Скорбеть и воздыхать

    

Велико ли дело – сидеть на месте, «скорбеть и воздыхать»? Нет, по видимости. Чего тут великого? Но иногда возможность чего-либо великого отнимается от людей решительно. Ни одного великого дела, никаких священных порывов. Одна лишь слабость и немощь, как при оккупации или во дни одинокой старости. Остается только нечто смиренное и неяркое, как вот это – «скорбеть и воздыхать». Но именно это и является фактором спасения.

В 9-й главе пророчества Иезекииля изображается истребление Иерусалима. Перед этим Господь показал пророку в видении грехи жителей города, и вот они весьма велики. Мерзость за мерзостью Бог открывал пророку тайную изнанку жизни, говоря: «Стану действовать с яростью; не пожалеет око мое, и не помилую» (Иез. 8: 18). Это страшные слова, противоречащие нашей подкожной уверенности в том, что Бог всегда нас примет, лишь только позови. Страшные слова, поскольку бывают времена, когда и молитва не спасает начавшего вопить грешника. «Хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их» (Иез. 8: 18).

Представляете, люди грешат, традиционно разворачиваются спиной к святыням и делают вид, что Бога нет. Прямо как Павел говорит: «Дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4: 19). А мы раз за разом говорим: «Кайтесь, молитесь, пока не поздно. Обратитесь к Богу всем сердцем вашим». Говорим в той уверенности, что Бог примет человека в любом случае. Но… «Не услышу их», – говорит Господь через пророка. Причем так говорит не только Иезекииль. Иеремия тоже говорит: «Наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их» (Иер. 11: 11). А вот Исаия о том же: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1: 15). И вот, когда наказание уже определено и вопли поражаемых грешников никого уже на милость не приклонят, остается нечто удивительное.

В ушах пророка раздался голос: «Пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей… И между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца… И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 1–4).

Трогательно вспомнить об этих словах на вечернем богослужении, когда есть полиелей и помазание. Тогда священник, как некто одетый в одежду писца, ставит маслом священный знак креста на челах молящихся людей, и это очень похоже на картину, описанную пророком. Но вернемся к тексту. После нанесения знаков на челах скорбящих голос обращается к карателям: «Поражайте, пусть не жалеет око ваше и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (Иез. 9: 5–6). Вот когда «бесполезная скорбь о происходящих мерзостях» превращается в причину спасения. Знак поставлен, и меч пущен. Меч обойдет тех, кто запечатлен скорбным знаком.

Происходит то, что было с Лотом, ибо и он, прежде чем спастись из обреченного города, ежедневно мучился в сердце своем, видя и слыша дела беззаконные (см.: 2 Пет. 2: 7–8). Не обличал, не кричал, не агитировал, но скорбел и мучился. Оттого и был выведен за руку непосредственно перед пролитием огня и серы. Человек, оказывается, может быть спасен уже самой печалью о происходящем, даже если он не в силах никак повлиять на ситуацию.

И надо всматриваться в картины, изображенные пророками. Это картины правды и истины, происходящие и сегодня.

Ветхий Завет пугает нас своей непосредственной жесткостью, и мы спешим отвернуться и убежать в теплые объятия новозаветной благодати. Но убегать не надо, потому что Ветхий Завет и Новый не противоречат друг другу. Они связаны внутренним единством, и Один и Тот же Бог действует в обоих. Кто достоин новозаветной милости, тот примет милость. Кто ожесточился до края, того найдет ветхозаветная строгость. И надо всматриваться в картины, изображенные пророками. Это картины правды и истины, происходящие и сегодня.

Еще стоит заметить, что поставление печатей на челах и следующее за тем истребление похожи на Пасху, на историю Исхода. Только там знак ставился на косяках дверей, а не на челах. И там была кровь ягненка, а не чернило невидимого писца. Там Ангел истребления прошел между египтян, то есть поражал врагов народа Божия. А здесь сам народ превратился в злодеев и противников, за исключением малого остатка. И святость Божия, не могущая жить среди грешников, покидает тех, кто был специально избран, возвышен, прославлен.

