международной федерации рукопашного боя.
– Рукопашный бой – наш, российский вид спорта. Давайте начнем с самого начала – с того, как он возник.
– Сколько развивается человечество, столько рукопашный бой и существует. Все мы помним русских богатырей, которые использовали его в своей подготовке, – наверное, не в том виде, в каком мы привыкли его встречать на спортивной арене, но тем не менее: удары руками, ногами, броски в какой-либо форме, работа холодным оружием – мечами, топорами, ножами – всё это приемы рукопашного боя.
Но если говорить о современном этапе, то нужно начинать с конца 1970-х.
Тогда в Советском Союзе начали набирать популярность восточные единоборства – японские, китайские, каратэ, ушу и разные другие виды борьбы, причем это всё стало развиваться как большая сетевая структура.
Еще недавно восточные единоборства были недоступны и скрыты от большинства, и вот народ увидел каратэ: люди в белых одеждах машут ногами, разбивают кирпичи и так далее. Всё это выглядело крайне заманчиво. Одновременно появились и фильмы, демонстрирующие возможности единоборств. Открывались школы.
Всё больше и больше людей вовлекалось в секции. Система работала как сетевой маркетинг; стали появляться целые организации, контролировавшие развитие этого направления.
Безусловно, вся эта деятельность не могла не попасть в поле внимания КГБ: нарастала угроза того, что сформируется большая группа людей, объединенных некоей общей идеей.
Немаловажно и то, что вместе с техникой единоборств пришла и новая идеология. И, изголодавшись по альтернативе коммунизму, очень многие окунулись в нее с головой.
Эта новая идеология строилась на полном подчинении тренеру, учителю. Все стали называть друг друга сенсэями.
И вот когда стали формироваться группы, во главе которых стоял учитель, которому все подчинялись, это насторожило и правительство Советского Союза, и те службы, что заботились о спокойствии в стране.
Руководство КГБ поставило перед собой задачу разработать систему подготовки, взяв всё самое лучшее в нашем самбо, в спортивной борьбе, использовав ударную технику каратэ, ушу, бокса.
То есть, используя весь мировой опыт, следовало создать такую систему подготовки сотрудников КГБ, которая позволяла бы офицерскому составу противостоять, если это будет необходимо, людям, занимающимся любыми видами единоборств.
Такая система была разработана, и ее стали развивать и внедрять. На каком-то этапе в нее было включено и проведение поединков – как часть морально-психологической подготовки сотрудников.
Вот с этого всё и началось. А затем, когда Советский Союз уже развалился, рукопашным боем стало заниматься и гражданское население.
Как спорт рукопашный бой развился уже в России: сперва образовалась Национальная федерация рукопашного боя, потом была сформирована Общероссийская федерация.
Стали готовить людей разного возраста, детей и взрослых, проводить соревнования по всей России. Начали создаваться региональные отделения – на сегодняшний день их 69.
Около 200 тысяч человек – и детей, и взрослых – занимаются в нашей стране рукопашным боем. И по-прежнему, конечно, рукопашный бой является частью подготовки тех, кто служит в государственных органах правопорядка.
К 2005 году порядка 1500 человек выполнили норматив мастера спорта России, и Российская Федерация реально столкнулась с тем, что люди достигают потолка, звания мастера спорта и, чтобы продолжить развитие, уходят в другие виды единоборств, потому что дальше им двигаться некуда.
Тогда было принято решение о создании Международной федерации – мы организовали ее в 2006 году.
Федерация развивает искусство рукопашного боя во всем мире: в последнем чемпионате мира принимали участие спортсмены из 37 стран
Международная федерация стала развивать искусство рукопашного боя во всем мире: в последнем чемпионате мира принимали участие 37 стран, а на сегодняшний день в Федерацию входит около 45 стран.
– Какие именно? Назовите некоторые.
– Все страны бывшего Советского Союза, включая Латвию, Литву, Эстонию. Болгария, Чехия, Словакия, Сербия, Финляндия, Турция. Канада, США, Мексика, Бразилия, Нигерия, Колумбия, Перу, Эквадор…
– Приходилось слышать, что именно в Латинской Америке каким-то необыкновенным успехом пользуется рукопашный бой. Почему именно там?
– Три года подряд мы проводили Кубок мира в Филадельфии, а в этом году решили провести его в Перу, в Лиме, и наши друзья пригласили туда близлежащие страны. Откликнулись и приехали спортсмены из Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии, Эквадора, Гватемалы, Мексики, Венесуэлы. Разумеется, из Канады и из Америки ребята тоже были. И вот после Кубка было принято решение создать панамериканскую ассоциацию.
