Приходская община: чтоб не пропасть поодиночке

    

Часто приходится слышать, что что само выражение «приходская община» устарело, что в наше время нет и не может быть общины на приходе, поскольку и прихожане в основном не являются «прихожанами», а «приезжанами», то есть приезжают на личном транспорте из разных мест, а после службы моментально разъезжаются по своим делам до следующего воскресного богослужения. И я бы, возможно, согласилась с этим, если бы не положительный опыт нашего и многих других храмов, где прихожане действительно составляют дружную, любящую семью. Однако родилось и возрастает это живое чувство само собой, из искреннего стремления самих прихожан проводить как можно больше времени в храме, быть ближе друг другу, вместе трудиться во славу Божию.

Почему мы считаем, что в десять лет нужно находить себе увлекательные занятия, а в тридцать уже простительно изнывать перед телевизором?

Нас возмущает, что сегодняшние подростки ничем не интересуются, кроме компьютера и поиска сомнительных удовольствий. Мы поражаемся, что человек десяти лет от роду может сказать, что ему скучно, что он уже всё знает. Это действительно непостижимо. Но у нас-то самих какие интересы? Почему мы считаем, что в десять лет всегда нужно находить себе увлекательные занятия, а в тридцать уже простительно после бессмысленной работы изнывать перед телевизором или серфить по интернету? Современному человеку трудно придумать себе какое-то созидательное занятие в нерабочее время. Все, что когда-то увлекало, давало силы и вдохновение, к моменту прощания с юностью обычно бывает забыто, запрятано далеко, и лишь иногда прорывается непрошеной слезой в минуты воспоминаний о том, какой наполненной и интересной была когда-то жизнь.

Инте-инте-интерес... Мы так затерли это слово еще в школьных сочинениях, что не хочется вообще его употреблять. А между тем, если вещь действительно вызывает интерес, то синоним к этому чувству подобрать бывает довольно сложно. Когда нашему первому сыну было месяцев 8–9, он начал активно ползать по квартире и совать нос во все углы. Муж сказал мне: «Представляешь, как ему сейчас здорово: ему всё интересно!» Действительно, это, пожалуй, одна из самых верных характеристик маленького ребенка. Представьте, как он себя чувствует: почти всё вокруг непонятно, ново, притягивает к себе, и хочется все это понять, познать. Как же сильно устают за день малыши, как крепко и много спят или, наоборот, не могут уснуть: не хочется закрывать глаза – так все интересно! Как они переполняются впечатлениями, сколько вопросов задают (а сколько еще не задают, потому что пока не поняли, как спросить)!

Мы накапливаем все новые впечатления, употребляем мир в пищу, не утруждая себя даже пережевыванием, и потому никогда не сможем насытиться

Ребенок день за днем подолгу с восхищением может созерцать одну и ту же картинку в книжке, одинаковых букашек на улице, раздражая вечно куда-нибудь спешащих родителей. Мы же накапливаем все новые и новые впечатления и знания, уподобляясь коллекционерам-маньякам, употребляем мир в пищу, не утруждая себя даже пережевыванием, и потому никогда не сможем насытиться. Кто пытается придать жизни вкус с помощью все новых и новых экзотических впечатлений, обречен искать бесконечно.

Заинтересованность миром, изумление перед его богатством – залог непрекращающейся деятельной любви к нему и ежедневной радости

А ведь рядом с нами постоянно происходят чудеса. Надо только вглядеться в окружающий нас мир. Заинтересованность миром, изумление перед его богатством – залог непрекращающейся деятельной любви к нему и ежедневной радости. Искренняя заинтересованность в ближнем – это то, что заповедал нам Господь. В этой заинтересованности лежит начало любой сердечной привязанности. Стоит только открыться миру, повернуться лицом к людям, которые рядом, попытаться проникнуть в суть какого-то дела или проблемы, захотеть помочь – и окажется, что чужого просто нет. И тогда возникнет насущная потребность поделиться своими открытиями с близкими, друзьями, со всем миром. Это и будет означать, что для нас пришло время проявить инициативу. Хорошую, добрую, по отношению к таким же хорошим, добрым людям.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут часами играть в «а давай» – это игра, состоящая в обсуждении и придумывании деталей игровой ситуации. Дети настолько увлекаются ей, что порой все время, отпущенное на игру, уходит на это. Впрочем, они остаются очень довольны. А мы, взрослые, можем пойти чуть дальше. Практически любое свое хобби или еще не осуществившуюся мечту можно принести с собой в храм и предложить: «А давайте вместе шить платья / резать по дереву / рисовать мультфильмы… Я научу» (здесь и далее – абсолютно реальные примеры, уже воплощенные в жизнь). Или наоборот: «Давно хочу научиться петь / готовить быстро и вкусно / играть с детьми. Давайте учиться вместе». Или вот так: «Давно думаю вот на такую тему, давайте после службы соберемся и поговорим, кто что думает, кто что читал».

