Как вы себя поведете, если увидите, что на улице пристают к беззащитному человеку? Поспешите пройти мимо, чтобы не досталось самим? Вызовете полицию и будете отстраненно смотреть, что будет дальше? Или же поучаствуете в беде ближнего?
Не будем кривить душой: в нашем обществе распространены трусость, неспособность защитить ближнего и откликнуться на чужую боль. Самое же страшное бывает тогда, когда свою безучастность и слабохарактерность мы объявляем добродетелью смирения.
Вот история, случившаяся совсем недавно. Нет смысла пересказывать все детали. Но суть в том, что в период активной пропаганды ювенальной юстиции у молодой мамы отняли двух малышей. Приходя к зданию, где находились детишки, она плакала возле окна, откуда на нее смотрели ее малыши и тоже рыдали навзрыд. И главное, ситуация на местном уровне не могла разрешиться. В органах опеки изобретали самые разные основания: «отдадим, когда сделаете ремонт в квартире», «отдадим, когда соберется комиссия». Как потом выяснилось, возвращать детей и не собирались. Однако среди друзей пострадавшей семьи нашлись те, кто проявил активное участие. Удалось выйти на структуры, наблюдающие за деятельностью опеки. Административное вмешательство сверху, выявив ряд нарушений в действиях опеки, обязало вернуть детей маме. Ювенальщики буквально шипели: «Кто там вмешался?» Но пусть это останется тайной.
Вопреки распространенным взглядам, добро – это вовсе не робкая благостность по отношению к совершающемуся вокруг нас злу, не толерантное заискивание или терпимость к любым формам общественной несправедливости. Подлинные любовь и добро – это активная сила, которая никогда не будет мириться со злом, злобой или несправедливостью, в нужный момент противостанет им, будет с ними бороться и их искоренять.
В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» бесстрашный купец Калашников не побоялся вступить в конфликт с любимым опричником царя Иоанна Грозного. Почему? Потому что опричник Кирибеевич хотел посягнуть на семью Калашникова, опозорить его жену, и супруг, не боясь неминуемой смерти, одолевает противника.
Как же соотнести с упомянутым случаем христианское смирение и беззлобие?
Подлинные смирение, кротость, беззлобие не есть слабохарактерность; напротив, это умение владеть собой, своими страстями и чувствами, что предполагает внутреннюю крепость и силу воли. С одной стороны, это умение совладать с собственным гневом, чтобы не выплескивать его без причин. А с другой – умение дать неприятелю достойный отпор, когда требуется защитить своих ближних.
Схиигумен Савва (Остапенко): «Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный? Трусость и боязливость».
Архимандрит Рафаил (Карелин), запечатлевший в своих воспоминаниях образ многих духовных людей, с которыми он встречался, приводит интересные рассуждения известного старца схиигумена Саввы (Остапенко): «Какие страсти отец Савва считал самыми губительными для современного человека? Как ни странно, батюшка не назвал ни блуд, ни гордость. Я как-то спросил у него: “Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?” Он ответил: “Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем”. Когда я спросил: “А как преодолеть эту страсть?” Он ответил: “Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога”. А затем добавил: “Молись Божией Матери – Она наша взбранная Воевода”».
Как же объяснить поведение некоторых святых, например преподобного Серафима Саровского, который не стал оказывать сопротивления своим личным обидчикам, напавшим на него в лесу? Ведь святой Серафим физически был намного крепче их, однако не стал сопротивляться – ему покалечили позвоночник, так что всю жизнь он ходил согбенный.
Святитель Филарет Московский однажды произнес замечательные слова, о которых стоило бы помнить: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших». Есть три категории врагов, и к каждой из них стоит по-особому относиться:
– личных врагов христианин призван прощать, предоставляя суд над ними сердцеведцу Богу;
– врагам Отечества следует давать достойный отпор, потому что, защищая Отечество, мы избавляем ближних от многих бед;
– врагами же Божиими, то есть теми, кто осознанно идет против Бога, необходимо гнушаться, то есть отвращаться, сторониться их заблуждения.
Обиду мы терпим, когда она причиняется нам как людям частным. Но в обществе мы друг друга защищаем.
Когда святой Константин Философ (в монашестве Кирилл), просветитель славян, посланный греческим императором к сарацинам для прения о вере, пришел в их столицу, то он услышал следующее недоумение: «Христос есть Бог ваш, почему же вы не поступаете так, как Он повелевает вам? Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, бьющим в щеку обращать другую, – вы же поступаете не так: если кто обидит вас, вы изощряете меч, выходите на войну, убиваете. Почему же вы так делаете?» Выслушав, святой Константин спросил у них: «Если в каком-нибудь законе будут написаны две заповеди, то который человек окажется более совершенным исполнителем закона: тот ли, который исполняет одну, или тот, кто исполняет обе заповеди?» – «Тот вернее служит Богу, который исполняет обе заповеди», – отвечали ему. «Правильно, – продолжал святой. – Итак, теперь рассудите дальше: истинно, что Христос повелел нам молиться за обижающих нас и благотворить им. Но Он сказал также, что большей любви никто из нас явить в этой жизни не может, как если кто положит душу свою за друзей своих. Свою обиду терпит каждый из нас, когда она причиняется нам как людям частным. Но в обществе мы друг друга защищаем, жертвуем своей жизнью, чтобы вы, пленив наших сограждан, вместе с телом не пленили и их души, принудив их к отречению от веры и богопротивным действиям. Ведь вы, если покорите какую-нибудь землю, то всех принуждаете принимать вашу веру и лишаете Небесного Царствия. Так лучше нам предать телесной смерти некоторых из ваших воинов, чем если многие из наших братьев по вере умрут через вас духовною смертью».
