На вопросы слушателей отвечает прот. Димитрий Смирнов, ведущий – священник Александр Березовский.
***
Добрый вечер, дорогие братья и сестры!
-Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Опасно преждевременное бесстрастие, опасно преждвеременное получение наслаждения Божественной благодатью». Как можно понимать эти слова? Разве человек может преждевременно испытать то, что Бог посылает тогда, когда Сам захочет?
- Дело в том, что обычные инструменты человеческой логики не подходят, чтобы измерить вещи, происходящие в глубине духовной жизни. Могу только подтвердить – да, это опасно. Как это можно объяснить? Духовная жизнь –вещь живая, поэтому внутри нее может быть не что-то механическое: ты вот столько прочел - и тебе за это отпускается столько-то килограмм - нет, тут возможно движение. Человек может забегать вперед.
- Т.е. некое человеческое дерзновение может привести к повреждению?
- Лучше сказать - дерзость. Поэтому для безопасности нужно все растворять смирением. Без смирения вообще невозможно. Если есть недостаток в этом наиважнейшем качестве для человека, который стремится к духовной жизни, то могут быть даже повреждения.
- Сергий, врач из Москвы. Мы много слышим про клятву Гиппократа, а ведь в этой клятве есть слова: «клянусь Аполлоном, Асклепием» и другими богами и богинями. Но в то же время мы читаем Нагорную проповедь: «Не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий, ни землей, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого царя, ни головой твоей не клянись, потому что ни одного волоса своего не можешь сделать белым или черным». И вот, когда я перечитывал Евангелие в очередной раз, у меня возник вопрос: как стыкуется эта клятва Гиппократа и Нагорная проповедь? И надо ли давать эту клятву?
о.Д.: Уважаемый доктор, я не знаю, как с Вами это происходило, но никакой клятвы Гиппократа ни один врач в нашей стране не дает. Вы возьмите в интернете почитайте текст, там никаких Аполлонов нет. Там даже та клятва, которую давали древние, претерпела изменения. Например, в той самой клятве есть слова: «не дам беременной абортивного средства», а в современной клятве этого нет – пожалуйста, убивай детей хоть тысячами. Поэтому я не знаю, зачем Вы, доктор, ломитесь в не то что открытую дверь, а в уже несуществующую. Для большинства врачей это полная ахинея и формальность. Сама эта клятва в те времена имела смысл, потому что древние врачи относились к этому серьезно. Для современного же врача, как правило, есть замечательные исключения, и врачи - просто святые, перед которыми я благоговею как перед чудотворной иконой. Но, как правило, это просто медицинская услуга, и сами врачи это знают.
Мне поставили диагноз: атрофический процесс в веществе головного мозга, т.е. прогноз не очень хороший, и явно будет отнят разум. Вопрос такой: ведь разум никогда не отнимался у святых людей. Разум отнимался у людей грешных. Это правда или нет? Т.е. я настолько грешный человек?
- Правильное устроение христианина – это считать себя грешным человеком. А человек, который считает себя не настолько грешным человеком, он уже поврежден в разуме. Но не думаю, что это результат атрофии какой-то части головного мозга. Нет, это просто неправильное понимание того, что такое христианство, кто такой Бог, что такое духовная жизнь. У Вас обыкновенный, нормальный ужас перед диагнозом, самая обычная вещь. Я бы тоже что-то подобное испытал, если бы мне такой диагноз сообщили.
- Т.е. нельзя судить по тяжести болезни о совершенном грехе?
- Абсолютно нет. Когда человек Бога не знает, то тогда и сопоставляет эти факты. Просто человек, конечно, в шоке, но никто не знает, как дальше будут развиваться события: во-первых, процесс этот может замереть, во-вторых, можно сделать операцию и этот участок удалить, в-третьих, этот процесс может быть настолько долог, что человек может дожить до 120 лет, а процесс все идет и идет. Какие-то чисто механические выводы из жизни святых делать – это неправильно. Что мы знаем о мучениках, об их болезнях? Жизнь так многообразна, что даже одинаково протекающие болезни на разных людей оказывают разное впечатление.
-Как правильно реагировать на вопиющее дерзкое хамство в младшем школьном возрасте? Что посоветуете предпринять непосредственно в момент конфликта?
