Христианин?

    

Россия наша, как кажется, православная. Большинство населения крещеное. И почти все крещеные с твердостью и несомненностью утверждают: «Я христианин/христианка!» Но давайте попытаемся разобраться, какой основной признак должен отличать христианина от прочих людей, помимо факта крещения.

Обратимся к Священному Писанию. Встречается ли это слово в Библии? Да, в 11-й главе Апостольских деяний говорится о том, что апостолы Варнава и Павел целый год проповедовали в Антиохии, «и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами».

Христианами стали называться ученики.

Слово “христианин” как бы уточняет слово “ученик”

Кроме этого случая слово «христианин» встречается в Новом Завете еще два раза. А вот слово «ученик» – сотни. Слово «христианин» как бы уточняет слово «ученик», объясняет, что мы – ученики именно Христовы.

Значит, основной признак христианина – ученичество у Христа Спасителя.

Христу понадобилось три года очень близкого, непосредственного общения с апостолами, прежде чем наступил момент, когда Он сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15).

Апостол Павел, смеем думать, также три года учился у Христа. А именно: после своего обращения на пути в Дамаск, он отправляется в пустынную Аравию, где проводит уединенную молитвенную жизнь и получает некий мистический опыт, о котором впоследствии напишет так: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1: 11–12).

Кстати, и минимальный курс духовного образования – духовное училище – длится также три года.

Конечно, три года – это только задаток, начало. Апостол Иоанн Богослов, составляя Евангелие позже прочих апостолов, на закате своей долгой жизни, не переставал считать/ся учеником: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (Ин. 21: 24). Ученик Христов – ученик до смерти. Смерть – выпускной.

Но одно дело поступить в учебное заведение, а другое – закончить его с успехом. Некоторые бывают отчислены, некоторые бросают сами.

Вылетает тот, кто восстает на Учителя, прекословит – не от большого ума, а от большой гордости, вносит раздор среди прочих учеников. Это еретик, и это анафема. Такое бывает. Впрочем, не часто.

Чаще же из учеников Христовых уходят добровольно. Учиться, мол, надоело, лень, да и другие интересы появились. Такой человек да не мнит себя христианином. Можно бросить институт, прихватив студенческий билет. Можно по этому билету даже ездить в электричках со скидкой. Однако это уже не больше, чем мелкое жульничество. Схожим образом ведет себя тот, кто перестал учиться у Христа. Не христианин он уже, по сути, хотя и крещен, хотя и в храм иногда заглядывает и свечи по подсвечникам расставляет.

Учиться необходимо многому: вере, любви, молитве, честности, терпению, воздержанию, состраданию, кротости, скромности и т.д. Мы, в конце концов, учимся умирать так, чтобы воскреснуть в жизнь вечную.

Как же оставаться прилежными учениками Христа всю жизнь? «Бодрствуйте!» – говорит нам Учитель.

Как же оставаться прилежными, хорошими учениками всю жизнь?

Поскольку мы – ученики Христовы, к Нему и обратимся. А Учитель говорит нам: «Бодрствуйте!» Совсем как школьный преподаватель внушает раззевавшимся ребятам: «Не спите!»

Вновь и вновь звучит это отрезвляющее «Бодрствуйте!» в разных местах Нового Завета. Соответствующее греческое слово означает не только «не спать», но и «быть бдительным, настороже, на страже».

Будем же бодрствовать и телом, и духом.

Будем настороже, внимательны. Будем переспрашивать, опрашивать себя вновь и вновь, как делают это старательные студенты перед экзаменом. Они сами себя экзаменуют, чтобы обнаружить пробелы и недостатки в знаниях. Не об этом ли говорит нам апостол Павел: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11: 31)? Итак, не позволяем ли мы своему телу слишком много вкушать? Не потакаем ли его прихотям, похотям? Не слишком ли долго нежим поутру в постели? Не слишком ли себя жалеем и оправдываем? И т.д.

