Корни смуты – нравственные
Мы существуем как единый народ только благодаря тому, что в то время нашлись люди веры и люди долга, которые отстояли независимость и самостоятельность государства. Они достойны нашей благодарной памяти.
В этот день мы вспоминаем не столько победу над внешними врагами, не столько изгнание из пределов нашего Отечества интервентов, сколько преодоление Смуты – кровавой междоусобицы и братоубийства. Важны ли для нас сегодня «преданья старины глубокой»? Имеют ли отношение к нашей нынешней жизни трагические события того времени?
Убежден: уроки тех лет важны и сейчас – и будут важны всегда, потому что это была не последняя смута в истории Руси. Нужно понять, в чем причины смуты и как она была одолена. Это не вопрос академического интереса, не предмет кабинетных изысканий ученого – это вопрос безопасного настоящего и будущего нашего общества, и этот вопрос касается без исключения каждого из нас.
Смута – это пример социальной болезни, когда пораженными оказываются не тела, а души людей. И нам важно понять, как она возникает и как она была побеждена. Можно искать политические или экономические причины – и, наверное, их возможно найти.
Но подлинные корни этой беды – прежде всего нравственные. То, что можно было бы назвать ослаблением социальной ткани, уз общности и доверия, которые связывают людей в один народ. Это то, что, выражаясь языком социологии, называется атомизацией общества, когда распадаются традиционные социальные связи, когда каждый живет своей жизнью, обособленно и ставит личные интересы выше интересов всего социума и государства, когда индивидуальное побеждает общественное.
Многие из тех, кто обладал, как бы сказали в наше время, властным ресурсом, употребляли его на то, чтобы реализовать свои желания и амбиции в ущерб стране и людям. Многие искали, к кому переметнуться, пренебрегая своими обязательствами, у какой из противоборствующих сторон можно было бы приобрести большую для себя выгоду. И как всегда бывает в таких случаях, явились люди, использующие общую беду для личного возвышения и обогащения. Разбойные банды наводнили страну, грабя, издеваясь и убивая соотечественников.
Сделать нравственный выбор
Как же страна была спасена? Спасена она была усилием воли народа, движением, возникшим в глубине народной жизни. Но откуда появилось само это движение, что побудило людей забыть о своих личных интересах и объединиться ради спасения Родины? Верность Отечеству и искренняя вера, которая дала им сознание общности и долга, понимание того, что без общенациональной солидарности общество обречено на распад и уничтожение.
Итак, общество и государство погибает, когда люди начинают искать личных или сословных выгод в ущерб общему благу, и спасается, когда находится достаточно людей, готовых на труды и жертвы ради страны.
Но как не допустить ничего подобного в будущем? Здоровье социального организма не рушится в один день – и не в один день созидается. Я убежден: все люди – и представители власти, и рядовые граждане – ответственны за то, чтобы созидать и поддерживать те отношения доверия и солидарности, которые должны существовать в обществе.
«Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2: 4), – говорит апостол Павел. Готовность послужить ближнему и обществу в целом – это не просто нравственный императив, это необходимое условие выживания социума. Да, может быть, проще сказать: я буду заботиться о своих интересах, ну, может быть, об интересах своей семьи, а до остального мне и дела нет. Но именно такой подход и привел к Смуте.
Нужно сделать нравственный выбор: повернуться от себя к ближним, набраться мужества служить другим сейчас, жертвуя чем-то. И тогда не наступит смута, во время которой придется жертвовать всем.
Из послания по случаю Дня народного единства
Цель санкций – посеять смуту в сознании
Человек особенно напряженно начинает думать о своем благополучии, когда возникают экономические трудности. Понять можно: нет денег, работы, цены растут, еще какие-то проблемы. И человек концентрирует внимание только на своем: ведь семью-то нужно и кормить, и одевать, и обувать. И в моменты экономических трудностей огромное количество людей теряет масштаб видения жизни, который совпадает с масштабом страны. Вот почему для того, чтобы посеять смуту в сознании, нужно ухудшить экономическую ситуацию.
