Велико ли дело – сидеть на месте, «скорбеть и воздыхать»? Нет, по видимости. Чего тут великого? Но иногда возможность чего-либо великого отнимается от людей решительно. Ни одного великого дела, никаких священных порывов. Одна лишь слабость и немощь, как при оккупации или во дни одинокой старости. Остается только нечто смиренное и неяркое, как вот это – «скорбеть и воздыхать». Но именно это и является фактором спасения.
В 9-й главе пророчества Иезекииля изображается истребление Иерусалима. Перед этим Господь показал пророку в видении грехи жителей города, и вот они весьма велики. Мерзость за мерзостью Бог открывал пророку тайную изнанку жизни, говоря: «Стану действовать с яростью; не пожалеет око мое, и не помилую» (Иез. 8: 18). Это страшные слова, противоречащие нашей подкожной уверенности в том, что Бог всегда нас примет, лишь только позови. Страшные слова, поскольку бывают времена, когда и молитва не спасает начавшего вопить грешника. «Хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их» (Иез. 8: 18).
Представляете, люди грешат, традиционно разворачиваются спиной к святыням и делают вид, что Бога нет. Прямо как Павел говорит: «Дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4: 19). А мы раз за разом говорим: «Кайтесь, молитесь, пока не поздно. Обратитесь к Богу всем сердцем вашим». Говорим в той уверенности, что Бог примет человека в любом случае. Но… «Не услышу их», – говорит Господь через пророка. Причем так говорит не только Иезекииль. Иеремия тоже говорит: «Наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их» (Иер. 11: 11). А вот Исаия о том же: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1: 15). И вот, когда наказание уже определено и вопли поражаемых грешников никого уже на милость не приклонят, остается нечто удивительное.
В ушах пророка раздался голос: «Пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей… И между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца… И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 1–4).
Трогательно вспомнить об этих словах на вечернем богослужении, когда есть полиелей и помазание. Тогда священник, как некто одетый в одежду писца, ставит маслом священный знак креста на челах молящихся людей, и это очень похоже на картину, описанную пророком. Но вернемся к тексту. После нанесения знаков на челах скорбящих голос обращается к карателям: «Поражайте, пусть не жалеет око ваше и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (Иез. 9: 5–6). Вот когда «бесполезная скорбь о происходящих мерзостях» превращается в причину спасения. Знак поставлен, и меч пущен. Меч обойдет тех, кто запечатлен скорбным знаком.
Происходит то, что было с Лотом, ибо и он, прежде чем спастись из обреченного города, ежедневно мучился в сердце своем, видя и слыша дела беззаконные (см.: 2 Пет. 2: 7–8). Не обличал, не кричал, не агитировал, но скорбел и мучился. Оттого и был выведен за руку непосредственно перед пролитием огня и серы. Человек, оказывается, может быть спасен уже самой печалью о происходящем, даже если он не в силах никак повлиять на ситуацию.
И надо всматриваться в картины, изображенные пророками. Это картины правды и истины, происходящие и сегодня.
Ветхий Завет пугает нас своей непосредственной жесткостью, и мы спешим отвернуться и убежать в теплые объятия новозаветной благодати. Но убегать не надо, потому что Ветхий Завет и Новый не противоречат друг другу. Они связаны внутренним единством, и Один и Тот же Бог действует в обоих. Кто достоин новозаветной милости, тот примет милость. Кто ожесточился до края, того найдет ветхозаветная строгость. И надо всматриваться в картины, изображенные пророками. Это картины правды и истины, происходящие и сегодня.
Еще стоит заметить, что поставление печатей на челах и следующее за тем истребление похожи на Пасху, на историю Исхода. Только там знак ставился на косяках дверей, а не на челах. И там была кровь ягненка, а не чернило невидимого писца. Там Ангел истребления прошел между египтян, то есть поражал врагов народа Божия. А здесь сам народ превратился в злодеев и противников, за исключением малого остатка. И святость Божия, не могущая жить среди грешников, покидает тех, кто был специально избран, возвышен, прославлен.
Не всем дано влиять на окружающий мир могущественно и действенно. Но всем вменено в обязанность иметь сердце чуткое, обрезанное и давать явлениям жизни нравственную оценку. В случае, если всё плохо, но сил влиять на ситуацию нет, от человека требуется, по крайней мере, скорбь, печаль и воздыхание. Это одно уже отмечает человека в глазах Божиих. За это одно меч губителя пройдет рядом, но не заденет кающегося, в день, когда милость уступит справедливости.
И мысли:"Это их выбор, это их личная воля, свободная, дарованная Богом", с одной стороны и с другой стороны понимание, что с этими мыслями можно скатиться в равнодушие.
Поэтому статья расставила некоторые акценты, ранее непонятные.
Бедствия начинаются, вероятно, когда люди закоснели в грехе, не хотят каяться, не хотят видеть свою неправду, не хотят жить по Божьи, нет даже намерения и стремления что-то исправить. Их все устраивает.
Поэтому, пока еще есть время, давайте будем стараться по мере сил быть настоящими христианами, каяться, жить по заповедям, бороться со страстями.
А там пусть Бог решает - на все Его Святая Воля.
Дорогой отец Андрей, как же я благодарна Вам за статью, которую Вы написали именно для меня. Утешили меня.И я в очередной раз с благодарностью Отцу Небесному:"Как же Ты меня любишь,Вездесущий!Зная мое душевное состояние, в нужный час послал мне отца Андрея с его статьей!" Доброго Вам здоровья,терпения, отец Андрей.
Сейчас пересылаю Вашу статью своим единомышленникам, братьям и сестрам во Христе.Статья будет в утешение многим.
С благодарностью,
Людмила из Алматы
Библия - космос, всего не охватить, жизни не хватит.
А Вы как проводник на этом пути и потому Ваш труд неоценим!
(Для меня все, о чем прочитала здесь вновь. Даже удивлена. Чудо в том, что сейчас прибываю именно в таком положении - ситуацию менять надо, но это не в моих силах. И буквально бьюсь от бессилия.. А через Вас пришел ответ и я благодарна, благодарна!)
Но почему постоянно только скорбь и воздыхание? А где молитва, где вера, что отличала всегда русских людей?
Даже когда нет сил двигаться - молитва ваша меняет мир. Мир в нас и вне нас - едины, коль верим искренне.
Считаю так:
Воздыхание и печаль сейчас неуместны. В битве, которая идет над Русской землей, воины нужны!
Евреи ожидали освобождения от римского плена и восстановления земного Израильского царства. Мысли их о земном благополучии. Спаситель же направляет их к Небесному Царству. Все прошения в молитве свидетельствуют об этом по учению святых отцов.
Эта молитва как умный столп, в котором Господь ведет к Небесному Царству и ограждает от страстей, воюющих на человека. Или как печать на челе кающихся грешников, скорбящих и воздыхающих о беззакониях, жаждущих пришествия Царствия Божия.
Воздыхать о мире и людях, не скатываясь из-за злобного сердца своего и самомнения в осуждение, я не умею и не должен сметь. Моя скорбь - всегда лицемерие.
Наверное, это удел чистых сердцем, достигшим меры возраста, где слезы и скорбь о мире сем, лежащим во власти дьявола и о братьях и сестрах, находящихся в его плену - чисты и искренни. Таких, наверное, не много. Это чистые сосуды Господни.
Аз же нищ есмь и убог. Простите