Предисловие
В настоящее время Россия переживает сложный период своей истории. После времени господства официального атеизма, искажения и принудительного забвения по идеологическим причинам своих религиозных и культурных корней в нашей стране идет процесс возобновления религиозной, этнической и культурной идентичности, а также цивилизационного самоопределения России. Этот процесс протекает в условиях информационного и культурного противостояния в международной сфере, пробуждения интереса граждан России и зарубежных соотечественников к истокам своей национально-культурной и религиозно-цивилизационной идентичности. Культурное, духовное и национальное самоопределение каждого гражданина и всего народа в целом необходимы для развития солидарности и гражданской ответственности, для определения стратегических приоритетов развития нашей страны. Отсутствие стратегической перспективы - дополнительный, но существенный источник кризиса идентичности социума и легитимности самой власти, которая нуждается, прежде всего, в постоянной культурной легитимации.
Особого внимания заслуживают изменения в геополитической ситуации. Вследствие событий на Украине Русский мир оказался расколотым, игрокам мировой политики удалось столкнутьРоссию и Украину, противопоставить нашей стране Евросоюз, который ввел против российской экономики экономические санкции. Особенно жесткое противостояние объявили России США. В декабре 2014 года американский конгресс принял антироссийскую резолюцию, фактически означающую официальное объявление нам холодной войны[1].
В силу сказанного приобретают особую значимость слова, сказанные Президентом В.В. Путиным в ежегодном Послании Президента Федеральному собранию: об абсолютнойнеобходимости для сохранения России её реальногогосударственного суверенитета; о православном христианстве как «мощной духовной объединяющей силе», создавшей единое централизованное русское государство и сформировавшей «единую русскую нацию»; о неразрывности и «цельности тысячелетнего пути нашего Отечества»; о продолжении независимого политического курса на отстаивание национальных интересов России[2]. Сказанное президентом можно расценить как сигнал миру, а также отечественным властнымэлитам и обществу, что Россия продолжит движение по пути отстаивания своей цивилизационной и культурной самобытности.
Однако этому курсу политического руководства страны противостоят не только внешние силы, стремящиеся превратить Россию из единого и сильного суверенного государства в сборище беспомощных марионеточных государственных образований, чтобы легко и задёшево заполучить в свои руки наши природные ресурсы, но и внутренняя оппозиция самостоятельному цивилизационному курсу страны. Причем эти силы не скрывают свои планы и методы по очередному «перевоспитанию» самого непокорного в мире народа в удобный для западного потребления «формат». Они открыто ставят задачу по трансформации русской культуры в культуру западного типа, изменению ментальных оснований всего российского общества, изменения национального характера народа, изменения его базовых ценностей. «Российская традиция есть традиция социоцентричного общества,- пишет И.Г. Яковенко, один из адептов западного пути развития для России. -Необходимо трансформировать этот комплекс и сформировать персоноцентристскую целостность. Это можно сделать единственным способом: разрушая ядро отторгаемой системы»[3].
При этом Яковенко сознает, что попытки такого разрушения вызовут законное противодействие тех, кого он с презрительнымпренебрежением относит к защитникам «Святой Руси», а потому после подробного перечисления всех «культурных методов» воспитания очередного «нового человека» с новыми правильными (то есть западными) ценностями, он заканчивает свой опус словами: «Самая жесткая борьба приверженцев старого и нового в данном случае - самый короткий и наиболее надежный путь инверсии, закрепляющей новую установку. Следование изживаемым ценностям должно быть связано со смертельной опасностью»[4]. А это ни что иное как объявление войны и отнюдь не холодной.
К сожалению, у России богатый и горький опыт насильственных трансформаций и модернизаций: от Петра Первого до большевиков, которые «железной рукой» уже «загоняли человечество в счастье». Теперь нам предлагается очередной альтернативный проект «как обустроить Россию» по «либеральным лекалам» с явным тоталитарно-фашистским душком (заметим, что на Украине эти технологии уже запущены). Думается, что Яковенко отнюдь не одинок и кроме соратников в России имеет мощную поддержку у «наших партнеров за бугром» (как их назвал В.В. Путин в последнем Послании к ФС).
Всёсказанное означает, что в современной России культура (в широком смысле этого слова) становится совсем нешуточным, а реальным полем боя. Именно поэтому такие страсти разгорелись вокругконцепции единого учебника истории для средней школы[5], единой концепции преподавания литературы в контексте отечественной культуры[6],проекта «Основ государственной культурной политики». Недаром головной академический институт по философии усмотрел главную опасность этого документа[7] в тезисе «Россия - не Европа»[8]. Не случайно возникла и дискуссия о целях российской системы образования и ценностных основаниях для воспитания российской идентичности, инициированная на форуме «Качественное образование во имя страны» (Пенза, 14-15 октября 2014 г.). Закономерно, что активное обсуждение вызвалидокументыXVIII Всемирного русского народного собора (10-11 ноября 2014 г.) о значении и роли русского народа в истории России и его угнетенном современном положении[9].
