Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Ответственность — предельно высокая

Для многих наших соотечественников внутренняя жизнь Церкви остается непонятной, почти инопланетной. И очень часто у людей нецерковных возникают вопросы о том, как устроена Русская Православная Церковь, чем отличаются священники от диаконов, зачем Церкви Патриарх… Обо всем этом и многом другом сегодня рассказывает саратовский священник Максим Плякин, который многие годы занимается подготовкой материалов о прославлении святых.

— Часто в попытке объяснить нецерковному человеку, что такое Церковь и как она устроена, проводятся параллели между церковным и государственным устройством. Верно ли это? Похожа ли церковная иерархия на иерархию государственную?

— Подобную параллель, несомненно, можно провести. Как любая большая и организованная общность, Церковь нуждается в институте управления. А поскольку наша Церковь на сегодняшний день в семье Православных Церквей крупнейшая из существующих — и по числу храмов, и по числу верующих,— то естественно, что сложность ее управленческого аппарата сопоставима с размерами и численностью самого государства. Однако при этом необходимо помнить вот что: у государственной иерархии есть, строго говоря, задача управления и соблюдения законности на территории страны. А у церковной иерархии существует второе измерение — не только здешнее, земное, но и небесное, которого по понятным причинам государственная вертикаль лишена. Это измерение сопряжено с тем, что, как верит Церковь, епископы, то есть представители церковной иерархии, являются носителями тех благодатных даров, которые Иисус Христос передал апостолам. Сохранение этих даров и связано с тем, что апостолы, следуя установлению Самого Христа, установили в Церкви иерархию.

Самый известный из этих даров — власть накладывать и снимать церковное запрещение, так называемая «власть ключей». Например, если человек очень тяжело согрешил, является носителем лжеучения, открыто противопоставляет себя Церкви, то во власти епископа — принять дисциплинарные меры. Наведение порядка может происходить и в государстве: человека, нарушившего закон, ожидает наказание. Но для Церкви главное — не наказание, а тот факт, что человек, пошедший против Церкви, выступил против Христа. И в результате реализуется то, о чем Иисус говорил апостолам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). Это связывание, власть запрета, относится не к земной судьбе человека, а к его взаимоотношениям с Богом.

Самое жесткое наказание, которое применяется в церковной среде,— лишение человека церковного общения, отлучение от Церкви. К нему прибегают, когда видят или нераскаянность человека, или откровенный бунт против церковных установлений. В этом случае Церковь публично отказывается считать его своим. Как говорил Сам Иисус: если [согрешающий] и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь(Мф. 18, 17). Некой отдаленной аналогией этого действия можно назвать светскую процедуру лишения гражданства.

— Как часто людей отлучают от Церкви?

— Отлучение от Церкви, от ее благодатной жизни — крайняя мера. В буквальном смысле — высшая мера наказания, поэтому применяют ее крайне редко. За весь XX век, даже несмотря на то, что он был очень бурным, подобных случаев было очень мало. В последний раз это произошло в 1997 году, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви отлучил монаха Филарета, ныне известного как «Киевский патриарх».

Самый хрестоматийный случай отлучения — это случай графа Льва Толстого. Но нужно отметить, что тогда было заявлено, что Лев Николаевич сам не пожелал быть членом Церкви и Церковь с болью и горечью констатирует его отпадение. Но слов «Да будет он анафема перед всем народом» — такова формулировка отлучения — произнесено тогда не было. И послание Святейшего Правительствующего Синода заканчивалось призывом ко всем православным Российской империи молиться о том, чтобы Льву Толстому Господь даровал покаяние и вернул его в лоно Церкви.

— Мы сейчас говорим о соблюдении законности в Церкви, к которому призваны епископы. Но Вы говорили и о других апостольских дарах. К чему еще призваны епископы в Церкви?