Древнехристианский подвижник преподобный Исидор Пелусиот рассуждал: «Апостол Павел сказал: “Аще возможно… со всеми человеки мир имейте” (Рим. 12: 18). Иногда бывает это и невозможно, когда дело идет о благочестии, о справедливости, о целомудрии, и, просто сказать, о всех добродетелях. Как будет в мире благочестивый с нечестивым, правдивый с лживым или целомудренный с похотливым, который готов растлить не чужую только, но и свою собственную красоту? “Держись… мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца” (2 Тим. 2: 22)».
Преподобный Сергий Радонежский, являя собой пример глубочайшего смирения, никогда не мстил обидчикам и считал за лучшее удалиться из обители, нежели наказывать тех, кто негодовал на него. Однако он благословил на ратный подвиг иноков Пересвета и Ослябю, да и самого благоверного князя Димитрия Донского, чтобы они поражали врагов Отечества. Как же его личное смирение и кротость совмещались с согласием на чье-то убийство? Дело в том, что смирение святого человека (а поступки святых – пример для подражания каждому из нас) – это смирение не перед злом как таковым, а прежде всего перед Богом, то есть послушание воле Божией. Преподобный Сергий жил по Божиим заповедям, и Господу угодно было защитить Русскую землю от монголо-татар руками русских воинов, поэтому преподобный, прозревая Божию волю, благословил князя и воинов на ратный подвиг.
Во время обороны Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, осаждаемой польскими интервентами в 1608–1610 годах, было явлено удивительное чудо. Однажды при вражеской атаке возле стен обители явились преподобные Сергий и Никон Радонежские. Неприятели пускали стрелы, которые едва достигали места, где стояли святые, как возвращались обратно, поражая захватчиков. Те, кто уже достиг Небесного Царства, Царства Евангельских истин, дают на земле достойный отпор врагам, наказывая дерзких людей, напавших на святую обитель!
Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь Иисус Христос взял кнут и выгнал нарушивших святыню храма (см.: Ин. 2: 15). И если цель христианства – торжество правды, добра и истины, то почему мы должны пасовать перед ложью, злом и неправдой в наших земных отношениях?
Разве смирение состоит в том, чтобы поддакивать всякому наглому слову, покорно соглашаясь с собственной никчемностью? Творец вложил в наше естество защитные функции, которыми пренебрегать нельзя. Так что иногда стоит прислушаться и к словам из песни мудрой черепахи Тортилы в сказке «Золотой ключик»: «Драться надо – так дерись».
Поэтому можно сказать со всей очевидностью, что мужество – подлинно христианская добродетель. В частности, святой Амвросий Медиоланский († 397) выделяет в добродетели мужества два проявления: мужество в подвигах военных и мужество в частной и повседневной жизни. В первом случае мужество есть решимость и способность осуществлять требования справедливости. Во втором – мужество – величие и крепость духа, та высшая степень самообладания, при которой человек побеждает в себе грехи и страсти, а при любых жизненных невзгодах хранит спокойствие.
Добродетель мужества двояка: она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире.
Добродетель мужества двояка – она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире. Собственно, только имея мужество, можно являть деятельную любовь к ближним, избавляя их от бед и жизненных неприятностей.
Кстати, святой Амвросий Медиоланский бесстрашно выступил с обличением императора Феодосия Великого (379–395), когда тот позволил жестоко расправиться с жителями города Фессалоники, взбунтовавшимися против повышения налогов. Почти всё население города с детьми и стариками было согнано в цирк и истреблено. Лишь после внушений святителя император раскаялся и явился для принесения покаяния ко входу в храм без императорских одежд. Значит, мужество, соединенное с личной верностью Богу, способно других привести к покаянию.
Как бы хотелось, чтобы мужество отличало каждого современного православного христианина.
Алла:
Несколько тут отписавшихся мужчин - откровенные трусы. Какой стыд! Особенно мне понравилось это: "Господь все видит и сам управит, и нам судить и вмешиваться никто права не давал."
Вот так "защитник" семьи и Отечества! Слава Богу, большинство русских мужчин помнят, что такое истинное мужество.
Вы заблуждаетесь.
Когда я служил в армии, большинство «мужчин» предпочитали побираться по городу, чтобы насобирать дембелям на ужин, так как в столовой кормили плохо.
Не отказывались от ударов табуреткой по голове (смиренно ждали удара) и поедания сигарет.
И только лишь малая часть духов (единицы из взвода) оказывала сопротивление и попадала в госпиталь.
Большинство в отделении травматологии находились именно из-за дедовщины, а не боевых действий в чечне.
НН. Если на грех Адама была воля Божия,то зачем тогда Искупление?...
У меня нет богословского образования, правильного ответа я не знаю. А с моей колокольни рассуждаю так: если бы у Бога была другая воля, что мешало Ему, Всемогущему, Адама упразднить ещё там, в раю, и создать нового Адама? А Искупитель - Иисус Христос, Его Сын, Новый Адам.
Не судите строго, и меня ТАК УЧИЛИ - НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ. Тогда и вопросов меньше будет, и больше врнмени на молитву, осознание своих грехов и на покаяние. И смиряться проще! Другое дело, что не всё и всегда выполняю, чему учили... Увы мне... Простите!
"Патриотизм есть сотворение кумира, это нарушение заповеди, грех не свят!"
Это не православный взгляд. Скажите, к какой протестантской деноминации вы принадлежите? Не вводите людей в заблуждение.
Патриотизм - любовь к своей Родине. Любовь к своему не подразумевает ненависть к чужому. Ведь есть же заповедь о любви к своим родителям. И она не подразумевает, что чужих родителей надо ненавидеть. Но если кто-то посторонний покусится на твоих родителей, то их нужно защищать. Так же и Родину надо защищать, если на неё покусились чужие люди. И защита не всегда может быть пассивна, иногда защищать свои интересы нужно за пределами границ своей страны.
НН:
Священство? Вы про обновленцев? Так это предатели. Никуда от них не денешься, такова жизнь.
