9 лекция «Откровение Бога о Самом Себе» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, кандидатом богословия, доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии. После лекции отец Вадим ответил на вопросы собравшихся.
Лекция
протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1ч
11 мин.)
Ответы на вопросы
(продолжительность: 54
мин.)
Действие происходит в двух планах: небесном и земном. Без 7-го стиха разрушается сама структура мысли и ритмика языка: слово 8-го стиха «и на земле» оказывается лишним, остается только одна половина двустишья. Этот стих содержится не только в Библии, которой пользуются православные, но также принадлежащим к другим конфессиям, отколовшимся от Вселенской Церкви. Если бы это была вставка позднего времени, то такой факт был бы невозможным."
А ведь никогда не думала, что меня может заинтересовать такой предмет как догматическое богословие)
за тот свет который несете нам грешным и за терпение и труд Бог вам в помощь.
Максиму:
Имеет место взаимопроникновение (перихореза) Отца и Сына, поэтому «Животворящий Дух» относится и к Первому, и ко Второму Лицу Троицы. Даниил очень понятно объяснил: Троица - единая и неделимая.
Очень доступно, а главное своевременно.
При этом мы должны говорить и о том, что Святой Дух - это Дух Сына, но не в том смысле, что Он от Него исходит. Так как Святая Троица - единая и неделимая, является Единым Истинным Богом, то Лица Святой Троицы неотделимы друг от друга. Именно поэтому Святой Дух - Дух Сына и Отца. Если бы мы сказали, что Святой Дух - Дух Отца, но не Сына, то мы бы разделили Святую Троицу, что было бы большой ересью.
Таким образом, Святой Дух почивает на Сыне (Ис. 61, 1; Лк. 4, 18), посылается через Него (Ср.: Ин. 15, 26), но исходит только от Отца.
Объясняя выражение "Дух Сына", можно привести такой пример (я видел его у кого-то из Отцов, но, к сожалению, не вспомню, у какого именно). Когда мы берём воду из ручья, мы говорим, что это вода ручья. При этом каждый понимает, что вода не происходит от ручья, но от источника этого ручья. Так и Святой Дух - Дух Сына и Дух Отца, но происходит только от Отца.
Есть у меня вопрос, касающийся темы данной на этой лекции, возможно, кто-то из знающих сможет ответить.
В некоторых молитвах, преимущественно обращенных ко Спасителю, к Духу Святому обращаются как к исходящему(?) от Отца И Сына. Для примера привожу часть молитвы по 11 кафизме:
... Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим ТВОИМ Духом. ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Не сказано Его Духом, но сказано Твоим. Это место вызывает некоторое смущение. Исправьте, пожалуйста, помысл.
Спаси Господи!