Выступая на открытии ТретьегоПетербургского международного культурного форума председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко сказала: «Человечество подошло к исторической развилке. Одно из направлений развития навязывается западными политическими силами и, как они считают, является единственным правильным - в этом есть опасность. Другой путь - признание каждого народа, сохранение национальной самобытности и признание своего пути развития. Именно Россия является главным сторонником такого развития». Курс России на сохранение своей культурной самобытности на том же форуме поддержал министр культуры Китайской народной республики Цай У, который подчеркнул: «Соединение различных культур вместе дает общую культуру цивилизации. Мы должны вести постоянный диалог и решать вопросы сообща»[10].
В целом прошедший 2014 год, объявленный в России Годом культуры, был весьма насыщен важными мероприятиями и громкими событиями. Однако вих ряду стоит еще одно, менее известное, но достаточно значимое для того, чтобы о нем знала более широкая аудитория, чем только несколько десятков специалистов, принимавших в нем участие.
25-26ноября 2014года в подмосковном наукограде Дубна на базе Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) состоялась XVII ежегодная конференция «Наука. Философия. Религия» на тему:«Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы».Организаторы конференции: Фонд апостола Андрея Первозванного и Объединенный институт ядерных исследований. Конференция проводилась при активном содействии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московской православной духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Института научной информации по общественным наукам РАН и других научных и образовательных учреждений России.
В Доме международных совещаний ОИЯИ два дня работали политологи, историки, этнологи, этнографы, психологи, культурологи, философы, богословы.Онипроанализировали комплекс проблем, связанных со становлением национально-культурной идентичности в современной России.
Ниже предлагается обзор наиболее интересных и злободневныхтем, обсуждавшихся на конференции.
Культура и национальная идентичность
Перед каждым человеком и народом в целом стоит метафизическая задача осмысления себя и своего места в мире, постижение цели своего бытия в нем, то есть задача познания истины и приобщения к ней. У всех исторических народов эту задачу выполняла религия. Сохраняемые в традиционной религии истина и способ приобщения к ней в нерелигиозной сфере образуют культурные смыслы и ценности. Поэтому культуру можно определить как совокупность средств и способов познания, выражения и передачи истины следующим поколениям, а также совокупность способов освоения окружающего мира в соответствии с целями, указанными познанной истиной.
Доминирующей в России является русская культура, которая в процессе своего развития аккумулировала в себе богатства культур многих народов и сопредельных цивилизаций, однако определяющим фактором ее становления и формирования было Православие. Именно Православие на протяжении тысячелетия определяло те идеальные ценности, в результате усвоения которых русский и другие православные народы исторической России приобрели свою уникальную цивилизационную идентичность. Инославные и нехристианские этносы, входившие в русское государство развивались в поле русской культуры и под ее влиянием.
Под национально-культурной (или этнокультурной) идентичностью следует понимать сложный социально-психологический феномен, содержание которого включает: 1) осознание индивидом общности с этническим и/или национальным образованием на основе разделяемой культуры; 2) глубинное эмоционально-психологическое, почти сакральное переживание этой общности и 3) культурные практики ее манифестации (выражения), как индивидуальные, так и коллективные.
Этнос и нация представляют собой последовательные стадии этногенеза, связанные общим «культурным ядром». Национальная идентичность имеет сложную структуру, которая на одном из уровней сохраняет культурные признаки (язык, религию) каждого из народов, которые объединило национальное государство, предоставив каждому из них дополнительные основания консолидации и идентичности (как минимум, общую государственную принадлежность).
Национально-культурная идентичность этокачественная характеристика человека, свидетельствующая о принятии (усвоении) им ценностей национального государства, а также ценностей доминирующей культуры данной нации в качестве ведущих элементов его ценностной системы, обуславливающих направленность и интенсивность его деятельности в различных сферах бытия.
Показателем сформированности национально-культурной идентичностиявляется следование своим традициям, обычаям (то есть их исполнение на деле), желание жить в своей стране, позитивное отношение к своей стране, культуре и т.д. Ощущение человеком дискомфорта в инокультурной среде, осознание им места своей страны в мировом сообществе, вклада своей нации в мировую культуру, готовность пожертвовать своей жизнью ради Родины означают сформированность идентичности на глубинном уровне. Готовность человека к самопожертвованию ради усвоенных национально-культурных ценностей есть высшая форма идентичности, что подтверждается многочисленными примерами из мировой и российской истории, а также из современной жизни.
«Русская симфония»
В ходе исторического развития Россия выработала свой тип этнокультурной идентификации, определяемый симфонией Церкви, государства и общества, отличный от западно-европейского (изначальный примат Церкви над государством с последующей передачей этой роли социуму в порядке «естественных прав») и византийского (симфония Церкви и Царства).
В названной симфонии функцией Церкви является хранение истины, а функцией государства (Царства) - внешняя защита и хранение Церкви, которая возрождает в истине членов общества. Власть и элита предназначены служить Церкви и обществу, и только в таком статусе они обладают собственной действенностью и живучестью, а также их поддержкой. Это положение власти, вытекающее из формулы идентичности, подтверждается всей историей России.В те исторические периоды, когда российский тип идентификации подвергался искажениям и подменам, после некоторого времени накопления культурного дисбаланса и возрастания социального напряжения происходил слом государственного и социального устройства.
