Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 1. Москва-Салоники-Урануполис

Источник: Святая Гора

3 апреля 2014 года

Завтра я уезжаю на Афон. Это мое второе посещение Святой Горы, Дай Бог не последнее! Первый раз был чуть более года назад, в марте 2013 года. Ни год назад, ни сейчас я не воспринимаю свое паломничество на Святую Гору как туризм или простую смену обстановки. Правда, должен признать, что смена обстановки с мирской на монашескую, хоть и временная, определенно приносит свои благотворные плоды. Суета светской жизни, накопившиеся за год проблемы все больше заставляют меня отправиться на Афон за утешением и исцелением души. Молиться о всех родных и близких Господу и Божьей Матери.

Поездке предшествовали различные искушения, связанные, прежде всего, со здоровьем моей мамы, я даже хотел отменить все или перенести на неопределенный срок. Но когда я пришел за советом к самому близкому мне священнику нашего прихода, отцу Димитрию, то нашел в его словах поддержку и духовную помощь. Он укрепил меня морально, благословил на паломничество и сказал, что в трудных обстоятельствах я должен не поддаваться искушениям и страхам, а смело ехать на Афон и молиться Богородице. В тот день в Храм я зашел грустный и сомневающийся, а вышел из него воодушевленный, полный уверенности в Промысле Божием и надежде на Его милость. Промысел Божий я совсем скоро узрел самым явственным образом, ощутил на себе невероятную помощь Богородицы. Немного забегу вперед и скажу, что изначально собирался ехать на Святую Гору со своими афонскими друзьями из прошлогодней поездки. Мы подружились, стали общаться и сейчас планировали опять ехать вместе. Однако различные обстоятельства в итоге не позволили нам это сделать – ребята могли поехать на Афон только в Пасху (20 апреля 2014 года), а мне на Пасху нужно было уже быть дома. Таким образом, билеты в Грецию я забронировал на 04 апреля 2014 года. И это тоже был Промысел Божий!

Отдельно хочу остановиться на организационных моментах нынешней поездки. У греческого туроператора я приобрел билеты на самолет до Салоников, трансфер от аэропорта до Уранополиса и обратно, забронировал номер в Makedonia Hotel для ночевки там перед отплытием на Святую Гору и по возвращении с нее. На самой же Святой Горе я решил остановиться в Паломническом центре, что находится в столице Афона – Карее. Я уже был там и знаком с отцом Иосифом, который руководит центром. Для меня сейчас это был самый оптимальный вариант: Паломнический центр предоставляет машину с сопровождающим для поездок по всем монастырям и за неделю можно посетить и помолиться во многих местах Святой Горы, прикоснуться ко многим святыням. Конечно, все зависит от интенсивности поездок. Особенно такая программа подходит тем, кто приезжает на Афон впервые. Не буду долго рассказывать о том, сколько я дозванивался до отца Иосифа, чтобы договориться о приезде, а он по занятости не отвечал на звонки и не реагировал на смс; о том, как я все-таки предварительно согласовал свой приезд в странноприимный дом через помощника отца Иосифа молодого украинца Николая; о том, как в итоге с Помощью Божией я все-таки дозвонился отцу Иосифу и из его уст получил подтверждение, что он готов меня принять в нужные мне даты. В итоге все было согласовано, билеты куплены, трансфер и отель забронированы.

