Искупление красоты

Господь Вседержитель. Энкаустическая икона. Синай Господь Вседержитель. Энкаустическая икона. Синай
В день Торжества Православия мы празднуем победу Церкви над всеми ересями в ее истории, завершение эпохи великих христологических споров. Но событие, которое послужило причиной установления этого торжества, – это победа над иконоборчеством.

Церковь отстояла почитание святых икон. Мы сегодня входим под своды храма, и нас встречают лики Господа и святых, сцены из истории спасения, потому что тогда VII Вселенский Собор постановил «полагати во святых Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камней (мозаики) и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей».

Вероучительное, богословское значение этой победы очень велико, но о нем уже сказано много. Мне бы хотелось рассмотреть прошедшее с несколько другой стороны – со стороны взаимоотношения веры и культуры.

Иконоборчество означало развод между верой и искусством.

Это хорошо видно на примере протестантской волны иконоборчества

Иконоборчество, помимо прочего, означало развод между верой и искусством. Это хорошо видно на примере более поздней, более близкой к нам по времени волны иконоборчества – протестантской Реформации XVI века. Как-то я смотрел документальный сериал ВВС об истории английского искусства. Немногие сохранившиеся образцы средневекового церковного искусства Англии производят поразительное впечатление небесной красоты – но, увы, их довольно мало. Судя по этим образцам, Англия могла бы в мире искусства стоять вровень с Италией или даже превзойти ее – но эта великая и цветущая культура была уничтожена почти полностью. Можно по-разному оценивать духовные плоды Реформации, но в культурном отношении это была катастрофа. Ревностные пуритане, полные решимости искоренить всё, что они находили противным их прочтению слова Божия, жгли иконы, отскребали фрески, разбивали мозаики и оставляли старинные храмы пустыми – а когда они строили новые, это были предельно простые дома, где ни архитектура, ни тем более изображения не могли отвлечь собравшихся от единственного, что в глазах пуритан заслуживало внимания, – Библии. В наше время их часто сравнивают с ваххабитами – и хотя всякая аналогия хромает, вандализм под флагом «борьбы с идолопоклонством», знакомый нам по недавним новостям, с большой силой проявлял себя и в то время.

Только столетия спустя, в XIX веке, когда яростная вражда к Риму начала остывать, в эпоху неоготического возрождения англичане начали снова возводить храмы, хотя бы несколько достойные прежней славы Англии, – храмы, которые они уже не боялись украшать изображениями Господа Иисуса, ангелов и святых.

Та же Реформация в Голландии не убила изобразительное искусство, но почти полностью выбила его из религиозной сферы; художник мог быть благочестив, но он уже не служил своим искусством Богу – а только зарабатывал на жизнь. Люди уже не украшали Церкви, а рисовали портреты, натюрморты, бытовые сценки – как с одобрением говорили в советских книгах по искусству: «они обратились к реальной жизни».

Икона "Торжество Православия" Икона "Торжество Православия"
И вот один из вопросов, на который Церковь и иконоборцы отвечали по-разному, – это вопрос о том, может ли искусство, может ли красота, созданная людьми, служить Богу. Является ли дар художника чем-то, что Бог дает ему для служения Церкви, или это просто ремесленническая способность, в лучшем случае профанная, в худшем – греховная?

Вся эта красота, павшая под топорами пуритан, – была ли она прославлением Бога (как видели ее средневековые художники) или языческой скверной (как видели ее пуритане)?

Означает ли Воплощение, что и эта сторона нашей природы – способность творить и воспринимать красоту, искуплена Христом и может найти свое место в Его Царстве? Может ли художник, войдя в храм, сложить свои дарования у ног Христа – или он должен оставить их за дверью?

В Библии мы читаем, как Бог наделяет строителей особыми дарованиями для украшения Его скинии

Является ли красота – красота Божиего мира и красота, созданная благочестивыми людьми, – свидетельством о Боге, или это что-то ненужное и пустое? Священное Писание подразумевает первое. Мы читаем, как псалмопевец прославляет Бога за Его творение: «Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек» (Пс. 110: 3). Мы узнаем, как Бог наделяет строителей особыми дарованиями для украшения Его скинии: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе: скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии» (Исх. 31: 1–7).

Бог любит красоту; Он ее Создатель; Он наделяет нас способностью воспринимать красоту, а некоторых из нас и способностью создавать ее. Иногда у нас спрашивают: зачем мы так обильно украшаем наши церкви? Ведь Бог услышит нас, если мы будем молиться Ему даже в сарае… Ответ очевиден: потому что Бог создал нас существами, способными ценить и любить красоту, и если нам стремиться жить среди красоты, а не среди уродства, то что же нам украшать в первую очередь, как не место, где мы поклоняемся Богу?

И если красота искуплена Христом, то в первую очередь для того, чтобы свидетельствовать о красоте Его Царства и наставлять людей в вере и благочестии. Как сказали отцы VII Вселенского Собора: «Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Сергей Худиев

28 февраля 2015 г.

Смотри также
Кому мешают христианские символы Кому мешают христианские символы
Еп. Слатинский Севастиан
Кому мешают христианские символы Кому мешают христианские символы
Епископ Слатинский Севастиан (Пашкану)
Христианские символы «демонизируются» в угоду толерантности. Так не имеем ли мы в действительности дело с «демоно-кратией», а не с демократией как таковой?
Синаксарь в неделю Торжества Православия Синаксарь в неделю Торжества Православия Синаксарь в неделю Торжества Православия Синаксарь в неделю первую Великого поста.
Торжество Православия

В сей день, в первую Неделю святого поста, Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием.
Современные иконоборцы Современные иконоборцы
Кира Черкизова
Современные иконоборцы Современные иконоборцы
Кира Черкизова
Новейшие протестанты уверяют, что иконы совершенно не значимы в литургической практике и не играют ни малейшей роли в деле личного спасения. Да, Бог мог спасти Ноя и без ковчега, однако устроил ему спасение посредством вещи, созданной человеческими руками.
Комментарии
Елена Малкина 2 марта 2015, 14:17
Даже трудно представить мир без икон ! Спасибо Господи что иконы есть в нашей жизни!!!
р.б. Алексей 1 марта 2015, 21:10
Уважаемый Сергей, благодарю Вас за Ваши труды! Мне очень нравится трезвость Вашей мысли! Хранит Вас Бог!
Марина 1 марта 2015, 20:04
Я православная и искусствовед, для меня важно и то, что икона есть для моей веры. и то, какова она.
Мария 1 марта 2015, 16:36
Истину трудно в этом мире отстаивать,но Бог с нами! Связь с миром духовности,только через образы икон и молитв. Спасибо за вразумление : наполняемся и вразумляемся!
Владимир 1 марта 2015, 03:15
Отлично! Достойная статья, так все просто и красиво изложено.
Николай28 февраля 2015, 21:31
Здесь главное не мешивать духовное с душевным. Например, Андрей Рублев - это духовное, а Леонардо да Винчи - душевное.
Виктор28 февраля 2015, 20:02
Очень хорошая и нужная статья! Спасибо за ваш труд.
Ирина28 февраля 2015, 16:59
Я верю, Он именно такой, от Его взгляда никуда не скроишься. Это центральная икона моего домашнего алтаря
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×