На грани человеческого

О фильме «Бердмен»

Фильм мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньяриту «Бердмэн» получил «Оскара» в номинации «лучшая картина» года. Ещё 3 «Оскара» были отданы создателям фильма за режиссуру, операторскую работу и оригинальный сценарий. Представляем рецензию на данный фильм нашего постоянного автора Александра Попова.

Кадр из фильма «Бердмен» Кадр из фильма «Бердмен»
    

«Бердмен» — отмеченная многочисленными наградами лента А.Г. Иньяриту, полемически заостренная против голливудской эстетики. Режиссер стремится совместить художественные особенности своих ранних многофигурных, густонаселенных картин с линейной структурой «Бьютифул» — фильма, предшествовавшего «Бердмену». Последняя картина Иньяриту выстроена вокруг фигуры главного героя, но без пренебрежения психологической прорисовкой характеров второстепенных персонажей.

Наследуя традиции децентрированных киноколлажей Р. Олтмена, режиссер посредством мелких, но выразительных штрихов обозначает столкновение интересов, борьбу самолюбий среди актеров, продюсеров и критиков на бродвейской сцене. Не боясь экспериментировать с технически сложными, продолжительными планами, Иньяриту выпускает камеру на улицу, на которой кипит жизнь нью-йоркской богемы, и вновь возвращает ее за кулисы театра.

В «Бердмене» есть дьявол, но нет Бога, и в этом — главный просчет режиссера

Всегда интересно смотреть, как переплетаются искусство и жизнь, об этом снято много шедевров от «8½» Феллини до «Премьеры» Кассаветиса, но мексиканский постановщик стремится высказаться не только на эту тему, ставя проблему онтологического компромисса с почти хайдеггеровской бескомпромиссностью. В «Бердмене» есть дьявол, но нет Бога, и в этом — главный просчет режиссера, свидетельство его мировоззренческой непоследовательности. Кто именно может помочь герою преодолеть искушение успехом, деньгами и превозношением?

То, как человека мучает враждебная сила, показано в картине достаточно убедительно, с большой художественной и жизненной достоверностью (за исключением нелепого и эстетически неоправданного намека на телекинез — результат сомнительного увлечения режиссера эзотерикой, проявившегося еще в «Бьютифул»). Дьявол стремится оскотинить человека, лишить достоинства богоподобной личности — образом этой деградации и становится супергерой Бердмен: миру нужны супермены, перешедшие границу человеческого, утратившие образ Божий. Человечность нерентабельна.

Иньяриту максимально сближает вымысел и реальность, пригласив на главную роль М. Китона, игравшего Бэтмена в фильмах Т. Бертона, видимо, как и его герой, страдающего от супергеройского амплуа и по сей день. Неуверенный интеллигент, слабый человек, стремящийся говорить с людьми об их проблемах и неудачах языком высокого искусства, но постоянно искушаемый гордыней, требующей от него быть самовлюбленным циничным чудовищем, — таков персонаж «Бердмена».

Иньяриту проделал колоссальную работу и как постановщик, и как соавтор сценария, чтобы образы актеров в его картине получились земными, рефлексирующими, лишенными глянца голливудской безупречности. Не менее, чем главный герой, колоритен персонаж Э. Нортона — знающий себе цену амбициозный сердцеед, способный на подлость, скрывающий эгоизм за очаровывающей женщин раскованностью. Стремясь к убедительности в изображении нравов актерской среды, Иньяриту, к сожалению, не чурается пошлости и непристойности в диалогах, что делает героев несколько карикатурными.

Избежать романтизации, излишне трагедийного звучания рассказываемой истории — еще одна задача режиссера, что вызывает уважение своим стремлением к экзистенциальной достоверности. Душевная боль в чем-то нелепых и смехотворных персонажей позволяет зрителям узнать в них самих себя: ведь Гамлет так безнадежно далек от нас, мы выглядим на его фоне жалкими карликами с нашими скудными терзаниями, даже если мы сами при этом являемся актерами. Поставить спектакль вопреки всему, состояться как человек наперекор внешнему и внутреннему давлению, отделить себя от своей животной составляющей, иметь право быть слабым и маленьким — обо всем этом рассказывает «Бердмен».

