Преподобного Серафима знают и почитают в Румынии. На румынском языке опубликовано четырнадцать книг о саровском старце. Из них тринадцать являются переводами с русского, английского, французского и греческого языков. Самый известный перевод ‒ книга англичанина архимандрита Лазаря (Моора) «Преподобный Серафим Саровский. Духовное жизнеописание». Существует румынский сайт, посвященный преподобному Серафиму Саровскому, где можно прочитать написанные недавно статьи о нем.
В последнее время в Румынии создаются монастыри, скиты, приходы и благотворительные учреждения во имя преподобного Серафима, например женский монастырь Ешанка около города Яссы. В известном мужском монастыре Сихастрия Путней есть частицы мощей этого русского святого, как и в других скитах и приходах.
Впервые преподобный Серафим был изображен на росписях в бухарестском монастыре Святой Троицы Раду Водэ при Румынском патриархе Юстиниане (Марина; 1948–1977), который поддерживал тесные отношения с Московской Патриархией и несколько раз посетил Русскую Православную Церковь.
В настоящее время румынским верующим известно житие и учение Преподобного, и некоторые из них свидетельствуют о чудесах, которые совершались с ними самими.
С середины XX века в Румынии среди верующих тайно распространялись списки жития и поучений преподобного Серафима
Сведения о жизни и учении преподобного Серафима в румынскую православную церковную традицию сначала пришли не из опубликованных монографий, а из списков, распространявшихся среди верующих, которые читали их с большим восторгом и преклонением. Эти машинописные копии являлись переводами с русского или французского языков и тайно ходили в Румынии начиная с 50-х годов XX века.
Вероятнее всего, что о преподобном Серафиме румынские верующие первоначально узнали в Бессарабии. Между 1908 и 1914 годами Кишиневскую и Хотинскую епархию возглавлял священномученик Серафим (Чичагов; 1856–1937). Незадолго до этого он составил самое полное собрание материалов о преподобном Серафиме Саровском ‒ «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» – и активно участвовал в работе по канонизации святого старца. Владыка Серафим имел особое благоговение и почтение к преподобному Серафиму и часто использовал в своем церковном служении среди румын, проживавших в Бессарабии, поучения и примеры из его жизни.
Политические эмигранты, бежавшие из России в Румынию, также способствовали распространению почитания подвижника. Так, в 1930 году несколько русских беженцев, нашедших приют в городе Пятра-Нямц, принесли с собой икону преподобного Серафима. Эта икона была написана в России в XIX веке. На ней можно видеть следы от пуль времен атеистических гонений в России.
Позже, во время Второй мировой войны, расквартированные в Бессарабии и на Украине солдаты румынской армии узнали о преподобном Серафиме и эти сведения привезли на родину. Так, румынский архимандрит Дософтей (Морариу; 1913–1990) привез с Украины в Румынию книгу «Жизнь преподобного Серафима Саровского» и перевел ее в 1944 году. Впоследствии, опираясь на эту книгу, он написал свою бакалаврскую работу «Преподобный Серафим Саровский: жизнь, подвиги и поучения», которую защитил в 1947 году на православном богословском факультете в городе Сибиу (Румыния). Но в связи с непростой политической ситуацией в Румынии ему не удалось тогда же ее опубликовать. Этот труд был напечатан лишь в 2004 году, после смерти архимандрита Дософтея († 1990), румынским архимандритом и проповедником Иоанникием (Бэланом) в издательстве румынского монастыря Сихастрия.
В 1943 году с оккупированной румынскими и немецкими войсками территории в Румынию был вывезен митрополит Ростовский Николай и вместе с ним ‒ его духовник, бывший насельник Оптиной пустыни иеромонах Иоанн (Кулигин). Основатель журнала «Floarea de Foc» («Неопалимая Купина») и одноименного религиозного движения Санду (Тудор) и группа его единомышленников встретила отца Иоанна в монастыре Черника, прославленном трудами святителя Каллиника Рымникского (1787–1868) и святого архимандрита Георге (Арделяну; 1730–1806) ‒ подвижников и восстановителей исихастской традиции в Румынии в XVIII–XIX веках и современников преподобного Серафима.
Отец Иоанн стал духовным наставником Санду (Тудора) и оформлявшегося вокруг него движения интеллектуалов, священников, монахов и мирян, для которых духовная жизнь, теология, связь человека с Богом и задача обожения стали самым важным в жизни. Русский монах перевел их интеллектуальные искания в непосредственное делание, учил непрестанной молитве Иисусовой, умной молитве. Собственным примером он живо свидетельствовал о молитве Иисусовой, деятельному исполнению которой он научился от старцев Оптиной пустыни.