Алла, почитайте "Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг". Первоисточник. Там много чего интересного для себя найдёте.
НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! И попущение - это тоже Его воля!
Преподобный Анатолий Оптинский
..Do pakta M - R. Bil sgovor v Munich,1938.
Gde nemci zagrabastali kompleks Skoda y Chexov,zemli ix, poliaki otxvatili zemli toze,i vengri.
Dalee. Letom delegazia soyznikov 1939 posetila Moskvy. Gde cccp predlozil svoi 139 divizii dlia prevent. Ydara po nemcam. Nyzen bil koridor cherez Galisiy i Poland. Koridor ne dali.
Otsyda i pakt M- R.
Soyzniki ze predlozili nam svoi rykava ot ziletki.
....
...ja ze sovetoval ne chitat" liberalnoi pressi pered obedom.
....Vse ze Stalin viigral voiny.
...a voevali mnogie-- i moi otec,maior kadrovii, a ded pogib pod Novgorodom,i vse 4 myzchinki v sem"e .
.....k tak naziv. Stalinistam ne prinadlezy. No Vi pytaete sinee s teplim.
ok.
Патриотизм есть сотворение кумира, это нарушение заповеди, грех не свят! Все люди на земле- наши братья, дети Божьи либо пришедшие к Христу либо идущие к нему неисповедимыми Господними путями. Мы не лучше других. Христианин отвечает силой только на прямую агрессию. Джихадов не устраивает, свой взгляд другим силой не навязывает.
Что происходит с людьми? На православным сайте восхищаются Сталиным. ( Ирод Великий кстати тоже городов- портов-мостов понастроил - до сих пор стоят кой где). Напали на Польшу - хорошо, она плохая была, опять же Черчиль одобрял, на Финляндию - отлично , убийства собственных граждан - не жалко - к Победе готовились...
С Гитлером дружить не собирались, так, пообниматься маленько.
Опять же, проф. Преображенский - плохой ( либерал, богатый, не сваливает). Швондер- хороший- за порядок, патриот. Главное - умный. Патриотизмом оправдывают все, включая прямые нарушения Божьих заповедей.
Злые какие то все, взвинченные, воинственные. Всех несогласных с ними - каналы рыть да мосты строить ( проектировать то кто будет? Китайцы?) И это добрые бабушки наших детей! Последние времена что ли?
"Каифа был добрее, он "жертвовал" в интересах Родины только одним, как он считал просто человеком. Вам же не жалко никаких жертв ради Победы."
Вина Каифы не в том, что он хотел принести одного человека в жертву ради страны. Вина его в том, что он не узнал в Иисусе того Мессию, которого иудеи жали много веков.
"Вот этим и страшен и (на мой взгляд) богопротивен любой тоталитарный патриотизм."
А каким должен быть патриотизм? Либерально-демократическим? И как же наши предки жили-то веками без либерализма и демократии, но патриотами? И святые были патриотами, а вот демократами - нет.
"Я пытаюсь смотреть на вещи через призму христианства и окружающий мир мне видится таким."
Эта не призма христианства. Это та призма, которую юзают читатели Эха и прочих сетевых клоак.
"Алла, верить надо фактам: революция свершилась и народ, включая часть священства, её поддержали."
Священство? Вы про обновленцев? Так это предатели. Никуда от них не денешься, такова жизнь.
"Оставим литературу в покое и остановся на том, что НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ!"
Скорее не воля, а попущение. Да, Господь попустил Империи рухнуть, но это все равно трагедия.
"Спасибо Вам за диалог."
И вам! Храни вас Бог.
"Не либеральные сказки, а исторический факт: пакт о ненападении Молотова- Ребентропа включал в себя раздел Польши. Сталин напал на Польшу 18.09.1939, через 18 дней после Гитлера, присоединив к СССР территории западной Украины и Белоруссии."
Ой, Польша настолько "невинная" жертва, что её аж Черчилль почему-то (!) назвал гиеной Европы. Почему бы это, а? Или вас только "злодеяния" Сталина интересуют? А раздел Чехословакии - пустяк, с кем не бывает.
Сталин был вынужден заключить мир с Германией, чтобы получить отсрочку в войне. Мы не собирались "дружить" с Гитлером, но после предательства экс-Антанты в лице Англии и Франции, нам ничего не осталось делать, как заключить договор с Гитлером.
"Плоды сего деяния мы можем видеть сегодня на Украине."
Ух ты! Читатели "Эха" уже не Путина во всем винят, а Сталина? Какие изобретательные. Скучно им, бедным. А ведь работы - непочатый край. Вон мост через Керчь строить нужно. Надо бы их занять, болезных.
"Каифа был добрее, он "жертвовал" в интересах Родины только одним, как он считал просто человеком. Вам же не жалко никаких жертв ради Победы."
Вы случайно не пишите диссертацию по демагогии?
Каифа был не прав, потому что он не разглядел в Иисусе обещанного Мессию. А не потому, что готов был пожертвовать одним человеком ради страны. Эта "жертва" вообще была только предлогом, и вам это хорошо известно. Он хотел избавиться от неугодного "еретика", не более того.
В ситуации же со Сталиным мы можем судить его по плодам. Каков итог? СССР устоял. Индустриализация в этом сыграла огромную роль. Вывод? Сталин был прав. Вообще власть может быть любой, только не слабой. Если бы страной продолжал править какой-нибудь слизняк Керенский, Гитлер бы до Урала дошел.
"Вот этим и страшен и (на мой взгляд) богопротивен любой тоталитарный патриотизм."
А каким должен быть патриотизм? Либерально-демократическим? Так "достижения" либерастии и демократии настигли нас не так давно, что же было делать людям века и тысячелетия до того? Странно, все наши лучшие предки были патриотами, а не демократами. И святые были патриотами, но не демократами. Удивительное рядом.