Весь мир постоянно призывает нас отказаться от человеческого в самих себе, превратиться в зверей, супергероев, киборгов, изменить тело, пол, позволить технологиям грязно вторгаться даже в процесс деторождения. Как всему этому противостоять, когда борьба кажется порой невыносимой? Христиане знают, что человеку это невозможно. Но Тот, Кому это возможно, не существует ни для режиссера, ни для его героев. И это весьма прискорбно, но можно быть благодарным Иньяриту за саму постановку проблемы, за признание факта существования духовной сферы, игнорируемой большинством современных фильмов.

«Бердмен» — хорошо структурированное повествовательное кино, наполненное меткими жизненными наблюдениями, безукоризненно смонтированное и срежиссированное, выдержанное в сбалансированном, увлекательном темпе, не дающем зрителям передышки ни на минуту. Стоит также отметить слаженную работу всего актерского ансамбля в рамках американской исполнительской традиции, заложенной еще Страсбергом и Казаном, и несмотря на то, что в диалогах часто преобладают мексиканские страсти (что неудивительно, учитывая национальность режиссера), правдоподобию изображаемых ситуаций это не вредит.

Опираясь на кинематографическое наследие Д. Кассаветиса и В. Аллена, Иньяриту создал притчу об актерском даровании, о тождественности таланта и подлинной, сокрытой в нас человечности. Лишь развивая и углубляя дарованное нам свыше, защищая его от внешних обстоятельств и собственного гордого эго, мы становимся людьми в полной мере. Понимание этой истины — по крайней мере, часть пройденного пути навстречу Богу. Будем надеяться, что Иньяриту пойдет по нему и дальше.

Александр Попов

24 февраля 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
А ты смотрел «Левиафана»? А ты смотрел «Левиафана»?
Дмитрий Соколов-Митрич
А ты смотрел «Левиафана»? А ты смотрел «Левиафана»?
Дмитрий Соколов-Митрич
«Левиафан»... О чем этот фильм? Да ни о чем. О том, что его автор очень хочет стать вторым Тарковским, да первый мешает.
Заблудившись во лжи Заблудившись во лжи
Рецензия на фильм Н.Михалкова «Солнечный удар»
Заблудившись во лжи Заблудившись во лжи
Рецензия на фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар»
Александр Попов
Концептуальным стержнем фильма становится взаимосвязь личностного и общенационального греха, погибельный отзвук ошибок прошлого в настоящем, роль мечтательности в процессе падения человека и страны.
Превращение человека в зверя Превращение человека в зверя
Свящ. Иоанн Истрати
Превращение человека в зверя Превращение человека в зверя
Священник Иоанн Валентин Истрати
Дарвин не смог убедить 95 из 100 живущих на земле, что человек произошел от обезьяны. А медийная субкультура превращает человека в животное.
Комментарии
Ирина22 апреля 2015, 01:29
Хммм.. А кто то еще заметил, как этот Бёрдмен взмывает над крестом храма?
наверное это не случайный символ?
Светлана 5 марта 2015, 22:40
Не знаю, о каком Боге "в душе" главного героя может идти речь, когда он специально подстраивает падение реквизита на голову неугодного ему актёра во время репетиции. И всё только для того, чтобы заменить его на более "подходящего", прикрываясь любовью к искусству. На мой взгляд, этого человека в первую очередь интересуют деньги и собственное тщеславие. Ради успеха он готов терпеть безобразные выходки выбранного им "подходящего" актёра. Только потому, что тот на гребне своей популярности и в хороших отношениях с театральными критиками. Он даже закладывает дом единственной дочери в надежде на успех. С его точки зрения, люди просто обязаны "оценить" его "творчество" в долларовом выражении.