4 апреля 2014 года

Перед вылетом я спал от силы часа три: проснулся в четыре утра притом, что лег заполночь. Не выспался, но за Христа можно пободрствовать и попоститься. В такую рань есть совершенно не хотелось, я попил кофе, собрался, проверил документы и поехал. В этот раз такси я заказывал через мобильное приложение «Яндекс-Такси». В принципе мне все понравилось, быстро и удобно. Смущало только то, что привычно не отзванивается оператор и не подтверждает заказ. Вместо этого приходит сообщение. Но в назначенное время мне позвонил таксист и сказал, что подъехал и ждет меня у подъезда. Когда я вышел из дома, то никакого такси не увидел. Вдалеке стояла машина с зажженными фарами. Как потом выяснилось, таксист перепутал подъезды. Я несколько минут махал ему рукой, чтобы он подъехал ко мне, но он стоял как вкопанный в другом конце дома. В итоге пришлось идти к нему с чемоданом. За рулем Ford Mondeo был колоритный кавказец Тимур. В принципе неплохой парень, вроде даже православный, перекрестился вместе со мной на храм, который мы проезжали. Оказывается, он приехал около двух часов назад и, поскольку других заказов не было – даже умудрился поспать. Машину Тимур водит лихо и не очень аккуратно. По пути в аэропорт заехали с ним на заправку, он залил бензин, купил себе большую банку какого-то энергетика и шоколадку. Угощал меня, но вместо того, чтобы взять у него шоколадку я отдал ему пряник, который взял с собой в дорогу. Тимур был счастлив и благодарил. Пока мы ехали, я узнал, что в машине Тимура стоят две системы бронирования такси: Яндекс и еще какая-то, названия я не запомнил. Так вот если заказывать такси через ту, вторую систему то получится дешевле. Машина при этом одна и та же. Вот такой вот парадокс. Уже в аэропорту Тимур дал мне свою визитку, сказал на обратном пути звонить обязательно только ему – он, вообще минуя все системы, довезет меня домой по самой приемлемой цене.

В аэропорту Домодедово я, на удивление, быстро прошел регистрацию на рейс, паспортный и таможенный контроль. На часах было начало шестого утра. Немного погуляв, я решил пойти перекусить. В каком-то ближайшем кафе заказал чашку кофе и сэндвич с семгой, заплатив 490 рублей за все удовольствие. Через несколько столиков от меня сидели два человека: молодой мужчина в красной толстовке и священник. Я почти наверняка понял, что они тоже летят на Афон. Хотел подойти поздороваться и попросить у батюшки благословение, но не решился – они завтракали, и я не стал их отвлекать от приема пищи. Потом в Греции я узнал, что священника зовут отец Михаил, иерей московского храма, а его попутчик – Александр, сопровождающий батюшки. Вкусно позавтракав, я опять пошел бродить по магазинам аэропорта, но вскоре объявили посадку. Всматриваясь в проходящих на борт самолета людей, стало понятно: паломников, в том числе на Афон, среди них подавляющее большинство. Достаточно много священнослужителей, монахов. В прошлом же году, в марте, ситуация была противоположная: вместе со мной в самолете летели в основном шубные туристы и, возможно, предприниматели, чей бизнес связан с недвижимостью в Греции. Но что удивительно: в прошлом году на борту не было ни одного свободного места; сейчас два соседних с моим кресла так и остались не заняты. А в целом в самолете, когда двери закрылись и все расселись по местам, я видел еще около пяти-семи свободных кресел.

Когда взлетали я немного задремал, а проснувшись увидел, что рядом со мной сидит парень, на вид лет 35-и. Я видел его при посадке, он сидел через один ряд за мной. Наверно заметив, что рядом со мной свободные кресла он решил пересесть, чтобы не было тесно. Попутчик сидел и смотрел кино на своем мобильнике. Ближе к концу полета мы немного разговорились. Он сказал, что его зовут Никос, живет в Греции. В целом полет прошел нормально, летели с легкими потряхиваниями. В аэропорту Салоников Никос не стоял в очереди на паспортный контроль вместе со всеми, а прошел как гражданин Греции без очереди через специальную стойку регистрации. Больше я его не видел. В очереди на паспортный контроль я провел около часа: на три приземлившихся борта работали только две стойки регистрации.