Не всем дано влиять на окружающий мир могущественно и действенно. Но всем вменено в обязанность иметь сердце чуткое, обрезанное и давать явлениям жизни нравственную оценку. В случае, если всё плохо, но сил влиять на ситуацию нет, от человека требуется, по крайней мере, скорбь, печаль и воздыхание. Это одно уже отмечает человека в глазах Божиих. За это одно меч губителя пройдет рядом, но не заденет кающегося, в день, когда милость уступит справедливости.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светлана Борковская15 января 2015, 13:56
Спасибо Вам, отец Андрей, за прекрасную статью, вообщем как и все остальные Ваши статьи!
Елена Холостякова28 ноября 2014, 16:53
Спасибо за статью, о. Андрей. Как всегда, своевременную, точную, умную.
Ольга22 ноября 2014, 15:19
Статья вовремя. Когда видишь выбор людей, далеких от христианского поведения, когда не благословляется вмешиваться и не понятно, что с состоянием собственной души, видя все это, делать. Вопрос батюшке пока не задан, но ведь и своей головой полезно в некоторой степени думать.
И мысли:"Это их выбор, это их личная воля, свободная, дарованная Богом", с одной стороны и с другой стороны понимание, что с этими мыслями можно скатиться в равнодушие.
Поэтому статья расставила некоторые акценты, ранее непонятные.
Виктор20 ноября 2014, 00:30
Прочитал слово Ваше , батющка Андрей , и комментарии .Особенно понравилось письмо Ольги Агарковой - тепло как то стало... Спасибо Вам за труды Ваши !
Елена17 ноября 2014, 00:03
Спаси Господи! Сегодня исповедывалась о скорби, унынии печали... Тяжело у нас на Донбассе... Подбодрили, поддержали, ответили на то ,что измучило за долгие месяцы.
Liudmila Oguleva13 ноября 2014, 07:07
Благодарю
Руслан11 ноября 2014, 21:06
И все же Бог есть Любовь. Мы же все грешники. И если с нами поступить по справедливости - то огненного дождя с неба для нас будет маловато.
Бедствия начинаются, вероятно, когда люди закоснели в грехе, не хотят каяться, не хотят видеть свою неправду, не хотят жить по Божьи, нет даже намерения и стремления что-то исправить. Их все устраивает.
Поэтому, пока еще есть время, давайте будем стараться по мере сил быть настоящими христианами, каяться, жить по заповедям, бороться со страстями.
А там пусть Бог решает - на все Его Святая Воля.
Людмила11 ноября 2014, 17:41
Вышла из зала судебного заседания. В душе тоска, потому что я защищаю неимущих, которых обманула строительная компания, оставив без жилья. Теперь обманул суд (без чести), прокурор, орган опеки (истица - мать одиночка с несовершеннолетним сыном), оставив людей "на улице". Аргументы, доводы из уст участников процесса - ложь, пошлость, равнодушие. Чтобы успокоиться открыла в телефоне любимый сайт. Заголовок "Скорбеть и воздыхать" сразу привлек внимание.
Дорогой отец Андрей, как же я благодарна Вам за статью, которую Вы написали именно для меня. Утешили меня.И я в очередной раз с благодарностью Отцу Небесному:"Как же Ты меня любишь,Вездесущий!Зная мое душевное состояние, в нужный час послал мне отца Андрея с его статьей!" Доброго Вам здоровья,терпения, отец Андрей.
Сейчас пересылаю Вашу статью своим единомышленникам, братьям и сестрам во Христе.Статья будет в утешение многим.
С благодарностью,
Людмила из Алматы
татьяна10 ноября 2014, 13:54
Спасибо!!!!
Димитрий 9 ноября 2014, 17:03
Очень человеколюбивая статья.
Наталия 9 ноября 2014, 12:25
Спасибо, отец Андрей!

Библия - космос, всего не охватить, жизни не хватит.
А Вы как проводник на этом пути и потому Ваш труд неоценим!

