«Божия Матерь протирала нас через сито»

Монахиня София (Забурдаева) о пути в монастырь и женском монашестве

Серафимо-Алексеевский Богородице-Казанский женский монастырь Серафимо-Алексеевский Богородице-Казанский женский монастырь
    

Серафимо-Алексеевский Богородице-Казанский женский монастырь – светильник дореволюционной Перми для православных – знал тесный путь скорбей и гонений. Его закрывали и разрушали, а он стоял – как дом, построенный на камне, а не на песке.

В 1863 году купеческая вдова Настасья Бахарева в память о горячо любимом муже основала на окраине Перми, в чудесном, красивейшем уголке Пермского края, женскую общину. Общине пришлось пройти немало испытаний и скорбей, прежде чем в 1907 году был заложен первый монастырский храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а в 1908 году Святейший Синод объявил о преобразовании женской общины-богадельни в общежительный монастырь. Разрешалось набирать столько сестер, сколько «обитель в состоянии будет содержать на свои средства».

«Действительно, дивная местность и очаровательный вид с горы… невольно приходит страх и удивление от величия замечательной во всех отношениях местности. Она Самим Творцом хранилась и наконец дождалась своего предназначения», – писал иеромонах Серафим (Кузнецов), много доброго сделавший для юной обители.

Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. 1890-е гг. Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. 1890-е гг.
    

Рядом с монастырем – целебные источники, целых четыре: Казанский, Покровский, Серафимовский и святителя Николая Чудотворца. Пруд, окаймленный хвойными и лиственными деревьями, березовая роща, изумительно чистый и свежий воздух, большая духовная библиотека. Обитель привлекала сестер, искавших духовного роста, – в 1913 году здесь подвизались 202 инокини. Монастырь вырос, окреп, мог уже заниматься делами благотворительности и милосердия, бесплатно кормить богомольцев, жертвовать на церковные школы, детский приют, строительство храмов.

В 1921 году обитель была закрыта, и в ее корпусах разместили детский туберкулезный санаторий. Трудоспособных сестер новые власти приказали «строго использовать на работах и службе санатория», престарелых же и нетрудоспособных – отправить в дом инвалидов. Были закрыты иконописная, ткацкая, ковровая мастерские, а вот жестяной мастерской нашли применение – приказали срочно приступить к изготовлению плевательниц.

Казанская церковь еще не была закрыта, службы в ней продолжались, шел большой приток богомольцев, что, по мнению властей, «отрывало монахинь от основной работы». Тогда в храме поставили 40 коек для больных, а позднее превратили его в медвытрезвитель. Такие рачительные хозяева.

Многие монахини отбывали срок в лагерях, после лагерей и ссылок возвращались. Объединялись вокруг пастырей: из Вишлага освободился архимандрит Таврион (Батозский), служил при Успенской старокладбищенской церкви схииеромонах Андроник (Лукаш).

Игумения София (Забурдаева) и Ольга Рожнёва Игумения София (Забурдаева) и Ольга Рожнёва
    

Возрождение обители началось в 1998 году. Нам посчастливилось побеседовать с матушкой Софией (Забурдаевой), настоятельницей монастыря, и в ее рассказе отразились все черты современного женского монашества:

«Господь вел. Властно взял за руку, как ребенка, – и повел. Постепенно мирская жизнь стала неинтересна…»

– Пути Господни неисповедимы. У меня была очень верующая мама, а я – так себе… Когда мама умерла, нужно было идти в храм заказать поминовение, подать записки. Не то чтобы появилось свое желание – Господь вел. Властно взял за руку, как ребенка, – и повел. Сыну исполнилось тринадцать, брала с собой на службу. Потихоньку втянулись.

Постепенно мирская жизнь стала неинтересна. Отошли друзья с их покупками новых вещей, застольями, развлекательные фильмы стали неинтересными – мир повернулся ко мне другой стороной. Я для него как-то испортилась… Стала неподходящей.

Мама была первым другом – и я рыдала, просила Господа послать мне человека, которому могла бы открыть душу, как маме когда-то. И Господь ответил на мои молитвы – я обрела духовного отца, архимандрита Стефана.