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Св. Евангелие от Матфея 5:38-48)
Вам же не жалко никаких жертв ради Победы.
Вот этим и страшен и (на мой взгляд) богопротивен любой тоталитарный патриотизм. Когда человек, его жизнь и свободная воля начинает принадлежать ни ему самому и не Богу, а интересам какого- нибудь фантома созданного людьми - государству, секте, другой идеологически- иерархической структуре это всегда кончается очень плохо для его участников.
Да потому что она других будет в жертву приносить, не себя.
А патриотизм вещь хорошая, и святая, но если ты не понимаешь, что происходит лучше не делать ничего, чем сделать и потом быть неправым на Страшном Суде. Поэтому я и сказал, что может быть не буду воевать, потому что не знаю, что за война. На Украине я бы не воевал. Потому что это бред. Лучше пусть меня убьют, а украинец мне не враг.
Оставим литературу в покое и остановся на том, что НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ!
По поводу образования: моя бабушка не знала ни одной буквы, а Пасху умела посчитать, молитвы знала наизусть, праздники помнила, а такой веры, как у неё - я и не встречала больше в своей жизни (пока, во всяком случае).
Спасибо Вам за диалог.
А либерализм и православие в одной голове, - это, извините, диагноз...
а откуда уверенность, что пишущие здесь не ездили на Украину?
Не либеральные сказки, а исторический факт: пакт о ненападении Молотова- Ребентропа включал в себя раздел Польши. Сталин напал на Польшу 18.09.1939, через 18 дней после Гитлера, присоединив к СССР территории западной Украины и Белоруссии. Плоды сего деяния мы можем видеть сегодня на Украине.
"Индустриализация, пусть и на костях людей - основной фактор победы, а победа стоила любых жертв" . Ваша позиция вполне сочетается с позицией иудейских первосвященников - "лучше один (невиновный) человек умрет за народ, чем придут римляне и овладеют местом и народом нашим". Каифа был добрее, он "жертвовал" в интересах Родины только одним, как он считал просто человеком. Вам же не жалко никаких жертв ради Победы.
Вот этим и страшен и (на мой взгляд) богопротивен любой тоталитарный патриотизм. Когда человек, его жизнь и свободная воля начинает принадлежать ни ему самому и не Богу, а интересам какого- нибудь фантома созданного людьми - государству, секте, другой идеологически- иерархической структуре это всегда кончается очень плохо для его участников. Зверь, который грядет- он как раз из рода этих фантомов, их апофеоз.
Я пытаюсь смотреть на вещи через призму христианства и окружающий мир мне видится таким. Через призму патриотизма он видимо иной. При этом ни один апостол не был иудейским или римским патриотом, все были весьма космополитичны.
"Как будто в Англии, США, Франции, Германии не было индустриализации. Или что , нету денег - строй на костях?"
Вопрос в том, что вы считаете более важным - что форсированная индустриализация стоила народу очень многого, или что она стала одним из основных факторов Победы? Я считаю, что Победа стоила любых жертв.
"Во первых войну выиграл не Сталин а два моих деда и брат моей бабушки со товарищи. Все трое люто не любили усатого."
А мои - любили. Которые тоже выиграли её не меньше ваших.
"Во вторых роль Сталина в самой возможности второй мировой войны еще толком не озвучена."
Это вы про русофобско-либералистичные сказки, что войну-де собирался развязать Сталин, а Гитлер просто вынужден был нанести "упреждающий удар"? Ну что же, ваши следующие слова в этом контексте очень... характерны:
"Да, и я действительно предпочитаю либеральные газеты, хоть их и не много осталось."
Если я напишу, что думаю насчет людей, которые наделены таким предательским образом мысли, то мое сообщение не пропустят. Поэтому я просто промолчу.
На мой взгляд одной из причин могла быть необразованность населения. Я не говорю о высшем образовании, но хотя бы твердое знание основ своей веры очень не помешало бы. Тогда пропаганда большевиков была бы значительно менее успешной. А то ведь не все крестьяне даже толком понимали, что такое Троица. Могли ответить "Иисус Христос, Богородица и Николай Угодник". А если человек живет очень плохо (а большинству люда все же жилось плохо), а потом к нему пришли с "лампой Ильича" и улучшили в целом быт, то он таким благодетелям будет склонен поверить, когда они начнут "развенчивать" его веру.
Я даже и сейчас, от своих образованных в светских, но не религиозных предметах знакомых, частенько слышу ужасно глупые заявления и про Церковь, и про христианство. Часто выпад начинается со слов "конечно я верю в Бога, но все же знают, что" и далее, например, "...Церковь не нужна Богу, а только попам, чтобы деньги собирать с населения". А ведь чего проще - да прочти ты хоть ту же Библию, где прямо написано, что Церковь основана Христом, которую Он приобрел Себе кровью Своей. Но многие даже и сейчас предпочитают верить глупостям из интернета. А что было в начале 20 века? Там ситуация с образованностью и доступом к информации была ещё хуже. На мой взгляд, то что население плохо понимало основы своей веры, это сыграло большую негативную роль.
"НН, вопрос, почему русский народ так просто сдал свою веру, и меня волнует. Но мне кажется, что вы не совсем правы...
...Вот и вопрос - как же этот верующий, искренне верующий народ, так просто сдал веру?"
Возможно, мы литературе (Достоевский) склонны верить больше, чем фактам... Но ведь есть и другая литература, например, Паустовский и др. Там ответ на наш вопрос лежит на поверхности - вера переродилась в традицию... А тех, с незгибаемой верой, было катастрофически мало для того, чтобы переломить ситуацию... Да и правящий класс внёс свой огрооомный вклад в разрушительный процесс. Вот и получили... Сказано, что Господь стучится в сердце каждого человека, но когда нет отклика - смиряется и отходит.
Значит - НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! И тогда, когда нам не нравится.