Те диалоги, которые я застала, концентрировались вокруг идеи, как ЗАСТАВИТЬ людей пойти на спектакль. Говоря языком маркетолога, "увеличить объём продаж". Можете называть меня чёрствым человеком, но я не понимаю, почему я должна близко принимать к сердцу финансовые неудачи абсолютно мне несимпатичного человека.

Ему было всё равно, что первого актёра увезли на скорой. Что тот мог получить и более серьёзную травму. С его слов, тот актёр - нехороший человек (для православного сайта я изменила формулировку) лишь по той причине, что он пожелал получить денежную компенсацию. На что, в общем-то, имел полное право, так как объективно произошла производственная травма. Возможно, это не самый яркий эпизод в начале фильма, но я обратила на него внимание. Иногда человек раскрывается в мелочах.
Дмитрий Н 3 марта 2015, 11:15
Повторяю свои вопросы: почему русские слова автор статьи заменяет кальками с английского: неужели нельзя перевести название "Бьютифул" и "Бердмен" на привычный нам и любимый русский язык? Да к тому же, если уж даете кальку, то могли бы применить ее более профессионально: бЁрдмЭн или бЁдмЭн, например. Все эти "волонтеры", "хосссссписссссы" и т.д. настолько заполонили лексическое поле России, что создается впечатление целенаправленного внедрения в колонии норм и лексики языка метрополии. Только не совсем ясно, зачем православный ресурс этому подыгрывает.
Евгений 2 марта 2015, 01:02
Очень слабая и непрофессиональная критика у автора статьи. Александр посмотрите фильм еще раз. Не смотрите на бренды Оскар, Голивуд и т.д. Нужно наоборот порадоваться, что именно такое качественное кино наконец получило приз. Читая выражения рецензии зрителей, становиться страшно. Как можно написать фразу "Смесь Тарковского с "Черным лебедем") или фразы "Этот несчастный герой, мне его жалко, жалко за его бесполезную жизнь" А мне, вас жалко..... кино не для всех, до него еще дорасти нужно.
Анна 2 марта 2015, 00:37
Простите люди! Но Вы все видимо зачерствели ( читаю ваши комментарии) или уже совсем перестали думать и видеть! Это очень хороший фильм. И Бог там есть ( это внутренний голос самого персонажа, это его крылья за спиной, это то данное Богом творчество которое ему дано и он должен его реализовать) Чтобы люди не наделённые таким талантом, т. е не умеющие "летать" смогли ну хоть, ну чуточку приблизиться и увидеть мир не как животное, а как его видит художник. И только слушая Бога, главного героя ломает все искусственно придуманное. Иначе не терзался бы он так, а сидел пил пиво у телевизора или снимался в "Ёлках - 10". И не только в творениях святых отцов нужно видеть Бога, он в каждом из нас. Вот об этом и фильм. о человеке парящем взлетающим над обыденностью этого мира. Но, для того чтобы так взлететь, нужно очень многим пожертвовать. и не бояться идти на этот голос совести.
Светлана 1 марта 2015, 20:22
Выдержала 20 минут. Что было потом - мне рассказали коллеги, которые по соображениям "вежливости" дотерпели киносеанс (о чём позднее выразили сожаление). На самом деле, авторы аннотации к фильму изначально ввели зрителей в заблуждение, в разделе "жанр" указав "драма, комедия". В фильме объективно показаны паранормальные и мистические явления: главный герой периодически слышит голоса, левитирует во время медитации, у него в гримёрке произвольно передвигаются предметы. Если бы я об этом знала раньше, то однозначно бы не пошла. В общем, хотела отдохнуть, а в итоге попала на демонстрацию откровенной бесовщины. С тем же успехом можно было бы включить телевизор дома: там всё время какие-то расследования, преследования, криминал и проч. Возможно, было бы даже больше толку: иногда попадаются и довольно неплохие программы.
Л.К.26 февраля 2015, 19:55