Автобус до Уранополиса ехал два с половиной часа. В отличие от прошлого года он был заполнен под завязку. Паломников из России много. Когда уже почти приехали, сопровождавшая нас от туристической компании девушка гид сказала, что разместят нас не в Makedonia Hotel, в центре Уранополиса, а совсем в другом отеле – Ouranoupolis Princess Hotel, находящемся при въезде в город, в 20 минутах ходьбы от центра. Мотивация была до смешного незамысловата: оба отеля принадлежат одному владельцу и они равнозначны по уровню и стоимости (что само по себе странно, учитывая совсем не равное их месторасположение). А поскольку в отеле, где мы бронировали номера, по непонятным причинам нет свободных мест, нас размещают тут, на окраине. Конечно же, поднялся вал негодования. Двенадцать человек, в том числе и я, наотрез отказались менять отель. Даже не выходили из автобуса, чем сильно разозлили водителя грека. Единственно кто сразу согласился на внеплановую смену отелей это те самые отец Михаил с Александром и еще пару человек. Возможно, именно они поступили мудрее всего – не стали спорить, нервничать и озлоблять свои сердца, а приняли все как Промысел Божий. В результате двухчасовых разбирательств, созвонов, выяснения отношений с владельцем этих отелей, наш гид расселила всех в нескольких отелях в непосредственной близости от Makedonia Hotel. В самом центре города и без доплаты. Хотя в моем случае говорить о доплате за номер язык не поворачивается – отель, я даже названия его не запомнил, оказался существенно ниже уровнем. Маленькое трехэтажное здание по четыре номера на каждом этаже, которые соединяет красивая витая лестница. Здание ухожено, все чистенько, подкрашено, наверно после косметического ремонта. Номера тоже достаточно чистые, почти новые. Правда, нет горячей воды. Точнее она есть только в солнечную погоду, поскольку водонагреватели стоят на крыше и работают от солнечного света. А вот вечером, когда стемнеет и утром, когда солнце еще не набрало свою силу – вода только холодная. Зимой, наверно, это очень неудобно. Завтраки, кстати, тоже не были предусмотрены. Но на завтрак нам разрешили прийти в Makedonia Hotel. На этом все вопросы по поводу размещения были решены.

За время всех этих разбирательств я познакомился с ребятами, паломниками из России: Николай и Илья. У них свободное посещение Афона, без привязки к определенному монастырю. Подниматься на вершину горы не собираются, но пешком походить придется не мало. Они уже не первый раз на Афоне, знают оптимальные маршруты передвижения и скрытые от большинства тропы. Третий - Алексей, первый раз на Афоне, определенной программы паломничества у него нет. Алексей разместился в соседнем со мной номере. Впоследствии Алексей присоединится к Николаю и Илье и они будут паломничать на Святой Горе вместе. Сразу, как только разместились в своих номерах мы с Алексеем пошли ужинать. Несмотря на то, что утром было пасмурно, к вечеру распогодилось, небо очистилось от туч, светило вечернее солнце, мрачноватый на первый взгляд Уранополис на глазах преобразился, запылал яркими красками фасадов домов, магазинов, засверкал волнующимся морем.

Мы два часа сидели на открытой веранде ресторана, не спеша ужинали и беседовали на разные темы. Ну а уже после ужина мы немного погуляли по городу, зашли в пару магазинов, которые работают до ночи, и пошли в гостиницу. Завтра нам предстоял ответственный день, нужно было рано встать, получить афонский паспорт (диамонитерион), купить билеты на паром и т.д. В номере я помолился, поблагодарил Господа за весь день, за благополучный перелет и лёг спать в ожидании Афона!

Источник: Святая Гора

28 января 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Отец Макарий Симонопетрский: О послушании духовнику, старце Паисии, последних временах и святых-мирянах Отец Макарий Симонопетрский: О послушании духовнику, старце Паисии, последних временах и святых-мирянах
Агиология, «наука о святости», имеет дело с житиями святых, ее предмет – плотяные скрижали сердец, движимых любовью к Богу. В первых числах ноября 2010 г. Киев посетил, пожалуй, крупнейший современный агиограф – составитель шеститомного Синаксаря, содержащего в сжатой, удобной для повседневного чтения форме, жития всех почитаемых Православной Церковью святых.
Афонские послушания и трапеза Афонские послушания и трапеза
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Виталий Кислов
Представляем вниманию читателей портала Православие.Ru афонские фотозарисовки Виталия Кислова.
Жизнь в келии даёт возможность увидеть Афон с другой стороны Жизнь в келии даёт возможность увидеть Афон с другой стороны
Евгений Филимонов
Каждый раз, когда приезжаешь на Афон, понимаешь, насколько место это прекрасно и природой своей, и людьми, и духовностью! Истинный земной Удел Пресвятой Богородицы!