Итак, при наличии инициативы снизу и отсутствии препятствий сверху организовать внебогослужебную повестку дня на приходе довольно просто.

Но, к сожалению, чаще случается так, что сами прихожане вроде бы и хотят вести общинную жизнь, но не знают, как к этому подступиться. Тогда инициативу в свои руки берет настоятель (или кто-то замещающий его), который обычно предлагает проводить душеполезные беседы с прихожанами. Эти беседы, конечно, необходимы для христианского образования прихожан, углубления их знаний о вере, но являются недостаточными для создания настоящей «дружной» общины, поскольку они в любом случае ведутся в отношениях «учитель-ученик». Этот формат хорошо разнообразить приглашенными гостями: священниками из других приходов, психологами, врачами, художниками, педагогами, многодетными родителями. Неизменной популярностью пользуется также совместный просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.

Пожалуй, необходимой площадкой для бесед и неформального общения прихожан со священником и между собой является трапезная, в которой все желающие могут собираться как минимум раз в неделю – после воскресной Литургии. Собираться за одним столом и спокойно говорить обо всем, что накопилось за неделю. Обмениваться мнениями, просить совета. Культура застольного общения настолько органично входит в жизнь русского народа, что этот момент, наверное, не нуждается в подробных комментариях. Могу лишь заметить, что часто именно в трапезной рождаются различные творческие инициативы на приходе.

Приходская деятельность не обязана быть похожей на монастырские послушания. От этого можно получать удовольствие и дарить радость друг другу

Не стоит бояться привнести в церковную жизнь слишком много лишней обмирщенности, быта – напротив, таким образом мы воцерковим свой быт. Приходская деятельность не обязана быть похожей на монастырские послушания. Это может быть весело, от этого можно получать удовольствие и дарить радость друг другу.

Не хуже, чем совместная трапеза, объединяет и совместный труд. Городским жителям бывает трудно понудить себя на настоящую тяжелую физическую работу, но тут, опять же, главное начать. Претерпевшие до конца в итоге бывают весьма удовлетворены и благодарны, получив пользу и для духа, и для тела, и для психики.

Помимо простой человеческой лени (физической или душевной), есть и другая проблема, которая оказывается камнем преткновения для достаточно молодых и семейных людей. Случается, что человек очень хочет участвовать в общинной жизни, но встает перед выбором: пойти в воскресенье после службы гулять с детьми или чистить снег возле храма, вечером – на беседу со священником или с женой в кино. Тут важно всегда помнить, что приходская жизнь есть не цель, а лишь средство для достижения цели. Нужное, хорошее, но средство. А цель наша – Бог, и если мы огорчаем родителей, не являясь на воскресный семейный ужин, или оставляем детей без своего внимания в единственный выходной, – приближаемся ли мы к Богу, чем бы мы ни занимались в это время в храме? Вряд ли Он хочет от нас таких жертв. Жертвовать нужно собой, а не ближним.

Да и вообще, такая дилемма – семья или приход – в корне противоестественна, потому что община должна объединять не отдельных особей, вырвавшихся из своих гнезд, но как раз целые семьи. Нам, рожденным в СССР или на постсоветском пространстве, нужно где-то учиться быть матерями и отцами, мужьями и женами, детьми своих родителей, родителями малышей и взрослых детей, бабушками и дедушками, крестными родителями, кумовьями… А ведь редко кто может похвастаться возможностью научиться всем этим ролям на примере собственной семьи. Остается только собирать по крупицам опыт, чудом уцелевший в семьях, вычитанный из книг, услышанный от мудрых людей, и обмениваться им.

В этом и есть, пожалуй, главная цель существования общины: не только молиться вместе, но и учиться смотреть друг на друга, видеть другого человека, понимать его проблемы и заботы, общаться именно с ближним, с конкретным человеком, а не так, будто пишешь пост в соцсети – будто бы для всех, но на самом деле ни для кого. Наш Бог – Личность, и Он призывает нас помнить о том, что и мы все, и наши друзья, и наши дети – тоже личности, уникальные и самоценные.

