Во вторник Патриарх Кирилл открывал на ВДНХ 1-й международный съезд православной молодежи. Из всех федеральных округов, стран ближнего и дальнего зарубежья в Москву приехали 10 тысяч юношей и девушек - лидеры молодежных движений, социологи и молодые богословы.
Патриарх говорил о вещах актуальных, но неожиданных: планшетах и сотовых телефонах, разводах и гражданском браке, православном дресс-коде и relax and enjoy.
Не уходи
Патриарх предупредил, что Церкви нужны не доклады, а реакция молодежи в отношении того, что происходит в жизни Церкви: "Что вызывает удовлетворение, вопросы, недоумение и даже неприятие".
Например, очень острая тема: Церковь не приемлет гражданские браки или сожительство. Почему? А давайте вместе поразмыслим - предложил Патриарх Кирилл.
Молодые люди часто меняют партнеров. Но главное и основное: в основе брака лежит любовь. Если нет любви - нет брака. Почему же люди вступают в эти отношения до брака и часто несколько раз?
Ответ обычно такой: лучше жить с одной или с одним, чем болтаться. Другой ответ: ну, надо же все-таки как-то изучить человека.
Патриарх рассказал, что ему нередко приходится слышать трагические рассказы о том, как страдает один из партнеров, когда вдруг его бросает другой. При этом предстоятель откровенно предупредил, что ему не нравится слова "бросает" - плохое слово, но употребляет он его потому, что оно всем понятно: "Но ведь неслучайно бросает, потому что сам характер отношений без всяких обязательств и предполагает смену". Это, по оценке предстоятеля, можно сравнить с тем, как многие считают, что очень хорошо как можно чаще стирать свою одежду. Но можно так ее застирать в конце концов, что она потеряет всякий вид. А нравственное состояние человека - очень хрупкое. И его разрушение смертельно опасно для личности: "У нас ужасная статистика разводов. Но никто не ведет статистики распада гражданских браков. А если посчитать, соединить статистику? Все общество в состоянии развода!"
Предстоятель напомнил, что что христианство - не безрадостная и не скорбящая религия. И уж тем более это не система табу, которая зажимает человека и мешает ему жить. Напротив, оно дает огромную энергию, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами и открывает грандиозную перспективу. И православный образ жизни вовсе не означает, что для него нужно надевать костюмы XIX и ХХ века: "Не нужно принимать никаких дресс-кодов, потому что дресс-код - это форма. Но наш внешний вид, то, как мы обустраиваем жилище, то, чем мы интересуемся, куда мы устремляемся, как мы воспитываем детей, насколько, будучи современными людьми - все это определяет наш образ жизни".
Патриарх признался, что не сказал бы этих слов еще пять или десять, тем более двадцать лет тому назад: "А теперь, взирая на вас, я понимаю, что у вас есть потенциал создать этот новый образ жизни".
Видимо, делая поправку на возраст аудитории, глава РПЦ заметил, что пока многим трудно это понять: "Но по крайней мере задумайтесь. Мы все поймем, когда перед нами откроются врата вечности".
Relax and enjoy
"Сейчас все понимают по-английски, и я по-английски скажу, потому что оно стало уже своего рода международным сленгом. Есть такое понятие: relax and enjoy, - отметил глава РПЦ. - То есть отдыхай и получай удовольствие. По-русски это иногда иначе звучит: "не напрягайся", "смотри проще на вещи" или "что, тебе больше всех надо?".
По его словам, для достижения этого состояния расслабленности употребляются огромные усилия, ведь для этого же нужны деньги. И когда деньги появляются, на что их тратить? На достижение самых главных для человека целей. Если его главная цель - комфорт, он и будет тратить на это деньги.
Но такая жизнь входит в невероятное противоречие с христианским посланием: кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин. Предстоятель посоветовал: отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy - путь к совершенству. Это - путь к деградации. И не к одной лишь деградации личности - а всей человеческой цивилизации.
Патриарх уверен, что у народа есть право сопротивляться тому, что навязывают ему с целью разрушить его духовную сущность, подорвать ценности, которые для него дороги.
"У нас есть право на мирные протесты. Не нужно только экстремизмом заниматься и какие-то экстремистские использовать средства, потому что это выходит за рамки христианской морали. Но протест в рамках закона, мобилизация общественного мнения, разъяснительная работа - это то, что требуется сегодня. Если таким образом мы не будем себя защищать, поздно будет за голову хвататься, когда произойдут очень плохие события в нашей стране и в нашем народе",- сказал Патриарх.
Он убежден, что отстаивать свою идентичность и сохранять те ценности, "благодаря которым народ сохранился на протяжении тысячи лет, - это наш долг".
"И я очень рад, что сегодня все больше и больше людей понимают, что за нашу веру и за наши ценности нужно бороться, - естественно, мирным способом", - подчеркнул Патриарх Кирилл.
Он напомнил о том, как верующие поднялись на защиту своих святынь в ответ на "панк-молебен" девушек из Pussy Riot в храме Христа Спасителя: "Пришли какие-то особы в храм Христа Спасителя и стали бесноваться на амвоне. Наверное, никто бы не узнал их имен, если бы эти особы, которых выдворили из храма, даже не вызывая милицию, не выложили все это в Интернете, не снабдили это текстом, которого они не произносили в храме, и не устроили из этого показательную порку православным людям".
С молитвой и планшетом
Много изменилось после появления мобильной связи и Интернета, отметил Патриарх, назвав новые технологии "очень полезными изобретениями".
"Люди используют эти очень полезные изобретения, и мы видим, как ускоряется научно-технический прогресс, как развивается образование, как действительно расширяется горизонт у людей, потому что информация стала общедоступной".
Но и у полезных вещей есть опасные стороны. Прежде всего из-за того, что погружение в информационный и в виртуальный мир приводит к дефициту реального человеческого общения. Запросто можно представить такую картину: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшеты, никто ни с кем не общается. Если задают вопрос, человек отмахивается.
Что же происходит, если мы виртуальным общением подменяем реальное общение? Патриарх предостерегает: "Мы вычеркиваем из своей жизни невероятно важный аспект - личный опыт общения с живым человеком. Иногда говорят, что существует некое поле человека. Заглянув в глаза человека, видишь светлый, мирный взгляд, чистую душу, а иногда - бесовский огонь. Но разве эту чистую душу почувствуешь в Интернете, даже если там твой собеседник очень красиво рассуждает о чистоте души? А разве дьявольский огонь увидишь, если перед тобой только фотографии или текст?"
Впрочем, предстоятель особо отметил, что не призывает никого полностью оставить социальные сети. Но настоятельно посоветовал: нельзя погружаться в них так, чтобы соцсети закрывали возможности видеть мир.
Короткой строкой
РПЦ будет привлекать для волонтерской и добровольческой работы молодежь. Как отметил Патриарх: "Я очень люблю совершать богослужение, когда меня окружают добровольцы. Я их называю своей гвардией".
Церковь вводит приходских консультантов. Если в храм приходит нецерковный человек, то рядом со свечным ящиком его встретит волонтер-консультант. Его задача - ответить на любой вопрос, обменяться телефонами, пригласить на приходское собрание.
При учебных заведениях РПЦ откроют курсы полубакалавриата для обучения христианской миссии и социальной работе.