Настоятельница Пермского Успенского женского монастыря игумения Мария (Воробьева) Настоятельница Пермского Успенского женского монастыря игумения Мария (Воробьева)
Духовный отец познакомил меня с будущей монахиней, настоятельницей женского монастыря, известной всему Пермскому краю, – матушкой Марией. Тогда она была еще мирской человек, врач, профессор, Валентина Васильевна Воробьева. Жила уже по-монашески. Знакомые привели ее ко мне в гости по благословению отца Стефана, так как я сильно унывала – от мира ушла, но никуда пока не пришла.

Я обрадовалась гостье – курицы нажарила, не знала, что она уже не ест мясного. Она курицу есть не стала, попросила кефиру. Сидим. Сын, Ванечка, закрылся в другой комнате, телевизор включил. Она говорила мне о Боге, а я думала: она же врач, профессор – как она может быть верующим человеком?!

Валентина Васильевна пригласила меня к себе домой, я пришла, у нее в то время собиралось много молодежи. Когда началось в середине восьмидесятых годов возрождение Успенского монастыря в Перми, Валентина приняла монашеский постриг, потом стала настоятельницей монастыря, игуменией. Я старалась постоянно бывать в обители: готовила, мыла, шила – после работы, все праздники, выходные. Стала чувствовать, что там мое место.

Вырос и женился сын, появился внук, и мне пришло время уйти в монастырь, на Бахаревку, к матери Руфине, настоятельнице обители. С 1998 года я тружусь в обители, была благочинная, сейчас настоятельница монастыря.

Одно время приходили в обитель многие молодые сестры – такой был призыв благодати Божией. Люди ведь легко откликаются на что-то новое: открылись монастыри – и они пошли. А потом испробовали это новое… И остались – не все, а только избранные, те, кого выбрала Сама Пресвятая Богородица.

«Трудно подчиняться тому, кто моложе, кто менее образован, но в монастыре другие показатели преуспеяния – мирская карьера не всегда на пользу духовной жизни»

Почему уходят из монастыря? Кто-то не может понести друг друга, не в силах смириться. Иной пришел раньше в обитель, продвинулся дальше в духовной жизни и на послушании начальствует – приходится его слушаться тому, кто пришел позднее. Трудно подчиняться тому, кто моложе, кто менее образован, но в монастыре другие показатели преуспеяния – мирская карьера не всегда на пользу духовной жизни.

Уходят потому, что не могут понести тяготы монашеской жизни, внешние трудности – привыкли к комфорту в миру, тяжело переносят неблагоустройство. Ночью тяжело стоять на молитве. Монашество – подвиг. Не все готовы к подвигу. Первоначальная благодать отступит – и выходят на свет немощи. Бог – Он тот же, а люди стали слабее…

Причина ухода и в самости, в эгоизме, мы стали очень любить себя, нет самопожертвования. Боимся трудностей, бежим от них. «Ой, трудно, грязно, пойду, куда полегче»…

Когда сама шла в монастырь, мне казалось, что готова к монашеской жизни: шить, вязать, варить умею… И только с годами поняла – что ничего не умею и ничего не знаю. Как Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Так и я…

Сначала очень тяжело было: нужно раньше вставать и позже ложиться, чем в миру, – целый день на ногах… Да еще несмирение… Нужно смириться перед каждым, каждого полюбить.

«Гора. Носили дрова на руках. Бани не было, ставили своими руками, женскими. Пришлось не только шить, но и копать, и садить…»

Дров не было, подъезд плохой к монастырю, гора, носили дрова на руках, топили печи. На покос – вставать рано. Бани не было, ставили своими руками, женскими. Пришлось не только шить, но и копать, и садить. Господь, Пресвятая Богородица очень помогали – сильная ревность была. Постепенно накапливалась усталость, появилось искушение уйти:

«Матушка Руфина, я уйду!» – «Что – испугалась?!»