Провести время с собственной семьей в конструктивном общении или совместном труде – абсолютно необходимое, но редкое в наше время удовольствие. Поэтому очень хорошо, если приход предоставляет возможность поработать не только мужчинам, но и всей семье: зимой – побросать снег, построить рождественский вертеп, иглу, крепость для взятия на Масленицу; летом – прополоть клумбы, посадить деревья, покрасить лавочки, убрать территорию, построить детскую площадку. Хорошо также, если приходские встречи со священником и другие мероприятия проходят в помещении, куда можно прийти с детьми, где они могут поиграть в специально оборудованном уголке: дети ведь тоже достойны быть частью общины, правда?

Конечно, для осуществления перечисленных идей нужны и материальная база на приходе, и достаточное количество свободного времени у прихожан, но если мы действительно захотим совместно действовать, созидать и общаться, то Господь обязательно поможет нам, и все получится. И тогда можно будет смело сказать, что словосочетание «приходская община» отнюдь не является устаревшим, а только входит в речевой оборот верующих людей.

Маргарита Коваленко

13 февраля 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» «Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» «Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» «Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?»
Беседа с 98-летней Верой Николаевной Глазовой
Николай Бульчук
Жизнь Веры Николаевны Глазовой составляет одно целое с самыми трудными годами Русской Православной Церкви, которой она всегда была верна. Несмотря на возраст, о прошлом она помнит всё в тончайших деталях и подробностях.
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Свящ. Александр Дьяченко
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Приходские хроники
Священник Александр Дьяченко
Вот так у Господа всегда бывает: сделал ты вроде бы разовое доброе дело, а получается, что долго потом еще с него «купоны состригаешь».
Приходские хроники Приходские хроники
Благочестивые истории
Приходские хроники Благочестивые истории: Приходские хроники
Владимир Щербинин
Автор учился иконописи в Псково-Печерской Успенской обители, сценарному ремеслу во ВГИКе, а жизни – на приходах Тверской и Псковской епархий, где в 80-х служил сторожем, чтецом, просфорником, дворником и т.п.
Комментарии
Степан Броссе 7 октября 2017, 23:23
Вообще то община должна собираться для назидания и укрепления в вере, а не поболтать, потрепаться. Собирайтесь в общине и разбирайте Евангелия, послания к церквам.
Учитесь у протестантов, они то все друг друга по имени даже знают в своих общинах.

Виталий14 февраля 2015, 22:25
Славить Господа нужно всей общиной, христианство - не индивидуализм, а прославление целой общиной.
А то, что нет любви к братьем по вере, так это смотрите на плоды, которых нету.
Дмитрий 3 октября 2017, 19:42
цель общины,общения в общине между людьми-научиться любви к ближнему,через это -научиться любви к Богу,а богослужение-пик этой любви,выраженный в единении всех-едиными усты и единым сердцем-в молитве и в причастие Святых Таин,в единении людей с Богом и друг с другом.
Дмитрий 3 октября 2017, 19:25
Виталий14 февраля 2015, 22:25-"община заменит Храм и Господа",учите матчасть-дорогой Виталий! Нет Церкви без епископа и нет епископа без Церкви. Под Церковью подразумевается собрание верных,всех прихожан/причастников и епископа. Мы -миряне/прихожане(и вы в том числе,дорогой Виталий)-"род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел",мы сослужители епископу/священнику и без нас Церкви нет. Литургия-это общее дело,а не дело только священников/епископов. Соответственно и всё остальное ,что происходит/должно или желательно в общине-необходимая часть Церкви,не менее важная,чем служба.Где двое или трое во имя Мое,там Я посреди вас-(в т.ч. и вне богослужения).
Светлана15 февраля 2017, 11:51
Почему некоторые так против общих трапез? Они ведь и раньше были, когда только появилось христианство - вечери любви. Да и церковь - это же собрание. Мы же в храм приходим не просто Богу молиться, но молиться вместе с нашими братьями. Вместе. Но сложно осознавать своим братом того, кого ты даже по имени не знаешь.
Анастасия15 сентября 2015, 14:58
Мы в связи переездом поменяли приход.

