Завершая цикл статей о первом и втором посланиях святого апостола Павла к христианам Коринфа, мы вновь возвращаемся к вопросу об апостольском авторитете. Ведь сам апостол Павел уделяет этой теме довольно большое внимание в заключительных главах второго послания к Коринфянам (см.: 2 Кор. 10-13).
Проблема была обозначена апостолом еще в первом послании: Сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?(1 Кор. 1, 11–13). И хотя увещания и призывы апостола Павла к единству и любви сыграли свою роль, противники все равно продолжали сеять сомнения среди коринфян. Поэтому апостол Павел вынужден более подробно рассмотреть направленные против него аргументы.
Похвала апостола Павла
Следующее обвинение против апостола — его слабость: Некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна (2 Кор. 10, 10). Ответ апостола таков:Каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично. Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно (2 Кор. 10, 11–12). В этих словах звучит и строгость, и добрая ирония. Апостол не хочет сравнивать себя с теми, которые много говорят о своих заслугах и успехах. Если верующий, а тем более апостол и миссионер может чем-то хвалиться, то только Господом: Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2 Кор. 10, 17–18). Похвала апостола Павла — это множество обращенных ко Христу людей; самих коринфян апостол называет письмом Христовым (ср.: 2 Кор. 3, 3), потому что своей верой и жизнью они свидетельствуют о доброй проповеди апостола.
Затем апостол напоминает коринфянам о некоторых подробностях своей проповеди: Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал (2 Кор. 11, 7–8). Другими словами, апостол даже не пользовался материальной помощью коринфян, совершая свое служение безвозмездно. Эти слова не означают, что в других местах он брал с желающих услышать его деньги. Апостол лишь еще раз объясняет, что как посланник Христов, посвятивший себя делу благовестия, он имеет право получать содержание от тех верующих, к которым приходит. Но даже испытывая нужду, он не просил коринфян о помощи, а все собранные ими средства отправлял в Иерусалим (об этом как раз шла речь в предыдущих главах послания).
Заслуги — в страдании
Интересно, что своих противников апостол Павел называет высшими Апостолами (2 Кор. 11, 5). Это, опять же, не означает того, что они действительно занимали какое-то высшее положение в Церкви. Вероятно, они сами себя так называли в сравнении с Павлом, как бы намекая, что они выше в деле проповеди и христианской жизни. Но кем же были эти «высшие Апостолы»? Это люди, пришедшие в Коринф из Палестины. Их нельзя отождествлять с кем-то из двенадцати апостолов, так как именем «апостол» — посланник — могли называть не только ближайших учеников Христа, но и любых проповедников или миссионеров. Возможно, они сами себя так называли, пытаясь показать, что Павел по сравнению с «настоящими апостолами» — не апостол. Но святой Павел без страха пишет, что его противники, возмущающие христиан и сеющие раздоры — лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых (2 Кор. 11, 13). Ведь сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор. 11, 14–15). Апостол призывает коринфян быть духовно внимательными и осторожными, потому что диавол может обольстить человека, выдавая злое за доброе. А затем пишет: Не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться (2 Кор. 11, 16). То есть пусть лучше апостола считают неразумным, чем он будет стремиться к той похвале и превозношению, которых так желали его противники.
Апостол Павел хвалится не своим красноречием или интеллектом, а теми страданиями, которые он претерпел во время проповеди: Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах… В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук (2 Кор. 11, 23–28, 32–33).
Человек во Христе
Еще одним важным с точки зрения противников апостола Павла аргументом был факт того, что он не был учеником Христа во время земной жизни Господа, не ходил с Ним и не слышал Его слов. Апостол Павел отвечает, что он знает человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 2–4). Чтобы услышать живое слово Христа, не обязательно быть свидетелем Его жизни. Апостол Павел не пытается здесь оспорить авторитет двенадцати апостолов, следовавших за Господом от начала Его проповеди. Он лишь говорит, что слово Христа не ограничилось земными рамками. И пусть Господа нет сейчас среди нас, мы соединяемся и пребываем с Ним через духовный опыт и веру. Человек во Христе, восхищенный до третьего неба, — сам апостол Павел, не пожелавший раскрыть это по скромности. И еще раз он напоминает, что лучше он будет хвалиться немощами (см.: 2 Кор. 12, 5), потому что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), поэтому апостол Павел восклицает: Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 10). Ведь и Сам Господь Иисус Христос был распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас (2 Кор. 13, 4).
И первое, и второе послание к Коринфской Церкви являются ярчайшим свидетельством того, с какими трудностями сталкивался апостол Павел во время проповеди Евангелия Христова. Апостолу приходилось терпеть и гонения, и побои, и болезни, и — что самое трудное и тяжелое — клевету и притеснения от лжеапостолов и лжебратии. Но не силой человеческой совершается христианская миссия. Да и под силу ли обычному человеку обойти столько городов, претерпеть столько трудностей и скорбей? Проповедь совершается силой Божией. И поэтому немощные и слабые становятся сильными и мужественными. Терпение апостола Павла и его надежда на помощь Божию — пример для каждого из нас, утешение в наших скорбях и трудностях. Сила Божия совершится в немощи. Апостол Павел видел истинность этих слов в своей собственной жизни. И нам нужно постараться увидеть это.
Газета «Православная вера» № 2 (527)