17 сентября 2017 года ушел из жизни Федор Ефимович Василюк, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ПИ РАО, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Сегодня, в день отпевания и похорон раба Божия Феодора, сайт Православие.Ru публикует интервью психотерапевта, данное нашему порталу 3 года назад.
О том, нужны ли знания психотерапии священнослужителям и об опыте преподавания психотерапии студентам Сретенской духовной семинарии – беседа с Федором Ефимовичем Василюком, психотерапевтом, доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета.

– Такие случаи не так уж часты, но, тем не менее, нас радует, когда священники оказываются на занятиях по психологии и психотерапии. В частности, мне вспоминается один подмосковный протоиерей. Он объяснял свой интерес к психологии так: «Я не собираюсь становиться профессиональным психологом, я – священник. У меня очень много задач на приходе, школа, социальное служение, работа с семьями детей, и мне нужны разные специалисты – и психологи в частности. Я хочу понимать, что они могут, я хочу управлять со знанием дела этим процессом, и поэтому я получаю такое углубленное образование». Вот один из мотивов.
– А зачем другим нужна была психотерапия?
– Могу вспомнить еще одного московского священника, который у нас сейчас проходит длительную программу. Он, прежде всего, хотел бы углубить и, может быть, сделать более точным способ ведения духовных бесед с прихожанами. Ему кажется, что в детской, семейной и во взрослой психотерапии он найдет какие-то инструменты, которые сможет встроить в свое священническое служение, в душепопечение.
– Вообще-то пастырское душепопечение и психотерапия – это не одно и то же.
Не анализировать и давать советы, а соучаствовать в переживании человеком какой-то его беды, проблемы.
– Психология – это палка о двух концах, потому что психология может иногда мнить себя такой самодостаточной, помогающей как бы от самой себя. А душепопечение церковное все-таки строит так эту работу помощи, чтобы призывать Господа участвовать, соучаствовать в этом, в преодолении беды, кризиса, в семейных неурядицах и т.д. Вот, мне кажется, кардинальное отличие.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем курсе, который вы читали семинаристам.
– Он занимает в целом, на базе высшего психологического образования, три года – подготовка по «Понимающей психотерапии». Мы исходим из того, что в психотерапии мы встречам человека, находящегося в кризисе, в какой-то безысходной ситуации, в ситуации невозможности, когда он ничего не может сделать со своей бедой, утратой, каким-то предательством. Сделать уже ничего нельзя, сбылось… Беда какая-то случилась, но жить надо. И что человеку остается? Ему остается – пережить эту ситуацию. Пережить – значит, совершить такую душевную работу, которая переосмыслит какие-то ценности, свои установки, отношение к жизни. Вот эта работа переживания и является в «Понимающей психотерапии» главной, поэтому дело психотерапевта состоит тогда не в том, чтобы проанализировать и дать советы, рекомендации и т.д., а чтобы соучаствовать в этой работе переживания. И то, что делает психотерапевт, мы называем термином «сопереживание». Это не только эмоциональный отклик, но и интеллектуальное соучастие, это и включение в анализ его ситуации. Сопереживание – это всё то, что делает терапевт для помощи человеку в его переживании. Вот главный смысл, а метод, которым это делает человек, – это метод понимания. Со студентами мы осваивали базовые приемы понимания другого человека. Оказывается, это не самая простая вещь; может быть, даже самая сложная – понимание. Вот чему был посвящен курс – такому алфавиту приемов понимания другого человека, находящегося в беде.

– И чего в итоге удалось достичь за такой короткий курс?
– Ну, я думаю, эту азбуку студенты усвоили. Может быть, вы помните – а я помню – ту радость, когда вдруг впервые на улице из букв, которые ты уже знаешь, складывается слово. Были просто буквы, а теперь – слово! «Хлеб», читаешь, «Молоко». Это большая радость. Мне кажется, студенты не только эти буквы освоили, но и научились «Хлеб» и «Молоко» читать. Они встали на первую ступеньку такой профессиональной психологической помощи.