Анна,
точно, 'беспомощный' - самая ёмкая формулировка.
Димитрий26 февраля 2015, 13:17
Ну оскар-оскар... Ну и что?..
Сергей25 февраля 2015, 12:26
фильм в целом красиво снят, есть очень правдивые острые диалоги и пересечение эгоизмов, но в целом считаю его вредным и отнюдь неполезным. Мне интересны предпочтения судей, которые ставят оценки фильму и дают им оскар. Мне кажется, что фильм частично про их жизнь.
за сценарий и идею 3. у меня все.
Анна25 февраля 2015, 03:40
Фильм посмотрела. Наивно-претенциозный и беспомощный, как главный персонаж, так и весь замысел фильма. Такое сочетание для меня лично превратило фильм в своего рода комедию, "черный юмор". В этом качестве довольно забавно было смотреть. Не знала, что за это кино дали Оскара.
Л.К.24 февраля 2015, 20:47
Конечно, по сравнению с тем, что сейчас снимают данный фильм неплох. Смесь 'Черного лебедя' с Тарковским (если кому такое по-сердцу). В закулисных перепетиях главный герой пытается покончить жизнь самоубийством в те периоды, когда он не рассказывает о том как ранее кончал жизнь самоубийством. Конец театральный: выжил-таки, но выпрыгнул окно... Гамлет после этого оптимист и жизнелюб!
Светлана24 февраля 2015, 19:09
Обойдусь простыми словами: мне фильм не понравился. И я абсолютно не узнала режиссёра в этой его последней работе и была разочарована. Много болтовни, весь этот копошащийся ненужный мир и занавес вообще можно закрывать когда герою нашёптывают "ты бог". В голливудских фильмах часто много ненужной болтовни и мало созерцания. Автор статьи прав - Бога в этом фильме нет, а есть несчастный экземпляр человека жаждущего быть снова признанным, и кем? Публика как и сердце человека изменчива - сегодня поёт диферамбы, завтра освистает. Бесцельная, абсолютно бесцельная жизнь героя, мне его жалко... Концовка может ввести в заблуждение - мол, не всё так плохо, надежда есть. Но для меня это не надежда а прямая дорога в дурдом куда дверку открывает сам знаете кто. Когда Бога нет рядом, у каждого может быть свой личный дурдом. Тем, кому времени не жалко, смотрите, убедитесь сами. Ну а то что фильм Оскара получил, удивляться нечему. Это ещё раз показывает какие ценности у большей половины этого мира. Не всё золото что блестит...
Михаил24 февраля 2015, 16:06
Не смотрел и знаете не тянет, как и "Левиафана": жалко времени и душевного сомтояния - нет Бога, значит нет желания быть лучше, значит одна "тьма" и не показывают-объясняют, не призывают, где искать "Свет"
Андрей24 февраля 2015, 15:31
Интересный факт: чтобы сказать о ком-то или о чём-то приятное, можно обойтись простыми словами, в то время, как отсутствие симпатии требует многоуровневых объяснений и сложных фраз. Ваш отзыв, господин Попов, отлично это подтверждает. Явно, фильм Вам не понравился. Отсюда и нависают над читателем "традиции децентрированных киноколлажей", "онтологические компромиссы" и "экзистенциальная достоверность". Но даже при таком взгляде, Вы не смогли пройти мимо того факта, что "Бёрдмэн" - действительно яркое и мастерски снятое кино. Почему бы не раскрыть то хорошее, что в фильме есть? Это проще пишется и с пользой читается. Но спасибо Вам за приложенные усилия!

Да, кстати, вот Вы пишете: "Весь мир постоянно призывает нас отказаться от человеческого в самих себе, превратиться в зверей, супергероев, киборгов.." Это действительно так? Правда? Или данный поворот попал в статью только для того, чтобы быть опровергнутым с точки зрения христианина?
Виталий24 февраля 2015, 14:33
\\В «Бердмене» есть дьявол, но нет Бога, и в этом — главный просчет режиссера\\

Фильм классный!
А Бога лучше искать в творениях свв. отцов, а не в голливудских фильмах.:)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×