Как умножить тысячу на два

    

У Владимира Соловьева есть любопытное определение справедливости. Он считал, что справедливость есть низшая ступень нравственности. В принципе мысль понятная: есть низшие ступени, есть высшие. Одно является необходимым фундаментом для другого. И если ты на бегу перепрыгиваешь через нижнюю ступеньку, то с большой степенью вероятности можешь подвернуть ногу на следующей. Например, если какой-нибудь сердобольный предприниматель занимается благотворительностью и другими делами милосердия, но при этом не выплачивает своим работникам зарплату вовремя и в полном объеме, то вряд ли можно считать, что он перешел на высшую ступень нравственности. Справедливость – это необходимый минимум нравственного отношения к жизни для любого человека вообще, а уж тем паче для христианина. Тот же Соловьев, поясняя свои слова, писал: «Для какой-нибудь низшей языческой религии требование справедливости   есть максимальное, и потому обязательность его может казаться сомнительной; но для христианства это есть требование минимальное, т.е. безусловно обязательное».

Вроде бы понятно. И всё же для меня сквозила в этой формулировке некая недосказанность. Видимо не хватало какого-то убедительного примера из жизни, чтобы до конца её осознать. Наконец Господь послал мне этот недостающий пазл.

Пригласили меня как-то в молодежный дискуссионный клуб. Тема обсуждения была актуальная на все времена – зависть. Хотя, казалось бы, ну о чем дискутировать-то? Каждый ведь знает, что зависть – это плохо, что она, по определению святителя Василия Великого – есть печаль о благополучии ближнего, и потому является больным движением человеческой души. Аминь, вопрос закрыт. Но не тут-то было. Молодые, хорошо образованные, умные и добрые ребята вдруг, к моему изумлению, стали наперебой говорить про некие разумные (как им представлялось) основания для зависти. Сводилась эта аргументация в сухом остатке примерно к следующему тезису:

«Если человек обладает некими благами, которые он получил заслуженно, это еще можно простить. Но если он эти же блага получил каким-то обходным путем, то снисхождения не заслуживает, и печалиться о его благополучии можно с полным на то основанием».

Сначала эта мысль показалась мне совсем дикой. Но тут я неожиданно вспомнил, как лет двадцать назад в начале девяностых и сам рассуждал в общем-то так же.

Я работал тогда на стройке, и однажды, с получки решил купить в подарок жене и тёще по шоколадке. Подошел к ларьку, который держал мой одноклассник, поздоровался, и попросил два сникерса (тогда они еще только-только появились на российских прилавках). Стоил такой батончик в те веселые времена тысячу рублей. И вот, на моих глазах, этот мой бывший одноклассник берет… калькулятор! Деловито тычет пальцем в кнопки, умножая тысячу на два. И, получив искомый результат, спокойным голосом говорит – Саш, с тебя две тысячи. Я смотрел на это удивительное действо, испытывая примерно ту же гамму чувств, о которой говорили ребята из дискуссионного клуба. То есть, я в принципе готов был бы простить однокласснику его маленькое коммерческое благополучие. Но лишь в том случае, если бы он был умнее меня, закончил бы какой-нибудь престижный ВУЗ и в силу этого стал зарабатывать больше меня. Но этот-то, этот… Он ведь еще в школе кое-как перебивался с двойки на тройку, списывал у меня домашние работы, а на диктантах из года в год упорно писал загадочное «ештё» вместо «ещё». И вот теперь – нате вам: он мне шоколадки продает… Несправедливо! Все должно быть совсем наоборот! Куда катится этот мир!

Ух, и разозлился же я тогда — жуть… Прямо как настоящий пролетарий, которому, как известно, нечего терять, кроме своих цепей.

А сейчас вспомнил это свое кипение разума, возмущенного тысячей, помноженной на два с помощью калькулятора. И окончательно понял, почему Соловьев называл справедливость – низшей ступенью нравственности. Как ни крути, а прощать другому человеку лишь справедливо нажитое благополучие – не очень высоко. Хотя, конечно же, это лучше, чем вообще не прощать ближнему никакого благополучия. Но все же бесконечно далеко от того идеала нравственности, к которому все мы призваны через насквозь несправедливые слова распятого Христа: — Прости им, Боже, не ведают, что творят.

Александр Ткаченко

Источник: Фома.Ru

7 ноября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Цена всем волнениям Цена всем волнениям
Рассказ
Свящ. Алексий Лисняк
Цена всем волнениям Цена всем волнениям
Рассказ
Священник Алексий Лисняк
Пятничным вечером друзья выбрались порыбачить. «Москвич» затормозил, рыбаки вытряхнулись из него и потянулись: – Лепота…
Кого убивает зависть? Кого убивает зависть?
Письмо 21
Мария Городова
«Трагедия, случившаяся с моей красавицей сестрой, потрясла весь наш городок. Прошло два года, но моя боль не утихает, наверное, потому, что до сих пор остается загадкой, что же именно произошло в тот роковой вечер. Формально виноватых в гибели Светланы нет, это “несчастный случай”, но я убеждена, что ее убила зависть».
Беседа о зависти. Часть 3. Путь исцеления Беседа о зависти. Часть 3. Путь исцеления
Протоиерей Валериан Кречетов
Святитель Феофан как раз и говорит: «Надо спешить возбудить добрые чувства особенно к тому, кому завидуешь, и обнаружить его делом. Тотчас зависть стихнет». Нужно порадоваться тому, что у человека что-то есть. А если ты не радуешься – значит, в тебе еще сидит зависть. Когда у твоего друга все благополучно, а ты, вместо радости за него, испытываешь холодное, скептическое настроение, надо об этом задуматься.
Комментарии
Олег 5 марта 2015, 18:48
А котик тут причём?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×