Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

Блаженны изгнанные за правду…

О восьмой и девятой заповедях блаженства

Постепенно мы подошли к словам, завершающим заповеди блаженства, с которыми Господь Иисус Христос обращается ко всем нам через Евангелие. Две последние заповеди можно объединить в одну, потому что они логически дополняют друг друга: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 10–12).

Не путать с диссидентами!

Можно увидеть, что девять блаженств описывают своеобразный круг: Христос обещает Царство Небесное нищим духом, и то же самое обетование дается изгнанным за правду. Круг – это линия без начала и конца. Путь жизни по заповедям блаженства становится не движением из пункта А в пункт Б, а постоянным движением по кругу. Остановка вращающейся вокруг Солнца Земли будет означат ее гибель, ведь именно этим вращением обусловлены жизненно важные земные процессы. С подобным вращением можно сравнить и духовную жизнь. Человек вращается вокруг центра, которым является Христос. Орбитой или траекторией этого движения становятся заповеди блаженства. Они неразрывно связаны между собой и имеют всего одну цель. И эта цель – Царство Небесное, или Царство Божие – пребывание со Христом.

В самой первой статье о блаженствах говорилось о том, что блаженный – это счастливый. Но те, кого Христос называет счастливым, никак не вписываются в современные представления о счастье и положении человека в мире и обществе. И в последних заповедях Господь говорит о том, что верующие в Него будут изгнаны, будут гонимы и злословимы, то есть будут отвергнуты миром, станут изгоями. Но награда их велика, потому что так всегда поступали с теми, кто верен Богу. Так гнали бывших прежде пророков.

Интересно, что слово «пророк» имеет в Библии двоякое значение, одно из которых практически полностью забыто современными людьми. Сейчас под словом «пророк» в большинстве случаев будут подразумевать того, кто предвидит будущее. В Библии же пророками называли не только тех посланников Божиих, которые говорили о грядущих временах (хотя многие пророки действительно по вдохновению Божию открывали людям тайны будущих времен, особенно же о времени пришествия обещанного Богом Мессии), но и тех, кто говорил о времени настоящем. Пророк взывал к совести тех, кто про свою совесть позабыл, похоронил ее под глыбой грехов и неправд, отступил от Бога и погряз во лжи. По сути проповедь пророка была призывом к праведности.

В четвертой заповеди блаженства Христос говорил об алчущих и жаждущих правды, где правдой была названа праведность Божия. В таком же смысле слово «правда» употребляется и в восьмой заповеди. Изгнанные за правду – это не диссиденты, оппозиционеры или борцы с социальным неравенством. Это прежде всего те, чья праведная жизнь стала обличением неправд этого мира.

Когда правда мешает

Можно возразить: ведь и Сам Христос обличал богатых и власть имущих, оспаривал незыблемость религиозных традиций своих современников и был по сути именно диссидентом. Да, в Евангелии можно найти немало обличительных слов в адрес тех, кого сейчас принято называть элитой. Но обличал Христос прежде всего за то, что тяга к мирским благам и успехам полностью заглушила стремление к Божественному.

Богатых Господь обличал в отсутствии милосердия и любви, книжников и фарисеев – в том, что их мнимая праведность превратилась в гордость и превозношение над другими. Своей жизнью Иисус Христос показал, что единственная истинная власть – это власть Бога, а каждый верующий должен прежде всего искать «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). А ведь многие желали видеть в Спасителя царя, приводящего народ к земному благоденствию. Но Господь призывает к праведности.

Праведность – это жизнь перед Богом. Открытость Богу, верность Божественному слову. Жизнь праведника должна быть свидетельством Божественной истины для других людей.

Но почему Господь говорит о том, что праведники будут изгнаны за свою праведность? Ответ на этот вопрос Сам Господь дает в другом месте Евангелия: «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19). Праведная жизнь становится обличением жизни греховной, жизни во зле. Христос приходит, чтобы призвать грешников к покаянию, чтобы явить всем праведность Божию. Все ли услышали Его призыв и последовали за Ним?

Но если учесть все предыдущие слова Христа о том, что необходимо стремиться к осознанию своей нищеты пред Богом, стяжать кротость, алкать и жаждать правды, быть милосердным, означает ли все это, что нужно специально стремиться быть гонимым и злословимым ради Христа? Ведь гнали же пророков…

Слова Христа не означают того, что каждый должен осознать себя пророком и идти обличать соседей, родственников или кого-то еще. Господь призывает нас прежде всего не бояться своей собственной веры, не стесняться ее, не прятать ее от других. Если мы христиане, то не должны пугаться непонимания окружающих.

В первые три века нашей эры непонимание христианской веры со стороны языческого мира нередко заканчивалось гонениями и смертными казнями непонятых. То же самое повторилось и в XX веке в России, а где-то повторяется и сейчас. Но все же большинство христиан не подвергаются гонениям и преследованиям, не отдаются в темницы и не ведутся на казнь. Но это не означает и того, что мир принял Христа, смирился с Его проповедью. Поэтому христианину нужно быть готовым к тому, чтобы свидетельствовать о своей вере перед современным миром. Современный мир и не угрожает смертью и расправой тем, кто стремится жить по правде Христовой, но угроза в другом. Современный мир пытается преподнести христианскую праведность как нечто ненужное, устаревшее, лишающее человека свободы. Зачем тебе все это? Живи полной жизнью, перечеркни все эти устаревшие нормы и правила.

Готовы ли мы сейчас своей жизнью дать ответ на вызовы современного мира? Этот вопрос каждый христианин может обратить к самому себе. А вызов этот был и будет всегда, пока мир существует. Поэтому, пока существует мир, верующие во Христа должны быть готовы к терпению скорбей от этого мира. Неслучайно ведь Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Но скорбь не не будет безнадежной, потому что Господь продолжает: «Но мужайтесь: Я победил мир» (16, 33). Обещание Царства Божия изгнанным и злословимым, а фактически всем сохранившим верность Богу – это обещание победы над миром, лежащим во зле. Бог побеждает мир Крестом, а верующие в Него – праведностью, которую Бог даровал нам через Крест и Воскресение.

Газета «Саратовская панорама» № 4 (983)

Рейтинг: 8.4 Голосов: 80 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Хочу козинак». Ч.1. Мы христиане в теории «Хочу козинак». Ч.1. Мы христиане в теории
Архим. Андрей (Конанос)
«Хочу козинак». Ч.1. Мы христиане в теории «Хочу козинак»
Часть 1. Мы христиане в теории
Архимандрит Андрей (Конанос)
Величайшее чудо в жизни – научиться любить. Научиться всему тому, о чем ты слышишь в Евангелии, – научиться опытно пережить это и сделать своим достоянием.
Евангелие не читают из-под палки Евангелие не читают из-под палки
Митр. Лимассольский Афанасий
Евангелие не читают из-под палки Евангелие не читают из-под палки
Беседа о блаженствах
Митрополит Лимассольский Афанасий
Мы впадаем в отчаяние и депрессию, стоит только попытаться кому-нибудь смирить нас; а как только попробуют нас ободрить, нас уже охватывает высокомерие. Нет среднего пути.
Библия, изложенная для семейного чтения.
Избрание апостолов и Нагорная проповедь
Библия, изложенная для семейного чтения.
Избрание апостолов и Нагорная проповедь

Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть “сыны Громовы”, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Священник Василий Куценко

Новые материалы

Выбор читателей

×