-Главное – успокоиться, потому что сгоряча можно сказать что-нибудь не то, и это будет слабая позиция. Воспитатель никогда не должен кричать и возмущаться. Надо оценить сначала состояние ребенка: способен ли он сейчас что-то воспринимать, если неспособен – то нужно отложить воспитательную акцию и ждать этого момента. Ожидая этот момент, нужно всем своим видом показать, что такое его поведение для тебя совершенно неприемлемо. Но это надо делать без крика, без побоев. Что нельзя делать - так делать вид, что ничего не произошло.
- Если ребенок в этот момент в состоянии что-то видеть…
-Ребенок, конечно, может не увидеть, но он в состоянии оценить. Но Ваше отношение должно быть продлено, чтобы ребенок увидел последствия того, что он сделал. А когда ребенок начнет пытаться наладить отношения, надо ему все высказать, а также желательно, чтобы он это повторил. «Если ты понял, тогда повтори, что я тебе сказал». И это повторение должно быть в нужном Вам тоне, а не с раздражением или свысока.
- А если ребенок упирается?
- Прекратить всяческие отношения: на него не смотреть, с ним не говорить, его не замечать. Ребенок не может этого выдержать. Это и есть самое лучшее воспитание: поведение настолько возмутительно, что контакт прекращен. Некоторые дети в такой ситуации идут и сами ставят себя в угол.
-Я прочитал в интернете цитату из Амвросия Оптинского: «Жить проще лучше всего, голову не ломай – молись Богу, Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится, и это и есть, как жить проще». Вопрос: пример – подготовка к собеседованию о приеме на работу, нужно ли все обдумывать, что сказать, как сказать, как себя подать или следуя совету преп. Амвросия – ничего не обдумывать, положиться на Бога и идти?
-Понимаете, дорогой друг, это зависит от самого человека. Т.е. анкета одинаковая для всех, а люди, читающие анкеты, - все разные. Поэтому дать универсальный совет невозможно: во-первых, это цитата из письма о.Амвросия, которое написано для конкретного человека, видать, очень непростого, поэтому он дает такой совет лично ему, это совсем не универсальный совет. Потому что «быть проще» - это надо быть святым, потому что выше всего святая простота, но это дается десятилетиями сложной духовной работы.
- Как готовить ребенка к исповеди?
- Надо очень внимательно следить за его умственным развитием. Не за календарем, когда ему стукнет семь лет, - это неправильный, ложный подход. А именно исходить из психофизического возраста ребенка.
- Правильно ли будет маме назвать ребенку те грехи, в которых он будет исповедоваться?
- Нет, категорически неправильно. Ребенок ничего никому не должен, исповедь – это свободное волеизъявление. Я могу сказать, как это должно происходить: мама, а лучше папа сказал бы: «Ты наблюдал, что некоторые люди подходят к священнику. Что они делают? Ты над этим задумывался?», и на любом этапе этой беседы можно определить, в каком состоянии ребенок, готов он или нет к исповеди, чтобы предлагать ему такие фундаментальнейшие вещи, как покаяние.
- Я регент сельского хора, у нас сейчас хор разрушается, и отец настоятель спокойно на это смотрит. На мой взгляд, хор играет решающую роль в Церкви, почему такое отношение?
- Это неправильная установка. У нас еще сто лет назад в большинстве храмов никаких хоров не было. Были только псаломщики. А хор собирался на праздники. А когда хор собирался еще и на воскресенье – это вообще замечательно. Поэтому если бы хор – это было бы самое главное, то Церковь вообще бы перестала быть действующей. Хор – это хорошая вещь, он украшает службу, но еще до XVII века люди пели в унисон, и то, как поют хоры сейчас– это всего 300 лет, что для 2000-летней истории Церкви ничто. Почему настоятель так смотрит? Я не знаю, может, у него нет слуха или он опытный: может быть, у него хоры разрушались, потом появлялись - и он на это смотрит философски. Вы сами постарайтесь затормозить это разрушение, сделайте все, что в Ваших силах. А если не получится, то, как сказано: «Делай что должно, и пусть будет, как будет». И все. Главное в этом деле, как и в каждом, чтобы Ваша совесть была спокойна и чиста.
-Я уже раз десять прочитала Евангелие и плохо понимаю притчи, как мне быть дальше? Мне нравится читать Евангелие, но я плохо понимаю.
- Надо прийти в храм, выбрать парня, у которого умное лицо, и сказать ему: «Милый друг, разъясни мне вот эту притчу», и если он сумеет, то в следующий раз про другую притчу его спросить. И вы все притчи пройдете. Книг про притчи написано много, но судя по голосу, эта женщина даже не знает, где эти книги искать, а вот молодой человек вполне может этому делу помочь.
