Почитание преподобного Серафима Саровского в Румынской Православной Церкви

Икона румынского иконописца Иоанна Попа, монастырь Сихастрия Икона румынского иконописца Иоанна Попа, монастырь Сихастрия
    

Преподобного Серафима знают и почитают в Румынии. На румынском языке опубликовано четырнадцать книг о саровском старце. Из них тринадцать являются переводами с русского, английского, французского и греческого языков. Самый известный перевод ‒ книга англичанина архимандрита Лазаря (Моора) «Преподобный Серафим Саровский. Духовное жизнеописание». Существует румынский сайт, посвященный преподобному Серафиму Саровскому, где можно прочитать написанные недавно статьи о нем.

В последнее время в Румынии создаются монастыри, скиты, приходы и благотворительные учреждения во имя преподобного Серафима, например женский монастырь Ешанка около города Яссы. В известном мужском монастыре Сихастрия Путней есть частицы мощей этого русского святого, как и в других скитах и приходах.

Впервые преподобный Серафим был изображен на росписях в бухарестском монастыре Святой Троицы Раду Водэ при Румынском патриархе Юстиниане (Марина; 1948–1977), который поддерживал тесные отношения с Московской Патриархией и несколько раз посетил Русскую Православную Церковь.

В настоящее время румынским верующим известно житие и учение Преподобного, и некоторые из них свидетельствуют о чудесах, которые совершались с ними самими.

С середины XX века в Румынии среди верующих тайно распространялись списки жития и поучений преподобного Серафима

Сведения о жизни и учении преподобного Серафима в румынскую православную церковную традицию сначала пришли не из опубликованных монографий, а из списков, распространявшихся среди верующих, которые читали их с большим восторгом и преклонением. Эти машинописные копии являлись переводами с русского или французского языков и тайно ходили в Румынии начиная с 50-х годов XX века.

Вероятнее всего, что о преподобном Серафиме румынские верующие первоначально узнали в Бессарабии. Между 1908 и 1914 годами Кишиневскую и Хотинскую епархию возглавлял священномученик Серафим (Чичагов; 1856–1937). Незадолго до этого он составил самое полное собрание материалов о преподобном Серафиме Саровском ‒ «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» – и активно участвовал в работе по канонизации святого старца. Владыка Серафим имел особое благоговение и почтение к преподобному Серафиму и часто использовал в своем церковном служении среди румын, проживавших в Бессарабии, поучения и примеры из его жизни.

Политические эмигранты, бежавшие из России в Румынию, также способствовали распространению почитания подвижника. Так, в 1930 году несколько русских беженцев, нашедших приют в городе Пятра-Нямц, принесли с собой икону преподобного Серафима. Эта икона была написана в России в XIX веке. На ней можно видеть следы от пуль времен атеистических гонений в России.

Позже, во время Второй мировой войны, расквартированные в Бессарабии и на Украине солдаты румынской армии узнали о преподобном Серафиме и эти сведения привезли на родину. Так, румынский архимандрит Дософтей (Морариу; 1913–1990) привез с Украины в Румынию книгу «Жизнь преподобного Серафима Саровского» и перевел ее в 1944 году. Впоследствии, опираясь на эту книгу, он написал свою бакалаврскую работу «Преподобный Серафим Саровский: жизнь, подвиги и поучения», которую защитил в 1947 году на православном богословском факультете в городе Сибиу (Румыния). Но в связи с непростой политической ситуацией в Румынии ему не удалось тогда же ее опубликовать. Этот труд был напечатан лишь в 2004 году, после смерти архимандрита Дософтея († 1990), румынским архимандритом и проповедником Иоанникием (Бэланом) в издательстве румынского монастыря Сихастрия.