По сути, мы сейчас МЕЧТАЕМ, как хорошо было жить (особенно угнетённому классу рабочих и крестьян) до революции и какой могла бы быть Россия, не случись революции... Но для чего-то Господь её допустил? Не для того ли, чтобы Россию совсем не угробили, а вместе с ней и веру православную? Кто знает? Да никто! Только Господь, но Он не скажет.
Простите!
P.S. Уважаемый К, если бы Вы действительно очень внимательно читали повесть Михаила Афанасьевича Булгакова "Собачье сердце", то поняли бы, что проф. Преображенский в данном произведении является отрицательным героем, а не Швондер и не Шариков.
Отвечая на вопрос будет ли он воевать он сказал "смотря что за война" - почему ж это он трус? Православный человек должен быть на стороне добра ( Бога) или на стороне властей страны гражданства, если по мнения человека эти стороны противоположны? Антифашисты Германии были предателями или трусами?
Если Троцкий придумал лагеря - что Сталин не виноват что их использовал? Что вся хваленая индустриализация (которую сегодня ставят в заслугу Сталину) не на костях зэков построена?
Как будто в Англии, США, Франции, Германии не было индустриализации. Или что , нету денег - строй на костях?
По поводу войны, которую выиграл Сталин.... Во первых войну выиграл не Сталин а два моих деда и брат моей бабушки со товарищи. Все трое люто не любили усатого. Во вторых роль Сталина в самой возможности второй мировой войны еще толком не озвучена.
Ну и вообще, слишком много зла моей стране и моей семье принесли комиссары. Для меня Сталин - предтеча антихриста без всяких вариантов. А то, что обстановка, окружение, лес рубят- щепки летят- это знаете..., и у Чекатилы наверное были смягчающие обстоятельства.
Да, и я действительно предпочитаю либеральные газеты, хоть их и не много осталось. Мне проф. Преображенский все же ближе Швондера.
Да, аристократия и буржуазия действительно к вере относились не всегда в полной мере серьезно. Для кого-то из них это было просто традицией и всё. Туда же можно отнести и всяческих чиновников крупных и мелких, зажиточных мещан и т.д. Но простой народ всегда был богобоязнен, и не был заражен тлетворным влиянием либерализма и прочих западных веяний.
Очень хорошо это описал Достоевский в "Братьях Карамазовых", когда показал контраст между простыми русскими женщинами, пришедшими за советами к старцу Зосиме, и беседующей с ним после всех госпоже Катериной Хохлаковой. Как была искренна и безусловна вера первых, и как осложнена многими отвлеченными мысленными конструкциями вера второй!
Вот и вопрос - как же этот верующий, искренне верующий народ, так просто сдал веру?
..." Стать христианином, родившись в семье мусульман Саудовской Аравии - очень трудно".
Конечно, как и стать мусульманином в христианской семье. Но речь-то не об этом! К сожалению, в дореволюционной России православие выродилось в традицию; к верующими себя причисляли все, а в армии и гимназиях была ОБЯЗАЛОВКА - говеть и причащаться (как в советское время вступать в пионеры и комсомол). Если бы вера была крепка и глубока - не бросился бы русский народ-богоносец с такой поспешностью разрушать храмы и отдавать свои святыни на поругание. Мест, где прихожане встали на защиту - на пальцах одной руки можно пересчитать. И ведь отстояли! Господь помог, видя их решимость и веру.
Иными словами, количество верующих не гарантирует КАЧЕСТВА веры (если можно так сказать). Когда созданы все условия - вера уменьшается, а когда верующих притесняют - вера крепнет. Это не я заметила. Наверное, в советское время количество верующих было меньше, но вера их - крепче. К священству это тоже относится.
"Вот тут Алла пишет, так патетически мол - а будешь ли воевать, если что.
Я отвечаю - "не знаю, может и нет, смотря что за война, смотря что за ситуация, я же не Аллу буду под нож ложить, а себя"
Им, провокаторам и "пророкам" легко призывать, так как они не пойдут в бой, а пойти должен лично я. Даже не священник Валерий. А я. И если я не понимаю, в чем дело - никуда я не пойду."
Это я что ли провокатор? Хыы)))) Я просто женщина, которая знает, что в случае войны дело мужчины - воевать. А дело женщины - лечить раненых или работать на фронт. Или заботиться о детях, о тех, кто в тылу и сам о себе позаботиться не может. Но воевать должен мужчина. И если на улице обижают кого-то слабого, кто не может сам за себя постоять - его должен защитить мужчина, а не женщина. Или вы, увидев как обижают слабого, ждали бы, пока какая-нибудь женщина вмешается, а сами в сторонке стояли? Мы, многие отписавшиеся тут женщины, потому и возмущаемся, что слишком уж очевидно, как некоторые комментаторы-мужчины простую трусость пытаются оправдать тем, что, "вера не позволяет". Что вообще ложь - ещё и как позволяет, и даже обязывает.
О духовном могут рассуждать только духовные,неужели мы сможем сказать лучше, чем святые отцы.
Вы с Вашими умозаключениями поосторожнее, а то Вы так и Сатану простите. Или уже простили, как врага Бога?
Если я ничего не путаю.
Жития святых и комментарии Аллы - разные вещи. Меня не статья про мужество возмутила, а некоторые комментарии. Мужество и бесстрашие - одна их тех добродетелей, которые лучше всего познаются опытно, а не умозрительно. И да, под пулями и ножами лучше всего. Ну, по крайней, мере проще и понятнее понять - достаточно ли ты смел и мужественен. Прыгни на нож и узнаешь.
Ёрничал я может и напрасно, приношу свои извинения. Не хочу никого обидеть, мои посты был написаны в гневе, мне показалось, что призывы к мужеству от женщин, - это не очень правильно, феминистично.
Я убежден, что чтобы рассуждать о мужестве надо хотя бы попробовать мужественным стать или быть. Иначе это будет фарс, мечта, посмешище бесов.