(Для меня все, о чем прочитала здесь вновь. Даже удивлена. Чудо в том, что сейчас прибываю именно в таком положении - ситуацию менять надо, но это не в моих силах. И буквально бьюсь от бессилия.. А через Вас пришел ответ и я благодарна, благодарна!)
Павел Берляков 9 ноября 2014, 07:10
Простите, если кого задену своими словами.
Но почему постоянно только скорбь и воздыхание? А где молитва, где вера, что отличала всегда русских людей?
Даже когда нет сил двигаться - молитва ваша меняет мир. Мир в нас и вне нас - едины, коль верим искренне.
Считаю так:
Воздыхание и печаль сейчас неуместны. В битве, которая идет над Русской землей, воины нужны!
olda 9 ноября 2014, 02:07
spasi Gospodi.tolґko GOSPODNJAJA SPRAVEDLIVOSTґ ETO VSEGDA MILOSTґ, no eto vopros veri. a GOSPODґ VEREN SVOEMU SLOVU ON VSEGDA TOT ZHE.
Ирина 9 ноября 2014, 00:05
А как же наставление Апостола:"Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите!"? И разве неприемлема радостная молитва: "Благодарю Тебя, Господи за то, что Ты победил страдания и смерть, за то, что Ты победил этот мир и дал нам жизнь вечную!"? После Воскресения Господня - одна радость, потому что мы точно знаем, что смерти нет! Ведь мы живем не по Ветхому, а по Новому Завету. К нам пришел Господь и принес нам Любовь. Где Любовь - скорби уже нет, только радость о Господе.Ведь верующие точно знают, что в конечном итоге все будет хорошо. И потом, для скорбящих - Святое Причастие одолевает любую скорбь, самую тяжкую.
Елена Панасенко 8 ноября 2014, 13:32
Спаси Господи, отец Андрей! Вы всегда в самую точку!
Кристина 8 ноября 2014, 11:27
Спасибо Вам,о.Андрей за эти слова! Они сейчас очень четко подойдут нам-мирным жителям Донбасса,которые видя творящееся беззаконие, не в силах повлиять на ситуацию и становимся жертвами этого ужаса. Нам и надо сейчас скорбеть и воздыхать и может Господь смилуется и жертв среди нас будет меньше. Но раз Господь попустил нам такое пережить-значит заслужили,значит настолько в грехах что милость уступила справедливости...
р.Б. Сергий 8 ноября 2014, 01:01
Печаль прият мя от грешник,оставляющих закон Твой( пс118,53).Но нужно знать меру,чтобы не быть раздавленным скорбью о ближних и о себе ,неспособным ни к чему полезному для души.Пр. Порфирий советует для слишком восприимчивых стать менне чувствительным.
Нина Фатеева 7 ноября 2014, 23:30
Спасибо , отец Андрей , за хорошую статью. Особенно для меня , живущей в Украине.
Galina 7 ноября 2014, 21:32
spasi nas Gospodi!
Елена Шеховцова 7 ноября 2014, 19:14
Спаси Господи! Статья в утешение и вразумление!
Виктория 7 ноября 2014, 17:59
Дорогой и любимый наш батюшка, спасиБо за статью и ободрение!
Ирина 7 ноября 2014, 17:08
Спаси Господи! Батюшка Андрей, Ваша статья ободрила, подкрепила и дала ещё больше веры. Дай Бог Вам здоровья, слова на наставление нас, раб Божьих!
Александр 7 ноября 2014, 16:11
Прочитав статью, хочется дополнить о связи Ветхого и Нового Заветов на примере молитвы «Отче наш Сущий на небесах…». Почему Господь дал эту молитву иудеям при наличии стольких примеров молитвенных обращений к Богу в Ветхом Завете? Ко всему сказанному по этому вопросу добавлю сравнение этой молитвы со столпом облачным и огненным, в котором Господь явился евреям при их выходе из египетского плена. «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исход 13,21). Когда же египтяне настигли евреев, и казалось, что погибель их неминуема, столп облачный встал между станом сынов Израилевых и станом египетским и «был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Исход 14,20).

Евреи ожидали освобождения от римского плена и восстановления земного Израильского царства. Мысли их о земном благополучии. Спаситель же направляет их к Небесному Царству. Все прошения в молитве свидетельствуют об этом по учению святых отцов.

