В 2003 году по приглашению митрополита Амфилохия (Радовича) самарский архитектор Юрий Харитонов и московский иконописец Александр Чашкин побывали в Черногории. Осматривая недавно выполненные фрески монастыря Подмайна в городе Будва, Александр Чашкин сказал, что это росписи нового Феофана Грека. Оказалось, что автор – сербский иконописец Владимир Кидишевич, известный под именем Бата («Младший брат»).
Познакомившись с Батой, Юрий Харитонов пригласил его в Самару в надежде, что тот распишет строящийся по его проекту храм Всех святых. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, посещая Сербию и Черногорию, познакомился с Батой и его творчеством. Владыка дал иконописцу свое благословение на роспись храма.
Интересно, что в беседе с главным редактором «Духовного собеседника» архимандритом Георгием (Шестуном) богомаз говорил о братской любви сербов к России и русскому народу, но при этом о благословении на это послушание он сказал:
– Когда меня пригласили, не очень хотелось ехать: в Сербии тепло, солнце, а в России дождь, снег и холод. Но митрополит Амфилохий спросил у меня: «Сколько русских расписывают храмы в Сербии?» Я сказал ему, что знаю несколько человек. Тогда он спросил: «А сколько в России работает сербов?» Я ответил, что ни одного. И он на это сказал: «Ты будешь первый. Тебя митрополит приглашает, владыке нельзя отказывать – быстро пакуйся и езжай в Россию!» Так я оказался в Самаре и об этом не пожалел. Простите меня.
В этом послушании ему помогала настоятельница Свято-Ильинского Заволжского монастыря игумения Нина.
От себя добавлю, что в этом небольшом фотоочерке я стремился передать кроме красоты еще и свое восприятие близости рождающихся из песка, извести, воды и природных минералов, перетертых в краски, святых образов размером выше человеческого роста и расположенных обязательно на изогнутых поверхностях, таких как купола и апсиды.
Фото:
Михаил Тимофеев / Православие.Ru