В 1943 году с оккупированной румынскими и немецкими войсками территории в Румынию был вывезен митрополит Ростовский Николай и вместе с ним ‒ его духовник, бывший насельник Оптиной пустыни иеромонах Иоанн (Кулигин). Основатель журнала «Floarea de Foc» («Неопалимая Купина») и одноименного религиозного движения Санду (Тудор) и группа его единомышленников встретила отца Иоанна в монастыре Черника, прославленном трудами святителя Каллиника Рымникского (1787–1868) и святого архимандрита Георге (Арделяну; 1730–1806) ‒ подвижников и восстановителей исихастской традиции в Румынии в XVIII–XIX веках и современников преподобного Серафима.

Отец Иоанн стал духовным наставником Санду (Тудора) и оформлявшегося вокруг него движения интеллектуалов, священников, монахов и мирян, для которых духовная жизнь, теология, связь человека с Богом и задача обожения стали самым важным в жизни. Русский монах перевел их интеллектуальные искания в непосредственное делание, учил непрестанной молитве Иисусовой, умной молитве. Собственным примером он живо свидетельствовал о молитве Иисусовой, деятельному исполнению которой он научился от старцев Оптиной пустыни.

Румынский старец Софиан (Богиу; 1912–2002), близко знавший этого русского священника, в своих воспоминаниях писал о том, что узнал очень много сведений от иеромонаха Иоанна (Кулигина) об исихазме в России как о духовном занятии, которое можно было встретить не только в монастырях, но и у многих мирян. На собраниях движения «Неопалимая Купина» было естественно вспоминать о жизни и подвигах святого с пламенным именем ‒ святого, который начинает свои духовные наставления со слов: «Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы».

Крестный ход с частицей мощей преп. Серафима в церкви его имени в Каминеске Крестный ход с частицей мощей преп. Серафима в церкви его имени в Каминеске
    

Позже, также еще при коммунистической власти, сведения о жизни и учении преподобного Серафима могли прийти с Запада, в частности через румынских аспирантов, которые изучали богословие в европейских университетах, преимущественно во Франции. Именно там русская эмиграция оставила особо значимый след, повлияв на православную жизнь и богословие на Западе. Одним из таких аспирантов был сам Блаженнейший Даниил, нынешний Патриарх Румынской Православной Церкви. В рамках своей научной работы, которую он защитил в 1979 году в Страсбургском университете, Блаженнейший Даниил несколько раз ссылается на учение преподобного Серафима.

Преподобный Иоанн Новый Хозевит посвятил русскому святому духовные стихи «Слезы у иконы преподобного Серафима»

Почитание преподобного Серафима в Румынской Православной Церкви выразилось и в поэтической форме. Так, преподобный Иоанн (Иаков) Новый Хозевит (1913–1960) в 1957 году посвятил русскому святому глубокие духовные стихи «Слезы у иконы преподобного Серафима»:

Преподобный Серафиме, ангел земной, взирающий с небес на страждущих!
Посмотри, как мучается твой народ, притесняемый кровопийцами, и как скитаются многие из осиротевших чад твоих.
К Сарову и Дивееву сегодня нет пути, и мрак царит в твоем вертограде. И бедные сироты, как пчелы от «медведя»[1], рассеялись по чуждым странам, а источник[2] заглох.
Двуногие звери разорили твой сад, и из твоего ключа болящие больше не могут напиться.
Усмири «медведя», дав ему своей благодати; освободи свой народ от рабства зла.
Из небесного Сарова ороси святой водой веры тех, кто томится в темнице.
Бедных пчел, удаленных от обители, просвети к добру, чтобы узнали они свою матку.
Одари их, батюшка, своей небесной радостью и пламенной любовью согрей одинокого. А страждущим дай видеть славу Иерусалима, преподобный Серафиме.
Пастыря укрепи соборно со всем сонмом святых трудиться во спасение притесненного народа.
И как был ты источником мира здесь, на земле, так ходатайствуй и теперь о ниспослании света нам, к тебе взывающим.

Эта традиция почитания преподобного Серафима Саровского, заложенная в Румынии еще в начале прошлого века, дала свои плоды в конце XX – начале XXI веков. После 1990 года румынские верующие начали совершать паломничества в Дивеево, появились новые переводы жития преподобного Серафима, создаются храмы в его честь.