Будем трезвиться, бодрствовать и духом. Проэкзаменуем себя. Не поддаемся ли мы греховным помыслам? Или, возможно, мы и не заметили, как выстроили у себя в голове целую греховную стратегию. Не унываем ли? Может, охладели, очерствели? Не впали ли в бесстыдство или, напротив, не поддались ли ложному стыду? Стоим ли в вере? Не обленились ли духовно?

В связи с этим не лишним будет перечитать ободряющее стихотворение Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Да, и трудиться, и учиться душа обязана и день и ночь. Пусть религиозные убеждения поэта находятся под большим вопросом, нам, христианам, этот стих очень подходит. Это наш стих. Ведь как писал еще во II веке мученик Иустин Философ: «Всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам».

Царство Божие открыто не для лежебок, а для употребляющих усилия (см.: Мф. 11: 12). А работа спорится, когда работает коллектив, когда мы вместе, сообща стараемся, когда поддерживаем и подкрепляем друг друга, утешаем и вдохновляем, носим друг друга тяготы (см.: Гал. 6: 2). А это уже Церковь.

И у ног Учителя мы сидим не каждый по одиночке, а все вместе. Это тоже Церковь.

Будем же оставаться Церковью, учениками, христианами! Всем хороших оценок!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
У Бога нет внуков У Бога нет внуков
Диак. Павел Сержантов
У Бога нет внуков У Бога нет внуков
Диакон Павел Сержантов
Нельзя быть православным человеком только потому, что ты родился в православной семье: нельзя быть только ребенком чад Божиих.
Быть христианином Быть христианином
Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский
Быть христианином Быть христианином
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником – должно быть милосердным; мало не любить ложь – должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем – но и помыслов нечистых не допускать.
«Я верю».
Как понимает христианин эти слова?
«Я верю».
Как понимает христианин эти слова?

Сергей Худиев
«Если бы сегодня вечером к моему возвращению домой мать приготовила мне вареный рис, а я, проголодавшись, вместо того чтобы наброситься на еду, внезапно остановился и стал бы смотреть на блюдо, то она озабоченно спросила бы: «Но… что с тобой? Тебе плохо?» А если бы я ответил: «Нет. Но я хотел бы исследовать это блюдо, чтобы быть уверенным, что там нет цианистого калия», — моя мать сказала бы: «Ну и шутник же ты!»
Комментарии
Ростислау14 октября 2016, 20:04
Спасибо за статью. Век живи- век учись- и к христианству подходит.
Анастасия 1 февраля 2015, 16:56
Спасибо, батюшка! У меня только 2 года как пошла "учеба"
Галина23 декабря 2014, 15:40
...моё любимое стихотворение. легко сказать, да сложно сделать: самое сложное- бороться со своими страстями. Никто не учит этому, к сожалению. Этому сложно научить. Ещё сложнее- справиться самому. И- не возгордиться(!) Без воли самого человека и помощи Божией- это вообще невозможно)не будем себе льстить.Но давайте хотя бы постараемся...начнем бороться с ними... своими страстями)А эдаким "кнутом и пряником" пусть будут вот такие вот статьи...) Спасибо.
Петро12 декабря 2014, 01:52
дякую автору за гарні слова!
Наталья Богоявленская 9 декабря 2014, 21:16
Уважаемая Мария,
если вы откроете какой-нибудь текст из "чтения дня" либо из житий святых, то в левом верхнем углу под календарём увидите интерактивное меню, в котором четвёртым пунктом значится "Св. Писание". Там вы найдёте и Ветхий, и Новый Завет полностью.
Храни вас Бог.
Мария 9 декабря 2014, 16:36
Скажите, а почему на сайте нет ни Библии, ни Евангелия? кстати не только у Вас - на сайте Московской патриархии - тоже самое. Почему такая проблема с доступом к первоисточнику Веры и Христианства?
р.б. Фотиния 8 декабря 2014, 11:46
Ох, до чего же хорошие и правильные слова! Постараться бы каждый день их помнить и применять. Спаси Господи, батюшка, за вразумления.
Дари радость 8 декабря 2014, 11:29
Стартовала акция "Дари радость на Рождество". Давайте все поучаствуем в меру сил и возможностей и пополним свои депозиты добрых дел.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×