Эта молитва как умный столп, в котором Господь ведет к Небесному Царству и ограждает от страстей, воюющих на человека. Или как печать на челе кающихся грешников, скорбящих и воздыхающих о беззакониях, жаждущих пришествия Царствия Божия.
Вероника 7 ноября 2014, 16:09
Спасибо!
Лариса К. 7 ноября 2014, 14:23
Грозная статья, но меня почему-то приободрила.
Читательница (Подмосковье) 7 ноября 2014, 14:14
Если человек способен на плач и воздыхание, видя творящиеся вокруг бесчинства, значит, в сердце такого человека есть Свет. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Думаю, в Священном Писании под «воздыханием» понимается не просто скорбь, душевное переживание, но воздыхание молитвенное, в том числе, и молитва о вразумлении «творящих беззаконие». Молитва и будет «великим делом», утверждающим, что Вера жива, а, значит, наступят времена, когда «печаль и воздыхание удалятся» [Ис.35:10].
Елена 7 ноября 2014, 13:28
"день, когда милость уступит справедливости" - как страшно и как правдиво сказано.
раба Божия Тамара 7 ноября 2014, 13:27
Спасибо, батюшка Андрей, за статью. Запуталась в своих проблемах и тут - как ответ - Ваша статья: очень мудро всё объясняющая! Господь говорит с нами - даже через статьи Интернета! Спаси вас Господь, батюшка! Помощи Божьей нам всем!
Марина 7 ноября 2014, 13:04
Вот именно поэтому блаженны плачущие (Мф.5,4). Блажен - счастлив - тот, кто не может спокойно принять беззаконие мира, кто страдает от этого.
Юлия 7 ноября 2014, 12:56
Милый батюшка,Спаси Вас,Господи!Огромное спасибо за статью.Всегда рады Вашим публикациям.Они очень поучительны.Здоровья Вам и Вашей семье. Прошу Ваших молитв.Пусть хранит Вас Господь.
Андрей 7 ноября 2014, 12:47
Я вот не научился скорбеть и воздыхать о себе. Порой все, в чем раскаялся, от чего отрекся и с чем пытаюсь бороться каждый день, кажется не таким уж и скорбным и даже не стоящим раскаянья.
Воздыхать о мире и людях, не скатываясь из-за злобного сердца своего и самомнения в осуждение, я не умею и не должен сметь. Моя скорбь - всегда лицемерие.
Наверное, это удел чистых сердцем, достигшим меры возраста, где слезы и скорбь о мире сем, лежащим во власти дьявола и о братьях и сестрах, находящихся в его плену - чисты и искренни. Таких, наверное, не много. Это чистые сосуды Господни.
Аз же нищ есмь и убог. Простите
Марина 7 ноября 2014, 12:18
Огромное спасибо за статью, за поддержку. Никогда не надо оставлять моления своего не только за себя. но в первую очередь. за ближнего своего. Спаси Господи!
Валентин 7 ноября 2014, 12:16
Отличная статья!
Maria Sokolova 7 ноября 2014, 11:07
Спасибо за ЖИВОЕ СЛОВО.,о. Андрей! да хранит Вас Господь.
ольга 7 ноября 2014, 11:05
СПАСИ ГОСПОДИ!
Валерий 7 ноября 2014, 10:18
Спасибо за статью, восстанавливает нужные чувства.
Natalia 7 ноября 2014, 09:28
Spasibo
Людмила 7 ноября 2014, 08:17
Отец Андрей,огромное спасибо и низкий поклон Вам за очень нужную и своевременную статью. Спасибо за "фактор спасения-скорбеть и воздыхать»" в укреплении нашей веры.Всегда ждем Ваших публикаций.Спаси Господи.
ольга агаркова 7 ноября 2014, 06:57
В городе Томске, в настоящее время, пребывает ковчег с частицей святых мощей Святого Иоанна Епископа Шанхайского и Сан-Франциского. Вчера вечером после работы, я заехала в Богоявленский собор и, по причине будничного малолюдия,смогла постоять рядом, поговорить с ним.Мысленно повторяла: "Не надо помогать, просто услышь, как мог слышать ты зовущих тебя". Села в машину с тяжелым сердцем- нет мне ответа и не услышит. Реально- не достойна. А сегодня случайно-Ваша статья-как соломинка для утопающего. Благодарю Вас от сердца.Ольга.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×