Святой саровский старец пребывает в Румынии, и священники, монахи и верующие очень любят его. Свидетельства этому – восторженные отзывы румынских паломников, посетивших Серафимо-Дивеевский монастырь и поклонившихся святым мощам преподобного Серафима.

В Дивееве переживаешь состояние апостольской ревности, какой она была в начале христианства

В Дивееве переживаешь состояние апостольской ревности, какой она была в начале христианства. В этой обители и ее скитах живут сотни сестер – такое не часто встретишь сегодня, когда ослабела тяга к монашеству. «Если желаешь стать монахом, становись как огонь», ‒ сказал великий румынский старец иеромонах Арсений (Бока; 1910–1989), которого часто сравнивают с преподобным Серафимом. Дивеевский монастырь, живой, как Неопалимая Купина, наследовал эту пламенность веры от своего духовного отца, чье монашеское имя – Серафим, что значит «пламенный». Служащие в монастыре священники, матушки на службах и на послушаниях, блистающие чистотой храмы, растущие повсюду цветы, радующие глаз роскошные сады и в особенности дивные могилы монахинь, отошедших ко Господу, непрестанно свидетельствуют о радости служения Творцу. И, конечно, идти по Канавке ‒ необыкновенно. Проходя в молчании по этой дороге Богородицы, почти никто никогда не торопится. На Канавке, кажется, время уже не существует и нет необходимости говорить что-либо. Здесь можно понять, насколько драгоценна тишина – добродетель, которой так не хватает шумному современному миру.

Ионуц-Даниел Барбу
аспирант Московской духовной академии

15 января 2015 г.

[1] Здесь у автора игра словами: по-румынски медведь – urs, что схоже с аббревиатурой URSS – СССР.

[2] Имеются в виду живоносные и утешительные поучения преподобного Серафима.

Смотри также
Преподобный Серафим Саровский и Грузия Преподобный Серафим Саровский и Грузия
Мария Сараджишвили
Преподобный Серафим Саровский и Грузия Преподобный Серафим Саровский и Грузия
Мария Сараджишвили
Самый популярный русский святой в Грузии – это святой Серафим Саровский.
Чудесная помощь батюшки Серафима в наши дни Чудесная помощь батюшки Серафима в наши дни
Новые истории!
Чудесная помощь батюшки Серафима в наши дни Чудесная помощь батюшки Серафима в наши дни
Истории из редакционной почты портала «Православие.Ru»
Накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского мы попросили читателей поделиться своими историями о чудесной помощи святого старца.
Патр. Александрийский Феодор II: «Мой любимый святой – прп. Серафим Саровский» Патр. Александрийский Феодор II: «Мой любимый святой – прп. Серафим Саровский» Патр. Александрийский Феодор II: «Мой любимый святой – прп. Серафим Саровский» «Мой любимый святой – преподобный Серафим Саровский»
Интервью Патриарха Александрийского Феодора II агентству церковных новостей «Ромфэа»
Я лично пережил тот суровый период, очень трудные дни, но видел, что свет Православия никогда не угасал, потому что православная вера вошла в плоть и кровь русского народа.
Комментарии
Ксения18 января 2015, 11:44

Дай вам Бог, чтоб все было хорошо!
mila t16 января 2015, 08:03
БаTюшка родной отче Серафиме радость наша пошли радость р .Божией Иулии родящей .
Святая мученице Анастасия Узорешительнице помоги р Божией Иулии благополучно разрешиться
здоровым младенцем и пошли здравия молодой матери и всему дому где родится отроча а вы родственники читайте
молитву Богородице -в родах Помощнице
во имя отца и Сына и Святаго Духа Аминь
Татьяна Соболь15 января 2015, 19:32
здравствуйте.братья и сестры внучка моя иулия рожает болеет уже 17 часов.прошу ваших молитв.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×