— Для представителей церковной иерархии основная и первейшая задача — священнодействие, совершение священного служения. Вот почему обобщающее название для всех людей, служащих в Церкви,— священнослужители. Священнодействие — это, если угодно, квалифицирующий признак церковной иерархии. Это то, что свойственно религиозной иерархии в принципе, то, чего нет у иерархии государственной.

Мы верим, что руками христианских священнослужителей Господь совершает Свое дело в этом мире. Священники — не представители Бога на земле, они — Его руки, Его орудия. Православная Церковь верит, что даже если среди священнослужителей окажется человек, недостойный своего звания, но пока не подпавший под церковные прещения, его руками все равно действует Господь. В священном служении главное — не личность человека, который возглавляет молитву, а то, что его руками действует Христос, Который способен очистить даже совершенное недостойным человеком.

Говорить о качественном отличии священнослужителя от обычного прихожанина нельзя — мы все в этом смысле дети Церкви. Но священнослужителям дана особая власть — власть своими руками творить Таинства. И Таинство происходит там, где реальность земная, действие рук священника — возлияние воды в Крещении, приношение хлеба и вина в Евхаристии, освящение масла при Соборовании — встречается с даром Божиим — исцелением при Соборовании, возрождением человека в Крещении, преподанием Тела и Крови Искупителя в Евхаристии.

Совершение Таинства — это даже не особая власть, данная священнику. Это ответственность. В Библии сказано: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). И любой священнослужитель, приступая к своему служению, эти слова обязан помнить.

По наперсному кресту внешне можно отличить священника от диакона По наперсному кресту внешне можно отличить священника от диакона
— Понятно. Но каким образом устроена церковная иерархия? Кто в ней главный, кто помладше?

— Церковная иерархия ступенчата, и это связано с различием функций на каждой ступени.

Выше всех — епископы (в переводе с греческого «надсматривающие»), которые хранят и передают апостольские дары: власть ключей, дар совершения Таинств, дар дальше строить, созидать Церковь. Поскольку они хранители, именно они и являются иерархией в строгом смысле слова. Это слово в переводе с древнегреческого означает «священное правление».

Однако в первые же десятилетия своего существования Церковь столкнулась с тем, что апостольских учеников — епископов — меньше, чем христианских общин. И для того чтобы осуществлять свое служение на определенной территории среди большого количества людей, епископам нужны помощники. Так образовалась вторая ступень в церковной иерархии — священники, их официальное название — пресвитеры, то есть старейшины церковного народа. Старейшины общин, старейшины приходов — это помощники епископа, они осуществляют власть священнодействия в рамках конкретной общины.

Появление третьей ступени церковной иерархии — ступени диаконата — исторически связано с тем, что на плечи диаконов (слово с греческого переводится как «служитель») ложилась деятельность общин, которая не была богослужебной: деятельность социальная, образовательная, иногда даже миссионерская. Однако со временем диаконы были включены в общую церковную вертикаль. Сегодня они — помощники священника при священнодействии. У них нет власти совершать Таинства самостоятельно, но поскольку они служат во время богослужения, то они включены в число священнослужителей Церкви.

Все прочие церковные служители, которые есть на любом приходе — чтецы, певцы, алтарники, звонари,— именуются церковнослужителями. Они так или иначе служат Церкви, но не участвуют в совершении священнодействия, как священники или диаконы.

— Почему все руководящие посты в Церкви занимают люди, принявшие монашество?

— Это попытка поставить на руководящую ступень в Церкви человека, который будет отдаваться своему служению полностью. Человек, у которого есть семья, который обязан заботиться о супруге и детях, может не справиться с ответственностью, которая налагается на епископов. С древнейших времен на епископское служение в Церкви старались призывать людей, не связанных браком. Не потому, что они более чисты или более святы, нет. Это некоторая гарантия того, что у человека не будет других забот, кроме его прямого дела — заботы о Церкви.