Не знаю, почему именно в Латинской Америке идет такое развитие. Мне показалось, что они очень рады тому, что Россия снова набирает силу, потому что Америка, по большому счету, их «достала»: они ощущают от нее большой вред. Их обрадовало усиление влияния России в мире. Мы всё-таки представляем российский вид спорта, а они приветствуют это. Им вообще нравится всё, что из России.
– Вот это очень радостно слышать. А скажите, на ваш взгляд, успех вашей федерации за рубежом насколько способствует формированию образа нашей страны?
Философия рукопашного боя очень проста: мы готовим защитников Отечества. Всё, что мы делаем, направлено именно на это
– Все иностранцы, кто занимается единоборствами, «повернуты» на восточной философии. Это вообще один из любимых вопросов, которые задают люди, занимающиеся единоборствами, – про философию. Они нас спрашивают: «А в чем вообще заключается философия рукопашного боя?» Мы отвечаем им следующим образом: «Ребята, философия рукопашного боя очень проста: мы готовим защитников Отечества. Всё, что мы делаем, направлено именно на это. Соответственно, берите у нас наши знания, наш опыт, используйте их на то, чтобы подготовить защитников своего Отечества. Защитников Америки, Канады, Италии, Гватемалы, Никарагуа… Готовьте свою собственную армию, своих собственных людей». Им это нравится, они это поддерживают.
– Что нужно, чтобы вырастить из мальчика, из мужчины защитника Отечества – помимо физической подготовки?
– Я считаю так: в воспитании детей и солдат действует принцип «делай, как я».
Люди, которые занимаются воспитанием – как делают это руководители клуба «Патриот», – должны, прежде всего, своим собственным примером показывать отношение к вере, к Отечеству, к другим людям.
Нужно показывать пример того, как можно служить Отечеству. Ведь мужчине не обязательно быть профессиональным военным. Если он усердно трудится у станка – это тоже служение.
Если человек верующий, если он обрел Бога, то он притягивает к себе людей. А если вера еще и подкреплена знаниями в каком-то виде деятельности – в данном случае это рукопашный бой, – то это вдвойне хорошо, вдвойне притягательно и дает человеку возможность быть образцом для подражания.
Философия восточных единоборств построена по такому принципу: учитель для тебя – это всё. Не образец поведения, а совсем иное: ты должен беспрекословно ему подчиняться. Это вообще не в психологии русского человека.
В психологии русского человека заложено совсем другое: чтобы быть авторитетом, нужно быть крепким духом, представлять из себя личность.
Может, ты хороший мастер, замечательно умеешь руками-ногами махать, но если ты, простите, подонок, если ты не можешь правильно себя в обществе вести, если у тебя в семье проблемы, авторитетом ты не станешь никогда.
Если ты себя неправильно в общечеловеческом плане ведешь, ты не можешь быть примером для других.
Мы делаем на этом большой акцент: люди, которые занимаются рукопашным боем, должны быть примером в обществе
Мы делаем на этом большой акцент: люди, которые занимаются рукопашным боем, должны быть примером в обществе. И на моральную сторону мы тоже делаем большой акцент.
Рукопашный бой преподают сотрудники органов безопасности, полиции, ФСБ, военнослужащие (так уж исторически сложилось, что люди, занимающиеся рукопашным боем, востребованы в этой сфере) – вот они и воспитывают у нас молодежь.
В этом отличие рукопашного боя от восточных единоборств: учитель – это не всё. Он должен заслужить твое доверие не тем, что научит тебя технике, а тем, что будет примером: хороший семьянин, духовно подкованный, способный дать ответы на важные вопросы.
– Можно предположить, что рукопашным боем занимаются не только православные, но и люди других вероисповеданий? И вообще насколько важно, верующий человек или нет?
– Вы знаете, лучше иметь в союзниках десять верующих людей, чем сто неверующих, потому что у неверующих людей ориентиров нет и их можно с пути сманить, а на верующего человека можно положиться, у него есть, по крайней мере, основной фундамент.
– Как вы считаете, происходит ли сейчас в нашей стране подъем национального сознания? Замечаете ли вы его?
– Ну, конечно, замечаю… Это началось, когда страна в едином порыве радовалась объединению с Крымом.
Дело в том, что у нас сейчас патриотически настроенный лидер. Общая ситуация изменилась, у людей появились какие-то ориентиры – до этого всё было размыто, а сейчас ясно, куда мы идем.