За два месяца на новом приходе даже не с кем не познакомились. Общине не нужны другие. Чувствуешь себя чужим совершенно(
Даже когда плохо - некому сказать, только перед Богом и плачешь. А человеческого слова тоже хочется.
Наталья 9 мая 2015, 00:27
Александр Калашников, полностью поддерживаю ваше мнение.
Виталий, Елена (16.02. 2015 06.56), Мария - согласна с вами на все 100 %. Я боюсь, что община вытеснит/заменит Бога. Все будет рассматриваться через призму общины. У меня лично и молитва не получается, когда рядом знакомые люди (община). Все-время отвлекаешься.
Мария17 февраля 2015, 16:19
Общину не хочу.
1. Была в общинном Храме, так и не стала своей, не компанейский я человек. К тому же, если ты "не свой" тебе это дают понять.
2. В таком общинном Храме чувствуешь себя чужой. Есть делёжка на своих и остальных.
3. Не нравилось, что прихожане приходят в Храм потусить: чмоки-чмоки во время Литургии, обмен новостями и т.п. Это реально напрягало.
Борис16 февраля 2015, 14:09
В статье много раз употребляются слова - интерес, интересно, интересы - но это заимствованное в русский язык иностранное слово - Interesse (немецкий), Interest (английский). В этом слове нет русского корня и нет ясного значения, оно туманно, его не встретить в Священном Писании.

Соответственные русские слова будут интересно = любопытно или примечательно, интересный = примечательный, интересы = увлечения

Каждое из этих слов имеет глубинный смысл и значение - любопытно - хочется испытать, примечательный - особенный чтобы взять на заметку, увлечения - то что нас влечет к себе
Мы лучше понимаем то о чем говорим, когда используем слова с русскими корнями, имеющие глубинный смысл.

Еще бывает печально, когда батюшки или даже архиереи используют в своих проповедях такие пустоватые иностранные слова. Русский язык очень богат, все возможно выразить русскими словами, при этом речь становится более глубокой и понятной

Елена16 февраля 2015, 05:56
Согласна с Виталием. Община,на мой взгляд-это не посиделки в трапезной. Действительно,есть примеры и из моего личного опыта,когда люди в таких общинах вообще забывают,для чего они по воскресеньям в Храм идут. Превращается все в посидим-поговорим,обсудим и тд. У детей потом вообще формируется не совсем понятное восприятие того,что есть вера,для чего службы посещать и тп. К сожалению,часто случается так,что чай попить -народу столько,что трапезная не вмещает,а как реальная помощь потребовалась -пара человек в лучшем случае отзовется. Хороший староста нужен,это да. Он направит возможности одних на решение насущных проблем других. Простите,если кого обидел мой комментарий.
r.b.Elena16 февраля 2015, 00:25
Eto po-rossiyski, kto-to bu sozdal, kto-to bu tjanul, no svjashennik tozhe chelovek .
Poprobovat-ne poluchitcja, ne poluchitcja i vse dela.

Kto-to chto-to terjet!? Negativnuy oput-tozhe oput!
Ja ubedilas kak mnogomu mozhno nauchitcja u drug druga, jesli

nastraivat sebja na pozitiv, a ne vseznaystvo.

Pomogi Gospodi nam greshnum.
Надежда Искакова15 февраля 2015, 20:54
Если при храме есть община- то это хорошо. Но это не для каждого храма возможно. Многое зависит от настоятеля , еще больше от прихожан .Создание общины - творчество ,не все способны на это, по разным причинам.
Дмитрий15 февраля 2015, 20:44
А я понял, что я не общинный человек в принципе. У меня есть верующие друзья, и общение с ними для меня более комфортно,чем нахождение в очень разнородной по своему составу приходской общине.
Галина Романенко15 февраля 2015, 12:40
С праздником Сретения Господня! а кто-то сегодня встретился с Господом, кто-то облегчил свои страдания, разделив их с нашими прихожанами... сегодня (думаю, это не тайна) вот повенчались супруги, а ей недавно собирали помощь на лечение. Жива, слава Богу! и вот - повенчались!.. нет чужого горя в нашей общине Святителя Николая в Магадане. за сугубой ектенией батюшка даже однажды обратился (вернее, перед этой ектенией) с просьбой усилить молитву даже о незнакомых. он нас и сдруживает как-то: приходские беседы, потом приходская газета "Южики", теперь вот и сайт свой есть "Ладони". А как замечательно вместе строить вертеп, это автор точно сказала, что дела общие делают прихожан общиной, родней. А семейный лагерь! летом на 10-12 дней, в зимние каникулы - поменьше, но многие семьями едут пообщаться друг с другом, с детками, помолиться с батюшкой и со всеми. Так что не сказка это - община, это самая чудесная реальность. И слава Богу!
Виталий14 февраля 2015, 22:25
Знаете, а я против общин.
Не, я сам хотел, чтобы такая община была в нашем храме. И даже думал - ну почему батюшка ничего в эту сторону не делает. Вот у сестры в храме есть - им хорошо. А нам?