Церковь Казанской Божией матери-вид с реки Церковь Казанской Божией матери-вид с реки
    

Помолилась за меня матушка-старица, и ушли искушающие помыслы.

Сейчас счастлива, что когда-то переступила порог этого монастыря – древнего, намоленного, пусть и разрушенного, поруганного. Я когда первый раз сюда приехала: послушница моет крылечко. Снимаю обувь на улице и захожу без обуви. «Вы зачем разулись?!» А я – так почувствовала: благодать намоленного места. Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая…

Оглядываясь назад, вижу: много было трудов, искушений. Божия Матерь протирала нас через сито – разные люди приходили и уходили, у каждого – свои привычки, немощи, скорби. Начинаешь подвизаться – страсти наружу выходят, проявляются. Порой и сам от себя не ожидаешь… Но знаешь, что можешь за помощью к Господу обратиться – и Господь не посрамит.

Горели в 2002 году… Было и утешение – в самом эпицентре огня остались нетронутыми иконы – аналойный образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы и бумажная икона «Неопалимая Купина». Деревянный киот полностью обгорел, а сама икона стояла нетронутая огнем и сияла яркими красками. Спасли и ковчег с 54 частицами святых мощей угодников Божиих. Такое чудо…

В 2009 году матушку Руфину перевели, осталась я настоятельницей. Страшно. Была одна из сестер – с одной ложки ели, а теперь матушка, за всех отвечаю… Потихоньку привыкли. И люди, и стройка, и духовная жизнь. Молитва. Если бы не милость Божия…

Каким чудом растет наш монастырь? Читали об Оптинских старцах? Отец Моисей начинал строительство без гроша в монастырской казне, и Господь посылал. Думаю: так то же преподобный Моисей был! А мы-то – что?! Разве мы так можем, как он?! А потом, Господь внушает, и говорю: «Сестры, давайте строиться!» – «Да что вы, матушка, у нас же совсем денег нет! На что строиться-то?!» – «А Господь поможет!»

Начали строиться – денег ни копейки! Тут кирпич пожертвовали, там доски привезли… Идет стройка! Спрашиваю у сестры-казначеи: «Сколько мы уже на строительство издержали?» – «Восемь миллионов, матушка!» – «Как?! Да где же мы их взяли-то?!» – «Да я и сама не знаю… Вы же говорили: Господь пошлет! Он и послал!»

До слез… Мы-то не такие, как преподобный Моисей Оптинский, а Господь – Тот же. И вчера и днесь…

Купель с часовней в честь Иконы Казанской Божией Матери Купель с часовней в честь Иконы Казанской Божией Матери
    

«Источники у нас чудотворные. Приезжают, жалуются: нет детей. Окунутся, помолимся. Приезжают снова: матушка, мы ребеночка ждем…»

Источники у нас чудотворные. Одно время много молодых приезжали, жаловались: детей не было. Повожу по святым источникам, окунутся, помолимся. Ну, сколько, может, год, полгода пройдет – приезжают снова: матушка, мы ребеночка ждем!

Одни плакали прямо: нет детей. Провела по всем источникам с молитвой. Сейчас у них двое детишек – София и Кирилл.

Будете в Перми – приезжайте к нам в гости! Храни Господь! Помощи Божией всем читателям сайта «Православие.ру»!