- В Евангелии Господь говорит хананеянке: «Спасение от иудеев». Не значит ли это, что вера иудейская более правильная? Простите за, может быть, глупый вопрос.
- Что ж, у нас тут много глупых вопросов. Конечно, ничего подобного в этом нет. Конечно, это глупый вывод.
- На работе все постоянно ругаются матом. Как быть? Как с ними общаться?
-Надо подойти к человеку, который ругается, и наедине очень вежливо попросить, чтобы он этого не делал.
-А если все на этом языке разговаривают?
- Попросить самого ругачего. Или оценить и выбрать их всех того человека, который, как Вам кажется, отреагирует на эту просьбу и с него начать. Можно еще написать плакат: «Дорогие друзья! Не могли бы Вы оказать милость – не ругаться матом в моем присутствии? Буду Вам чрезвычайно благодарен». Во всяком случае, поднять этот вопрос, чтобы он звучал постоянно. И даже один человек может победить –ну, пусть не две сотни человек, но полтора десятка вполне. Если целенаправленно, но только с кротостью и смирением, не кричать, не возмущаться, не ругаться, а просить, то постепенно достигнете своего.
-Всегда ли обстоятельства – это воля Божия? Или нам иногда нужно бороться с обстоятельствами?
- Если не бороться, то можно и не понять. Потому что очень много обстоятельств, например, отмирание какой-то части мозга, дано человеку, чтобы он поборолся. Или война – это попущено человеку не для того, чтобы он бегом занялся, а для того, чтобы кровь проливал. Очень много обстоятельств даны нам для того, чтобы мы их преодолевали – в этом-то воля Божия и состоит.
-К нам в дом часто приходят батюшки причащать маму, но никогда не моют руки, и меня это немножко возмущает, и я всегда их вежливо прошу вымыть руки перед причастием. Правильно ли я поступаю?
- Неправильно делаете. Надо делать так: батюшка приходит, готовит все для причастия, Вы выходите с полотенцем, даете ему полотенце и говорите: «Руки помыть у нас там». И всё, не надо ничего просить, и он пойдет и вымоет, даже если никогда в жизни этого не делал. Тут лучше делать жестом, с лучезарной улыбкой.
- Моя мама давно болела и думала о смерти, и вчера покончила с собой. Чем ей сейчас можно помочь?
-Если она имела психическое заболевание, то за нее можно молиться как за болящего человека, который умер в результате своей болезни. А если это следствие безбожия, то тогда нужно милостыню творить. Молиться мы можем всегда, не только за умершего человека, но мы молимся и о пчелах, и о стадах, и о врагах, и о властях. Не всегда же власти такие, что за них охота молиться, но это необходимо делать.
-Иногда по радио заказывают песню о Ксении Блаженной. Я почитала ее житие, чудеса, акафист и поняла, что ей молиться надо, а не песни петь. Ваше мнение?
- У меня нет никакого мнения. Я ничего про эту песню никогда не слышал. Во всяком случае, Вас никто не принуждает слушать, делайте так, как Вы считаете нужным.
-Как избавиться от мелочности в житейском и духовном?
- В духовной жизни мелочей нет, если какая-то мелочь - то значит, она не относится к духовной жизни, потому что там все крупно.
- Как научиться видеть в каждом человеке и добром, и злом, образ Божий?
-А этому не надо учиться, надо просто это видеть. Это все равно, что как научиться не воровать? - -Надо не воровать. Как научиться читать Евангелие ежедневно? - Надо читать ежедневно.
-У нас взгляд заточен на определенные вещи, глядя на человека, мы помечаем его недостатки сходу, мгновенно…
- Нам некто когда-то сказал, что это делать неправильно, потому что это лишает нас духовной жизни. Значит, надо поставить себе запрет: сначала устно перестать это делать, потом перестать это делать в мыслях, потом и в чувстве – никогда не осуждать. И как говорил преп. Амвросий: «Всем моё почтение».
- Говорят, Евангелие надо читать каждый день. Как можно читать одно и то же каждый день?