В нашей истории, кстати говоря, были и женатые епископы, в частности святой Иларий Пиктавийский. Сохранилось очень трогательное письмо к дочери, написанное им, когда он был уже епископом. Он современник великих Каппадокийцев, это IV век. Однако все-таки, несмотря на это, в епископы старались призывать христиан или давших обет девства, или вдовых. Такая практика была официально узаконена в конце VII века Шестым Вселенским Собором. В Русской Церкви необходимость для архиерея быть монахом закреплена в Уставе.   

Храм Христа Спасителя в Москве Храм Христа Спасителя в Москве
— Противники Церкви часто упрекают ее в излишнем консерватизме, не забывая уличить и в недемократичности. А вот так, положа руку на сердце, демократия в Церкви возможна?

— Я думаю, что сама по себе политическая демократия очень сложно осуществима на практике. В Церкви же сосуществуют два начала. С одной стороны, власть епископа в Церкви — это не только власть администратора, это власть человека, облеченного священной властью. И поскольку источник этой власти — не люди, а Бог, то в этом смысле наша иерархия изначально строится вертикально: от Бога — апостолам, от апостолов — епископам, сверху вниз. И тут народ Божий проявлять свою волю не может просто потому, что не он является источником этой власти.

С другой стороны, когда избираются кандидаты на епископское служение, Устав Русской Православной Церкви прямо требует от них доброго свидетельства со стороны. Иными словами, к епископскому служению не должен быть призван человек, который каким-то образом запятнал себя или в церковном смысле, каноническими преступлениями, или с уголовными преступлениями за плечами…

Если обратиться к примеру Саратовской митрополии, то два младших Епископа тут были некогда настоятелями приходских храмов. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий — бывший настоятель Свято-Троицкого собора Саратова. Под началом Епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия служил когда-то я сам — он был настоятелем саратовского храма в честь Рождества Христова. Вскоре после избрания Владыки Пахомия на епископское служение на сайте Саратовской епархии появилась даже просьба к Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину от прихожан Троицкого собора оставить собор в подчинении Покровской епархии, чтобы связь с полюбившимся священником не прерывалась. Понятно, что эта просьба была абсурдна — не может храм в одной епархии подчиняться епископу в другой,— но это совершенно противоречащее канонам прошение хорошо показывает психологическое отношение людей к избранному кандидату: они не хотели с ним расставаться, сроднились с ним. А многие прихожане Христорождественского храма несколько раз в год собираются и едут в Балашов для того, чтобы пообщаться со своим бывшим настоятелем, с Владыкой Тарасием. И их вовсе не останавливает тот факт, что придется преодолеть расстояние почти в 500 километров — туда и обратно.

Подобные иллюстрации того, как церковный народ относится к избранному на епископское служение кандидату, мне кажется, должны закрыть разговор о неучастии церковного народа в избрании епископа. Избирают людей, которые были любимы прихожанами.

Кроме того, полезно помнить, что Первый Вселенский Собор в начале IV века, полторы с лишним тысячи лет назад, постановил, что если епископа на младшую епархию изберут без согласия митрополита, то это избрание незаконно.

— Русскую Православную Церковь возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси. А собственно говоря — зачем он Церкви нужен? Каковы задачи Патриарха?

— Если вернуться к началу нашего разговора и провести аналогию со светской вертикалью, то все становится понятно: во главе большой и организованной общности должен стоять человек, который мог бы брать на себя предельно высокую ответственность. И хочу напомнить, что в церковном служении священная власть — это не столько полномочия, сколько огромная ответственность. Патриарх — человек, который берет эту предельно высокую ответственность на себя. И это закреплено в церковных постановлениях, восходящих к апостольским временам. В 34-м Апостольском правиле указано, что епископы всякого народа должны знать первого среди них и признавать его главой.

Исторически появление первых епископов, кристаллизация больших церковных округов связаны со столичными городами. Именно епископы столичных городов, городов значимых, вполне естественно брали на себя предельную ответственность.