Равноправие трех участников симфонии (Церкви, государства и общества) поддерживалось доконца Московского царства. В Российской империи государство одновременно с хранением Церкви взяло на себя и функции жесткого управления ею (отмена патриаршества и введение синодального правления, 1700-1917 гг.).Государственное управление Церковью по протестантскому образцу, «католическое пленение» православного богословия, постепенная деградация литургической и в первую очередь евхаристической жизни через два века привели страну к духовному кризису, разрешением которого стала радикальная смена культурной парадигмы и изменение принципа идентификации.
В 1917 году произошла полная смена властной элиты, была разрушена сословная система социума, Церковь была исключена из трехсторонней симфонии, а общество лишено права собственного голоса в диалоге с властью. Место Церкви заняла единственная политическая партия с «единственно верным учением», которая с помощью государственного аппарата («диктатуры пролетариата») осуществляла тотальный контроль над обществом, принуждая каждого его члена становиться «советским человеком» через систему образования, воспитания и «перевоспитания» в исправительно-трудовых учреждениях (ГУЛАГ и т.п.). Возрождение человека в надмирной богооткровенной истине Православия со смысложизненной целью достижения сверхприродного совершенства Небесного Отца (Мф. 5:48) через причастие «Божеского естества» (2Петр. 1:4) было подменено задачей формирования «нового человека» (этнически и религиозно обезличенного в «советском человеке»). Новая псевдосимфония «партия - государство - общество» просуществовала еще меньше (70 лет) и закончилась очередным сломом государства и социально-политического строя.
Таким образом, власть и элита, не считающиеся с принципом русской этнокультурной идентификации теряют культурную легитимность, поддержку Церкви и общества и потому рано или поздно обречены на поражение.
Цели цивилизационных усилий Руси, как определилось «испытанием веры» (принятием христианства от Византии) еще в Х веке, заключены в возрождении в каждом человеке тройственного соотношения Церковь - государство - общество. Индивидуальной формой возобновления данной триады выступает внутренний диалог. Человек в качестве культурного деятеля должен совершать словесное служение, а именно: постоянно возобновлять знаковую структуру триады в новых качестве и содержании.
Назначение человека - возобновление своего бытия путем словесного служения в рамках этнокультурной идентичности. Благодаря её специфике русская нация (граждане русского государства), формируется не путем воспроизведения некоторого естества человека в расово-видовых характеристиках, а путем возобновления качества самого этого естествасредствами культуры.Поэтому не только славяне, но и представители других народностей, принимая участие в словесном служении, становятся членами русской нации.(Сказанное не умаляет значения и не отменяет роли русского этноса в формировании русского государства, о чем будет сказано ниже).
«Испытание веры», начальный этап принятия Русью Крещения, утвердилось как содержание этнокультурной идентификации. Оно заключается в том, что возобновление истины бытия, испытание себя на предмет того, возрождается ли в тебе согласие «Церкви - государства - общества» стало принципом жизни русского народа. Поэтому любые исторические испытания и потрясения рассматривались прежде всего с точки зрения сохранения принципов идентичности. Точно также как и любые преобразования, революции, противостояния и расколы организовывались во имя восстановления истины и правды, защиты веры.
Современные мировые тенденции
Как и во многих других странах мира, в России кризис национально-культурной идентичностиобусловлен действием внутренних и внешних факторов.В начале XXI в. проблема сохранения культуры и мировоззрения теснейшим образом сопряжена с вопросом глобальной и национальной безопасности.
Одна из важнейших причин кризиса национальной идентичности заключается в снижении значения национальных государств, которые уступают свои функциинаднациональным структурам: военно-политическим блокам, экономическим союзам, транснациональным корпорациям (ТНК) и транснациональным банкам (ТНБ).
Для проникновения в национальные экономики наднациональные структурыподавляют сопротивление местного населения, в основе которого лежит национальное самосознание(идентичность), национальные традиции, базовые нравственные ценности.
Для борьбы с национальным самосознаниемв соответствующих странах наднациональные структуры осуществляют реформы образования, внедряют массовую культуру, пропагандируют половую распущенность и т.п., уничтожая нравственный иммунитет наций. В этом же направлении формируется новое информационное общество, основанное на тотальном контроле сознания.Все эти процессы действуют на фоне духовно-нравственной, физической и социальной деградации человека.
Одной из главных причин нравственной деградации этносов являетсяутеря сакральной духовной основы,которая является и основой самоидентификации отдельных его членов по отношению к другим членам общества и ко всему обществу в целом, и системой поддержки социо-психологического равновесия в стране и взаимоотношений между составляющими его этносами.
Кризис национальной идентичности можно охарактеризовать как общемировой тренд современности, но в России он обрел особую остроту, что обусловлено спецификой культурно-исторического и социально-политического развития нашей страны.
