Всегда или только в посту?

Среди нравственных наставлений, рассыпанных в текстах богослужений и поучениях учителей Церкви, есть много слов о духовном смысле поста. О том, что пост требует языка обуздания, с ближними примирения, сердца сокрушения, творения добрых дел усердного и проч. То есть проводится совершенно справедливая мысль о необходимости вывести пост далеко за рамки диеты и превратить его в школу творения добродетелей. Об этом говорил Исайя (раздроби алчущим хлеб, введи в дом путника, разорви долговую расписку своего должника). Об этом гремели святые уста Златоуста. «Хочешь поститься угодным Богу постом – вместе с чревом сдержи язык, раздай милостыню, среди ночи встань на молитву». Об этом говорила подготовительная неделя мытаря и фарисея – не гордись! Об этом говорил чин прощения – примирись! Но возникает вопрос: разве смиряться, творить милостыню, мирно жить с ближними, воздерживать язык и ходить в страхе Божием мы должны только в дни поста? Не есть ли это всегдашняя обязанность? Не ставим ли мы несколько зауженные временные рамки для усилий жить свято? По всей видимости – нет. Но что же тогда мы говорим о святой и покаянной жизни так много в дни Четыредесятницы, и так сравнительно мало в прочие дни?

Может для кого-то это и ложный вопрос, не требующий особого разбора. Может не ложный, но лишний и надуманный. Но для кого-то иначе. Для этих вторых и скажем нечто. Жить благочестиво и ходить перед Богом мы обязаны всегда, во вся дни. Но получается это у большинства плохо. Даже у тех, кто сильно стремится к такому подобию Авраамового хождения пред Богом, плохо получается. Не говоря об основной массе. И вот в дни поста нам всем предлагается очередная возможность научиться сдерживать язык, подавлять гнев, устраняться от суеты и сплетен, творить милостыню и так далее. Это нам представляется таким образом возможность привыкнуть к добродетели и превратить ее в навык. Навык же необходим всем, чтобы потом, за пределами поста привычно уже вести благочестивую жизнь. Отвык в посту от курения – и после Пасхи продли воздержание. Бросил сквернословие – не начинай вновь. То, что стало привычкой, делается без труда. Итак, не только для времени поста наши упражнения. Они для приобретения навыка, а сам навык – на всю жизнь.

Подобным образом Израиль, выйдя из Египта, получил Закон. Для того Израиль и ходил по местам безводным и страшным так долго, чтобы приучиться к новому для себя Закону. А потом, уже неразлучно соединившись с полученным от Бога учением, вселиться в землю, текущую молоком и медом. То есть: прилепись к Богу, соединись мыслью и сердцем с заповедями новой для тебя нравственности, и потом наследуй приготовленное для тебя и Богом обещанное.

Пост – аналог длительного путешествия ради приобретения навыка в добродетели. А сам навык необходим категорически для получения наследства, для обладания иной реальностью, которая ожидает верующего человека. Не научишься ходить перед Богом всю жизнь и посвящать ему внутри сердца все начинания свои – под большим вопросом твое участие в будущем блаженстве. А научиться ходить перед Богом за раз, за день, за неделю невозможно. И вступить в обучение лучше всего постом. В это время многие из самых ленивых, и те преклоняют колени перед Распятием, ограничиваются в пище, исповедуются в грехах. Сам воздух в дни поста становится чище, вслед за очищением мыслей тех, кто этим воздухом дышит. И значит, совершаемое многими делается легким для многих.

Но нужно сразу сказать себе: то, чему я буду посвящать время поста, нужно будет мне и за пределами поста. Я учусь и привыкаю к духовному труду, чтобы не на пост только, а на всю жизнь стать учеником безгрешного Иисуса. И особенно осторожным придется быть в дни окончания поста, когда привычно теряется за считанные дни и часы то, что копили более месяца. Пусть еще рано об этом. Пусть еще постное шествие по пустыни только началось. Все равно нужно знать: наша общая обязанность – всегда жить свято. Жить согласно заповеди «Святы будьте, ибо Я Свят, Господь Бог ваш». А вот учиться исполнению этого всеобъемлющего повеления, привыкать к памяти о нем самое время сейчас.

Так, я думаю, снимается кажущееся противоречие между обязанностью всегда жить свято, и нарочитым, усиленным призывом к праведности в дни пения Постной Триоди. Ну, а кому и так все ясно, то простите меня. Эти краткие строчки не для вас писались.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

25 февраля 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вера 8 апреля 2015, 11:36
Спасибо Вам, отец Андрей и долгие Вам лета; душа ликует читая .....я учусь и привыкаю к духовному труду чтобы на всю жизнь стать учеником безгрешного Иисуса.
СПАСИБО

P.S. Присоединясь к мнению Ольги об издании проповедей и статей.
Елена Малкина15 марта 2015, 19:38
Спасибо батюшке Андрею за замечательную проповедь. В сердце запала. Очень люблю ваши проповеди!
Ольга 6 марта 2015, 14:41
О. Андрей, неплохо было бы статьи и проповеди издать. Хотя в век интернета... А если он кончится на нашем веку - нужно печатное слово на старой доброй бумаге. поклон златоглавой из Киева. Могу ли я размещать ваши статьи на школьном сайте Детской воскресной школы Ионинского монастыря? С ув. директор школы Ольга Алексеева.
Галина Хорошун 1 марта 2015, 09:45
Спаси Господи, о.Андрей! Молюсь за Вас. Насколько легче под Вашим духовным руководством.
тамара27 февраля 2015, 21:06
О. Андрей,помолитесь о грешной р.б. Тамаре.читаю все ваши статьи.Спаси Вас,ГОСПОДИ.Многая Вам лета.
Елена27 февраля 2015, 19:08
Слава Господу Богу нашему за дивные проповеди отца Андрея! они очень нужны нам в эти страшные времена! спаси Вас Бог, отче!! крепости душевной и телесной!
Елена Герасимова27 февраля 2015, 09:04
Спасибо за внимание и поддержку, о. Андрей
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×