Формирование Патриархатов в церковной истории растянулось на несколько столетий, границы их неоднократно менялись. Наша родная земля Московским Патриархатом стала далеко не сразу. Долгое время в церковном отношении Россия числилась лишь одной из церковных провинций Патриархата Константинопольского. Но к XVI веку формирование отдельного церковного округа было завершено, и в 1589 году у нас появился первый Патриарх Московский — Иов. Епископы всей Русской земли его признали первым над собой, признали как своего главу. Именно со времен святого Иова епископ стольного града Москвы носит почетный титул Патриарха и олицетворяет собой ту предельную меру ответственности перед Богом и людьми, которая возможна в Православной Церкви.

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов. Художник В.В. Шилов Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов. Художник В.В. Шилов
— Святейший Патриарх сам, единолично принимает какие-то решения, касающиеся жизни Русской Православной Церкви?

— В Уставе Русской Церкви есть специальный раздел, посвященный патриаршему служению. В частности, там отмечено, что право единоличного решения каких-либо вопросов у Патриарха очень и очень ограниченно.

При Святейшем Патриархе существует совещательный орган — Священный Синод Русской Православной Церкви, в который входят архиереи крупнейших епархий, руководители церковных ведомств. Кроме того, в состав Синода по очереди вызываются все архиереи нашей Церкви. Другими словами, каждый епископ в течение определенного периода времени участвует в работе Синода.

Кроме того, Патриарх для решения каких-то важных вопросов церковной жизни собирает на совещания всех епископов Церкви. Совещания эти носят название Архиерейских Соборов, собираются раз в два года. Это уже общий голос всего епископата нашей Церкви.

В случае решения каких-то чрезвычайно важных для Церкви задач за Патриархом есть право созывать на Собор не только епископов, но и духовенство и мирян. В последний раз необходимость в этом возникала тогда, когда на свой пост был избран нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,— в 2009 году. Внушительное собрание представителей всей Церкви решало, кому из достойнейших быть Патриархом.

— Святейший Патриарх избирается пожизненно?

— Да — согласно Уставу Русской Православной Церкви.

— А он может покинуть свой пост, как, например, недавно поступил Папа Римский Бенедикт XVI?

— Может. Эта процедура тоже прописана в Уставе. Как раз первый русский Патриарх, святой Иов, почил на покое, уже не управляя Церковью. Но это был исключительный случай. Патриархи на Руси на покой обычно не уходили — и несли свое предельно ответственное служение до последнего.

Газета «Комсомольская правда» № 117 (26295)

Наталья Волкова

Рейтинг: 9.9 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Врачебница, а не прокуратура Врачебница, а не прокуратура
Сергей Худиев
Врачебница, а не прокуратура Врачебница, а не прокуратура
Сергей Худиев
Ответ на статью Александры Славянской «Любовь и РПЦ», опубликованной на «Снобе».
О священстве, пастырстве и духовничестве О священстве, пастырстве и духовничестве
Прот. Вадим Леонов
О священстве, пастырстве и духовничестве О священстве, пастырстве и духовничестве
Беседа с протоиерем Вадимом Леоновым
Что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий? Как выбрать духовника? Можно ли переходить от одного духовного наставника к другому? Что такое младостарчество, отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой? На эти и другие вопросы мы попросили ответить протоиерея Вадима Леонова.
«В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога» «В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога»
Священник Михаил Богатырев
Была промозглая ранняя весна, я замерзла и автоматически спрятала руки в карманы куртки, чтобы немного согреться. Не успела я так простоять и пары минут, как ко мне подошла женщина в монашеском одеянии и сказала, а точнее, выкрикнула, что в святом месте православному человеку не положено держать руки в карманах. Сделано замечание было в довольно грубой форме, к ее критике охотно присоединились некоторые прихожане. От удивления я даже не смогла что-то ответить, а вместо этого стыдливо опустила голову. Было обидно до слез.
Комментарии
Владимир 4 декабря 2015, 12:17
Осмелюсь спросить адрес источника с более подробным описанием церковной иерархии. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Священник Максим Плякин

Новые материалы

Выбор читателей

×