«Русскость» и «русские»в истории
На конференции в Дубне было предложено следующее определениерусскости[11]:»Русскость - этоколлективная идентичность, укорененная в языке, религии (православной вере), почвенности (отношении к земле), антропологическом типе, родовой истории (которая уходит своими корнями не только в события ближайшего столетия, но и в славянскую эпоху), коллективной психологии, особенностях народного характера, которые позволяли русским не только соседствовать с окружающими народами, но и вести цивилизационную деятельность».
Собственно русская этничностьсформировалась к XVI веку. Решающее значение для её формирования сыграли многочисленные сельские общежительные православные монастыри, насельниками которых становились крестьяне, простонародье. Монастыри приобщали разбросанное по огромной территории славянское население к единой духовной практике, к церковному идеалу и культуре,соединяя его в одно целое.
В XVI-XVII вв. в состав русского государства вошли Казанское и Астраханское ханства, Сибирь, Северный Кавказ, в результате чего стала формироваться русская цивилизационная идентичность, включавшая в себя различные этносы. В XVIII в. русская цивилизационная составляющая стала платформой для складывающейся в Российской империи гражданской идентичности, основу которой составляло русское этническое ядро,а не абстрактные ценности или идеологемы.
Любое этническое ядро консервативно. Оно отстаивает себя как самоценность и потому трудно вбирает в себя иноэтничные элементы. Поэтому к концу имперского периода (1917 г.) русская идентичность представляла собой сложное многоуровневое явление. Первый уровень - эторусская этническое ядро, включение в которое было делом нелегким и непростым в связи с необходимостью принятия человеком на себя трудновыполнимых обязательств и бремени цивилизационной миссии. Второй уровень - охватывающее ядрорусская цивилизационная идентичность, в состав которой входили те этнические элементы, которые имели тесноесоприкосновение с ядром на культурном и бытовом уровне, но не были готовы слиться с ним. И, наконец, русская гражданская идентичностькак сосуществование граждан в одном государстве.
В ХХ веке Россия прошла драматичный путь десакрализации, которая выразилась в насильственной атеизации, и полном господстве материализма во всех проявлениях общественной жизни. В массовом сознании народов Советского Союза (в том числе, русского) доминировало осознание принадлежности к многонациональной общности «советский народ» при общей тенденции к умалению любой этничности и религиозности. Однако советская власть, уничтожая православную церковность, одновременно убивала духовное (сакральное) начало в русском народе, а стирая память об этничности, вели борьбу с душой народа.
За счет умаления этничности и вытеснения ее из общественной сферы в область народно-культурной самобытности, в 1920-1930-е годы советской власти удалось гражданский идентификатор -«советскость»- наполнить несвойственным ему содержанием, в которое вошли ресурсы этничности и религиозности. Следствием этого сталиквазирелигиозный пафос «идеального» советского человека и заменяющий этничность интернационализм. Только угроза самому существованию государства в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. заставило власть обратиться к этническим и духовным силам русского народа. Однако после Великой Победы советская власть вернулась к прежней дискриминационной по отношению к русскому народу национальной политике.
Советская модель диэтнизации и диконфесссионализации (развоплощения этнических и религиозных начал в народе) работала (и работает) в русле ведущих западных глобалистских тенденций, направленных на унификацию всех сложных социальных и религиозных структур, поэтому по сути это однотипные проекты. Не смотря на замену советской власти в России на демократическую, принципиальная потребность в подобном моделировании сохранилась, ныне она активно проводится в жизнь, но уже на основе «общемировых ценностей».
Национально-культурная идентичность в современной России
Формирование национально-культурной идентичности в постсоветской России происходит в сложном культурном контексте.Кризис идентичности усиливают распад СССР как единого государства, являвшегося историческим преемником Российской империи; «парад суверенитетов» национальных республик в рамках самой Российской Федерации; расслоение общества по экономическому признаку;поколенческий разрыв и т.д.
Наиболее важным фактором кризиса российской идентичности является аморфное состояние современной отечественной культуры, распад ее ценностно-символического ядра, ставший результатом того, что в течение ХХ в. в России дважды происходили радикальные трансформации культурно-символического кода и оснований социальной солидарности и единства: от ценностей Православия - к ценностям коммунистической идеологии и интернациональной социалистической культуры, а затем к культурному плюрализму и ценностному релятивизму современного российского общества.
В настоящее времяпоиски новых оснований идентичности оформились в две доминирующие тенденции, совпадающие с общемировыми: а) в сторону формирования нового наднационального уровня в ее структуре(путем вхождения России в Западноевропейское сообщество); б) в сторону локализации границ и актуализации локальных, партикулярных оснований идентичности.
Однако Европейский союз и европейское сообщество не спешат включить в свой круг Россию, а вектор трансформаций российской идентичности к этническим корням при всемерном ослаблении и замалчивании роли и статуса государствообразующего русского народа, скорее свидетельствует о борьбе за власть местных этнических элит, чем о возвращении народов к традиционным основам культуры.