Я не люблю призывы к подвигам, к войне, к экстриму, к жестокости. Потому что это трудно и больно, и ничего хорошего, это делается ТОЛЬКО по необходимости, если уже не отвертишься.
"Я уверен, что если на ребенка Аллы кто-то нападет, она начнет звать на помощь, сама не полезет. Будет кричать - "а что мужиков не осталось!!!" Вот это почти что 100% инфа. Вот это простить нельзя лицемерам и болтунам. Поэтому за Алл никто и не заступается особо."
Любая женщина будет защищать своих детей. Это на автомате просто происходит. Но вы видимо на меня проецируете свое поведение - звать кого-то другого, ведь самому вступиться "вера не позволяет" ;)
О духовном могут рассуждать только духовные, неужели мы немощные сможем сказать лучше,чем святые отцы.
"Так я может и не пойду. Она сама пусть воюет, раз самая умная.
Трус ли я? Да и пусть трус. Но не пойду."
"Никого я защищать не буду. Жены у меня нет, партизаном я не буду, а от призыва скорее всего сбегу в леса.
Я бы хотел, чтоб Алла пошла служить."
Ну что же, вы сами признали, что вы трус. О чем нам говорить? Вы просто подтвердили мои слова. Но на Руси хватает и других мужчин, которые будут защищать жену не только свою, но и чужую, как и любую женщину, и вообще слабого в беде. И Родину будут защищать, а не в лес убегут. А у вас жены и не будет, скорее всего, девушки таких не любят ;)
…..Уважаемые форумчане, а кто из вас поехал В Сирию или на Украину проявить мужество и приять от Христа мученический венец?.....
Никогда не могла понять, зачем человек такое говорит и пишет? Зачем, человек ерничает, над тем, над чем ерничать грех? Хотя все Ваши комментарии, под данной статьей, одно сплошное ерничанье.
Кого Бог призвал, тот туда и поехал и проявил свое мужество и принял мученический венец от Христа, за то что не пожалел живота своего за други своя. Но вот только досада,он ведь не сможет персонально для Вас написать статью о том, что такое мужество т.к. его нет среди нас, он теперь с Отцом нашим. А другим авторам Вы не верите и права им писать не даете. Как быть с этим?
Михаил, Вы хоть сами вдумались и вчитались в то, что Вы написали? Про Ваш ответ Алле, я даже ничего говорить, и писать не буду, т.к. глупость не комментируют.
Что касается Ваших дальнейших комментариев, что про мужество и героизм должны писать только те, кто действительно проявлял и мужество и героизм, то логика в Ваших словах отсутствует напрочь. Скажите, а такому произведению как «Житие Святых», написанное Свт. Дмитрием Ростовским Вы верите? Ведь «Житие Святых» не самими святыми написано. Да и сам Свт. Дмитрий Ростовский лично с каждым из святых не был знаком. Значит, нам не следует верить тому, что там написано, если же следовать Вашей логике? А ведь именно жизнь святых учит православный народ, мужеству, стойкости, отваге, а также учит заступаться за обиженных, гонимых и не проходить мимо, когда видишь беззаконие.
И почему Вы считаете, что те, кто пишет комментарии здесь на форуме, да и сам автор статьи священник Валерий Духанин, в своей жизни не проявляли мужество и героизм? Вы тот, кто читает сердца человеческие? Или по-Вашему мужество проявляется только на линии фронта, под шквалом пуль, а в повседневной жизни места для мужества нет?
Отцы, браться и сестры? Вы говорите, что мужество это прекрасно. И так и есть. Но прекрасно для кого? Для нас или для вас?
Наверное для нас, чтоб вы могли писать стати и комментарии о героях и мужестве.
В целом давно надо было поднять эту тему и никогда не упускать из внимания и по статье,в целом, сгласен, кроме одного.
Вот наиважнейший момент - "искоренение зла в окружающем мире",- вот с этого начинается самое страшное зло. Люби врагов своих - за их точное указание твоих слабостей, брезгуй врагами веры - как любого противоестественного, болезненного явления, сокрушай врагов отечества - кто если не ты сохранит дом твой. Но не берись за искоренение зла в других - все злодеи как раз с этого и начинают.
Это только красивые слова, которые пустые и духом не растворны.
Мне приходилось вот. И что такое страх и что такое смелость и великодушие я на свое шкуре испытал.
И поэтому читать и статью и комментарии несколько даже обидно. С одной стороны правда, а с другой и нет. Посмотрите фильм "Остров". Хотя бы РАЗ лично сами рискните жизнью, - пусть вам из автомата в живот очередь пустят.
Вот после этого я вас буду слушать.
Пусть о смелости и мужестве говорит смелый и мужественный. По крайней мере не в повелительном наклонении. Можно говорить с восхищением, как о чем-то хорошем, но без позы. А тут в комментариях женщины пишут.
Фарс какой. Вот потому ваши мужья в храмы и не ходят.
Действительно, чаще всего просто не понятно, где место действию, а где бездействию. Где страх, а где осторожность. Вот лично у меня с этим очень сложно. В некоторых вещах, которые я определяю однозначно как МОЁ ДЕЛО я смел. А в остальных нет.
Вот тут Алла пишет, так патетически мол - а будешь ли воевать, если что.
Я отвечаю - "не знаю, может и нет, смотря что за война, смотря что за ситуация, я же не Аллу буду под нож ложить, а себя"
Им, провокаторам и "пророкам" легко призывать, так как они не пойдут в бой, а пойти должен лично я. Даже не священник Валерий. А я. И если я не понимаю, в чем дело - никуда я не пойду.
Так же и со Сталиным, с Чечней, с личными всякими делами. Просто часто не ясно, где и что надо делать. Вот в этом всё дело. Не будешь же слушать болтунов и теток. В нашем мире врага не видно.