А потом постепенно пришло понимание, что в данный момент община будет не в плюс, а в минус практически в любом храме

Потому что боюсь, что община заменит Храм и Господа
Каким образом? Да простым: с какого-то момента прихожанин будет идти не в храм, не на службу - а в общину. Он будет ждать не Литургии - а встречи с общиной, чайку попить, новости обсудить, на балалайке поиграть и т.д. и т.п. Т.е. постепенно община заменяет собой то, за чем собственно человек должен приходить в храм. И в итоге храм и богослужения отходят на второй план (а то и совсем) и все это уже напоминает форменный Дом Культуры (Ильича :)).

И самое интересное - я понял, что и я хотел примерно такого и точно так бы себя вел: бегом в храм, но не к Господу, а к общине.
И да - храмы были бы гораздо полнее, но надо ли оно такое?

ЗЫ Больше я общины не хочу

Хотя нет - в какой-то мере может быть и возможна община, но в виде "быстро кратенько помочь, чем можно, и домой домой домой, без чайку/новостей/балалаек". Воду принести для освящения - да, снег убрать - можно. По желанию, кто хочет и кто может - и кто успел. Сделали - и привет, свободны
Так оно и есть сейчас у нас в храме - и хорошо.
Владимир, р.б.14 февраля 2015, 17:13
Православная семья должна жить и общаться среди православных семей в том числе.
Семейное общение среди семей зависит от общения внутри семей: первое невозможно без второго. Наша теперешняя жизнь демонстрирует скудость внутрисемейного общения, как слепок с уклада жизни.
Необходимо возрождать истинно семейный уклад, в том числе многодетных семей как "заповедников" семейного уклада. Тогда и общинность появится и общины. И не будет вопроса - чем заняться - такой проблемы у многодетных никогда не было.
Раньше у православной общины был староста, который решал все хозяйственные и социальные вопросы, в том числе и материальное попечение о Храме прихода, а батюшка-настоятель занимался служением в Храме.
Это самоуправление и являло крепкую общину, ибо дела были серьезны (не до просмотров фильмов): до Поместного Собора!
Теперь же батюшка должен везти 5 возов: литургию, миссионерство, работу с молодежью, социальную работу и катехизис...
А прихожанам чаи гонять в трапезной?
Галина Романенко14 февраля 2015, 07:22
Здравствуйте! По-моему, автор описала почти нашу Свято-Никольскую общину:много общих полезных каждому из участников дел, походы-поездки, приглашение священников... Жизнь кипит, общение и молитва - радуют. Слава Богу! р.Б.Галина, Магадан
Александр Калашников13 февраля 2015, 17:56
Ничего путного от такой общины не будет.
В лучшем случае получится вторая "завалинка".

Есть еще момент. Из личного опыта. Человеку со стороны находиться в таком общинном храме невыносимо сложно - он чужак, и ему это дают всячески понять, причем явно.
Михаил13 февраля 2015, 15:17
Это какая-то статья-лекция. А кто бы назвал, хотябы один приход с общиной семьёй в Москве? Всё-таки наиглавнейшее условие образование общины - это желание настоятеля!
елена13 февраля 2015, 13:27
Можно, только мечтать о такой общине. К, сожалению,я разочаровалась в такой форме общения прихожан. Много лет мы с мужем были прихожанами одного из монастырей. Нам так хотелось влиться в эту общину, принимать участие в ее делах. Сначала мы горели всей душой, Приходили в трапезную в 4 утра, что бы помочь приготовить еду к какому-либо празднику для трапезы. Но потом стали понимать, что большей частью здесь от тебя хотят денег. Просят все, кому только вздумается, даже не понимая, что невозможно всем помочь.Отказать сложно, потом мучаешься. В результате это стало морально тяжело.
Елена13 февраля 2015, 12:48
Спаси Господи!Полезная статья.

Приходская община єто необходимость в жизни прихожан, наш настоятель архимандрит Мануил всячески пытается ее создать, и нам Господь дает увидеть: кому нужна матер.помощь, кому душевная поддержка...,помогает нам быть неравнодушными.
Община -это "семья" для прихожан.
Р.Б.Елена
Елена13 февраля 2015, 11:26
Не хватает конкретных примеров общинной жизни, с конкретными мнениями прихожан, священников.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×