Румынский старец Софиан (Богиу; 1912–2002), близко знавший этого русского священника, в своих воспоминаниях писал о том, что узнал очень много сведений от иеромонаха Иоанна (Кулигина) об исихазме в России как о духовном занятии, которое можно было встретить не только в монастырях, но и у многих мирян. На собраниях движения «Неопалимая Купина» было естественно вспоминать о жизни и подвигах святого с пламенным именем ‒ святого, который начинает свои духовные наставления со слов: «Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы».
Позже, также еще при коммунистической власти, сведения о жизни и учении преподобного Серафима могли прийти с Запада, в частности через румынских аспирантов, которые изучали богословие в европейских университетах, преимущественно во Франции. Именно там русская эмиграция оставила особо значимый след, повлияв на православную жизнь и богословие на Западе. Одним из таких аспирантов был сам Блаженнейший Даниил, нынешний Патриарх Румынской Православной Церкви. В рамках своей научной работы, которую он защитил в 1979 году в Страсбургском университете, Блаженнейший Даниил несколько раз ссылается на учение преподобного Серафима.
Преподобный Иоанн Новый Хозевит посвятил русскому святому духовные стихи «Слезы у иконы преподобного Серафима»
Почитание преподобного Серафима в Румынской Православной Церкви выразилось и в поэтической форме. Так, преподобный Иоанн (Иаков) Новый Хозевит (1913–1960) в 1957 году посвятил русскому святому глубокие духовные стихи «Слезы у иконы преподобного Серафима»:
Преподобный Серафиме, ангел земной, взирающий с небес на
страждущих!
Посмотри, как мучается твой народ, притесняемый
кровопийцами, и как скитаются многие из осиротевших чад
твоих.
К Сарову и Дивееву сегодня нет пути, и мрак царит в твоем
вертограде. И бедные сироты, как пчелы от
«медведя»[1], рассеялись по чуждым странам, а
источник[2] заглох.
Двуногие звери разорили твой сад, и из твоего ключа
болящие больше не могут напиться.
Усмири «медведя», дав ему своей благодати;
освободи свой народ от рабства зла.
Из небесного Сарова ороси святой водой веры тех, кто
томится в темнице.
Бедных пчел, удаленных от обители, просвети к добру, чтобы
узнали они свою матку.
Одари их, батюшка, своей небесной радостью и пламенной
любовью согрей одинокого. А страждущим дай видеть славу
Иерусалима, преподобный Серафиме.
Пастыря укрепи соборно со всем сонмом святых трудиться во
спасение притесненного народа.
И как был ты источником мира здесь, на земле, так
ходатайствуй и теперь о ниспослании света нам, к тебе
взывающим.
Эта традиция почитания преподобного Серафима Саровского, заложенная в Румынии еще в начале прошлого века, дала свои плоды в конце XX – начале XXI веков. После 1990 года румынские верующие начали совершать паломничества в Дивеево, появились новые переводы жития преподобного Серафима, создаются храмы в его честь.
Святой саровский старец пребывает в Румынии, и священники, монахи и верующие очень любят его. Свидетельства этому – восторженные отзывы румынских паломников, посетивших Серафимо-Дивеевский монастырь и поклонившихся святым мощам преподобного Серафима.
В Дивееве переживаешь состояние апостольской ревности, какой она была в начале христианства
В Дивееве переживаешь состояние апостольской ревности, какой она была в начале христианства. В этой обители и ее скитах живут сотни сестер – такое не часто встретишь сегодня, когда ослабела тяга к монашеству. «Если желаешь стать монахом, становись как огонь», ‒ сказал великий румынский старец иеромонах Арсений (Бока; 1910–1989), которого часто сравнивают с преподобным Серафимом. Дивеевский монастырь, живой, как Неопалимая Купина, наследовал эту пламенность веры от своего духовного отца, чье монашеское имя – Серафим, что значит «пламенный». Служащие в монастыре священники, матушки на службах и на послушаниях, блистающие чистотой храмы, растущие повсюду цветы, радующие глаз роскошные сады и в особенности дивные могилы монахинь, отошедших ко Господу, непрестанно свидетельствуют о радости служения Творцу. И, конечно, идти по Канавке ‒ необыкновенно. Проходя в молчании по этой дороге Богородицы, почти никто никогда не торопится. На Канавке, кажется, время уже не существует и нет необходимости говорить что-либо. Здесь можно понять, насколько драгоценна тишина – добродетель, которой так не хватает шумному современному миру.
Дай вам Бог, чтоб все было хорошо!
Святая мученице Анастасия Узорешительнице помоги р Божией Иулии благополучно разрешиться
здоровым младенцем и пошли здравия молодой матери и всему дому где родится отроча а вы родственники читайте
молитву Богородице -в родах Помощнице
во имя отца и Сына и Святаго Духа Аминь