НН, вы не совсем правы вот в этом:
..."А ребенка? Правильное воспитание, окружение - очень важны. У меня среди родственников есть атеисты, которые выросли в семьях... правильно, атеистов".
Правильное воспитание и окружение, бесспорно, очень важны, и тем не менее, это не гарантия ВЕРЫ. Вспомните, скольтко "пламенных революционеров" выросло в семьях даже священников, а не только просто верующих...
Мне далеко за примером ходить не надо: бабушка моя по отцовской линии (Царствие ей Небесное!) была верующей, а мой папа - нет, хоть и воспитывали его в религиозной семье; а по материнской линии - у бабушки висела икона, но я ни разу не видела, что бы она хоть раз перекрестилась, и из семерых её детей - нет ни одного верующего,(в т.ч. и моя мама). А у неверующего брата моей верующей бабушки - все трое детей - верующие. ВЕРА - это дар Божий, "Не вы Меня избрали, а Я вас". Многие из нас ХОТЯТ быть верующими, что очень хорошо, но ВЕРУ надо вымаливать у Бога. То, что имею я, напаример,- это МАЛОВЕРИЕ. И как поведу себя в трудной ситуации - только Богу известно. Но знаю - при ТВЁРДОЙ РЕШИМОСТИ Господь силы даёт. Надежда только на Него. Не оставь нас, Господи, укрепи нашу веру, пошли нам пастырей добрых для научения и вразумления, таких, как о.Валерий! Помоги нам, Господи! Простите.
.....
Otkyda takaia yverenost"
,chto Stalin ybival millioni? Liberalnie Smi skazali?
...On k vlasti shel dolgo,voina s 5 kolonoi. Slishkom xorosho on znal pretendentov na prestol,i ix namerenia.Razve moego pradeda regenta cerk. Xora na Solovki Stalin poslal? 1926.
....
.... Smotrite,kto zavedoval lageriami . Smotrite,komy prinadlezala sama idea "trydovix armii",lagerei,i pr. Eshe v 1919. (Trockomy,i dr.)Gde tyt Stalin?
...Terror toze Beria delal?
ili Ezov s Jagodoi? Beria kak raz i zakril terror,1938.,priexav iz Zakavkazia .
V konce koncov,Stalin viigral voiny. S etim bydete sporit"?
Koroche,ne chitaite pered obedom liberalnix gazetenok.
НО, когда народ разделен на двое, когда священство разделено на двое, когда одни в других видят бесовскую силу и наоборот? Когда одни видят себя "ревнителями" веры, а другие себя? Что? По своей воле определять свой- чужой?
С фашистами все просто- они сжигали города и села. А Сталин? Исподволь, " по закону" истребил миллионы. Да, Господь предал его позорной смерти, но правильно ли что люди терпели? Немцы 20 раз пытались убить Гитлера, а Сталина пытались уничтожить? По моему даже подполья не было. Как правильно? Как по христиански? Терпеть тирана или уничтожить его?
Это очень противоречивая тема, одно ясно, трусливым, в частности писавшим ниже, желаю при случае найти в себе мужество согрешить некротостью во славу Божию.
"НИКАКАЯ ВЛАСТЬ И НИКАКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ на ВЕРУ не влияет!"
На веру взрослого, уже верующего человека не влияет. А ребенка? Правильное воспитание, окружение - очень важны. У меня среди родственников есть атеисты, которые выросли в семьях... правильно, атеистов.
1. На вашу жену или ребенка на улице напал кто-то. Вы неподалеку находитесь и видите это. Ваши действия?
2. На вашу Родину напал враг. Вас призывают на фронт. Ваши действия?
3. Враг захватил вашу землю, вы под оккупацией, ваш народ терпит страшные страдания. Но у вас есть возможность пойти в партизаны. Ваши действия?
..." за маму, жену,ребенка,и Родину мы порвет любого, так как это понятно и логично, а вот за Веру и Христа не каждый способен, так как это уму нашему непонятно и не логично. Добро бывает разное и мое мнение Добро с кулаками - это от тщеславия и гордыни"...
Иван, рискну задать Вам такой вопрос: Спасать одновременно надо и маму, и жену, и ребёнка,- а спасти можно безоговорочно только одного человека... Кого спасать будете?
(Только не надо говорить, что этот вопрос не имеет ответа).
Добро в данном контексте - христианские ценности; и напрасно Вы всех причесываете под одну гребёнку: это в советское время ныне покойная игуменья Серафима (Чичагова) сидела за ящиком в храме Илии Обыденного; преподаватели и студенты МГУ и Консерватории ходили в этот храм и пели в хоре - это знала вся Москва. НИКАКАЯ ВЛАСТЬ И НИКАКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ на ВЕРУ не влияет! Бог во все времена Один и Тот же! На людей трусливых, склонных к карьеризму, предательству и вероотступнечеству - ДА! Очень удобно прикрываться внешними причинами. ВЕРА - это не массовое явление, даже среди тех, кто считает себя верующими...Увы. "Из них первый есмь аз"! Простите!
«А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5:39), иначе – отдай себя в жертву своенравию и злобе людской. Но так и жить нельзя? Не беспокойся. Кто эту заповедь дал. Тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полной верой, от всей души пожелаешь так жить, чтобы не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. От того бывает, что претерпи только первые натиски злобы – люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит на семью, а потом из поколения в поколение. Епископ Феофан Затворник
Цель жизни христианской — восхождение человека к богоподобию.
Прп. Антоний Великий
Вот так "защитник" семьи и Отечества! Слава Богу, большинство русских мужчин помнят, что такое истинное мужество.
Наступило такое время, что придётся бороться за своё будущее. Мы много читали о суровых временах, о подвижниках, о примерах мужества... вот и на наш век перепало. Хотим мы этого или нет. Поэтому те, кто будет призывать к "непротивлению" - предатели и волки в овечьих шкурах! Их цель - сломить дух до начала борьбы.