Другой вопрос, что многие говорят о патриотизме, но сами не готовы включиться в его реализацию. В том смысле, что да, мы, конечно, патриоты, но поработайте за нас, пожалуйста…
Александр Иванович Нотин – он возглавляет движение «Переправа», входит в Изборский клуб, очень верующий человек – рассказывал, как они с Прохановым в свое время вступали в полемику на предмет патриотов. «Понимаете, – говорит, – такое количество патриотов образовалось, все кричат, что знают, куда идти… Мне даже пришло на ум вывести формулу патриота из нескольких пунктов. Первый пункт: “Я знаю, как спасти Россию”. Второй: “Объединяйтесь вокруг меня для того, чтобы спасти Россию”. Третий: “Если вы не хотите объединяться вокруг меня, чтобы спасти Россию, то и шут с ней, с этой Россией…”
Сейчас всех несет то вправо, то влево, а чтобы всё вылилось в единое патриотическое движение, такого нет. Но здесь как раз может прийти на помощь Церковь.
Другой вопрос, что у нас появилось большое количество, что называется, профессионально верующих людей. Это просто стало нужно – приходить на крестный ход по большим праздникам, стоять в храме вместе со всеми и в это время в уме подсчитывать прибыль. Это большая проблема. Также большой вопрос имеется к клиру. Например, строят соборы излишне роскошные, а это тоже дает… некоторое отторжение.
Вера в Бога и служение Отечеству – только на этих двух столпах и может строиться государство. И мы для этого всё делаем.
4. ЛЮБОЙ ХОРОШИЙ ТРЕНЕР УЧИТ РАЗЛИЧАТЬ ЧТО ХОРОШО, А ЧТО ПЛОХО и разговорами и на собственном примере. "
полностью согласна с Андреем
занималась карате, кик-боксингом, смешанными боевыми искусствами
сын сейчас ходит на карате к очень хорошему тренеру
Тут, наверное, дело больше не в виде боевого искусства, а в тренере, а хороших тренеров у нас (тер. бывш.СССР) было и есть немало, слава Богу!
В целом вроде по делу Сергей Александрович излагает, особенно про профессиональных патриотов и излишне роскошные соборы.
to Денис
Я с большим доверием отнесусь к бойцам в таком вот кимоно, чем к бойцам в косоворотках или камуфляже. Потому как они с большей долей вероятности спортсмены, а не клуб реконструкторов или "игроков в войнушку".
2. КАК в любой школе ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЗАСЛУЖИВАЕТ АВТОРИТЕТ, а в секции особенно т.к. ученики просто уйдут.
3. НИ В ОДНОЙ ШКОЛЕ РУКОПАШНОГО БОЯ и САМБО (есть много знакомых)НЕ ВИДЕЛ АКЦЕНТ НА МОРАЛЬНУЮ СТОРОНУ (возможно не повезло). И еще свежа память о 90-х и рэкетирах из числа спортсменов. Это как раз говорит об отсутствии у них данной стороны в подготовке.
4. ЛЮБОЙ ХОРОШИЙ ТРЕНЕР УЧИТ РАЗЛИЧАТЬ ЧТО ХОРОШО, А ЧТО ПЛОХО и разговорами и на собственном примере.
5. Рукопашный бой сильно направлен на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ подготовку бойца и практически все серьезные мастера - бойцы спецподразделений. Его полное название АРМЕЙСКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ и сомневаюсь в массовой пригодности для гражданских лиц.
6. И по мне лучше 2 НАСТОЯЩИХ ПАТРИОТА чем 10 верующих, т.к. и среди верующих есть фанатики тупо следующие за священником, а не за Богом (и такие примеры тоже есть)
Я НЕ ПРОТИВ РУКОПАШНОГО БОЯ, СЧИТАЮ ЕГО ОЧЕНЬ ХОРОШЕЙ СИСТЕМОЙ ПОДГОТОВКИ БОЙЦА И С БОЛЬШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПОДГОТОВКИ ПАТРИОТА. Но, повторюсь, если ДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА МОРАЛЬНУЮ СТОРОНУ (что я видел в секциях айкидо) и это можно делать и в других видах единоборств.
Непонятно, почему Российский вид спорта в японском кимоно? Сейчас прям мода, на русское, на свое. По моему мнению тут нет ничего русского. Удары с разворота в голову, прыжки с ударами, победить, достать ударом, нет это не христианский подвижнический дух по моему мнению.
от юных лет и пока ноги носят,и сочетать спорт с духовностью.
Спасибо автору.