Сложности этнического самоопределения стали одной из причин «сублимации» поисков идентичности в России в сторону региональных, локальных культур и общностей. Именно регионы в широком смысле слова, обрели в России статус «единиц выживания», и именно в ценностном пространстве культурной среды региона, активно формируются новые, актуальные формы идентичности россиян («сибиряки» и т.п.), которые и обеспечивают столь желанное чувство укорененности, ощущение уникальности и самобытности.
Актуализация партикулярных оснований идентичности стимулирует опасную тенденцию к фрагментации российского культурного пространства, утрате его целостности и единства, и, соответственно, препятствует формированию общероссийской идентичности, а следовательно и российской гражданской нации.
Российская нация и русский народ
Гражданская идентичность в виде «российскости» сегодня формируется в рамках постмодернистских технологий, которые губительны для нашей страны.
Понятие «российский народ» - это произвол над исконным смыслом понятия «народ». Народ уникально единичен в своей этничности, поэтому научно корректно говорить о конкретном народе. Исторически в России понятие «народ» употреблялось в двух смыслах - этническом и гражданском. В имперской России такая трактовка допускалась как естественное расширение этнически русских начал (в их культурно-цивилизационном аспекте) до гражданских. Этничность брала на себя гражданские функции, поскольку в ней присутствовал не только жесткий каркас этничности (русскости), но и мягкая духовная оболочка православной конфессиональности, которая не позволяла разным этносам внутри империи сталкиваться напрямую друг с другом. Русский народ был реальной почвенной, цивилизационной силой, которая позволяла безболезненно для искажения понятия «народ» дополнять его новым содержанием.
В современной России «народ» понимается не этнически, а граждански («российский народ») и это понятие, не наполненное никаким реальным этническим ирелигиозным содержаниемне может выполнять роль мотора для всего этнически и религиозно пестрого российского общества. Поэтому сегодня термин «российский народ» - это только средство манипуляции для информационной элиты.
Ценностный багаж этничности имеет фундаментальный характер, поскольку в отличие от гражданской идентичности, которая созидается рукотворно - силами государства и идеологическими практиками, - этническая идентичность исторически проживается в конкретных языке и культуре, и связана в одно целое конкретной религией.
Этническая идентичность - это коллективный идентификатор, характеризующий место, время и цели пребывания народа на Земле. Этничность это такое коллективное самосознание, которое объединяет большую группу людей духовной и нравственной ответственностью за конкретную территорию и свой исторический путь. Здоровое существование этничности в его конкретно народной форме, необходимо для Церкви и государства, которые могут черпать в ней силы для своего земного существования.
Решающее значение для формирования гражданской нации в современной России играет восстановление прав и роли русского народа, точнее великороссов, восстановление его роли и закрепления ее в конституции страны. Русский народ веками складывался как единый государствообразующийсуперэтнос, включающий в себя в качестве этнического ядра великороссов, малороссов и белорусов. В широком смысле русские - это не этнос, а цивилизационная миссия, объединяющая все этнические группы России в одну русскую семью. Поэтому России нужна не придуманная политтехнологами национальная идея, а общенациональная стратегия, основанная на уважении ко всем народам и понимании той особой роли, которую играют великороссы в жизни современной России, а русские - в истории становления российской государственности.
В Российской Федерации русский народ (великороссы) составляет 80% населения страны. В России русский народ является государствообразующим и церковнообразующим, однако этот его статус и значение никак не подтверждаются ни юридически, ни фактически.
Главная проблема сегодня для русского народа, состоит в ослаблении тонуса этничности, вследствие рукотворного и нерукотворного процесса отсоединения от нее религиозного начала (православности) и превращения этничности во вторичный фактор общественной жизни.
До сих пор нет единого подхода ко всем народам, но действует избирательная система предоставления разных прав для этнического воспитания малых народов и «большого народа». Между тем как именно большой - русский народ - сегодня более всего нуждается в государственной помощи и поддержке, как народ государствообразующий.
Лишенный духовных (православных) корней этнический патриотизм, ставший пристанищем для молодежного экстремизма, бросает тень на русское этническое начало как таковое, что заставляет государственные власти с опасением относиться к этому ресурсу, и выбирать недолгосрочные и малоэффективные проекты («спортивный патриотизм» и т.п.) для решения конкретных ситуаций (выборы в федеральные и региональные органы власти и т.п.).
В современных условиях возрастающей международной напряженности подобные кратковременные мобилизационные проекты будут неэффективными до тех пор, пока Церкви и Православию, а значит и русской этничности опять не дадут подлинную свободу быть народом со своей культурой, историей, верой и государственностью. Русская Православная Церковь - единственная хранительница цивилизационного кода, делающего многонациональную Россию сильной, а русских - русскими.
Русская цивилизация в границах исторической России (Российской империи) складывалась на протяжении более тысячи лет. Миссия современной России (РФ)- это сбережение Православной цивилизации, Русского мира, а также семьи народов, считающих историческую Россию своим отечеством. Высший смысл государственного служенияРоссии- это собирание земель во имя цивилизационного единства.
Создание сильного государства начинается с сильной и выверенной научной и образовательной стратегии, не противоречащей религиозной культуре народа и национальным интересам, что позволит раскрыть системный потенциал страны - духовный, интеллектуальный, экономический и природный.