В советский период не каждый христианин мог заявить, о своей вере открыто,прийти в храм Божий на Великую Пасху,перекреститься на улице перед Храмом, и от этого очень страдали. Это была была трусость, а ни смирение и так можно было и вообще отказаться от веры. За годы советской власти мы все, кто родился и жил в тот период приобрели страх перед Властью и человеком, в этом стыдно признаться, и сегодня легко осудить,вероотступника того времени, не имея даже понятия о том времени, но страха Божьего мы как неимели так и сейчас неимеем. А без смирения и страха Божьего мы не Христовы и наша правда с кулаками может оказаться далеко от Божьей Истины.
Я не говорю о том,что за маму, жену,ребенка,и Родину мы порвет любого, так как это понятно и логично, а вот за Веру и Христа не каждый способен, так как это уму нашему непонятно и не логично. Добро бывает разное и мое мнение Добро с кулаками - это от тщеславия и гордыни.
Мне так кажется, что ни один Гегемон, сейчас не смогбы найти в нашей православной жизни причин, чтобы отдать нас на мученическую смерть за Веру во Христа.
Простите мне мое высказывание.
Спаси нас всех Господи и помилуй.
Все остальные разговоры, лишь оправдание трусости, лени и прочей дряни.
Однажды был избит группой:трое вели беседу,а четвертый сзади подкатился под ноги,он упал,били трубой по голове.В этот день эта группа избила еще троих тяжко,с потерей зрения у одной жертвы.Когда был суд-нас не было даже в списке свидетелей усилиями адвоката.
Прошло время,моя дочка подросла,красивая-многие в нее были влюблены в школе и в округе.Один из парней долго пытался с ней познакомиться,получилось,вроде не плох парень.Он обрадовался,надышаться на нее не мог,пошли гулять,в беседе выяснилось,что он один из той группы,кто несколько лет назад избил ее брата.Получил резкий отказ-этот человек не для жизни,подлость не приемлема,особенно по отношению к членам нашей маленькой семьи.
..."А если хотите помочь, или заступиться, или дать отпор, то помолится надо или благословение получить. Господи помилуй".
Вот когда к вашей знакомой девушке в лифте какая-нибудь тварь начнёт приставать, то прежде, чем ему вломить промеж глаз или в другое место, девушке хорошо бы успеть взмолиться: Господи, благослови! - вот тогда удар точно в цель попадёт, можно не сомневаться... А если она не успеет эти слова вспомнить, а просто так врежет - Вы её не поймёте, что ли? А если Вы рядом будете - то без благословения не вступитесь, про Серафима Саровского вспомните?
Сергей, не надо тревожиться, статья предельно четкая и честная, большинству понятна. Другими словами - "Добро должно быть с кулаками"... Не все могут с этим согласиться, так как мужества не хватает. Это не упрёк, ни в коем случае, просто одним дано отличить доброго от добренького, а другим пока - нет... И не надо даже пытаться своё бездействие прикрывать смирением - это лукавство, и его всегда видно. Ко многим относится, и ко мне тоже. Простите!
...И вряд ли Христос кнутом лупил людей, выгоняя их из храма....
Так сообщите нам, как Христос выгонял торговцев из храма? Просветите нас.
...Господь все видит и сам управит, и нам судить и вмещиваться никто права не давал. А если хотите помочь, или заступиться, или дать отпор, то помолится надо или благословение получить....
Сергей, если Вы будите идти по улице и увидите, что бьют женщину или грабят кого-либо или группа хулиганов избивает малолетнего, то конечно Вы пойдете, найдете церковь, получите там благословение и только после этого пойдете заступаться? Или пройдете мимо, посчитав, что так Богу угодно и нечего вмешиваться в его промысел? А если враг Отчизны нашей перейдет границу и будет жечь города и села и убивать наших граждан, то Вы как «истинный христианин» врагу еще дорогу на Москву покажете и пирожков дадите, чтобы враг с голоду не опух? Оправдав свою трусость волей Бога. Если бы наши предки думали, так как Вы, то земли русской не было и нас, как прочем и Вас, тоже.
В наше время такие статьи очень нужны, а вот такие комментарии как Ваши вредны и не нужны.
А жены-мироносицы? Тут и говорить ничего не надо. Меньше отговорок. Кстати, подумалось, женщины часто сами из мужиков тряпок делают. Цепляются за локоть, бубнят, не лезь. Вот он и не лезет.
Несколько лет назад у нас во дворе пятеро подростков убивали ногами одного. Дом из семи подъездов. Зрелище. Все пялились, ни одна (уж не знаю как и назвать ) особа не догадалась даже в милицию позвонить. Я заорала, что вызову милицию, все разбежались. Муж вот тоже ворчал -что, больше всех надо?
Когда у нас пожар недавно был, внизу все с телефонами стояли, снимали. Один парень из 22 этажей догадался подойти, предложить помощь. Это обязательно мужиком быть? Баба с этим никак не справится? Пол здесь совершенно не при чём.
Полагаю, слова свт. Филарета некорректно применять к любому отечеству, в отрыве от контекста.
Настолько подробно и внятно, что даже толстовцы с их "неразрешимыми" вопросами посрамлены ясностью его мысли и логикой его выводов.
...Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо "зло" - не пустое слово, не отвлеченное понятие, не логическая возможность и не "результат субъективной оценки". Зло есть прежде всего душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Встречая отказы и запреты, наталкиваясь на стойкие пресечения, поддерживающие духовные и моральные грани личного и общественного бытия, оно стремится просочиться сквозь эти препоны, усыпить бдительность совести и правосознания, ослабить силу стыда и отвращения, принять приемлемое обличие, и если возможно, то расшатать и разложить эти живые грани, эти зиждущие формы личного духа, как бы опрокинуть и рассыпать волевые стены индивидуального Кремля...