Рассказ монахини Софии (Забурдаевой)
записала Ольга Рожнёва

18 декабря 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Там, где правильные пчелы Там, где правильные пчелы
Неспешная беседа с игум. Павло-Обнорского монастыря
Там, где правильные пчелы Там, где правильные пчелы
Неспешная беседа с игуменом Павло-Обнорского монастыря
Мальчонка видит: какой-то старец ходит, весь в белом… Прибежал к бабушке, а бабушка говорит: «Да это преподобный здесь ходит», – так вот обыденно.
Инокиня Павла Инокиня Павла
О. Рожнёва
Инокиня Павла Инокиня Павла
Из цикла «Истории Митейной горы»
Ольга Рожнёва
Людмила сидела в нерешительности, и ей казалось: все двери закрыты. Ждала какого-то знака, определения. На автовокзале было немноголюдно. Вдруг она увидела знакомого священника…
Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться
Игум. Георгия (Щукина)
Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться
Беседа с настоятельницей Русского Горненского женского монастыря на Святой Земле игуменией Георгией (Щукиной)
Одни приходит в монастырь жить, а другие – спасаться. Те, кто идут, чтобы только в нем жить, поступают в монастырь без призвания. В этом случае и келья им не нравится, и послушание они не могут нести. Во всем они привередливы, даже трапеза – и та для них не такая. А те, кто идут в монастырь по призванию – ради Господа и ради спасения души, – они всё будут терпеть. Им всегда и везде хорошо.
Комментарии
Анна31 июля 2019, 09:41
Спаси, Господи! Интересный рассказ, назидательный! Слава Богу за все!!!
Елена12 марта 2015, 12:29
Читаю и плачу! Как же трогательно и душевно! Спаси Господи за такой рассказ. Очень хочется оказаться в таком монастыре...
ТАМАРЫ27 февраля 2015, 19:31
БЛАГОДЕНСТВИЯ ВАМ,МАТУШКА СОФИЯ И СЕСТРЫ ОБИТЕЛИ.МОЛИТЕСЬ О ВСЕХ НАС,ГРЕШНЫХ.МНОГАЯ ВАМ ВСЕМ ЛЕТА.
Наталья. Берлин. 29 декабря 2014, 16:15
Да, чудные лица у игумень! О игумени Марии хотелось бы тоже узнать.Очень радуется душа, когда читаешь о таких людях.
ирина23 декабря 2014, 09:55
р.Б. Ирина г. Воронеж Спасибо автору.Спасибо матушкам и монастырям нашей дорогой России!Молите Бога о нас грешных и о России! Мира и благополучия всем!Спаси Господи!
Ирина22 декабря 2014, 11:48
Восхищаюсь вами, на вас земля пока еще держится.
любовь20 декабря 2014, 01:19
Какие красивые лица у игуменьи Марии и игуменьи Софии, не от мира сего.
Анна Коекто19 декабря 2014, 01:38
Спаси Господи! Добрая статья, - очень важна для нас, мы далеко, на западе, уже давно, уезжали из крыма, а теперь решили вернуться... хотя и дети уже здесь выросли, но младшую -, 6 летку хотим вернуть домой, в Россию,чтобы росла в Православии,надеемся на Бога что не оставит нас и мы обретем свой дом -дома... внимательно следим за тем что происходит, но верим -Господь не оставит Россию...
Андрей18 декабря 2014, 23:01
Спасибо очень душевно и проникновенно рассказано о жизни в монастыре. Такие рассказы помогают нам духовно немощным становиться немного лучше.
Ольга18 декабря 2014, 23:00
спасибо! Хотелось бы побольше узнать об истории этой женщины врача, матери Марии
Наталья18 декабря 2014, 22:43
Спаси Господи. Действительно, прекрасная статья. Затянула. Вспомнилась святая канавка Пресвятой Богородицы.
Любовь Украина18 декабря 2014, 22:33
Храни Вас Господь матушка София и Вас Ольга. Премного благодарна Вам Ольга за Ваши рассказы.
Татьяна18 декабря 2014, 20:27
Низкий поклон за рассказ! Просто, без прикрас и очень тепло.
ГАЛИНА18 декабря 2014, 18:21
СПАСИ ГОСПОДИ!
Татьяна Соболь18 декабря 2014, 16:58
Ольга, спаси Господи за ваш рассказ.мне понравилось.
Елена18 декабря 2014, 13:02
Спасибо, Ольга! Интересно получилось. Когда начала читать эту статью, даже не поинтересовалась, кто автор. Потом увидела вас на фотографии и опять не догадалась, к чему это )) Но вот читаю и почему-то не могу оторваться, хотя времени нет и присела на минутку только взглянуть на статью. И вдруг в конце - "Ольга Рожнёва". Ясно, почему не могла оторваться от чтения))
Ксения18 декабря 2014, 10:42
Большое спасибо за Ваши рассказы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×