Что делать?
Сложившая международная и внутриполитическая ситуация в России требует принятия энергичных мер по предотвращению надвигающихся угроз. При этом предлагаемые меры должны быть адекватны проблемам: они должны носить системный и долгосрочный характер. По существу речь идет о национальной программе возвращения России к нормальной жизни, отвечающей ее исторической роли и статусу великой державы и хранительнице восточно-христианской традиции, приверженность которой явилась залогом процветания страны в предшествующие столетия ее истории.
В выступлениях участников конференции прозвучали следующие предложения и рекомендации.
1. Перед современной Россией стоит задача восстановления собственного принципа этнокультурной идентичности. Вместо предлагаемого отечественными «западниками» заимствования «естественной идентификации» по «западному» типу, за века своего существования эволюционировавшего от перераспределения церковной иерархией (папством) «сверхдолжных заслуг святых» среди членов общества до полной секуляризации социального бытия и культурно-юридической легитимации низших интенций человеческого естества (гомосексуализм, педофилия, инцест и т.п.); вместо попыток повторения тупиков византийской модели (симфонии Церкви и Царства) Россия может и должна возобновить в новых исторических условиях симфонию Церкви, государства и общества на основе их диалога (полилога). Для этого необходимо полноценное восстановление собственного голоса у Церкви и социума в их диалоге с государственной властью, выработка новых механизмов соборного согласия, подобно тому, как это было сделано в начале XVII века для преодоления Смуты.(Положительным примером локального восстановления «русской симфонии» является плодотворное соработничество руководства Белгородской области и Белгородской митрополии РПЦ, приведшее к необычайным успехам в экономике, культурной и духовной жизни области).
2. Для выхода России из кризисного состояния, модернизации её экономики, обеспечения конкурентоспособности, государственного суверенитета, национальной безопасности, духовной самобытностинеобходимо привести ее политическую, экономическую и социальную системы в соответствие с российской культурно-исторической матрицей. Исторический опыт Россиипоказывает, что необходимым условием для этого должно стать воссоздание утраченного консенсуса централизованного «служивого государства», в котором осуществляется служение всех общим национальным интересам при сохранении традиционных духовных ценностей.
3. Необходима слаженная работа, организованная силами государства, Церкви и общества с тем, чтобывернуть этничности (и прежде всего русской) ее подлинное лицо. Остановить процесс расщепления этничности и конфессиональности (православности) и планомерно, на государственном уровне, начать заниматься духовно-религиозным просвещением русского народа.
Усвоение традиционных духовно-нравственных ценностей, осознание себя великим народом, с великой историей и культурой предоставит русской молодежи позитивные и конструктивные способы обретения и манифестации своей русскости.
Только всеобъемлющее возрождение русского народа, который за предыдущие века создал великое государство на просторах Евразии, собрал вместе и сохранил сотни народов и народностей, возрождение его силы, национального характера, сможет со временем мирно сформировать общегражданскую российскую нацию.
4. Необходимо в скорейшее время уйти от советского понимания светскости, как атеистичной и материалистичной сферы бытия. Без освобождения светскости от обязательного атеизма не может быть решена проблема возвращения науке и образованию необходимых сил и мотивации для преодоления их кризисного состояния.
5. Главной задачей возвращения жизнеспособности российскому обществу является восстановление его сакральной основы - Восточного христианства (Православия) как основы бытия подавляющего большинства населения страны (ресакрализация).
Ресакрализация означает, чтогосударство как социальный институт несёт ответственность за духовно-нравственное состояние народа; Россия обретает свою миссию в мире в качестве христианской державы, а граждане России осознают себя людьми несущими эстафету великой духовной традиции;внутренний социальный порядок в стране восстанавливается на основе христианских норм при уважении норм других традиционных религий России.
Конкретной формой решения задачи восстановления сакрального ядра российского общества может стать разработка Социального учения Русской Православной Церкви. Такое учение поможет восстановить социальные нормы поведения, присущие менталитету большей части населения страны, и выстроить эти отношения в соответствии с требованиями его сакрального ядра: создать положительную альтернативу гибельному для общества социальному дарвинизму, а именно,социальный проект, ориентированный на социальную справедливость.
Это создаст предпосылки для формирования социального мегапроекта, ориентированного на развитие в современном мире идей социальной справедливости и милосердия. Инициация такого проекта Россией позволит оформить её миссию в мире как лидера в этой сфере, более осмысленно сформировать внешнеполитическую доктрину, определить ее партнеров и противников в глобальном позиционировании.