Мы сегодня сталкиваемся с проблемой иностранных санкций. Они на что направлены? В первую очередь, на то, чтобы люди перестали думать об общенациональном, чтобы каждый подумал о себе. Курс растет, цены могут подняться. О какой стране, о каком народе, о каких глобальных вопросах? – О себе думать нужно. На возбуждение такого рода настроений и рассчитаны санкции и любое другое давление на Отечество наше с целью ухудшить экономическое положение и уровень жизни.
Не терять из вида наше общее благо
Для того чтобы никогда не было смуты в умах, мы никогда не должны терять из вида наше общее благо. И ведь были эпохи в истории нашей, когда властям удавалось мобилизовать народ на защиту общих интересов в тот момент, когда личный фактор полностью разрушался бедностью, неустройством, болезнями или, еще хуже, внешней агрессией. И величайшим примером способности народа к мобилизации являются войны – и первая Отечественная война, и Великая Отечественная война, когда люди теряли все.
<…>
Наш народ умеет не терять из виду общие цели и общие задачи, когда нам тяжело. И потому незначительное понижение уровня нашей жизни не может быть причиной разрушения национального самосознания. Вот об этом мы все сегодня должны молиться и думать, и самих себя подвергать внутреннему экзамену и спрашивать: где мое сердце, не потерял ли я из виду самое главное?
Самое страшное для России – смута в сознании и в сердцах
Празднование Казанской иконе Божией Матери, связанное с победой ополчения Минина и Пожарского, возвращает нас к удивительному героизму нашего народа, проявившемуся в подвиге самоорганизации людей без всякой команды сверху. Разве тем ополченцам, которые в это холодное промозглое время в ноябре месяце бросились на штурм Китай-города, а затем и Кремля, – разве им нечего было терять? Разве у них дома не было детей и жен? Разве они не рисковали всем, что имели? Это был величайший пример самоорганизации, героизма, пробуждения национального самосознания, которое есть самое лучшее лекарство от смуты. А если у человека и у народа есть эта прививка от смуты, если ни при каких обстоятельствах люди не теряют масштаб измерения жизни, совпадающий с масштабом страны и народа, то никаких смутных времен не будет.
России никогда не был страшен враг внешний – мы всегда его побеждали, даже тогда, когда были намного слабее. Самое страшное для России – смута в сознании и в сердцах. И потому, вспоминая дивные примеры прошлого, того, как наши предки умели преодолевать – а совершалось это неоднократно – помрачение своего ума и как могли они мобилизовать силы свои для отпора всякой опасности, верим, что и нынешнее поколение благополучных россиян не должно уступить по силе духа своим прадедам.
Из слова по окончании Литургии
в Успенском соборе Московского Кремля
4 ноября 2014 года,
в праздник Казанской иконы Божией Матери
Преодоление розни мира сего
Если в двух словах охарактеризовать деятельность Рюриковичей, то она была направлена на преодоление розни мира сего, братской вражды, междоусобицы. Завет же преподобного Сергия звучал так: «Воззрением на образ Святой Троицы побеждать страх ненавистной розни мира сего». И мы знаем, что он, как никто другой, сплотил народы Руси и подвиг их на свершение великого подвига – на Куликовское сражение. И неизвестно, что было бы с Отечеством нашим, если бы не было этого духовного подвига преподобного Сергия.
Вот так сплетаются судьбы, исторические линии правителей Руси, народа нашего и Церкви Русской, а также, несомненно, и всех традиционных религий России, которые всегда присутствовали в жизни нашего Отечества, которые не были ниоткуда импортированы и существовали вместе со своими многочисленными последователями на земле Святой Руси.
Сегодня наша молитва о том, чтобы преодолевалась ненавистная рознь мира сего, чтобы сохранялось духовное единство Святой Руси, чтобы процветали народы, образовавшие эту Святую Русь, а сегодня живущие в независимых государствах, чтобы мир, благоденствие и братство существовали на просторах исторической Руси.
Из слова на церемонии открытия
XIII церковно-общественной выставки-форума
«Православная Русь – к Дню народного
единства.
Моя история. Рюриковичи»,
Москва, 4 ноября 2014 года
Аминь!
Это о нашей многострадальной Украине!