– Насколько успешно они этого достигли, не имея психологического образования?
– Здесь были свои трудности, но семинаристы их блестяще преодолели. Конечно, целый ряд понятий требует какой-то подготовки, чтения книг. Но, тем не менее, отсутствие этих знаний в данном случае можно было компенсировать за счет двух, мне кажется, вещей. Во-первых, за счет логики. Все-таки курс читался семинаристам-выпускникам, это были ребята с очень хорошо поставленным мышлением. Это важно – уметь хорошо думать. У них организованный такой ум. А второе: они достаточно чуткие эмоционально. Вот, собственно, наличие ума и сердца и позволило преодолеть дефицит образования в области психологии. Поэтому я доволен результатом.

– Федор Ефимович, чем в вашем восприятии отличаются семинаристы от студентов-психологов светских университетов?
– Конечно, в университетах не начинается лекция с «Царю небесный…» Но это внешнее, казалось бы, отличие накладывает свой отпечаток и на внутреннее пространство общения. Студенты обычных университетов кажутся более открытыми; студенты семинарии вначале – такими более замкнутыми, как будто бы у них мундирчики застегнуты на все пуговицы. Студенты обычных университетов более эмоционально оживлены, а студенты семинарии… чувствуется, что в них много чувств, эмоций, жизни эмоциональной, но она как будто бы как в атомном реакторе кипит, такая сдерживаемая. Воды может быть много и у студентов светских заведений, и у студентов семинарии, но там вода расплескана повсюду, а тут она в колодец собрана и ощущение большей глубины.

– А что на вас произвело наиболее, может быть, яркое впечатление?
– Для меня оказалось некоторой неожиданностью то, как в самом начале курса многие семинаристы, которым нужно было откликнуться на какую-то жалобу условного пациента, вдруг начинали говорить маленькую проповедь, наставления, объяснения, почему из-за греховности так с людьми случается. В этом был иногда такой избыток, на мой вкус, назидательности… Но это довольно быстро прошло. Меня поразило, как быстро они прошли за несколько занятий этот путь к разрешению себе более открытого, свободного, живого общения в такой ситуации, которая будет у них встречаться каждый день, когда нужно будет кого-то поддержать.

– Во время перерывов и после занятий, я знаю, студенты задавали вам вопросы, подходили к вам. Что они спрашивали?

Есть очень интересная книга Митрополита Иерофея (Влахоса) "Православная психотерапия". Но это уже совершенно другой курс.
Мне кажется, что каждому священнику имеет смысл изучать психотерапию и психологию.
1. Личные комплексы. Они есть, пожалуй, у каждого. И если будущий священник их не прорабатывает на этапе своей учебы, они могут болезненно проявляться в его пастырском руководстве в будущем - на его прихожанах.
2. Освоение коммуникативных техник. С точки зрения умения выслушать, прояснить ситуацию я больше мастеров встречал среди психологов, чем священников. Нередко священник начинал что-то активно советовать, не уточнив важные особенности. Если я не смог в этот момент ввернуть уточняющие слова - вся помощь откладывается до следующей исповеди, когда уже сам ему все детально сформулируешь.
3. Христианское отношение. Среди православных психологов я всегда встречал любовь и утешение. А вот священник иногда может после исповеди так на тебя смотреть, что и в храм этот ходить больше не хочется. Ни совета, ни благословения, и как будто боится от тебя оскверниться, как от прокаженного ...
Иначе, Вы рискуете потерять то к чему так долго шли. Порой могут быть такие консультации, что отвернут Вас от Церкви и христианской веры.
Но тем не менее...в церквях иногда можно найти как бы штатного психолога,педагога,нарколога и тп.
Но, Церковь это церковь.
Если люди захотят помощи профессиональной психолога или психиатра-они наверное знают где из найти.
В церковь,и в частности к Батюшке , мне кажется идут за другим. А так...
Благими намереньями...вроде и идея хорошая на первый взгляд.Обучаться..специалисты.Православная психология!
Но..Нет.
Если все материально и тп,ну так давайте сто специалистрв держать при церкви.Пришел человек страдающий грехами,а его к Лору.
Или он раскаился и мир его изменился-а его к дипломированному психиатру и врач его на антидепрессанты
Смешно или страшно?
О чем мы? Не искушение ли это?
Давайте еще соц работников, юристов, врачей... Вдруг человек в храм шел,а ему и стоматолог нужен?
Я может глупа и грешна,но честно против того чтобы подменялись понятий. Церковь это церковь.Медицина-это медицина.
Простите. Простите.Спаси нас всех Господь!