6. Каждый народ имеет право на защитунациональной религиозной идентичности. Разрушение традиционной религиозности, формировавшейся веками, нарушает права и свободы каждого гражданина страны. Российское государство вправе оказывать поддержку традиционным религиям и конфессиям, как это делается во многих западных странах:
- для защиты основных жизненных интересов российского общества необходимо законодательно предоставитьстатус традиционных религийдля православия,ислама, иудаизма и буддизма;
- государство может делегировать традиционным религиям ряд привилегий в рамках их уставной деятельности (например, поддержать средствами из государственного бюджета социальное служение религиозных организаций);
-государство должнозаконодательно признать Русскую Православную Церковь (РПЦ) и другие религиозные общины страны в качествепотерпевшей стороны, пострадавшей в результате религиозных гонений в советский период времени, и предоставить им все права в деле возвращения насильственно отторгнутого у них имущества. Возвращенная собственность позволит создать материальную базу для их многосторонней деятельности в интересах всего общества;
- Русская Православная Церковь как наиболее массовая религиозная организация понесла наибольшие потери отбогоборческого режима. Это - единственная конфессия, которая не имеет зарубежных корней и руководящих центров вне страны. РПЦ лишена возможностей получения помощи из-за рубежа, поэтому в возвращении церковной собственности интересы РПЦ должны учитываться преимущественно;
- необходимообеспечить на федеральном и региональном уровне свободное преподавание основ православной культуры в школе, а православного богословия и истории Церкви в высших учебных заведениях России.
7. Православие -духовная основавсех сфер жизни значительного большинства населения России. Строительство русской цивилизации и русской государственности вдохновлялось идеалами и ценностями Православия, которые на протяжении тысячи лет сохранялись Русской Православной Церковью и передавались ею новым поколениям. Однако сложившиеся отношения государства и Церквине соответствуют современному положению и интересам России. В связи с этим предлагается:
- юридически признать Православие цивилизационно-, культуро- и государство образующей религией в России;
- разработать новое законодательство о взаимоотношениях государства и религиозных организаций, поскольку действующее законодательство не позволяет решать большинство насущных задач в этой сфере.
8. В целях восстановления исторической справедливости в отношении роли русского народа и Православияв становлении и развитии российского государства необходимо по примеру ряда европейских стран внести изменения в Конституцию РФ.
В Преамбулу включить положение о том, что основанное более тысячи лет назад российское государство зарождалось на постулатах православной христианской веры.
В Преамбуле и Статье 3, п.1 вместо термина «многонациональный народ» дать исправленное определение народа Российской Федерации, которое выражает государствообразующую роль русского народа (например, «русский народ и другие народы, составляющие вместе гражданскую нацию Российской Федерации»).
Дополнения в ст. 77 и ст. 118 Конституции РФ должны касаться принципа пропорционального представительства проживающих на данной территории народностей в органах исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Эти дополнения верифицируются положениями ст. 1 Конституции РФ (Россия - демократическое государство) и ст. 19, где зафиксировано равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальностей и т.д.
9. Ключевыми сферами, содействующими успеху в деле укрепления российской идентичности, являются наука, образование, искусство и культура.
Формирование ценностных параметров национально-культурной идентичности должно быть заложено в разработке духовных ориентиров государственной культурной политики России. Речь идет о формировании таких стратегических целей развития социальности и культуры, которые бы содержательно определяли цели и задачи развития модернизирующегося российского общества на основе традиционной русской культуры, которая является главным ресурсом модернизации, а отнюдь не ее препятствием или тормозом.
Цели культурной политики сегодня - формирование национально-государственной идеологии и тех приоритетов развития культуры, которые создавали бы «позитивный образ» России как великой державы. Соответственно, необходима концепция культурной политики, где основополагающими ориентирами становятся: духовно-нравственный «культуроцентризм» как парадигма социализации и инкультурации; духовно-нравственное воспитание российской молодежи; разработка программ и программных технологий с позиций духовно-нравственного культуроцентризма.
В качестве эффективных функциональных механизмов формирования общероссийской культурной идентичности следует использовать актуализацию культурной памяти народа, апеллирующей к опыту совместной истории народов России, закрепление, артикуляцию и репрезентацию в культурных текстах конвенциональных национальных символов, позволяющих сформировать целостный позитивный образ российского народа через знание о собственной истории;
Необходимо сохранение и развитие национальной системы образования. Система высшего образования выступает наиболее эффективной площадкой формирования национально окрашенной гуманитарной рефлексии и источником ее распространения в культуре нации; носителем самобытных национальных традиций; воплощением совокупного социального опыта, культурно-исторической памяти, национального характера и ментальных особенностей народа.
В национальной системе образования необходимо сбалансировать образование с воспитанием человека с твердой гражданской позицией; с гармоничной, созидательной ролью в семье и коллективе.
Необходимо использовать достижения русской художественной культуры как ресурс сохранения и формирования национально-культурной идентичности народа России.
Необходимым условием укрепления национальной идентичности является изучение в системе российского образования Отечественной истории и истории Русской Церкви, роли России в мировых событиях, деятельности наиболее выдающихся исторических личностей, в том числе признанных во всем мире русских писателей, поэтов, композиторов, художников, других деятелей в области культуры и искусства; полководцев, героев; русских святых и подвижников благочестия.