- Объясняю: так же, как каждый день завтракать, пить воду или чай каждый день, каждый день ходить на работу или каждое воскресенье в Церковь, или каждый день трепаться по телефону. Мы очень много вещей делаем каждый день. Но очень полезно, если мы каждый день делаем что-то хорошее и полезное, например, зарядку, или чистим зубы. Как это можно каждый день чистить зубы?! Очень просто. Но Евангелие – это важнее, чем чистить зубы, поэтому, глядя на пример таких потрясающих людей, как преп. Серафим Саровский, который весь Новый Завет читал в течение недели целиком, читал каждый день не по главе из Евангелия, а всё Евангелие-надо таким людям подражать. Так что, как? Да очень просто. Даже, если ты знаешь наизусть, то, когда читаешь Евангелие – всегда увидишь что-то новое. Если тупо, механически читать, просто бу-бу-бу, а если с размышлением и с молитвой, то помолиться, чтобы Господь вразумил, и ты увидел еще и еще. Некоторые люди, я слышал, каждый месяц по два раза ходят за зарплатой в кассу, не надоедает? Удивительно! Одно и то же ведь.
- У меня нет духовного отца и нет таких близких людей, которым я могла бы открыть свою тайну. А меня эта тайна так мучает! Что мне делать?
- Ничего, так и мучайтесь. Придется мучиться всю жизнь.
-Либо найти человека, которому можно доверить эту тайну.
- А зачем? Тайну кому-нибудь раскроешь, а потом тебе будет ущерб. Мы часто бываем недовольны тем, что кому-то что-то сказали, но никогда не бываем недовольны тем, что промолчали.
- Расскажите, пожалуйста, что значит познать и увидеть Бога?
- Это то же самое, просто мы видим и познаем Бога сердцем, хотя увиденное сердцем мы можем попытаться описать – тогда это наше познание может быть осмыслено человеком, но тоже только в какой-то степени. Это вещи интимные, поэтому говорить об этом нет смысла. Человек, который в какой-то минимальной степени познал Бога, не будет об этом говорить, а мы же сейчас на площади находимся. Я помню, мне мама сказала, когда на заборе было написано «Маня+Ваня=любовь»: «Настоящие чувства всегда остаются втайне». Я это запомнил на всю жизнь. Значит, это ненастоящее. Или написано: «Мышонок, я тебя люблю. Твой слоненок». Разве это любовь? Не могу в это поверить.
-Прочел такую фразу: «Кто людей боится, тот Бога не боится. Кто Бога боится – тот людей не будет бояться». Я не могу понять, как это «бояться Бога»? Как мне одновременно и любить Бога, и бояться Его?
-Вот сам и расскажи.
- Когда один человек любит другого – он боится его обидеть, сделать ему неприятно, и, наоборот, очень хочет ему послужить, как-то его порадовать. И об этом и здесь идет речь: когда человек полюбит Бога, то для него самым страшным наказанием будет обидеть Бога, поступив против Его святой воли. Боязнь обидеть Бога, а не получить наказание.
- Полезно ли для христианина занятия единоборствами? Не рождает ли это в человеке чувство превосходства над другими?
- Само по себе – нет. Но все зависит от человека, от тех установок, которые у него есть в жизни. Главное – мотив.
- Как правильно и кому молиться за мужа, находящегося в тюрьме? Много судов уже прошло, но везде нам отказывают.
- Это зависит от того, справедливо он сидит или нет. Если сидит несправедливо – можно всем апостолам молиться, самому Спасителю молиться, можно всем нашим русским мученикам молиться, потому что все они сидели в тюрьме. А если справедливо – надо молиться Разбойнику Благоразумному, который вместе со Христом был распят, и первым вошел в рай, чтобы Господь дал этому человеку покаяние.
- Батюшка, насколько, по Вашему мнению, тюрьма преображает человека в хорошую сторону?
- Это тоже от человека зависит, он должен просто покаяться, потому что нередко слышал от людей, что они благодарны тюрьме, что они и веру приобрели, и много переосмыслили в своей жизни, покаялись. Сегодня по радио я слышал стихи одного поэта, Карасева, он много раз сидел в тюрьме, потрясающие стихи. Ясно, что у него был талант, но некоторые стихи явно навеяны пережитым, такая настоящая поэзия, прямо до слез пробивает. Ясно, что этот поэт родился благодаря своим испытаниям, он отсидел лет 20.
- В этих стихах есть понимание, осознание?
- Конечно, всё есть.
- Как можно молиться за такого великого нераскаянного грешника, у которого руки по локоть в крови, и который не имеет ни малейшего отношения к православию, за господина Путина?
- Как? Очень просто – «Господи, помилуй». Я думаю, Владимир Владимирович будет очень рад. Я надеюсь, Вы довольны, что Вам удалось прозвучать?