Примечания
В обзоре использованы тезисы, доклады и материалы следующих лиц, принимавших участие в подготовке и проведении конференции: Аксючиц В., философ, публицист; Гельвановский М.И., заведующий кафедрой мировой экономики экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ,директор Национального института развития Отделения общественных наук РАН,заведующий сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН, академик РАЕН, д.экон.н., профессор; Громов М.Н., заведующий сектором Истории русской философии ИФ РАН, зав. кафедрой славяноведения ГАСК, д.филос.н., профессор; Каменец А.В., профессор кафедры культуры и дизайна Российского государственного социального университета, доктор культурологии;Кириченко О.В., ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН, д.ист.н.;Колин К.К., сопредседатель Программного комитета конференции, генеральный директор Аналитического Центра Стратегических Исследований (АЦСИ «Сокол»), заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН, д.тех.н., профессор; Кузнечевский В.Д., советник директора Российского института стратегических исследований, д.ист.н., профессор; Малыгина И.В.,заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств, д.филос.н., профессор; Расторгуев В.Н., член Программного комитета конференции, заместитель председателя Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, профессор кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАЕН, д.филос.н. и др.
Сказанное выше не исчерпывает всех высказанных на конференции мнений по различным аспектам национально-культурной идентичности в современной России. Желающие смогут ознакомиться с позицией участников конференции по уже опубликованным тезисам[12], а в будущем и полных текстов докладов.
Заключение
Международная обстановка вокруг России день ото дня обостряется, в воздухе явственно пахнет очередной «цветной революцией», управляемым хаосом и даже вполне «горячей» войной. В такой ситуации постмодернистские игры в «многонациональный российский народ» подходят к концу, ибо на кону судьба России: быть ей или не быть, сохранится она как суверенное государство со своей историей, культурой, верой, языком или так называемые «партнеры» из США ради своей будущей схватки за мировое лидерство с Китаем разорвут нашу страну на кровоточащие клочки, как они уже сделали это с Югославией, Ираком, Ливией, Украиной... Обстоятельства понуждают спешить, потому что мы как всегда не готовы к войне (кто же будет нападать на хорошо подготовленного противника!).
Приведенные в начале этой статьи слова В.В. Путина из Послания Президента Федеральному собранию о «тысячелетнем пути нашего Отечества», о «монолитной русской нации», об определяющей роли Православия в создании русского государства обнадеживают, что высшее политическое руководство страны (как некогда и советское в годы Великой войны 1941-1945), наконец, «вспомнит» и обратит свой взор на позабытый им русский народ, на его беды и чаяния, и вернет ему его неотъемлемые права на свою родину, на её поля, леса, реки и недра; повернется лицом к народу, достоинства и права которого уже почти сто лет игнорируются властью (вначале советской, а потом и «демократической»), и который давно уже ждет, когда же наконец его родная страна вновь станет его собственным, русским государством, которое именно он - русский народ - основал, строил и защищал те самые тысячу лет и от которого он отлучен уже целый век (с далекого 1917 года).
Президент не побоялся произнести эти важные слова:»русская нация» (как Сталин в 1941: «Братья и сестры!»). Но последуют ли за ними реальные дела, которые покажут, что властная элита страны действительно хочет опереться на реально живущий на своей русской земле русский народ, а не на его постмодернистский симулякр под названием (абсурдным по смыслу и до оскомины всем опротивевшем) «многонациональный российский...». Это покажет время, ибо дерево познается по плодам, а намерения по делам!
Православные граждане нашей страны, конечно, заметили, что Послание Президента было оглашено в день, когда Православная Церковь празднует свой двунадесятый праздник -»Введение Богородицы во храм», смысл которого (согласно богослужебным текстам)-таинственное предобручениеДевы Богу и Отцу, с тем чтобы в свое время состоялся их брак - соединение в Духе Святом, от которогои родился миру его Спаситель.
Очень хотелось бы верить, что и в политическом смысле 4 декабря состоялось «предобручение»власти с русским народом. Тогда, по прошествии должного времени, можно ожидать, что при духовном посредстве Русской Православной Церкви произойдет давно желаемое единение элиты и народа в монолитную нацию, которая спасет Россию от грядущих бед.
Я считаю, что нельзя строить культурную политику на столь категорическом и весьма спорном утверждении, тем более учитывая, что вокруг "европейского вопроса" сломано уже немало копий. И поэтому я полностью согласен с теми, кто настоял на исключении этого пункта из "Основ культурной политики".
И к тезису "Россия - не Европа" отношусь отрицательно. Не буду рассуждать о всей сложности этого вопроса, скажу только, что нельзя строить культурную политику на отрицании.
Что же касается предлагаемого автором возрождения "симфонии церкви, государства и общества" - отношусь к этому настороженно, потому что, на мой взгляд, в современных российских условиях на практике это обернется еще большим закручиванием гаек (которое уже и так почти доходит до абсурда) и, не исключено, огосударствлением церкви. Считаю так, потому что сам автор в качестве положительного примера приводит Белгородскую область, где запретили отмечать День всех влюбленных (я бы понял, если бы речь шла только о каких-нибудь дискотеках, но под раздачу попали и безобидные валентинки), а четыре года назад чуть было не запретили хэви-метал. Я лично считаю, что в таких методах больше вреда, чем пользы.
Простите.